Ролевая игра "Суд над алкоголем"
методическая разработка по биологии (10,11 класс) на тему
Цель:
- донести статистическую и ситуативную информацию о вреде алкоголя
- показать, что алкоголь является наркотическим веществом, влияющим на физическое, психическое и социальное здоровье человека
Образовательные задачи:
- сформировать понятия «наркотическое вещество», «алкогольная зависимость»
- продолжить развитие анатомо-морфологических, физиологических, химических и экологических понятий
- закрепить у учащихся знания о механизме действия этилового спирта
- сформировать юридические понятия об административной и уголовной ответственности за поведение в алкогольном опьянении
Развивающие задачи:
- продолжить развитие у учащихся умений сравнения, анализа, обобщения; ораторских способностей; закрепление навыков работы с ИКТ
- активизировать любознательность, активную жизненную позицию
- показать прозорливость и мудрость народных поговорок
Воспитательные задачи:
- продолжить формирование понятия ЗОЖ, расширение кругозора в отношении взаимосвязи биологии с химией, физикой, социологией, психологией, математикой
- ознакомить учащихся с разнообразием профессий
- возбудить чувство неприятия к «пьяному» образу жизни и ценности человеческой жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy.docx | 39.96 КБ |
prezentaciya_1.ppt | 73 КБ |
prezentaciya_2.ppt | 457 КБ |
prezentaciya_3.ppt | 396.5 КБ |
prezentaciya_4.pptx | 739.66 КБ |
prezentaciya_5.ppt | 1.11 МБ |
prezentaciya_6.pptx | 984.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Ролевая игра «СУД НАД АЛКОГОЛЕМ» |
(для учащихся 10 класса) |
Подготовили учителя химии Васильчикова Оксана Анатольевна и биологии Воликова Елена Александровна МОУ «Лицей № 4» г. Саратова |
Г. Саратов 2011год.
Цель:
- донести статистическую и ситуативную информацию о вреде алкоголя
- показать, что алкоголь является наркотическим веществом, влияющим на физическое, психическое и социальное здоровье человека
Образовательные задачи:
- сформировать понятия «наркотическое вещество», «алкогольная зависимость»
- продолжить развитие анатомо-морфологических, физиологических, химических и экологических понятий
- закрепить у учащихся знания о механизме действия этилового спирта
- сформировать юридические понятия об административной и уголовной ответственности за поведение в алкогольном опьянении
Развивающие задачи:
- продолжить развитие у учащихся умений сравнения, анализа, обобщения; ораторских способностей; закрепление навыков работы с ИКТ
- активизировать любознательность, активную жизненную позицию
- показать прозорливость и мудрость народных поговорок
Воспитательные задачи:
- продолжить формирование понятия ЗОЖ, расширение кругозора в отношении взаимосвязи биологии с химией, физикой, социологией, психологией, математикой
- ознакомить учащихся с разнообразием профессий
- возбудить чувство неприятия к «пьяному» образу жизни и ценности человеческой жизни
Подготовка:
1) Назначить исполнителей ролей, дать задания по оформлению
2) Объявить по 6-11 классам о предстоящем конкурсе листовок: «Пить - жизнь губить!» Провести выставку за неделю до суда
3) Выбрать по классам 6-11 представителей - народных заседателей в суде
4) Провести анкетирование по классам, а затем, математический анализ ответов
5) Нарисовать плакат – объявление о предстоящем суде.
6) Подготовить карточки – смайлики для рефлексии, для зрителей.
Оборудование:
Мультимедийная установка, компьютер, DVD, диск с антирекламой алкоголя, мантия судьи, деревянный молоток судьи, кафедра, штатив с пробирками, белок куриного яйца, вода, раствор кислоты и спирта, игрушечный зеленый змей, клетка, смайлики.
Сценарий ролевой игры.
Ведущий. Добрый день дамы и господа, уважаемые гости! Мы приветствуем вас в нашем лицее – бывшем здании окружного суда, памятнике архитектуры. Сегодня, как и сто лет назад вы станете свидетелями судебного процесса над необычным, виртуальным персонажем – Иннокентием Алкоголиковым. С давних времен этот тип присутствует в нашей жизни, в переводе с арабского «алкоголь» - одурманивающий. С обвинением и защитой перед вами выступят учащиеся 10-го класса. В конце судебного заседания все, кто имеет смайлики должен будет, отдать их тому участнику суда, который покажется вам наиболее убедительным.
Секретарь. Встать, суд идет!
Судья. Представляю участников судебного процесса: (ФИО). Судебное заседание проходит в присутствии народных заседателей. И первое слово предоставляется социологу.
Социолог. (презентация 1)Согласно социологическим данным, количество подростков и детей, знакомых со спиртными напитками, растет. К совершеннолетию со вкусом спиртных напитков знакомы практически все молодые люди. По одним данным - 40 % , а по другим – до 70 % преступлений подростки совершают в состоянии опьянения, причем 8 из каждых 10 таких правонарушителей пошли на противоправные действия после того, как выпили в компании старших.
Итогами социологического исследования причинами приёма алкоголя являются такие, как:
- Самоутверждение: 52-65% (нравится, скучно).
- Символическое участие сверстников (друзья и взрослые тоже пьют): 18-31%.
- Снятие психического напряжения (для смелости, спокойствия): 12-15%.
По некоторым данным, около 52% школьников начинают свое приобщение к алкоголю именно с пива.
Мы провели анкетирование в нашей школе среди учащихся 6-11классов по вопросам касающимся употребления алкоголя.
- Какие напитки употребляют в вашей семье?
- Как часто, по какому поводу?
- Вас это угнетает?
- Известно ли вам о вреде алкоголя?
- Знаете ли вы, что алкоголизм – это болезнь?
- Можно ли оправдать приём алкоголя?
Исходя из данных, полученных в ходе опроса, можно сделать следующий вывод: во всех семьях наших учащихся употребляют алкоголь, в большинстве случаев по праздникам, все учащиеся знают о вреде алкоголя и практически все уверены в том, что алкоголизм – это болезнь.
Судья. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор. Сегодня слушается дело виртуального персонажа Иннокентия Алклоголикова, по кличке «Зеленый змий», обвиняемого в убийстве человеческой личности, семьи, общества и генофонда нации. Ввести обвиняемого! (полицейские вносят змия) И первым свидетелем по обвинению прошу заслушать кандидата медицинских наук, профессора. (ФИО)
Медик. (презентация 2)Алкоголизм – заболевание, которое формируется постепенно, исподволь, часто совершенно не заметно для окружающих и самого пьющего. Этот период называют бытовым пьянством, которое через 5 – 10 лет может перейти в хронический алкоголизм.
Первыми подвергаются воздействию алкоголя органы пищеварительной системы. Попадая в ротовую полость алкоголь, раздражает слизистые оболочки рта, языка, глотки, временно повышает функцию слюнных желёз. При длительном действии алкоголя наступает атрофия поверхностных слоёв языка, сглаживание сосочков, что приводит к потере вкуса. Кроме того, даже в молодом возрасте могут развиться и атрофические формы парадонтоза, последствием которых является преждевременное выпадение зубов. И бороться с этим заболеванием очень сложно.
От действия алкоголя страдает и слизистая пищевода. Попадая в желудок, алкоголь способен повышать выделение и изменять состав желудочного сока. При этом нарушаются функции желудка, и как следствие, возникают такие заболевания, как гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
Главной мишенью алкоголя является печень – основная «биохимическая лаборатория» нашего организма. Там происходит обезвреживание примерно 98% алкоголя, поступившего вместе с кровью. В результате наблюдается увеличение размеров клеток за счёт повышенного скопления жировых капель, нарушение их нормальной функции. Возникает сложное заболевание – жировой гепатоз. В случае хронического пьянства количество жира в клетках печени резко увеличивается, происходит их воспаление и гибель. На месте погибших печёночных клеток образуется соединительная ткань – развивается алкогольный гепатит, в дальнейшем переходящий в цирроз печени.
Результатом поражения клеток головного мозга у постоянно пьющих людей могут быть судорожные припадки – алкогольная эпилепсия. В запущенных случаях возникает острое психическое заболевание – белая горячка. Она сопровождается повышением температуры, зрительными и слуховыми галлюцинациями. Длительное воздействие алкоголя на мышечную ткань сердца приводит к перерождению отдельных участков сердца в жировую ткань. В результате сердце увеличивается в 2-3 раза и превращается в «сердце алкоголика» или «бычье сердце».
Адвокат. Это все слова, а есть ли у вас факты, которые это подтверждают.
Медик. Да, у меня имеются видеодоказательства.
Судья. Прошу секретаря поставить видеозапись. ( просмотр DVD-диска с антирекламой алкоголя)
Прокурор. Предлагаю заслушать еще одного свидетеля обвинения – специалиста-нарколога.(ФИО)
Нарколог. (презентация 3) Есть немало веществ, способных оказать наркотическое действие на психику человека в том числе и алкоголь.. Сразу после их приема возникает особое состояние – эйфория (мы часто его называем «кайфом»). Проще говоря, положительные эмоции усиливаются, а отрицательные ослабевают. В течение нескольких минут после приёма такого вещества возникают приятные ощущения и переживания: расслабленность, прилив энергии, уверенность в себе безмятежность. При частом повторении этого состояния у человека развивается болезненное стремление испытывать его вновь и вновь. Первоначальный прием наркотического вещества может вызвать защитную реакцию организма из-за токсичного действия такого вещества. Это может быть тошнота или рвота, головокружение, головная боль и т. п. При повторных же приемах наркотика у человека появляется навязчивое влечение к наркотическому веществу, психологическая зависимость от него. Человек постоянно думает о наркотике и вызываемом им состоянии.
Серьёзных изменений в состоянии организма пока ещё нет и окружающие не догадываются о проблемах этого человека. Постепенно дозы увеличиваются: нужно больше спиртного, чтобы напиться и зависимость человека от наркотического вещества возрастает. Наступает физиологическая зависимость – болезненное и трудно переносимое состояние, называемое абстиненцией. Она проявляется в виде общего недомогания, пониженной работоспособности, дрожания конечностей, озноба, болей в различных частях тела и т.д., для алкоголиков – это похмелье.
Прокурор. Предлагаю заслушать еще одного свидетеля обвинения – педагога. (ФИО)
Педагог. (презентация 4) Сколько трагедий происходит из-за того, что беременные женщины не отказываются от выпивок. Влияние отца - алкоголика на плод ограничивается моментом зачатия, а вот дальнейшее развитие плода зависит от материнского организма. Действие алкоголя на плод внутриутробного развития служит причиной не только рождения ослабленных детей, а также детей с врождёнными пороками отдельных органов, с разнообразными уродствами, но и высокой детской смертностью. Дети, которые были подвержены влиянию алкоголя, отстают в развитии. Они отличаются неусидчивостью, вялостью, быстро утомляются; страдают головными болями, заиканием, недержанием мочи (энурезом). Эти дети капризны, неуравновешенны в общении, жестоки и составляют группу риска в обучении и воспитании. Эти ненормальные дети рождаются не у алкоголиков, а у нормальных, но пьющих родителей. Поведение отца, неумеренно и часто употребляющего спиртное, отрицательно сказывается на детях. Дети очень любят подражать, а перед глазами детей отец – лентяй, эгоист, опустившейся человек, который никогда не станет для них авторитетом. Страх, стыд и ненависть – вот те чувства, которые испытывают дети, живущие в условиях пьяного быта.
Судья. Слово предоставляется свидетелям защиты.
Адвокат. Прошу вызвать свидетелей – господ Наливайко.
Семейная пара. А что, когда мы отмечаем праздники, почему бы моему старшенькому не выпить с нами рюмочку за здоровье? Мы всегда так делаем, и вон смотрите какой вымахал. Ну, конечно, учится неахти, но мы и сами с мужем не академики, не всем же профессорами быть! И младшенького родили, а чтоб ночью спал покрепче, я ему в молоко винца капаю, спит, как убитый.
Педагог. А можно я прокомментирую это выступление?
Семья сильно влияет на возникновение и распространение алкоголизма. Иногда именно родитель оказываются первыми, кто предлагает ребенку выпить рюмку спиртного. Нередко родители, отмечая какой-либо семейный праздник, считают необходимым посадить за стол вместе с гостями и ребенка. Перед ним ставят рюмку, в которую наливают пока не спиртное, а лимонад. Ребенок чувствует себя полноправным участником застолья. Для взрослых – это игра, однако игра опасная, т.к. вызывает стремление ребенка подражать взрослым. Не случайно у некоторых молодых людей встречается представление о выпивке, как о празднике своей взрослости.
Адвокат. Прошу вызвать свидетеля защиты работника аптеки - фармацевта. (ФИО)
Фармацевт. (презентация 5) Этиловый спирт имеет большое значение для фармацевтической промышленности. Наиболее часто применяется этанол при получении настоек, экстрактов и консервантов из лекарственного растительного сырья. Одновременно он выполняет роль консерванта.
Спирт является хорошим растворителем многих соединений, которые не извлекаются водой, например, жиры, эфирные масла.
Этиловый спирт используется как растворитель и консервант в концентрации от 2 до 30% при изготовлении растворов сердечных глюкозидов: валерианки и корвалола.
Он обладает антисептическими свойствами, в спиртовых растворах не развиваются микроорганизмы и плесени, например, раствор йода.
Спирт используется в качестве вспомогательного вещества а производстве таблеток. Порошкообразную смесь увлажняют этиловым спиртом, он берется в точно определенном количестве для получения пластичной, но не вязкой массы.
Этанол используют как антимикробный консервант в эмульсиях.
В заключении хотелось бы сказать, что в наше время находится широкое применение этилового спирта. Этанол часто используется в медицинской практике, в фармацевтической и других отраслях промышленности. В настоящее время разрабатывается много новых технологических процессов на основе использования этилового спирта как исходного продукта, поэтому значение его в фармацевтическом производстве нужных веществ и материалов будет все более возрастать.
Адвокат. Прошу вызвать свидетеля защиты, профессора, доктора химических наук. (ФИО)
Химик. Этиловый спирт – это вещество, которое производят в особо крупных масштабах. Он имеет огромное значение для промышленности. На многих производствах его используют в качестве растворителя. В химической промышленности спирт используют для различных синтезов. В больших количествах этанол идет на производство синтетического каучука. Окислением спирта получают пищевую уксусную кислоту. Путем дегидратации готовят диэтиловый (медицинский) эфир. Взаимодействием с хлороводородом получают хлорэтан, используемый для местной анестезии. В парфюмерии он идет на изготовление духов и одеколонов, а также душистых веществ – сложных эфиров. В некоторых странах его используют в качестве добавки к моторному топливу для улучшения его свойств.
Прокурор. Какие химические процессы происходят со спиртом в организме?
Химик. (презентация 6) Этиловый, или винный, спирт - С2Н5ОН- основной компонент любого алкогольного напитка: от пива до коньяка или виски. Его свойства связаны со строением его молекулы. Имея в составе полярную гидроксогруппу (ОН), этиловый спирт хорошо растворяется в воде, а неполярный радикал - в органических веществах. В ходе окисления алкоголя у клеток отнимается кислород, происходит их обезвоживание и нарушение солевого обмена, т.е. человека мучает жажда. В печени протекает окисление этанола под действием ферментов до уксусного альдегида.
Уксусный альдегид для организма – гораздо более сильный яд, чем этанол; отравление фактически и обусловлено действием этого вещества. Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточные потребление этанола не превышает 20 г. Если же доза выше, то в организме накапливаются промежуточные продукты, что приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов. Уксусный альдегид, например в 30 раз токсичнее этилового спирта. Врачи доказали, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает именно уже альдегид.
Уксусная кислота усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печении и ее разрушению – циррозу.
Говорят, что алкоголь держится в организме двое суток. Это ложь. По современным научным данным, алкоголь держится в организме человека от 8 до 20 суток, разрушая все, что там есть.
Я могу сейчас продемонстрировать опыт, показывающий, как воздействует алкоголь на свойства белков. А белки, как известно, являются основным органическим веществом, входящим в состав клетки.
Ход опыта: в 3 пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, в другую столько же спирта 80-90%, а в третью – концентрированную азотную кислоту.
Результаты опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй и третьей пробирке образуется плотный белый осадок. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции. Происходит денатурация белка.
Судья. Уважаемый адвокат, есть ли у вас еще свидетели по данному вопросу? У прокурора? Слово предоставляется народным заседателям. Вы должны ответить на вопрос: Виновен ли Иннокентий Алкоголиков в предъявленном ему обвинении?
Народный заседатель. Наш ответ. Виновен!
Судья. О вредном воздействии алкогольных напитков было известно в глубокой древности. В те времена употреблялись напитки с невысоким содержанием алкоголя: виноградное вино, пиво, брага, напитки из меда.
Многими законодательствами и религиями запрещалось и ограничивалось их употребление. В Древнем Китае был издан указ, запрещающий употребление спиртных напитков. Некоторые китайские императоры публично казнили пьяниц на площадях. В Древней Индии служителей культа (брамины), замеченных в пьянстве, заставляли пить кипящее вино или мочу. В Древней Спарте специально спаивали рабов и демонстрировали их молодым спартанцам, чтобы показать, к чему может привести употребление алкоголя.
Очень часто человек в состоянии алкогольного опьянения представляет угрозу для окружающих: с пьянством и алкоголизмом связано 45% детской беспризорности, 50 % всей преступности, 75% детской преступности , 96% убийств. Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особенно жестоких преступлений.
Для борьбы с пьянством на производстве предусмотрены меры: законодательные и административные. К такому нарушителю могут быть применены следующие меры: замечание, выговор, перевод на низкооплачиваемую работу или на низшую должность. Систематическое появление в нетрезвом виде может повлечь за собой увольнение.
Следует подчеркнуть, что совершение преступления в состоянии опьянения является обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность.
На основании вышесказанного суд постановил. Иннокентия Алкоголикова признать виновным и назначить ему наказание в виде пожизненной ссылки в химическую лабораторию. Суд окончен!
Ведущий. Прежде чем закончить наше сегодняшнее мероприятие, я предлагаю вам народные заседатели и вам, зрители отдать свой смайлик тому участнику судебного процесса, чьё выступление показалось вам наиболее убедительным, эмоциональным и четким.
Наш разговор подошел к концу. Человечество продолжает употреблять это, безусловно, вредное вещество, хотя известна степень его опасности для здоровья, а в законодательствах всех цивилизованных стран сформулированы меры пресечения. Однако потребление алкоголя растет. Всё зависит от нас самих, от нашего разума. И есть хорошие строчки стихотворения, которыми мы заканчиваем нашу встречу.
Пока здоровы люди,
Всё в мире поправимо!
Пока здоровы люди,
И небо будет синим!
Пока смеются люди,
Они, конечно, смогут
Зло победить на свете,
Добру открыть дорогу.
Пускай смеются люди
И небо будет синим!
Давайте же все вместе
Мир сделаем красивым!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самоутверждение: 52-65% ( нравится, скучно) Символическое участие сверстников ( друзья и взрослые тоже пьют) : 18-31% Снятие психического напряжения ( для смелости, спокойствия) : 12-15% Причины употребления алкоголя
52% школьников начинают своё приобщение к алкоголю с пива.
Анкетирование, проведённое в нашем лицее: 1.Какие напитки употребляют в вашей семье? Вино – 76% Водка - 58% Пиво – 46% Шампанское – 31% Коньяк – 15% Мартини - 11% Настойки – 2,5%
2.Как часто, по какому поводу? Редко – 23% Не знают – 4% Раз в две недели – 0,7% Раз в неделю – 2% По праздникам – 83% Без повода – 3%
3.Вас это угнетает? Да – 34% нет – 69% иногда – 0,5% 4.Известно ли вам о вреде алкоголя? Да – 100%
5. Знаете ли вы, что алкоголизм – это болезнь? 90% - да
6.Можно ли оправдать приём алкоголя? Не называют причины оправдания – 22,6% Праздник – 20,4% Случай (депрессия, стресс, за компанию) – 24% Не знают – 5% Ничем –25%
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эйфория(«кайф» от наркотиков)
Навязчивое влечение к наркотическому веществу
Состояние абстиненции
Похмелье
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паучьи пальцы. Алкоголь служит причиной разнообразных уродств у детей.
Большой рот
Заячья губа
Эти дети капризны и неуравновешенны .
Дети любят подражать родителям.
Страх, стыд и ненависть - вот те чувства, которые испытывают дети, живущие в условиях пьяного быта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Растворы сердечных глюкозидов
Этиловый спирт, как антисептик
Этиловый спирт в производстве таблеток
Антимикробные эмульсии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уксусная кислота СН3СООН
Химические процессы со спиртом в организме человека Этиловый спирт (С2Н5ОН) – уксусный альдегид – уксусная кислота (СН3СООН) – углекислый газ и вода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест на склонность ребенка к алкоголю, табаку и наркотикам
Этот тест поможет выяснить: склонен ли ваш ребенок к приему алкоголя и наркотиков.Он сделан не для того, чтобы вы впадали в панику. А для того, чтобы начали действовать!...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике употребления алкоголя "Факторы риска пивного алкоголизма"
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов по профилактике употребления пива и других алкогольных напитков. Нетрадиционная форма преподнесения материала с ...
Классный час "Алкоголь и его последствия".
Возможно кто-то скажет, что такая проблема, как алкоголизм, его не волнует и будет совершенно неправ. Эта проблема касается каждого из нас, потому что алкоголь не щадит никого: ни старого, ни ма...
Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.
Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....
Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".
Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности". ...
О вреде алкоголя. Ответственность несовершеннолетних за употребление алкоголя
Профилактика ЗОЖ....
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ «Скажи алкоголю - «НЕТ»
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ«Скажи алкоголю - «НЕТ».Цель тренинга: повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с алког...