Рабочая программа 5 класс
рабочая программа (биология, 5 класс) по теме
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А. А. Плешакова, Н.И. Сонина «Прироведение. 5 класс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit._zapiska_5kl..docx | 36.9 КБ |
tematich._plan_5kl..docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А. А. Плешакова, Н.И. Сонина «Прироведение. 5 класс», М.,»Дрофа» 2005 г.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уде лено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Изучение природы (2 часа)
Изучение природы человеком. Естественные нау ки (астрономия, физика, химия, геология, физиче ская география, биология, экология). Методы изу чения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследова ний (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
■ Практические работы
«Знакомство с оборудованием для научных исследований»
Тема 2. Вселенная (7 часов)
Представления о Вселенной у древних ин дийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристоте лю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем Средневе ковье. Географические открытия XIV— XVII вв. и их влияние на развитие астроно мии. Система мира по Н. Копернику.
Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники пла нет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
■ Демонстрации
Карта звездного неба. Модель Солнечной систе мы. Глобус. Фотографии планет Солнечной систе мы.
■ Практические работы «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба».
Тема 3. Земля (8 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Зем ная кора. Различие по толщине материковой и оке анической коры. Горные породы. Минералы, полез ные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явле ния: землетрясения, извержения вулканов, гейзе ры.
Вещества в окружающем мире и их использова ние человеком. Примеры веществ, простые и слож ные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения ве ществ в окружающем мире (горение, гниение).
Суша планеты. Материки, острова. Характерис тика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхно стью. Ветер. Погода.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Со леность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых орга низмов. Особенности расположения Земли в Солнеч ной системе, ее вращение, строение, обеспечиваю щие возможность жизни на планете.
■ Демонстрации
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Приме ры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при про хождении его через призму).
■ Практические работы
«Описание и сравнение признаков веществ. Исследование физических явлений».
«наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра».
Тема 4. Жизнь на Земле (8 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; рас цвет древних пресмыкающихся; птицы и зве ри прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цито плазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и жи вотного организмов. Половые клетки. Оплодотворе ние.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, бес позвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организ мов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знаком ство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешан ные и широколиственные леса, травянистые равни ны — степи и саванны, пустыни, влажный тропиче ский лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхно сти и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
■ Практические работы
«Определение наиболее распространенных растений и животных с использование источников информации.
Тема 5. Человек на Земле (8 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и авст ралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходя щий. Человек разумный (неандерталец, кроманьо нец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антаркти ды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парни ковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пу ти сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологиче ские проблемы: сохранение биологического разнооб разия, борьба с уничтожением лесов и опустынива нием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Сре да обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуаци ях природного происхождения. Простейшие спосо бы оказания первой помощи.
■ Демонстрации
«Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания доврачебной помощи».
Резервное время — 1 час.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/понимать
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по3 - 4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Документы
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон «Об образовании»,
- приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного среднего (полного) общего образования,
- приказ МО и Н РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
- приказа МО и Н РТ от 28.04.2010 № 1743/10 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;
- приказа МО и Н РТ от 28.04.2010 г. № 1746/10 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;
- Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 28» Вахитовского района г.Казани Республики Татарстан на 2010/2011 учебный год, утвержденный приказом № 124 от 31.08.2010 «О введении в действие Учебного плана»;
Год: 34 недели, 34часов
Практических работ - 6
Контрольных работ – 3
Тематическое планирование по природоведению, 5 класс.
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | Дата | |
Практических работ | лабораторных работ | ||||
1. | Тема 1. Изучение природы | 2 | Практическая работа № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | ||
2. | Тема 2. Вселенная | 7 | Практическая работа № 2 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба». | ||
3. | Тема 3. Земля | 8 | Практическая работа № 3 «Описание и сравнение признаков веществ. Исследование физических явлений». Практическая работа № 4 «наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра». | ||
4. | Тема 4. Жизнь на Земле | 8 | Практическая работа № 5 «Определение наиболее распространенных растений и животных с использование источников информации» | ||
5. | Тема 5. Человек на Земле | 8 | Практическая работа № 6 «Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания доврачебной помощи». | ||
ИТОГО | 33 часа + 1 час резерв |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол. час. | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Д/З | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Тема 1. Изучение природы (2 часа) | |||||||||
1 | Как древние греки представляли себе Вселенную. Практическая работа № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | 1 | Урок формирования новых знаний. | Воспринимают речь учителя, выделяют главное. | Знать об отдельных методах изучения природы. | Стр. 4-9 | |||
2 | От Коперника до наших дней. | 1 | Комбинированный урок | Работа с различными типами справочных изданий. | Работа со схемой и таблицей | Стр. 10-15 | |||
Тема 2. Вселенная (7 часов) | |||||||||
3 | Соседи Солнца. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Описывать одну из планет Солнечной системы. Наблюдать суточное движение солнца и звезд. | Работа по карточкам | Уметь указывать на модели положение Солнца в Солнечной системе. | Стр. 16-21 | ||
4 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Работа с различными типами справочных изданий. | Работа со схемой и таблицей | Знать названия планет Солнечной системы. | Стр. 22 -27 | ||
5 | Астероиды. Кометы. | 1 | Комбинированный урок | Знать определение «астероида», «кометы». | Стр. 28 -33 | ||||
6 | Звезды. Практическая работа № 2 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба». | 1 | Урок применения умений и навыков. | Проводить наблюдения природных объектов. Наблюдать суточное движение звезд. | Работа по карточкам | Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; | Стр. 34- 35 | ||
7 | Созвездия. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Проводить наблюдения природных объектов. | Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; | Стр. 35-39 | |||
8 | Галактики. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Работать с информационными источниками | Работа со схемой и таблицей | Знать определения «галактика», «млечный путь», «световой год». | Стр. 16-48 | ||
9 | Обобщающий урок по теме «Вселенная» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Работать с различными типами справочных изданий. | Работа по карточкам. | Знать/ понимать определения «галактика», «млечный путь», «световой год». Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; | |||
Тема 3. Земля (8часов) | |||||||||
10 | Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Описывать Землю как элемент Солнечной системы. Описывать форму и размеры Земли, ее строение. Определять горные породы и минералы по образцу. | Работа по карточкам | Знать гипотезы возникновения Земли | Стр. 50 - 55 | ||
11 | Внутреннее строение Земли. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Практическая работа № 3 «Описание и сравнение признаков веществ. Исследование физических явлений». | 1 | Урок применения умений и навыков. | Знать как устроена планета Земля, типы горных пород и минералов. Уметь следовать правилам безопасности при проведении практических работ; сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам | Стр. 56-61 | ||||
12 | Землетрясения и вулканы. | 1 | Комбинированный урок | Работать с картой | Тестирование. | Знать/ понимать изменения в природе, происходящие с литосферой. Определения «землетрясения», «вулканы». | Стр. 62- 67 | ||
13 | Суша. Континенты. Практическая работа № 4 «наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра». | 1 | Урок применения умений и навыков. | Составлять характеристику континентам. | Уметь следовать правилам безопасности при проведении практических работ; | Стр. 68-73 | |||
14 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | 1 | Комбинированный урок | Изучать свойства воздуха, составлять характеристику воздушной оболочке Земли. | Работа по карточкам | Знать определения атмосферы, состав воздуха. | Стр. 74 - 79 | ||
15 | Гидросфера. | 1 | Комбинированный урок | Изучать свойства воды, составлять характеристику водной оболочке Земли. | Знать определения гидросферы, состав водной оболочки Земли. | Стр. 80-85 | |||
16 | Неповторимая планета | 1 | Урок формирования новых знаний. | Указывать на модели положение Земли в Солнечной системе. | Использовать дополнительные источники информации | Стр. 50-94 | |||
17 | Обобщающий урок по теме «Земля». Контрольная работа №1. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Изучать свойства воды, воздуха, составлять характеристику водной и воздушной оболочке Земли. | Работа по карточкам. Тестирование. | Знать/ понимать изменения в природе, происходящие изменения с литосферой. Определения «землетрясения», «вулканы». Знать как устроена планета Земля, типы горных пород и минералов. | |||
Тема 4. Жизнь на Земле (8 часов) | |||||||||
18 | Как развивалась жизнь на Земле. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Характеризовать этапы формирования жизни на Земле. | Работа по карточкам | Знать/ понимать этапы формирования жизни на Земле | Стр. 96-101 | ||
19 | Живые клетки. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Наблюдать и сравнивать строения растительной и животной клетки. | Знать/ понимать строение живой клетки (главные части); | Стр. 102- 107 | |||
20 | Разнообразие живого. | 1 | Комбинированный урок | Отработать приемы классификации живых организмов. | Знать/ понимать царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); | Стр. 108 - 113 | |||
21 | Три среды обитания. | 1 | Комбинированный урок | Составлять схемы взаимосвязи и взаимодействия природных компонентов. | Работа со схемой и таблицей. Тестирование. | Знать/ понимать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать); | Стр. 114 - 119 | ||
22 | Жизнь на разных материках. | 1 | Комбинированный урок | Сравнивать свойства живых организмов из различных сред жизни. | Работа по карточкам | Знать/ понимать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли | Стр. 120 - 125 | ||
23 | Природные зоны Земли. Практическая работа № 5 «Определение наиболее распространенных растений и животных с использование источников информации» | 1 | Урок применения умений и навыков. | Распознавать растения своей местности. | Знать/ понимать узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя; | Стр. 126 -131 | |||
24 | Жизнь в морях и океанах. | 1 | Комбинированный урок | Сравнивать свойства живых организмов из различных сред жизни. | Знать/ понимать сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); | Стр. 96 - 138 | |||
25 | Что мы узнали о живой природе. Жизнь на Земле. Контрольная работа №2. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Сравнивать свойства живых организмов из различных сред жизни. | Работа по карточкам. Тестирование. | Знать/ понимать узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); | |||
Тема 5. Человек на Земле (8 часов) | |||||||||
26 | Происхождение человека. Древние предки человека. Практическая работа № 6 «Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания доврачебной помощи». | 1 | Урок применения умений и навыков. | Делать выводы на основе изученных фактов. | Работа по карточкам | Знать/ понимать происхождение человека | Стр. 140 - 145 | ||
27 | Науки о природе. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Характеризовать естественные дисциплины. | Тестирование. | Знать естественные дисциплины, дисциплины, изучающие природу. | Стр. 145 - 151 | ||
28 | Методы изучения природы. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать методы изучения природы. Проводить наблюдения. | Работа по карточкам | Знать характеристики методов изучения природы | Стр. 152 - 157 | ||
29 | Как человек открывал Землю. | 1 | Комбинированный урок | Описывать кем были открыты материки. | Работа по карточкам | Знать древнегреческих ученых | Стр. 158 - 163 | ||
30 | Как человек изменил Землю. | 1 | Комбинированный урок | Делать выводы на основе изученных фактов. | Работа со схемой и таблицей. Тестирование. | Знать/ понимать изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать); | Стр. 164 - 169 | ||
31 | Жизнь под угрозой | 1 | Комбинированный урок | Делать выводы на основе изученных фактов. | Знать основные экологические проблемы своей местности | Стр. 170 - 173 | |||
32 | Не станет ли Земля пустыней? | 1 | Комбинированный урок | Стр. 140 - 180 | |||||
33 | Итоговый урок по теме «Человек на Земле» Контрольная работа №3. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщать и делать выводы. | Тестирование. | Знать/ понимать изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать); естественные дисциплины. | |||
34. | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...