Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа разработана для учебника Н.И.Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit._zapiska_8kl..doc | 121 КБ |
8-kl..docx | 80.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н.И., В.Б. Захаров и др. VIII класс – Человек. (Программы для общеобразовательных учреждений. природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009).
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний человеке, как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
ТЕМЫ 1-2. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3часа)
Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.
ТЕМА 3. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 часа) Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.
Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.
Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.
Лабораторная работа:
1)Изучение микроскопического строения тканей организма человека.
2)Распо знавание на таблицах органов и систем органов человека.
ТЕМА 4. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (10 часов)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.
Лабораторные работы:
- «Изучение строения голов ного мозга че ловека.
- «Изучение из менения разме ра зрачка».
ТЕМА 5. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8часов)
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Лабораторные работы:
1) Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.
2) «Выявление влияния стати ческой и дина мической рабо ты на утомление мышц» и выво ды к ней.
Измерение массы и роста своего организма»
ТЕМА 6. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 часа)
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».
Лабораторные работы:
«Изучение микроскопического строения крови»
ТЕМА 7. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (6часов)
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Практическая работа:
- «Измерение кровяного дав ления».
- «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».
- «Изучение приемов оста новки капилляр ного, венозного, артериального кровотечений».
ТЕМА 8. ДЫХАНИЕ (5 часов)
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Лабораторные работы:
- Определение частоты дыхания.
ТЕМА 9. ПИЩЕВАРЕНИЕ (6 часов)
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Лабораторные работы:
• Изучение действия ферментов слюны на крахмал.
• Изучение действия ферментов желудочного сока на белки.
Определение нормального рациона питания»
ТЕМА 10. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (3 часа)
Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».
Практическая работа:
• Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
ТЕМА 11. ВЫДЕЛЕНИЕ (2часа)
Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».
Практическая работа:
• Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.
ТЕМА 12. ПОКРОВЫ ТЕЛА (4часа)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
ТЕМА 13. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 часа)
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».
ТЕМА 14. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (6 часов)
Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.
ТЕМА 15. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (4 ЧАСА)
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».
Практическая работа:
• Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
Практическая работа «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»
В результате изучения предмета учащиеся 8 класса должны:
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организма человека
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием человека; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организма человека) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека и влияние собственных поступков на здоровье человека;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями
Используемый учебник: Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2002.; имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год)
Для учащихся:
Н.И.Сонин «Человек. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 8 класс. – М.: Дрофа.
Для учителя:
Методиче ское пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2002 г
MULTIMEDIA – поддержка курса:
- Интернет – ресурсы:
Документы
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон «Об образовании»,
- приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного среднего (полного) общего образования,
- приказ МО и Н РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
- приказа МО и Н РТ от 28.04.2010 № 1743/10 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;
- приказа МО и Н РТ от 28.04.2010 г. № 1746/10 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;
- Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 28» Вахитовского района г.Казани Республики Татарстан на 2010/2011 учебный год, утвержденный приказом № 124 от 31.08.2010 «О введении в действие Учебного плана»;
Год: 34 недели, 68 часов
Практических работ – 5
Лабораторный опыт - 11
Контрольных работ – 8
Тематическое планирование по биологии, 8 класс,
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ | Наименование темы | Всего часов | Из них | Дата | |
Практические и лабораторные работы | Контрольные работы | ||||
1. | ТЕМЫ 1-2. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека | 3 | |||
2. | ТЕМА 3. Общий обзор строения и функций организма человека. | 4 | Лаб. работа №1 «Изуче ние микроскопи ческого строения тканей» Ла б.ра бота №2 «Распо знавание на таблицах органов и систем органов человека». | Зачет по теме «Об щий обзор организма человека». | |
3. | ТЕМА 4. Координация и регуляция | 10 | Лаб. работа № 3. «Изучение строения голов ного мозга че ловека. Лаб. работа № 4 «Изучение из менения разме ра зрачка». Нарушения зрения, их профилактика. | ||
4. | ТЕМА 5. Опора и движение | 8 | Лаб.я работа №5 «Изучение внеш него вида отдельных костей». Лаб. работа № 6 «Выявление влияния стати ческой и дина мической рабо ты на утомление мышц» и выво ды к ней. Лаб.я работа № 7 «Измерение массы и роста своего организма» | Зачет по теме «Опо ра и движение». | |
5. | ТЕМА 6. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА | 3 | Лаб. работа № 8 «Изучение микроскопического строения крови» | Зачет по темам «Внутренняя среда. Транспорт веществ». | |
6. | ТЕМА 7. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ | 6 | Пр. работа № 1 «Измерение кровяного дав ления». Пр. работа № 2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке». Пр. работа №3 «Изучение приемов оста новки капилляр ного, венозного, артериального кровотечений». | ||
7. | ТЕМА 8. ДЫХАНИЕ | 5 | Лабораторная работа № 9 «Определение частоты дыха ния». | Зачет по теме «Ды хание». | |
8. | ТЕМА 9. ПИЩЕВАРЕНИЕ | 6 | Лаб. работа № 10 «Действие фер ментов слюны на крахмал» и «Изучение дей ствия желудоч ного сока на белки» Лаб. работа № 11 «Определение нормального рациона питания» | Зачет по темам «Пи щеварительная сис тема. Обмен ве ществ». | |
9. | ТЕМА 10. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ | 3 | |||
10 | ТЕМА 11. ВЫДЕЛЕНИЕ | 2 | Зачет по темам «Вы деление. Кожа». | ||
11 | ТЕМА 12. ПОКРОВЫ ТЕЛА | 4 | |||
12 | ТЕМА 13. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ | 3 | |||
13 | ТЕМА 14. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 6 | Зачет по теме «Выс шая нервная дея тельность». Итоговая контр. работа | ||
14 | ТЕМА 15. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (резерв – 1 час) | 4(+1) | Практическая работа №5 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | ||
ИТОГО | 68 |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол -во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Д/З | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
ТЕМЫ 1-2. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 часа) | |||||||||
1 | Место человека в системе органиче ского мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них | 1 | Урок формирования новых знаний | Определять принадлежность биологи ческого объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. | Вопросы №1,2,3,4,5,6 на стр. 8 учебника. | Уметь сравнивать человека с представите лями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строе ния человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | стр. 3-7, «Подумайте». | ||
2 | Происхождение человека. Этапы его становления. | 1 | Урок формирования новых знаний | приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке; | Уметь приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке; характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке; | стр. 10-13, «Подумайте». | |||
3 | Расы человека. Их происхождение и единство. | 1 | Урок формирования новых знаний | Находить черты сходства и различия рас человека. | Уметь находить черты сходства и различия рас человека. | стр. 16-17, стр. «Подумайте». | |||
ТЕМА 3. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 часа) | |||||||||
4 | Клеточное строение организма. | 1 | Комбинированный урок | описывать и узнавать этапы деления клетки; | Вопросы №1 -9 на стр. 30 учебни ка. . | Уметь называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описы вать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, живот ных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | стр. 28-29 учеб ника, «Подумайте». | ||
5 | Ткани и органы. Лабораторная работа №1 «Изуче ние микроскопи ческого строения тканей» | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Различать на таблицах органы и системы органов человека. Рассматривать готовые микропре параты и описывать ткани человека. | Выполнение ла бораторной ра боты №1 «Изуче ние микроскопи ческого строения тканей» и выво ды к ней. | Уметь давать определения понятию: ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Называть основные группы тканей че ловека. Устанавливать соответствие меж ду строением тканей и выполняемыми функциями. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. | стр. 32-35 учеб ника, «Подумайте». | ||
6 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1 | Комбинированный урок | Распознавать на таблицах и описы вать органы и системы органов челове ка. | Работа по таблице. | Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуля ции жизнедеятельности организма. | |||
7 | Органы. Системы органов. Ла бораторная ра бота №2 «Распо знавание на таблицах органов и систем органов человека». | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Рассматривать готовые микропре параты и описывать ткани человека. Распознавать на таблицах и описы вать органы и системы органов челове ка. | Вопросы №1 -9 на стр. 40 учебника. Выполнение ла бораторной ра боты №2 «Распо знавание на таблицах органов и систем органов-человека». | Уметь давать определения понятию: ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Называть основные группы тканей че ловека. Устанавливать соответствие меж ду строением тканей и выполняемыми функциями. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуля ции жизнедеятельности организма. | |||
ТЕМА 4. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (10 часов) | |||||||||
8 | Зачет по теме «Об щий обзор организма человека». Гуморальная регуля ция. | 1 | Комбинированный урок | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Уметь называть: особенности строения и работы желез эндокринной системы; железы внутренней секреции; железы внешней секреции. Различать железы внутренней секре ции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на табли цах органы эндокринной системы. | стр. 44, 45 учеб ника, задания «Вы берите правильный ответ» на стр.49. | |||
9 | Роль гормонов в об мене веществ, росте и развитии организ ма. | 1 | Комбинированный урок | Анализировать и оценивать воздей ствие факторов риска на здоровье. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной сис тем. | Вопросы №5,6,7,8,9,10 на стр. 48 учебни ка. | Давать определение понятию: гор моны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндок ринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. | стр. 45-47 учеб ника. | ||
10 | Нервная система. Отделы нервной системы: централь ный и перифериче ский. | 1 | Урок формирования новых знаний | Распознавать и описывать на таб лицах основные отделы и органы нерв ной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной систе мы. | Вопросы №1 ,2, 7 на стр. 54 учебника. | Давать определения понятию: реф лекс. Называть: •особенности строения нервной системы (отделы, органы); •принцип деятельности нервной систе мы; •функции нервной системы. Уметь: Распознавать и описывать на таб лицах основные отделы и органы нерв ной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной систе мы. | стр. 50-51 учеб ника, «Подумайте». | ||
11 | Рефлекторный ха рактер деятельности нервной системы. | 1 | Комбинированный урок | Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. | Вопросы №4,5,6 на стр. 54 учебника. Описание ри сунка на стр.55. | Уметь давать определения понятиям: реф лекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный реф лекс. Называть: принцип деятельности нерв ной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедеятельности организма; •роль нервной системы в организме. | стр. 52-53 учеб ника, | ||
12 | Спинной мозг, строение и функции. | 1 | Комбинированный урок | Различать на таблицах органы нервной системы. | Вопросы №1 -6 на стр. 58 учебника. Описание ри сунка на стр.59. | Называть: •особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таб лицах основные части спинного мозга. Характеризовать, роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности орга низма. | стр. 56- 57 учеб ника, «Подумайте». | ||
13 | Головной мозг, строение и функции. Лабораторная работа № 3. «Изучение строения голов ного мозга че ловека. | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. | Характеризовать: роль головного моз га в регуляции жизнедеятельности и по ведения организма. | Выполняют л.р. № 3. | Называть: •особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таб лицах основные части головного мозга. | стр. 60- 63, стр. 66-69 учебника, «Подумайте». | ||
14 | Соматическая и веге тативная нервная система. | 1 | Комбинированный урок | Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной сис тем. | Вопросы №8,9 на стр. 54 учеб ника. Описание ри сунка на стр.52. | Называть: •отделы нервной системы, их функции; •подотделы вегетативной нервной сис темы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедеятельности организма; •роль нервной системы и гормонов в ор ганизме. | стр. 51,52 учеб ника, «Подумайте» | ||
15 | Органы чувств, их роль в жизни чело века. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | 1 | Комбинированный урок | Распознавать и описывать на таб лицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. | Вопросы №1,2 на стр. 78 учеб ника. Вопросы №3,4,5,6,7,8,9,1 0 на стр. 90 учебника. | Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть: •органы чувств человека; •анализаторы; •особенности строения органов обоня ния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. | стр. 72, 86-89 учебника, «Подумай те» на стр. 79. | ||
16 | Орган зрения и зри тельный анализатор. Лабораторная работа № 4 «Изучение из менения разме ра зрачка». Нарушения зрения, их профилактика. | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Распознавать и описывать на таб лицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. | Выполнение лабораторной работы № 4 «Изучение из менения разме ра зрачка». | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. * Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоро вья; •влияние собственных поступков на здо ровье. Использовать приобретенные зна ния для: •соблюдения мер профилактики заболе ваний и повреждений органов зрения; •профилактики вредных привычек. | стр. 73-77 учеб ника. | ||
17 | Органы слуха и рав новесия. Их анализа торы. | 1 | Комбинированный урок | Распознавать и описывать на таб лицах основные части органа слуха и слухового анализатора. | Вопросы №1 -11 на стр. 84 учебника. | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоро вья; •влияние собственных поступков на здо ровье. Использовать приобретенные зна ния дня: •соблюдения мер профилактики заболе ваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек. | стр. 80-83 учеб ника | ||
ТЕМА 5. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8часов) | |||||||||
18 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | 1 | Урок формирования новых знаний | Называть функции опорно-двигательной системы, описывать химический состав костей. | Вопросы №1 -11 стр. 96 учебника. Описание ри сунка на стр. 97. | Называть: •особенности строения скелета челове ка; •функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь: •между строением и функциями костей; узнавать по немому рисунку строение отделов скелета, описывать строение мышц, узнавать расположение скелетных мышц и приводить примеры мышц сгибателей и разгибателей, называть последствия гиподинамии, описывать нарушение осанки различных степеней, называть причины нарушения осанки и развития плоскостопия, перечислять повреждения опорно-двигательной системы, описывать приемы оказания первой медицинской помощи. | стр. 92 - 95 учеб ника. | ||
19 | Скелет головы и скелет туловища. | 1 | Урок формирования новых знаний | Называть функции опорно-двигательной системы, описывать химический состав костей. | Вопросы №1,2,3,4 стр. 104 учеб ника. Описание ри сунка на стр. 98,99. | Называть особенности строения скеле та головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища чело века. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | стр. 98, 99 учебника. | ||
20 | Скелет конечностей. Лабораторная работа №5 «Изучение внеш него вида отдельных костей». | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы. | Вопросы №5,6,7,8,9,10 стр. 104 учеб ника. Описание ри сунка на стр. 104 Выполнение лабораторной работы №4 | Называть особенности строения скеле та поясов и свободных конечностей че ловека Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных ко нечностей человека. Характеризовать особенности строе ния человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета. | стр. 100,101 учебника, «Подумай те» на стр. 105. | ||
21 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | 1 | Комбинированный урок | Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики травматизма. Оказывать приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. | Использовать приобретенные зна ния и умения для. •соблюдения мер профилактики травма тизма, нарушения осанки; •оказания первой помощи при травмах. | стр. 100, 101 учебника. | |||
22 | Мышцы. Работа мышц. Лабораторная работа № 6 «Выявление влияния стати ческой и дина мической рабо ты на утомление мышц» и выво ды к ней. | 1 | Комбинированный урок | Выявлять влияние физических упражнений на развитие мускулатуры; | Вопросы № 1 -7 стр. 114 учеб ника. Выполнение лабораторной работы № 5 | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результа ты опыта по выявлению влияния ста тической и динамической работы на утомление мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. | стр. 106-109,112 «Подумайте» на стр. 111, «Подумайте» на стр. 115. | ||
23 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и ис кривления позвоноч ника. | 1 | Комбинированный урок | Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. | Знать заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Меры по предупреждение плоскостопия и ис кривления позвоноч ника. Использовать приобретенные зна ния и умения для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •соблюдения мер профилактики нару шения осанки. | проверить правильность осанки, наличие плоскосто пия. | |||
24 | Роль двигательной активности в разви тии аппарата опоры и движения челове ка. Лабораторная работа № 7 «Измерение массы и роста своего организма» | 1 | Комбинированный урок | На основе наблюдений определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличия плоскостопия. | Использовать приобретенные зна ния для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. Находить в тексте учебника биоло гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон трольной работы. | стр. 113 учебни ка, подготовиться к зачету. | |||
25 | Зачет по теме «Опо ра и движение». | 1 | Урок контроля знаний | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах. | |||||
ТЕМА 6. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 часа) | |||||||||
26 | Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Лабораторная работа № 8 «Изучение микроскопического строения крови» | 1 | Комбинированный урок | Выделять существенные признаки процессов свертывания крови; переливания крови, иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток. Выявлять особенности между строением клеток и их функциями. | Вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 стр. 110 учеб ника. Описание ри с на стр. 120. | Называть признаки биологических объ ектов: •составляющие внутренней среды орга низма; составляющие крови (форменные эле менты); •составляющие плазмы. | стр. 116-119 учебника, «Подумай те» на стр. 121. | ||
27 | Иммунитет. | 1 | Комбинированный урок | Вопросы № 1-8 стр. 124 учеб ника. Описание ри сунка на стр. 124. | Давать определение понятию имму нитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные зна ния для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных за болеваний. | стр. 119, 122 учебника. | |||
28 | Тканевая совмести мость и переливание крови. | 1 | Комбинированный урок | Вопросы № 10, 11 стр. 124 учебника. Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | Называть особенности организма че ловека, его строения и жизнедеятельно сти: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факто ры риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по про блеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. | стр.122, 123 учебника, «Подумай те» на стр. 125. | |||
ТЕМА 7. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (6часов) | |||||||||
29 | Транспорт веществ. Кровеносная систе ма. | 1 | Комбинированный урок | Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме; Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов. | Вопросы № 7,8 стр. 128 учеб ника. Описание ри сунков на стр. 128, стр.135. | Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кро веносных сосудов. Называть особенности строения орга низма человека - органы лимфатической системы. Распознавать и описывать на таб лицах:систему органов кровообращения; органы кровеносной системы; систему лимфообращения; органы лимфатической системы. Характеризовать: •сущность биологического процесса -транспорта веществ; •сущность большого и малого кругов кровообращения; •сущность биологического процесса -лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов. | стр. 127, стр. 135 учебника. | ||
30 | Большой и малый круги кровообраще ния. Лимфообращение. | 1 | Комбинированный урок | Вопросы № 7,8 стр. 128 учеб ника. Описание ри сунков на стр. 128, стр.135. | стр. 127, стр. 135 учебника. | ||||
31 | Работа сердца | 1 | Комбинированный урок | Осваивать приемы измерения пульса, кровяного давления. | Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кро веносных сосудов. | ||||
32 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосу дов. Практическая работа № 1 «Измерение кровяного дав ления». Практическая работа № 2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке». | 1 | Комбинированный урок | Осваивать приемы измерения кровяного давления и измерения пульса. | Вопросы № 7, 8 стр. 132. Вопросы № 1 -10 стр. 136. Выполнение практической работы №1,2. | Характеризовать сущность биологи ческих процессов: •движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельности организ ма; Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы. Использовать приобретенные зна ния для •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •профилактики вредных привычек (куре ния, алкоголизма, наркомании). Анализировать и оценивать воздей ствие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные зна ния для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биоло гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон трольной работы. | стр. 131, стр. 134,135 учебника, «Подумайте» на стр. 137, на стр. 133. | ||
33 | Заболевания сер дечно-сосудистой системы, их преду преждение. Приемы оказания первой по мощи при кровоте чениях. Практическая работа №3 «Изучение приемов оста новки капилляр ного, венозного, артериального кровотечений». | 1 | Урок формирования новых знаний | Осваивать приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | Выполнение практической работы №3 | стр. 137 учебни ка, подготовиться к за чету. | |||
34 | Зачет по темам «Внутренняя среда. Транспорт веществ». | 1 | Урок контроля знаний | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Установление причинно-следственных связей. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах. | Характеризовать сущность биологи ческих процессов: движения крови по сосудам; регуляции жизнедеятельности организ ма; Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кро веносных сосудов. Называть особенности строения орга низма человека - органы лимфатической системы. Распознавать и описывать на таб лицах:систему органов кровообращения; органы кровеносной системы; систему лимфообращения; органы лимфатической системы. Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы. Использовать приобретенные зна ния для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биоло гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон трольной работы. | |||
ТЕМА 8. ДЫХАНИЕ (5 часов) | |||||||||
35 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | 1 | Урок формирования новых знаний | Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. | Вопросы № 1 -9 стр. 140 учеб ника. Описание ри сунков на стр. 141. | Называть особенности строения орга низма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таб лицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологи ческого процесса дыхания. * Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыха ния. | стр. 138,139 учебника, «Подумай те» на стр. 141. | ||
36 | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Лабораторная работа № 9 «Определение частоты дыха ния». | 1 | Комбинированный урок | Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе их сравнения. | Вопросы № 1 -3 стр. 146 учеб ника. Описание ри сунка на стр. 147. Выполнение лабораторной работы № 6. | Характеризовать: -сущность биологического процесса ды хания; -транспорта веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организ ма. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыха ния; взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Уметь использовать приобретенные зна ния для проведения наблюдений за со стоянием собственного организма. | стр. 142 - 143 учебника, «Подумай те» на стр. 147. | ||
37 | Заболевания орга нов дыхания и их профилактика. | 1 | Комбинированный урок | Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением. | Тестирование по «Органам дыхания», «Газообмен в легких и тканях». | Уметь называть заболевания органов дыха ния Использовать приобретенные зна ния для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболева ний, вредных привычек (курение). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей сре ды. Анализировать и оценивать воздей ствие факторов риска для здоровья. | стр. 142 учебни ка, повторить | ||
38 | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении уто пающего. | 1 | Комбинированный урок | Осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении уто пающего. | Уметь называть приемы оказания первой по мощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные зна ния для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасе нии утопающего. Находить в тексте учебника биоло гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон трольной работы. | стр. 138-143 (по вторить), подгото виться к зачету. | |||
39 | Зачет по теме «Ды хание». | 1 | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Установление причинно-следственных связей. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах | Уметь называть заболевания органов дыха ния, приемы оказания первой по мощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные зна ния для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасе нии утопающего; приобретенные зна ния для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболева ний, вредных привычек (курение). Находить в тексте учебника биоло гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон трольной работы. Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей сре ды. Анализировать и оценивать воздей ствие факторов риска для здоровья. | Повторить по учебнику 7 класса материал о пищева рительной системе млекопитающих. | ||
ТЕМА 9. ПИЩЕВАРЕНИЕ (6 часов) | |||||||||
40 | Пища как биологиче ская основа жизни. Пищевые продукты и питательные ве щества. | 1 | Комбинированный урок | Называть питательные вещества и пи щевые продукты, в которых они находят ся. | Вопросы № 1, 2 стр. 150 учеб ника. Описание ри сунка на стр. 151. | Называть питательные вещества и пи щевые продукты, в которых они находят ся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. | стр. 148-149 учебника, «Подумай те» на стр. 151. | ||
41 | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. | 1 | Комбинированный урок | Выделять существенные признаки процесса пищеварения. | Вопросы № 4 -7 стр. 150 учеб ника. Вопрос № 1 стр. 154 учеб ника. Описание ри сунка на стр. 152. | Называть особенности строения орга низма человека - органы пищеваритель ной системы. Распознавать и описывать на таб лицах основные органы пищеваритель ной системы человека. Характеризовать сущность биологи ческого процесса питания, пищеварения. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пище варения. | стр. 149, 152-153 учебника, «Подумай те» на стр. 155. | ||
42 | Пищеварение в ро товой полости. Регу ляция пищеварения. Лабораторная работа № 10 «Действие фер ментов слюны на крахмал» и «Изучение дей ствия желудоч ного сока на белки» | 1 | Урок формирования новых знаний | Выделять существенные признаки процесса пищеварения. | Вопросы № 7,8,9,10 стр. 154 учеб ника. Описание ри сунка на стр. 152. Выполнение лабораторной работы № 7 | Давать определение понятиям: фер мент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таб лицах основные органы пищеваритель ной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса пи тания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении. | стр. 152-158 учебника, «Подумай те» на стр. 155. | ||
43 | Пищеварение в же лудке. Регуляция пищева рения. | 1 | Урок формирования новых знаний | Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. | Вопрос № 1 -4 стр. 160 учеб ника. | Давать определение понятиям: фер мент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таб лицах основные органы пищеваритель ной системы человека. роль ферментов в пищеварении. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организ ма; сущность биологического процесса пи тания, пищеварения; Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пище варения. Использовать приобретенные зна ния для проведения наблюдений за со стоянием собственного организма. | стр. 156 учебни ка, «Подумайте» на стр. 161. | ||
44 | Пищеварение в ки шечнике. Всасыва ние питательных веществ. | 1 | Урок формирования новых знаний | Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. | Вопросы №5-14 стр. 154 учебника. Описание ри сунка на стр. 160. | Давать определение понятию фер мент. Распознавать и описывать на таб лицах основные органы пищеваритель ной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса пи тания, пищеварения; | |||
45 | Гигиена питания. Профилактика пи щевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Лабораторная работа № 11 «Определение нормального рациона питания» | 1 | Комбинированный урок | Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы. | Выполнение лабораторной работы № 8 «Определение нормального рациона питания» | Использовать приобретенные зна ния для: соблюдения мер профилактики заболе ваний органов пищеварения; оказания первой помощи при отравле нии ядовитыми грибами, растениями; проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма. | стр. 159 учебни ка. | ||
ТЕМА 10. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (3 часа) | |||||||||
46 | Обмен веществ и превращение энер гии. Пластический и энергетический об мен. Обмен и роль бел ков, углеводов, жи ров. Водно-солевой обмен. | 1 | Урок формирования новых знаний | Выделять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии в организме человека. | Вопросы № 1 -9 стр. 164 учеб ника. Описание ри сунка на стр. | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; обмен веществ как основу жизнедея тельности организма человека. Использовать приобретенные зна ния для рациональной организации тру да и отдыха; для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. | стр. 162-163 учебника, «Подумай те» на стр. 165. стр. 162-163 учебника. | ||
47 | Витамины, их роль в организме. | 1 | Комбинированный урок | Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения обмена веществ в организме и развития авитаминозов. | Вопросы № 1 -10 стр. 168 учебника. Описание ри сунка на стр. 169. | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятель ность. Использовать приобретенные зна ния для соблюдения мер профилактики заболеваний, свя занных с недостатком витаминов в орга низме. Находить в тексте учебника биоло гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон трольной работы. | стр. 166-167 учебника, «Подумай те» на стр. 169, под готовиться к зачету. | ||
48 | Зачет по темам «Пи щеварительная сис тема. Обмен ве ществ». | 1 | Урок контроля знаний | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Установление причинно-следственных связей. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятель ность. Использовать приобретенные зна ния для рациональной организации тру да и отдыха; для соблюдения мер профилактики заболеваний, свя занных с недостатком витаминов в орга низме. Находить в тексте учебника биоло гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон трольной работы. | |||
ТЕМА 11. ВЫДЕЛЕНИЕ (2часа) | |||||||||
49 | Органы выделения. Строение и функции почек. | 1 | Урок формирования новых знаний | Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Различать на таблицах органы мочевыделительной системы. | Вопросы № 1 -8 стр. 172 учеб ника. Описание ри сунка на стр. 173. | Называть особенности строения орга низма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, уча ствующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таб лицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологи ческого процесса выделения и его роль в обмене веществ. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. | стр. 170, 171 учебника, «Подумай те» на стр. 173. | ||
50 | Предупреждение за болеваний мочевыделительной систе мы. | 1 | Комбинированный урок | Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы. | Вопросы № 1-8 стр. 172 учеб ника. Вопросы со свободным ответом. | Использовать приобретенные зна ния для: -соблюдения мер профилактики заболе ваний выделительной системы; -профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздей ствие факторов риска для здоровья. | стр. 170, 171 учебника. | ||
ТЕМА 12. ПОКРОВЫ ТЕЛА (4часа) | |||||||||
51 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | 1 | Урок формирования новых знаний | Выделять существенные признаки покровов тела. | Вопросы № 1 -8 стр. 176 учеб ника. Описание ри сунков на стр. 174-175,177. | Называть особенности строения орга низма человека - кожи. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таб лицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | стр. 174, 175 учебника, «Подумайте» на стр. 177. | ||
52 | Роль кожи в теплорегуляции. | 1 | Комбинированный урок | Приводить доказательства необходимости ухода за кожей. | Вопросы № 1-9 стр. 180 учеб ника. Описание ри сунка на стр. 181. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организ ма. Анализировать и оценивать воздей ствие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные зна ния для соблюдения мер профилактики заболеваний. | Д/з: стр. 178-179 учеб ника, «Подумайте» на стр. 181, | ||
53 | Уход за кожей, воло сами, ногтями. Прие мы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожени ях и их профилакти ка. | 1 | Комбинированный урок | Приводить доказательства необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями. | Использовать приобретенные зна ния для: •соблюдения мер профилактики вредных привычек; •оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные зна ния для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов те ла. | Д/з: стр. 170, 171; 174 -179 учебника (по вторить), Подготовиться к за чету. | |||
54 | Зачет по темам «Вы деление. Кожа». | 1 | Урок контроля знаний | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Установление причинно-следственных связей. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организ ма. Анализировать и оценивать воздей ствие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные зна ния для соблюдения мер профилактики заболеваний.; -соблюдения мер профилактики вредных привычек; -оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные зна ния для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов те ла. Находить в тексте учебника биоло гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон трольной работы. | |||
ТЕМА 13. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 часа) | |||||||||
55 | Система органов раз множения. | 1 | Урок формирования новых знаний | Выделять существенные признаки органов размножения. | Вопросы № 1 -6 стр. 186 учеб ника. Описание ри сунков на стр. 182-183. | Называть особенности строения жен ской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таб лицах: •женскую и мужскую половые системы; •органы женской и мужской половой сис тем. Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные зна ния для проведения наблюдений за со стоянием собственного организма. | стр. 182-183 подгото вить сообщения к уроку «Наследственные и врожденные заболе вания». | ||
56 | Внутриутробное раз витие организма. Развитие после рож дения. | 1 | Комбинированный урок | Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека. | Давать определение понятиям: раз множение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные зна ния для: •соблюдения мер профилактики заболе ваний, ВИЧ-инфекции; •вредных привычек (курение, алкого лизм, наркомания). Перечислять этапы жизненного цикла особи; узнавать по рисункам органы размножения; называть функции плаценты; перечислять рефлексы новорожденных; описывать режим беременной. | стр.184-185; 188-189 учебника, «По думайте» на стр. 187, «Подумайте» на стр. 191. | |||
57 | Наследственные и врожденные заболе вания. Инфекции, передающиеся поло вым путем, их про филактика. | 1 | Комбинированный урок | Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека. | Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | Объяснять причины проявления на следственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздей ствие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные зна ния для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о дости жениях генетики в области изучения на следственных болезней человека. | стр. 182-189 учеб ника (повторить). | ||
ТЕМА 14. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (6 часов) | |||||||||
58 | Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельно сти. Врожденные и при обретенные формы поведения. | 1 | Урок формирования новых знаний | Выделять существенные признаки особенности поведения человека. Называть принцип работы нервной сис темы. | Вопросы № 2,3,5,7, 9 на стр. 198 учебника. Описание ри сунка на стр. 198. | Давать определение понятиям: без условные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной сис темы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •биологическое значение условных и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные зна ния для рациональной организации труда и от дыха. | стр.192-194 учеб ника, «Подумайте» на стр. 199. Д/з: стр.193-195 учеб ника. | ||
59 | Биологические рит мы. Сон и его значе ние. | 1 | Комбинированный урок | Называть принцип работы нервной сис темы. | Вопросы № 1 -9 стр. 204 учеб ника. Описание ри сунка на стр. 200-201 | Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные зна ния дня: рациональной организации труда и от дыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | стр.200-202 учеб ника, «Подумайте» на стр. 205. | ||
60 | Особенности выс шей нервной дея тельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. Память, эмоции. | 1 | Комбинированный урок | Выделять существенные признаки особенности поведения человека. | Вопросы № 1,2,3,4, 8,9 стр. 208 учебника. Вопрос № 2 стр. 209 Вопросы № 5,6,7 стр. 208 учеб ника. Задание №3 на стр. 209 учебни ка. Задание «По думайте» на стр. 209 учебни ка. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения че ловека (речь, мышление), их значение. Использовать приобретенные зна ния дня. •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения че ловека (память, эмоции), их значение. Использовать приобретенные зна ния для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). | стр.206-207 учеб ника. стр. 206-207 учебника, «Подумай те» на стр. 209. | ||
61 | Типы нервной деятельности. | Урок формирования новых знаний | Выделять существенные признаки особенности поведения человека. | Вопросы стр. 212 учебника. | Знать и называть типы нервной системы. Приводить примеры торможения рефлексов; приводить примеры врожденных и приобретенных программ поведения; описывать фазы сна; называть познавательные процессы человека, качества ума; | стр. 210-213 Подготовиться к за чету. | |||
62 | Зачет по теме «Выс шая нервная дея тельность». | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Установление причинно-следственных связей. | Давать определение понятиям: без условные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной сис темы. Характеризовать: -особенности работы головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов; - особенности высшей нервной деятельности и поведения че ловека (память, эмоции), их значение Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Использовать приобретенные зна ния для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). Знать и называть типы нервной системы. Приводить примеры торможения рефлексов; приводить примеры врожденных и приобретенных программ поведения; описывать фазы сна; называть познавательные процессы человека, качества ума; приводить примеры факторов, влияющих на формирование потребностей; приводить примеры ситуаций проявления функций воли; описывать физиологические основы внимания; приводить примеры эмоций. | ||||
63 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля знаний | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Установление причинно-следственных связей. | |||||
ТЕМА 15. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (4 ЧАСА) | |||||||||
64 | Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи. Практическая работа №5 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | Комбинированный урок | Осваивать приемы рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма; Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек. | Использовать приобретенные зна ния дня: рациональной организации труда и от дыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. -соблюдения мер профилактики вредных привычек; -оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные зна ния для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов те ла. Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияние факторов риска на здоровье человека. | |||||
65 | Вредные привычки. Заболевания человека. | Комбинированный урок | |||||||
66 | Двигательная активность и здоровье человека. | Комбинированный урок | |||||||
67 | Закаливание. Гигиена человека. | Комбинированный урок | |||||||
68 | РЕЗЕРВ | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...