Урок русского языка с учетом дифференцированного подхода в обучении.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Тема "Дефисное и раздельное написание неопределенных местоимений". 6-й класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defis_i_razdelno_v_neopredelennyh_mestoimeniyah.docx111.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка с учетом дифференцированного подхода в обучении. Тема "Дефисное и раздельное написание неопределенных местоимений". 6-й класс

Цель:

  1. Изучить правило дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений, осуществляя дифференцированный подход к обучению, используя элементы информационных компьютерных технологий.
  2. Способствовать повышению грамотности учащихся с различным уровнем познавательных возможностей, расширять их словарный запас.
  3. Развивать логическое мышление, формировать умение делать выводы, анализируя языковой материал.
  4. Развивать навык редактирования, способствовать формированию навыков нормированной речи.
  5. Воспитывать умение слушать товарища, формировать навык самостоятельной работы.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска, компьютер.
  2. Выставка книг, плакаты по культуре речи.
  3. Компьютерная презентация хода урока.
  4. Дифференцированный раздаточный материал.

Ход урока

Вступительная беседа.

Учитель читает шуточное стихотворение:

 И вот он начал
Свой рассказ: 
- Они ползут, 
А он ей раз! 
А тут как раз

Она ползла. 
А он как даст ему

Со зла! 
Она им - раз!

Они ей - раз!
Но тут как раз
Её он спас; 
Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

- Почему мы не поняли, о ком идёт речь?
В стихотворении употреблено много местоимений, а они только указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их конкретно.

А нужны ли нам местоимения?
Нужны. Без местоимения человек не смог бы обозначить себя как говорящего, замещая то или иное слово предыдущего предложения, местоимения позволяют избежать повторов, делая нашу речь разнообразной.. Местоимения выполняют роль самой экономной и прочной связи между предложениями.

Сообщение темы и цели урока.

Орфографическая зарядка.

(слайд4)

(из)за (не)нас.. .ной погоды
(не)что интересное
(ярко)багровый закат 
(не)сколько ми(л,лл)ионов

(надо)мной (серо)голубое утре(н,нн)ее небо
(передо)мной (не)об...ятные поля
пр...близиться (ко)мне
держ..шь себя в руках
пр..взойти самого себя

Обращаем внимание на плакат по культуре речи «Говори правильно» и выставку книг, помогающих овладеть нормами культуры речи). Устно проводится работа со словарем – определяется лексическое значение слова необъятные.

Для тех, кто сделал работу быстрее, даётся задание.

РЕДАКТОР (исправь грамматическую ошибку )

  1. Позови ихнего брата.
  2. Спроси у ней о поездке.
  3. Я очень тоскую по вам.

Индивидуальная работа по карточкам.

Во время орфографической зарядки отдельным учащимся раздаются карточки с дифференцированными заданиями по орфографии (для ребят с разным уровнем познавательных возможностей), в том числе и карточки со словарными словами.

Актуализация знаний о местоимении (по материалам предыдущих уроков)

Игра «Верно ли?» (слайды 6-9)

  1. Местоимение указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их.
  2. Используется вместо существительного, прилагательного, числительного.
  3. Неопределенные местоимения образуются от вопросительных местоимений только с помощью приставки кое-.
  4. На слайде записана пословица «При тебе - за тебя, без тебя - на тебя.» В этой пословице использовано личное местоимение. (учащиеся получают дополнительное задание объяснить смысл пословицы)

Изучение нового материала (наблюдение, беседа)

(слайд 10)

Учитель: У вопросительных местоимений много родственников.
ЧТО? ЧТО – это местоимения-близнецы
- Назовите их разряды, чем они отличаются друг от друга?
ЧТО-ТО, ЧТО-НИБУДЬ, КОЕ-ЧТО – это их дети
- Определите разряд указанных местоимений.
Для наблюдения используется материал учебника (см. Русский язык: учебник для 6-го класса/ Баранов М.Т. и др. М.:Просвещение, 2007, с.168)

 кое-кто
кто-то 
кто-нибудь

кто-либо
кое у кого
кое к кому
кое с кем

- В каком случае дефис ставится?
- А что происходит с бесхарактерными местоимениями, когда в их жизнь вторгается безжалостный предлог? (пишутся раздельно)

Блиц-опрос (слайд 11)

Объясни:

 кое(с)кем
чей-либо
какой(то) 
кое-кому

На основе материала для наблюдений учащиеся самостоятельно делают выводы об условиях раздельного и дефисного написания неопределенных местоимений. Чтение правила (с. 169).

Закрепление изученного

(слайды 12-17)

Тренировочные упражнения даются дифференцированно.

I этап (слайд 12)

1 группа (учащиеся с высоким уровнем мотивации к обучению) работают самостоятельно по карточкам. 2-3 группы (учащиеся со средним и низким уровнями познавательной активности) выполняют тренировочные упражнения под руководством учителя).

Увидеть кого - то
Обращаться к кому - либо
Сожалеть кое о чём
Посмотреть кое - что
Защитить кого - нибудь

II этап (слайд 13)

1 группа - проводится фронтальная проверка выполненного самостоятельно задания. 2-3 группа – работает самостоятельно, к проверке их работы привлекаются и учащиеся 1 группы как консультанты.

 Д.. .верить кому (либо)
Пр.. .нес (кое)что
Помоч(?) кому (то)
Кое(с)кем посоветоваться и т.д.

III этап (слайд 14)

1,2,3 группы - выполняют упр.№ 416, для тех, кто выполнил раньше - синтаксический разбор первого предложения, ШИШЕЧКИ - морфемный разбор, ЕЛИ - фонетический.

IV этап Употребление местоимений в речи. (слайды 15-17)

Запишите предложения, объясните орфограммы, определите разряд местоимений:

  1. Как часто что-нибудь мы сделавши худого, кладем вину в том на другого. Чему учит пословица?
  2. Загадка. Если ты дашь его кому-нибудь, все равно сам держать должен. (слово)
  3. Если в мире есть вещи, достойные названия чуда, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. (Л.Успенский)

Домашнее задание (дифференцированное).

(слайд 18)

Упр. №447 или творческая работа (используя неопределённые местоимения) продолжить детективную историю: «Стоял чудесный летний день. Некто в черном вышел из темного, мрачного подъезда. Он шел быстро, крепко сжимая что-то в руке.»)

Подведение итогов урока.

(слайд 19)

  1. В чем особенность написания неопределенных местоимений?
  2. Какова роль местоимений в речи?

Дополнительный занимательный материал к уроку

(слайды 20-21)

  1. Замени фразеологизмом:
  • Дурачить кого(то)-
  • Говорить что (либо) пустое -
  • Довести что(либо) до логического конца-
  1. Какие неопределенные местоимения используются в народных сказках?
  2. Какие три личных местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
  3. В каком местоимении 2 звука, но 1 буква? (я)
  4. Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ?
  5. Какие два личных местоимения мешают движению транспорта? (я-мы)
  6. Шуточное стихотворение о местоимении.

На днях, не знаю сам зачем,
Зашёл я в незнакомый дом.
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том о сём.
Я рассказал им, что, когда
И почему, и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему!
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех»!
Когда ж закончил я рассказ,
То Кое - Кто спросил: «И всё?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни сё!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с учетом требований ФГОС на тему:

Конспект урока русского  языка  в 8 классе  с учетом требований ФГОС на тему: «Односоставные предложения»...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Развитие творческой активности на уроках английского языка через коммуникативно - компетентностный подход в обучении в условиях введения ФГОС нового поколения

Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, умений, навыков и других характеристик, позволяющих человеку осуществлять деятельность, связанную с использованием языка. Эффективность обучения инос...

МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы преподавания русского языка с учетом клипового мышления современных школьников. Автор статьи ставил целью рассмотреть особенности клипового мышления как доминирующей ф...

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку...