рабочая программа по биологии 10 класс (34 часа)
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
рабочая программа по биологии 10 класс (34 часа) по линии Понамаревой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_10_klass_34_chasa.docx | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
№п/п | Тема урока | Количество часов | Форма организации учебного процесса | Элементы содержания урока | Виды контроля | Примечание | |
Введение в курс «Общебиологические явления» 5 часов | |||||||
1 | Что изучает общая биология | 1 | Вводный урок | Термины Биология Факты Жан Батист Пьер Ламарк Процессы Содержания курса | § 1 | Поиск ответа на вопрос №3 в тексте учебника. Анализ текста | |
2 | Основные свойства жизни | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Биосистема Обмен веществ Размножение Рост Онтогенез Раздражимость Дискретность Жизнь Факты Свойства жизни, единство химического состава, специфичность взаимоотношений организмов со средой Объекты Жизнь-это особая форма движения материи, выражающаяся в совокупном взаимодействии универсальных свойств организмов | § 2 | Ответить на вопр. № 2, писменно выполнить вопр. № 3 | |
3 | Структурные уровни организации жизни | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Молекулярный уровень Клеточный уровень Организменный уровень Популяционно-видовой уровень Биогеоценотический уровень Биосферный уровень Факты Раскрыть роль уровней организации жизни | § 3 | Ответить на вопр. № 1,2, 3,писменно выполнить вопр. № 4 | |
4 | Значение биологических знаний | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Интродукция, Акклиматизация Генная инженерия Биотехнология Бионика Факты Изучить историю биологии и ее современные достижения Объекты Определить роль биотехнологии и бионики в современной биологии Процессы Взаимосвязь науки и практики Термины Метод -наблюдение -сравнение -эксперимент -моделирование -мониторинг -дневник наблюдения Объекты Традиционные методы в биологии | § 4,5 | Ответить на вопр. № 2, 3,писменно выполнить вопр. № 4 ст. 16 Ответить на вопр. № 1, писменно выполнить вопр. № 3 на ст. 18 | |
5 | Семинар *Живой мир и культура | 1 | Комбинированный урок | Термины Культура Миропонимание Анимизм Тотемизм Материальная и духовная культура Факты Определить взаимодействие человека и природы в различных формах культуры какую роль играет живая природы в развитии культуры | § 6 | С. 18 вопросы для обсуждения | |
Биосферный уровень организации жизни 8 часов | |||||||
6 | Учение В. И. Вернадского о биосфере | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Биосфера -живое в-во -косное в-во -биокосное в-во -биогенное в-во Факты Учение В. И. Вернадского Объекты Состав и строение биосферы Процессы Свойства биосферы. Биологический круговорот. Термины Живое вещество Факты Роль живого вещества в биосфере Объекты Функции живого вещества: Газовая Энергетическая Концентрационная Деструктивная Средообразующая | §7 | Ответить на вопр. № 1, 2,писменно выполнить вопр. № 3 на ст. 29 Ответить на вопр. № 1,2,3 на ст.32 | |
7 | Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Биогенез Абиогенез Протоплонетные облака Факты Гипотеза Панспермии Физические явления в истории Земли. Химическая эволюция в истории Земли Процессы Современные гипотезы происхождения жизни. Этапы возникновения жизни | § 8 | Ответить на вопр. № 1,2 писменно выполнить вопр. № 3 на с. 37 Рис. 8 на с. 42 Ответить на вопр. № 1-4 на с. 42 | |
8 | Биологическая эволюция в развитии биосферы | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Биологическая эволюция Ароморфозы Прокариоты Автотрофы Хемосинтезирующие и фотосинтезирующие автотрофы Эукариоты Аэробы анаэробы Факты Роль прокариот и эукариотв жизни Земли. Формы наземной жизни Начало истории жизни. Объекты Этапы развития жизни на Земле -катархей -архей -протерозой -палеозой -мезазой -кайнозой | § 9 | Рис. 10 Ответить на вопр. № 1,2,3,писменно выполнить вопр. № 4 на с. 47 Таб. 2 с. 50 Ответить на вопр. № 1,2,3,писменно выполнить вопр. № 4 на с. 51-52 | |
9 | Биосфера как глобальная экосистема | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Биосистема Продуценты Консументы Редуценты Факты Биосфера как экосистема. Биологический круговорот | § 10 | Рис. 12, 13 Ответить на вопр. № 1,2,3,4 | |
10 | Круговорот веществ в природе | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Круговорот веществ Процессы Круговорот углерода, фосфора, воды. Факты Механизмы устойчивости биосферы | § 11 | Рис 14,15,16 Ответить на вопр. № 1,2,3 на с. 58 Ответить на вопр. № 1,2,3 На с. 60 | |
11 | Понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы. Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Ноосфера Ойкумене Факты Понятие о ноосфере. Этапы воздействия человека на биосферу и способы воздействия Процессы Условия сохранения биосферы Факты Особенности биосферного уровня и его значение. | § 12,13 | Ответить на вопр. № 1,2 писменно выполнить вопр. № 3 на с. 63 Ответить на вопр. № 1,2 писменно выполнить вопр. № 3 на с. 65 | |
12 | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. Экологические факторы и их значение | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Факты Человек как фактор биосферы Научная основа сохранения биосферы Задачи устойчивого развития Термины Среда обитания Экологические факторы -абиотические -биотические -ограничивающие -антропогенные Факты Среды жизни организмов на Земле Экологические факторы | § 14,15 | Ответить на вопр. № 1,2,3. На с.68 Ответить на вопр. № 1,2,3 на с.72 | |
13 | Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень организации жизни». | 1 | Урок обобщения и контроля С. 73-75 | ||||
Биогеоценотический уровень организации жизни 9 часов | |||||||
14 | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Биогеоценоз Объекты Биогеоценоз как часть биосферы. Особенности ьиогеоценотического уровня жизни. Значение биогеоценотического уровня | § 16 | Ответить на вопр. № 1,2 писменно выполнить вопр. № 3 | |
15 | Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Природное сообщество Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз Факты Свойства биогеоценоза Учения о биогеоценозе Учение об экосистем | §17 | Ответить на вопр. № 1,2 писменно выполнить вопр. № 3 | |
16 | Строение и свойства биогеоценоза | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Пищевые и трофические связи Цепи питания Цепи выедания Цепи разложения Сеть питания Первичная , вторичная продукция Правило 10% Экологическая пирамида Ярусность Емкость биотопа Экологическая ниша Жизненные формы Объекты Трофическая структура биогеоценоза Пространственные связи в биогеоценозе Экологическая ниша | §18 Лабораторная работа « Приспособление растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» с. 202 | Ответить на вопр. № 1,2 писменно выполнить вопр. № 3,4 | |
17 | Типы связей и зависимостей в биогеоценозе | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Коадаптация Коэволюция Симбиоз Мутуализм Коммнсализм Нахлебничество Конкуренция Антогонизм Агрессия Факты Типы связей и зависемостей в биогеоценозе Взаимные адаптации в биогеоценозе Коэволюционные связи в биогеоценозе Многообразие связей Процессы Взаимополезные связи Полезные связи Комменсализм Взаимновредные связи | §19 | Рис. 23 в тетрадь Ответить на вопр. № 1,2 писменно выполнить вопр. № 3 с. 91 Ответить на вопр. № 1,2,3. С. 95 | |
18 | Причины устойчивости биогеоценозов | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Устойчивость биогеоценоза Жизненное пространство Факты Богатство видового состава и функциональное разнообразие Средообразующие свойства видов Антропогенное воздействие | § 20 | Ответить на вопр. № 1,2,3. | |
19 | Смены биогеоценозов и их причины | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Сукцессия Смена биогеоценоза Циклические изменения Гидроценозы Бентос Планктон Древесные и травянистые биогеоценозы Биомы Агробиоценозы Агроэкосистемы Факты Понятие смены биогеоценоза Типы смен биогеоценозов Процессы Сезонные изменения биогеоценозов Годичные циклические изменения Типы водных экосистем Морские экосистемы Неполный круговорот веществ Объекты Пресноводные экосистемы Экологическое состояние водных экосистем (эвтрофикация) Лесные экосистемы Травянистые биогеоценозы Структура и устойчивость агробиоценоза | § 21 | Ответить на вопр. № 1,2 писменно выполнить вопр. № 3,4 с. 103 Ответить на вопр. № 1,2 писменно выполнить вопр. № 3,4 на с. 106 Ответить на вопр. № 1,2,3 на с. 110 Ответить на вопр. № 1,2,3 на с.115 | |
20 | Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Факты Антропогенное влияние Пути сохранения биогеоценозов Начало освоения природы людьми Начало культурного освоения природы Начало научного освоения природы Промышленное освоение природы Осознание роли человека в природе Объекты Рекультивация Реликтовые виды Заповедники Заказники Национальные парки Биогеоценозы как источник благополучия людей Процессы Экологические законы природопользования | §22 | Ответить на вопр. № 1,2, найти ответ на вопрос № 3 и выписать в тетрадь все заповедные зоны Октябрьского района на с.118 с. 118 Ответить на вопр. № 1,2 писменно выполнить вопр. № 3 на с. 122 | |
21 | Экологические законы природопользования | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Объекты Биогеоценозы как источник благополучия людей Процессы Экологические законы природопользования | §23 | Ответить на вопр. № 1,2 писменно выполнить вопр. № 3 на с. 125 | |
22 | Семинар «Биогеоценотический уровень организации жизни» | 1 | Комбинированный урок с. 126 | ||||
Популяционно –видовой уровень жизни 12 часов | |||||||
23 | Основные свойства и критерии вида | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Вид Политипический вид Популяция Объекты Морфологический критерий Географический критерий Экологический критерий Репродуктивный критерий Процессы Современное представление о виде | § 24 Лабораторная работа «Морфологические критерии, используемые при определении видов» с. 204 | Ответить на вопр. № 1,2,3 писменно выполнить вопр. № 4 на с. 132 | |
24 | Популяция как форма существования вида | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Популяция Особь Генотип Генофонд Факты Популяция как форма существования вида Популяция как компонент биогеоценоза Популяция как генетическая система Типы популяций Объекты Географическая популяция Экологическая или местная популяция Экологические ниши Элементарная популяция или микропопуляция | §25 | Ответить на вопр. № 1,2 писменно выполнить вопр. № 3 на с. 136 Ответить на вопр. № 1,2 писменно выполнить вопр. № 3 на с. 139 | |
25 | Популяция как основная единица эволюции | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Генетическая разновидность Микроэволюция Мутации Популяционные волны Факты Формирование нового вида Объекты Популяционные основы эволюции Процессы Движущие силы и факторы эволюции | §26 | Ответить на вопр. № 1 на с. 143 Ответить на вопр. № 2,3 на с. 143 | |
26 | Видообразование и его способы | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Видообразование Биоразнообразие Систематика Таксон Процессы Способы образования видов -географическое или аллопатрическое -биологическое или симпатрическое Факты Причины вымирания видов Современная система организмов - неклеточные организмы -клеточные организмы Биологическое разнообразие Проблемы утраты биоразнообразия | §27 | Ответить на вопр. № 1, 2,3 на с. 147 Рис 43 в тетрадь Ответить на вопр. № 1, 2,3 на с. 152 Ответить на вопр. № 1,2,3 писменно выполнить вопр. № 4 на с. 156 | |
27 | Человек как уникальный вид живой природы | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Раса Объекты Популяционные основы антропогенеза Уникальная особенность вида Человек разумный Факты Гипотезы о происхождении человека современного вида -моноцентризм -полицентризм | §29 | Ответить на вопр. № 1,2,3 на с. 165 | |
28 | Этапы эволюции человека | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Гоминиды Понгиды Приматы Факты Происхождение человека Становление человека как вида -предчеловек или протоантроп -архантроп -палеоантроп -неоантроп или человек разумный Объекты Стадия развития человека Процессы Общая закономерность эволюции человека | §28 | Рис.45,46 в тетрадь Ответить на вопр. № 1,2,3 на с. 161 | |
29 | Особенности популяционно-видового уровня жизни | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Структура популяционно-видового уровня жизни Процессы, организация популяционно - видового уровня жизни Факты Специфика популяционно-видового уровня жизни Объекты Значение диких видов растений и животных | §34 | Ответить на вопр. № 1,2 письменно на вопр. № 3 на с. 188 Ответить на вопр. № 1,2 письменно на вопр. № 3 на с. 192 | |
30 | Основные закономерности эволюции | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Искусственный отбор Порода Сорт Штамм Биологическая эволюция Процессы Принцип искусственного отбора Эффективность искусственного отбора Искусственный отбор Борьба за существование Результат действия естественного отбора Факты Причины эволюции по теории Ч. Дарвина Формы естественного отбора -креационизм -трансформизм Объекты Теория Ж.Б. Ламарка Движущий отбор Стабилизирующий отбор Теория Ч. Дарвина об эволюции Объекты Неопределенная и определенная наследственность | §30 | Ответить на вопр. № 1 на с. 168 Ответить на вопр. № 2,3 на с. 168 Ответить на вопр. № 1, 2, письменно на вопр. № 3 на с. 171 Ответить на вопр. № 1,2,3 на с. 175 | |
31 | Современные представления об эволюции органического мира | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Факты Формирование синтетической теории эволюции Современная теория эволюции живого мира Объекты Изоляция Мутационный процесс Популяционные волны | §31 | Ответить на вопр. № 1, письменно на вопр. № 2,3 на с. 178 | |
32 | Основные направления эволюции | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Приспособление или адаптация Покровительственная окраска Маскировочная форма тела Факты Результат эволюции Основные закономерности эволюции Объекты Коадаптация Коэволюция Термины Биологический прогресс Ароморфоз Идиоадаптация Общая дегенерация | § 32,33 Лабораторная работа «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных» §33 на с. 205 | Ответить на вопр. № 1,2,3 на с. 181 Ответить на вопр. № 1,2 письменно на вопр. № 3 на с. 185 | |
33 | Проблема сохранения видов | Урок обобщения и систематизации знаний | Термины Генофонд Факты Значение генофонда Значение видов Причины гибели видов Термины Редкие виды Исчезающие виды Красная книга | §34 с. 197. §35 | Ответить на вопр. № 1,2,4,3 на с. 197 Ответить на вопр. № 1,2 письменно на вопр. № 3,4 на с. 201 | ||
34 | Обобщение и подведение итогов по теме «Структурный популяционно-видовой уровень организации жизни» и по курсу | 1 | Урок обобщения и контроля с. 202-203 | ||||
Всего | 34 часа |
Календарно — тематическое планирование
10-б класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата |
Введение в курс «Общебиологические явления» 5 часов | |||
1 | Что изучает общая биология | 1 | |
2 | Основные свойства жизни | 1 | |
3 | Структурные уровни организации жизни | 1 | |
4 | Значение биологических знаний | 1 | |
5 | Семинар *Живой мир и культура | 1 | |
Биосферный уровень организации жизни 8 часов | |||
6 | Учение В. И. Вернадского о биосфере | 1 | |
7 | Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере | 1 | |
8 | Биологическая эволюция в развитии биосферы | 1 | |
9 | Биосфера как глобальная экосистема | 1 | |
10 | Круговорот веществ в природе | 1 | |
11 | Понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы. Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле. | 1 | |
12 | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. Экологические факторы и их значение | 1 | |
13 | Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень организации жизни». | 1 | |
Биогеоценотический уровень организации жизни 9 часов | |||
14 | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | 1 | |
15 | Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема | 1 | |
16 | Строение и свойства биогеоценоза | 1 | |
17 | Типы связей и зависимостей в биогеоценозе | 1 | |
18 | Причины устойчивости биогеоценозов | 1 | |
19 | Смены биогеоценозов и их причины | 1 | |
20 | Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов | 1 | |
21 | Экологические законы природопользования | 1 | |
22 | Семинар «Биогеоценотический уровень организации жизни» | 1 | |
Популяционно –видовой уровень жизни 12 часов | |||
23 | Основные свойства и критерии вида | 1 | |
24 | Популяция как форма существования вида | 1 | |
25 | Популяция как основная единица эволюции | 1 | |
26 | Видообразование и его способы | 1 | |
27 | Человек как уникальный вид живой природы | 1 | |
28 | Этапы эволюции человека | 1 | |
29 | Особенности популяционно-видового уровня жизни | 1 | |
30 | Основные закономерности эволюции | 1 | |
31 | Современные представления об эволюции органического мира | 1 | |
32 | Основные направления эволюции | 1 | |
33 | Проблема сохранения видов | ||
34 | Обобщение и подведение итогов по теме «Структурный популяционно-видовой уровень организации жизни» и по курсу | 1 | |
Всего | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю
Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...
Рабочая программа "Литература. 6 класс" 68 часов
Создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной....
Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.
Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....
Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю
Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе, М: Просвещение ...
Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)
Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...