В гостях у Богини Флоры
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Шумова Любовь Петровна

Урок в гостях у богини флоры содержит занимательный материал о цветковых растениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_bogini_flory.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Цветковые растения.  «В гостях у богини Флоры».

ГОУ РТ школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Шумова Любовь Петровна

Образовательная цель: познакомить с многообразием цветковых растений и их ролью в природе и жизни желовека.

Развивающая цель: развивать интерес к окружающей нас природе, учить детей понимать происходящее в природе.

Воспитательная цель: учить детей бережному отношению к окружающей природе, беречь красоту, которая окружает нас.

Оборудование: композиции из цветов, гербарий, детские рисунки и фотографии цветов.

Плакаты: « Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».

                                                                                       Г. Х. Андерсен.

«Свеж и душист твой роскошный венок, всех в нем цветов благовонья слышны».

                                                                                        А. А. Фет

«Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать».                                                                         Н. Г. Гарин - Михайловский  

                   

Музыкальное оформление: аудиозапись П. И. Чайковский Вальс Цветов из балета «Щелкунчик», Апрель, «Подснежники» из цикла «Времена года».

 

Учитель:  Цветы сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы – символ любви и воспоминаний. Неслучайно монумент, названный цветком жизни, установлен под Ленинградом – в память о детях, погибших во время блокады. На белых лепестках, раскрывшихся на пятнадцати метровом стебле, большими буквами написано «Пусть всегда будет солнце!»

А датский писатель Ганс Христиан Андерсен писал: «Чтобы жить, нужны  солнце, свобода и   маленький цветок.

Поэтому многие цветы страдают за свою красоту. Сорвав цветок, – мы не даем ему дальнейшей      жизни, ведь цветок это орган семенного размножения, цветок отцветает, образуются семена, а если нет семян, то и не появляются новые растения.

 Давай пройдемся медленно по лугу и здравствуй, скажем, каждому цветку

 Я должен над цветами наклониться не для того, чтоб рвать или срезать,

 Чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.

                                                                                   Самед Вургун.

               

 Сегодня на уроке у нас в гостях Богиня Флора.

     Флора: Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы предлагаем принять участие в игре «Цветик-семицветик». Для того, чтобы игра получилась интересной и веселой мы вам предлагали приготовиться к сегодняшнему классному часу, в вашем классе четыре команды, у каждой команды цветочное название и вы приготовили интересный рассказ о своем цветке – это одно из заданий нашего конкурса. Все задания написаны на лепестках  цветика – семицветика. Команды по очереди будут отрывать лепестки нашего цветка, и выполнять задания, которые я вам предлагаю со своими помощниками.

Ведущий: Быть может, вся природа – мозаика цветов?

                 Быть может, вся природа – различность голосов?

                 Быть может вся природа – лишь числа и черты?

                 Быть может, вся природа – желанье красоты?..      К. Бальмот.                  

Флора:  Я хочу пожелать вам успеха. Мои помощники будут оценивать ваши ответы. В конце нашей игры мы определим самого лучшего знатока цветов.. Информация о ваших ответах будет на доске, внимательно следите .

Первый лепесток позвольте сорвать мне, потому что команды должны представиться и рассказать о своем цветке. Слово первой команде.

     

1.  Команда Эдельвейс. 

     Эдельвейс – цветок мужества и верности. Немецкая легенда повествует о том, как один юноша полюбил красивую девушку, но та сказала, что выйдет за него замуж лишь в том случае, если он пришлет ей цветок эдельвейса. В поисках редкого растения юноша обошел многие страны. За это время девушка успела состариться. Жила она в ветхом старом домишке на краю селения, куда редко заглядывали гости. Однажды поздним дождливым вечером кто-то постучал в окно этого дома. Хозяйка открыла дверь и увидела молодого человека с цветком эдельвейса в руках. Юноша протянул ей цветок, и едва она прикоснулась к нему, как снова превратилась в стройную красивую девушку, какой была в момент расставания. Молодые люди поженились и зажили счастливо, навсегда сохраняя верность друг другу. Цветок верности растет высоко в горах на альпийских лугах, занесен в Красную книгу.

2. Команда Адонис.

     Древние греки рассказывали, что Адонис, сын правителя Кипра, был красив собой и очень искусен в охоте. В него влюбилась даже Афродита, - стала охотиться вместе с ним. Тогда ревнивый муж решил погубить Адониса. Однажды, когда Афродита не сопровождала Адониса, его собаки напали на след огромного вепря. Обрадовался юноша удачной добыче, но разъяренный чудовищный вепрь, насланный жестоким ревнителем, поразил Адониса насмерть. Долго искала любимого плачущая Афродита. Исходила все горы, ущелья проливая свои слезы. А когда нашла бездыханное тело Адониса, то повелела, чтобы из ее слез вырастали ранней весной красивые цветы в память о любимом.

3. Команда Гладиолус.

     Под лебяжий, чистый голос, у озерного мыска

     Зацветает гладиолус – лебединая тоска.

    Отступают звери в страхе, их к растенью не зови,

    Стебли тоньше тонкой шпаги, в алых гроздях, как в крови.

    Древнеримская легенда утверждает: если луковицу гладиолуса повесить на груди, как амулет, они не только помогут одержать победу в поединке, но и предохранят от гибели. «Гладиолус» - «меч» и поэтому у римлян он считается цветком гладиаторов. Существует такая легенда. Жестокий римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов. Самым отважным, ловким, красивым и верным друзьям Севту и Тересу полководец поручил первыми биться друг с другом, пообещав победителю свободу и руку своей дочери.  

     На ратное зрелище сошлись любопытные. Затрубили трубы призывая отважных к битве, но Севт и Терес воткнули в землю мечи и бросились друг к другу с распростертыми объятиями. Зрители возмущенно зашумели. Вновь прозвучали трубы, требуя поединка, и когда юноши опять не удовлетворили просьбу кровожадных римлян, их предали смерти. Но как только тела поверженных коснулись земли, из рукоятей их мечей расцвели гладиолусы, которые и по сей день считаются символом дружбы, верности, памяти и благородства.

4. Команда Дельфиниум.

     Древнегреческая легенда утверждает, что когда-то в Древней Эладе жил необыкновенно одаренный юноша, который по памяти изваял свою усопшую возлюбленную и вдохнул в изваяние жизнь. А боги за столь необыкновенную дерзость превратили его в дельфина.

     Каждый вечер подплывал дельфин к берегу, каждый вечер подходила к берегу возрожденная им девушка, но повстречаться они не могли. Полными любви глазами смотрела девушка в даль моря, легкий ветерок колыхал завитки ее блестящих волос, а узкие брови красавицы выгибались, придавая лицу выражение скрытой тоски. Но вот девушка встрепенулась, глаза ее засияли: на переливающихся волнах она увидела дельфина: во рту он держал нежный цветок, излучающий лазоревый свет          Величественно и грациозно подплыл дельфин к берегу и положил к ногам девушки грустный цветок, который оказался цветком дельфиниума.

В травянистом зеленом инее, схожий с выпушками крыл,

Новорожденный дельфиниум очи знойные раскрыл.

Над цветочными узорами, у излучины реки,

Лепестками, точно шпорами, подгоняет ветерки.

 

     Флора: Молодцы ребята! Вы хорошо рассказали о своем цветке. Цветы радуют человека всю его жизнь. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы человеку: без их красоты беднее становится наша жизнь. Вероятно, поэтому человек стремиться сохранить названия цветов в именах.

     2.  Аукцион. Вспомните и назовите как можно больше женских и мужских «цветочных» имен. Команды по очереди называют «цветочные» имена, какая команда последняя назовет имя, получает бал.

(Роза, Лилия, Василек, Вероника, Мальвина, Анюта, Глория, Нарцис, Гортензия).

     3. Флора: Народная мудрость говорит: кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям. А у нас настало время сказочной викторины. Каждая команда должна ответить на два вопроса.

1.Героиня, какой книги произносила слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток?… («Цветик – семицветик» В. П. Катаев)

2.За какими цветами отправилась добрая девочка среди зимы? (Подснежники, «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршак)

3.От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан? (Огненный цветок, «Маугли» Киплинг )

4.О каком цветке не мог забыть юный странник, побывавший на многих планетах и даже на Земле? (Роза «Маленький принц», А. де Сент-Экзюпери)

5.В чашечке какого цветка «на зеленом стульчике сидела крошечная девочка»? (Тюльпан. «Дюймовочка»  Г. Х. Андерсен)

6.Ради какого цветка Данила – мастер ушел в горы? (Каменного. «Каменный цветок»,

П. П. Бажов)

7.Какие цветы усыпили героев известной сказки, которые шли по дороге из желтого кирпича? (Маки. «Волшебник Изумрудного города», А. М. Волков)

8.Какой необыкновенный цветок привез купец своей дочери? (Аленький. «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков).

Флора: Природа прекрасна, она делает нашу жизнь лучше. А тот кто любит природу, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами становится лучше, добрее, прекраснее. Я и мои помощники предлагаем вам следующий конкурс. Конкурс рисунков «Волшебные цветы». Пока наши художники рисуют, мы продолжаем нашу игру.

     Флора: Мы должны беречь окружающий нас мир природы. Во все времена у всех народов природа вдохновляла поэтов и художников, композиторов и писателей. Без нее не было бы самых лучших картин и симфоний, стихов и песен. Природа прекрасна, она делает нашу жизнь лучше.

     5. Хорошая песня способна доставить много приятных, радостных минут. Постарайтесь вспомнить песни, где звучало бы название цветка, и по очереди исполнять их.  

(Команды исполняют по одному куплету песни, за каждую исполненную песню получают бал).

     Флора: Все молодцы! Мы не дадим исчезнуть навсегда нашим зеленым друзьям. Мы должны с вами сделать так, чтобы тревожный список Красной книги стал сокращаться.

А тот кто любит природу, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами становится лучше добрее, прекраснее. Важно не только самому стать на защиту живой природы. Но нужно научиться убеждать своих товарищей, если потребуется, отвести занесенную руку над природой другого человека.

Евгений Евтушенко говорит:

«Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя!

Берегите Всех зверей, внутри природы, убивайте лишь зверей, внутри себя.»

Поэтому следующий наш конкурс «Аргументы и факты». Вам предлагается записать по три самых веских аргумента в пользу защиты цветов. Установить причины, по которым выбраны эти аргументы.

     Флора: Следующий конкурс «Древо знаний». Перед вами дерево и на не его листочках описания различных растений. Прочитав описание, нужно узнать о каком растении идет речь. Команды по очереди будут отрывать листочки и отвечать о каком растении идет речь, за каждый правильный ответ вы получаете бал.

1. У древних греков этот цветок считался цветком богов. В легенде говорится, что богиня Диана убила юного пастушка, который своей игрой на рожке распугал дичь и помешал ей охотиться. Потом она раскаялась и попросила великого Зевса сделать так, чтобы из крови невинно погибшего юноши вырос прекрасный цветок – в память о нем. Зевс откликнулся на ее просьбу. Вы знаете, что это был за цветок? (гвоздика)

2. Его носили еще древние фараоны, жрецы и знатные люди. Мумии их найденные в саркофагах, были обернуты в эти ткани. Финикийцы, а затем греки и римляне делали паруса из этого полотна. Известна эта ткань была и скифам. Что это за ткань? Какое растение шло на ее изготовление? (лен)

3. Это растение можно встретить на опушках и лесных полянах. В мае,  июне среди густой зелени травы, словно хлопья снега, сверкают белизной ее цветы, Сидят они на длинных цветоножках. Пройдет всего месяц и поплывет над полянами приятный аромат. Теперь уже среди зеленой травы, словно драгоценные камни, рассыпаны ароматные ягоды. (земляника)

4. Растение с золотисто-желтыми цветами, часто встречается в огородах, дворах, в нарде называют бородавником. Если поранить растение – из растения вытекает ярко-оранжевый млечный сок. Латинское название хелидониум происходит от греческого слова «хелидон» - ласточка. В старину верили, что ласточки собирают сок растения, чтобы возвратить зрение слепым от рождения птенцам. (чистотел)

5. Северный ананас – красивое название, не правда ли, этот скромный кустарник. Название точное – желтые или оранжевые плоды буквально облепляют ветки. Еще в Древней Греции ее листьями и молодыми побегами кормили лошадей. От этого они прибавляли в весе, шерсть их становилась шелковистой красивой. Позже человек внимательно присмотрелся к этому растению и оценил его целебные свойства. Это растение лекарственное. (облепиха)

6. Кто придумал шприц, это пытливый ум человека, благодаря растению. Растение это имеет жгучие волоски, похожие на крохотные бутылочки. Стенки волосков очень хрупкие. Чуть их задел - верхушки обламываются, и острые края вонзаются в кожу как шприцы. А в шприцах – жгучее вещество. От таких уколов долго чешется кожа. (крапива)    

7. Родина этого растения - Персия. Существует легенда: однажды в апреле богиня цветов Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная… (сирень)

8. Дерево Аполлона. В это семейство входят растения, ценные свойства которых известны человеку с древности. В Древней Греции это дерево считалось священным и высаживалось у святилищ бога Аполлона, а победителей олимпиад украшали венками из ветвей этого дерева. (лавр)

   

Флора: Все молодцы! Очень приятно мне было сегодня пообщаться с вами. Я увидела, что среди вас есть любители чудесного дара природа – цветов. Мир цветов таинственен. Любуйтесь им, изучайте его! Мы не дадим исчезнуть навсегда нашим зеленым друзьям!

Лучшие знатоки цветов награждаются  Дипломом «Знаток цветов» с автографами участников классного часа. В добрый путь!

Литература:

1.С. Ивченко. «Занимательно о ботанике»

   Издательство Смоленск «Русич» 2001 год.

2.В. Рохлов А. Теремов «Занимательная ботаника»

   Издательство Москва «АСТ – ПРЕСС» 1998 год.

3. В. С. Моложавенко «Тайна красоты»

    Издательство Москва «Педагогика – Пресс» 1993 год.

4. В. В. Петров «Лесные тайны»

    Издательство Москва «Лесная промышленность» 1989 год.

5. М. А. Кузнецова А. С. Резникова «Сказания о лекарственных растениях»

    Издательство Москва «Высшая школа» 1992 год.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)

Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....

Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс

Разработка урока и презентация к нему....

В гостях у Флоры и Фауны

Внеклассное мероприятие по биологии. Можно провести как внутри одной параллели, так и   между разными классами. Содержит материал о животных занесённых в Красную книгу Краснодарского края....

Краеведение Тамбовской области. Занятие "В гости к Флоре"

Материал по внеклассной работе школьников ( 5- 6 класс) ....

Флора-богиня цветов.

Презентация "Флора-богиня цветов" к уроку МХК 5 класс....

Аволь классо важодема "Инжекс Вирьавантень" ("В гости Вирьаве" богине леса)

это мероприятие проводится с учащимися 5 - 7 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5-6 классах "В гостях у богини Клио"

Цель программы: создание условий для интеллектуального развития ребёнка и формирование его коммуникативных и социальных навыков через проектную и игровую деятельность, развитие эмоциональной сферы, во...