«Горные породы».
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Цели урока:
- Образовательные:
Углубить и расширить знания учащихся о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении
- Развивающие:
Совершенствовать общеучебные умения и навыки; умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе; коммуникативные навыки работы в группах; способствовать развитию познавательного интереса к природе, профессиональной ориентации.
- Воспитательные:
Формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.
Оборудование:
- Коллекции горных пород, минералов и полезных ископаемых;
- Плакат «Внутреннее строение Земли»;
- Конверт с терминами к плакату;
- Карточки с дифференцированными заданиями;
- Инструктивные карточки для каждой группы;
- Сигнальные карточки красного и зеленого цвета каждому ученику;
- Рисунки с изображением геологов, разнообразных полезных ископаемых и изделий из них;
- Термины: горные породы, минералы, полезные ископаемые;
- Выставка книг по теме.
Тип урока: комбинированный.
Класс разбит на группы по 7 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_urok_gornye_porody.doc | 107 КБ |
gornye_porody.zip | 2.26 МБ |
gornye_porody-2.zip | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Горные породы».
Цели урока:
- Образовательные:
Углубить и расширить знания учащихся о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении
- Развивающие:
Совершенствовать общеучебные умения и навыки; умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе; коммуникативные навыки работы в группах; способствовать развитию познавательного интереса к природе, профессиональной ориентации.
- Воспитательные:
Формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.
Оборудование:
- Коллекции горных пород, минералов и полезных ископаемых;
- Плакат «Внутреннее строение Земли»;
- Конверт с терминами к плакату;
- Карточки с дифференцированными заданиями;
- Инструктивные карточки для каждой группы;
- Сигнальные карточки красного и зеленого цвета каждому ученику;
- Рисунки с изображением геологов, разнообразных полезных ископаемых и изделий из них;
- Термины: горные породы, минералы, полезные ископаемые;
- Выставка книг по теме.
Тип урока: комбинированный.
Класс разбит на группы по 7 человек.
Ход урока
I. Организационный момент
Прежде, чем приступить к изучению нового материала, мне хотелось бы узнать, как вы усвоили материал предыдущего урока «Внутреннее строение Земли».
II. Проверка домашнего задания
– Одному ученику я бы хотела предложить поработать со схемой «Внутреннее строение Земли». Схема немая, ее нужно озвучить. Задание в конверте.
– 3 ученика работают самостоятельно по карточкам с дифференцированными заданиями.
– А со всеми остальными давайте совершим небольшое путешествие к центру Земля. Я буду зачитывать утверждения, среди них есть правильные и неправильные. Ваша задача – выбрать правильные. На столе у вас сигнальные карточки. Если вы согласны с утверждением, то поднимаете зеленую карточку (знак согласия), если нет – красную карточку (знак опасности) и исправляете ошибку.
Итак, начинаем.
- 1) Земная кора – верхняя оболочка Земли (да).
- 2) Землю составляют мантия и земная кора (нет, еще ядро).
- 3) Мантия находится в центре нашей планеты (нет, между земной корой и ядром).
- 4) Слово «рельеф» в переводе с греческого означает «покрывало» (нет, это все неровности земной поверхности).
- 5) Земная кора вместе с верхним слоем мантии сложена из подвижных плит (да).
Молодцы, давайте проверим работу со схемой.
Кто может проанализировать и оценить работу? (ученик выполняет анализ)
Ребята, давайте подведем итог:
Земля имеет сложное строение, состоит из III слоев: ядра, мантии, земной коры.
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Ребята, как вы считаете, вы все знаете о строении Земли?
Хотите еще что-нибудь узнать?
О каком слое Земли вы хотели бы узнать?
Так как ядро и мантия находятся на большой глубине от поверхности, о них известно еще не так много, а вот земная кора – это оболочка, наиболее изученная человеком, оболочка по которой мы ходим.
Что бы вы хотели узнать о земной коре?
Из чего же состоит земная кора?
IV. Усвоение новых знаний
Тема урока «Горные породы». Откройте тетради, запишите тему урока.
Что вам известно о горных породах из курса природоведения начальных классов?
Что такое горные породы?
Что бы вы хотели еще узнать?
На доску прикрепляется план изучения новой темы.
Это нужно вам знать? Это важно для вас?
– Земная кора образована разнообразными горными породами.
Какие горные породы вы знаете?
Какие встречали в нашей местности?
– Посмотрите, какое многообразие горных пород залегает в земной коре.
Они все одинаковы?
Чем они отличаются?
Почему же горные породы все разные?
– А теперь давайте выясним, насколько мы правы, и судьей нам будет мудрейший из мудрейших – ваш учебник. Постарайтесь найти ответ на странице 60.
Кто-нибудь нашел ответ?
Итог: Горные породы разнообразные по своим свойствам, потому что по-
разному возникли.
Как называются группы горных пород по способу образования?
– Ребята, давайте в этом убедимся, совершив маленькую экскурсию в мир камней. Сегодня мы работаем по группам совместно.
Вместе не трудно.
Вместе не тесно,
Вместе легко и всегда интересно!
– Для работы вам потребуются коллекции горных пород, текст учебника страница 60-62, рисунки горных пород в учебнике.
Внимание!!!
Ваша задача общая:
- Рассмотреть коллекции горных пород.
- Распределить горные породы по группам по происхождению.
- Описать свойства горных пород по заданию для каждой группы записи оформить в таблице.
После окончания работы мы заслушаем одного представителя от группы. Ребята, выберите лидера группы сами.
Заканчиваем работу. Послушаем, каковы результаты работ 1 группы.
Выступление 2 группы.
Выступление 3 группы.
Давайте сделаем общий вывод:
Горные породы по-разному образованы, поэтому они отличаются своими свойствами: цветом, блеском, твердостью и т.д. Самые твердые магматические и метаморфические.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – это ветер сбивает росу.
Руки в стороны, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
Раз, два – выше голова
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – тихо сесть
Семь, восемь – лень отбросим.
– Ребята, когда вы рассматривали коллекции горных пород, видели, что некоторые из них неоднородны. Горные породы состоят из минералов. Рассмотрите гранит в коллекции, на рисунке в учебнике. Гранит состоит из трех минералов: кварца, слюды, полевого шпата. Есть горные породы, состоящие из одного минерала. Например, известнякиз м.кальцита кварцитиз м.кварца. В природе чаще встречаются горные породы, состоящие из нескольких минералов.
Итог: Из чего состоят все горные породы?
Использует ли человек в своей жизни горные породы и минералы?
Как называются горные породы и минералы, используемые человеком? Это полезные ископаемые.
– Земная кора – источник разнообразных полезных ископаемых.
Какие полезные ископаемые знаете вы?
Попробуйте отгадать о каких полезных ископаемых идет речь, и где они применяются человеком?
- Он черный и блестящий
Помощник настоящий
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали
(уголь)
- На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички
(газ)
Это самый экологически чистый вид топлива. К нам на Алтай строится газопровод, который уже дотянули до Троицкого района, к нам в Бийск газ по плану придет в ноябре 2006 года.
- Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу –
Она понадобиться сразу
(глина)
Это строительный материал (делают кирпичи), используется в керамической промышленности.
- Он очень нужен детворе
Он – на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже
(песок)
- Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца
(гранит)
В строительстве – в виде щебня, при облицовке набережных, зданий; сооружают памятники, скульптуры.
Алтайский край – богатейший край по запасу разнообразных полезных ископаемых: руд, строительных материалов, торфа, бурого угля, минеральных солей, золота, серебра, поделочных камней.
В этом году исполняется 200 лет камнерезному делу на Алтае. Колыванские умельцы изготавливают настоящие произведения искусства. В государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге хранится царица ваз, изготовленная из Яшмы на Колыванской фабрике. Ее диаметр 5 м, высота 2 м 60 см, вес более 19 т.
Камнерезное искусство – старинная и интереснейшая отрасль народного хозяйства – начинает возрождаться.
А помогают открывать тайны Земли, проводить изыскания полезных ископаемых – ученые – геологи.
Большинство полезных ископаемых относятся к невозобновимым природным ресурсам, по мере использования их запасы уменьшаются.
Как нужно использовать полезные ископаемые?
В местах добычи полезных ископаемых нужно проводить работы по восстановлению нарушенных земель.
Давайте посмотрим на наши задачи. Удалось ли ответить на все вопросы? У вас есть ко мне вопросы?
V. Закрепление.
Проверим, как вы усвоили тему. Голосуем теми же карточками (зеленый – «да», красный – «нет»).
- 1) Земная кора состоит из горных пород (да).
- 2) Горные породы состоят из минералов (да).
- 3) Горные породы всегда образованы множеством минералов (нет).
- 4) Гранит – это минерал (нет).
Молодцы!
VI. Домашнее задание:
Если вы считаете, что тему усвоили на «5», можно учебник не читать, а по желанию приготовить творческое задание: сообщение, кроссворд, ребус, стихотворение. В этом вам помогут интересные книги об удивительном мире камня, о тайнах земных недр.
Если вы считаете, что что-то оказалось непонятым вами, прочтите тему в учебнике.
VII. Рефлексия
Понравился вам урок?
Довольны вы своей работой на уроке?
Если «да» - поднимите зеленые карточки,
«нет» - красные.
VIII. Итог
Я вам благодарна за урок, за то, что вы хорошо работали. Надеюсь, что интерес к изучению природоведения у вас не угаснет.
Оценки:
Особенно меня порадовали:
1 ученик у доски,
1 ученик – эксперт, оценивал ответ,
3 ученика – работа с карточками,
3 ученика – лидеры групп,
самые активные.
Подписи к слайдам:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урокам"Разнообразие горных пород"
Урок географии в 6 классе о разных видах горных пород по происхождению....
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"
Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней) Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней)
Конспект урока...
Урок географии на тему: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "
Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2...
Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».
Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...
Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».
Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...