План-конспект урока "Процессы видообразования"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
План-конспект урока "Процессы видообразования" , урок биологии в 10-м классе по учебнику " Общая биология", под редакцией Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов. Используется вместе с презентацией "Процессы видообразования".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok__processy_vidoobrazovaniya.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока биологии
10 класс
Тема: ПРОЦЕССЫ ВИДООБРАЗОВАНИЯ
Аниськова Лариса Юрьевна,
учитель биологии ГБОУ лицея №344
Невского района Санкт-Петербурга
Цели:
Образовательные:
- Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.
- Дать понятия о путях, скорости и типах видообразования.
Развивающие:
Развивать умения на основе сравнения раннее изученного материала с новым, самостоятельно делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связать теоретический материал с практикой жизни.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Используемые технологии:
- информационные технологии;
- технологии развития критического мышления;
- проблемное обучение.
Оборудование: презентация «Процессы видообразования», компьютер, мультимедийный проектор.
Учебное пособие: Общая биология: учебник для 10-11классов общеобразовательных учреждений. Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц
Методика проведения урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний
Вопросы к классу
- Назовите основные положения теории Дарвина
- Что является единицей эволюции? Почему?
- К чему могут привести эволюционные процессы в популяциях?
- Что такое вид? Какими критериями он характеризуется?
- Почему репродуктивный критерий считается наиболее важным?
III. Подготовка к восприятию нового материала
Ребята, мы с вами сегодня продолжаем рассматривать эволюционное учение с точки зрения современных концепций и сравнивать это учение с Дарвинизмом.
IV. Объявление темы и постановка цели:
Слайд 1 (тема урока)
- Что такое видообразование, его пути, типы и скорость.
- Что такое микроэволюция и каковы ее результаты.
Проблема:
Нас с вами окружает огромное разнообразие организмов. Много видов птиц, рыб, растений и т.д. Как оно возникло? Что лежит в основе видообразования?
Объяснение учителя
Слайд 2
Видообразование - это сложный эволюционный процесс, возникновения нового вида при определенных условиях.
Слайд 3
Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр, американский ученый эволюционист который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил основные пути видообразования:
Задание в течение урока: Эти типы видообразования будем заносить в таблицу
видообразование | событие | итог |
Филетический Слайд 4 | Это процесс превращения одного вида в другой, | вид-предок в вид-потомок А—>В |
Дивергентное Слайд 5 | Образование новых видов | способствует увеличению числа видов. А—>А+В |
Проблемные вопросы:
- Что такое дивергенция? (расхождение признаков)
- Причины дивергенции? (изоляция, расширение ареала)
Слайд 6
Учитель:
Все это приводит к образованию новых видов, т.е. к микроэволюции
Дивергентное видообразование является истинным, самым распространенным, самым древним. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов. На нем остановимся подробно.
А теперь рассмотрим типы дивергентного видообразования.
Слайд 7 СХЕМА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ВИДООБРАЗОВАНИЯ
(На экране схема географического видообразования).
Учитель :
- Аллопатрическое – основано на (allos – разный, patria – родина) географической изоляции.
- возникновение географических преград (хребты, проливы, каналы, города, поля, сады) приводят к появлению изолятов – географически изолированных популяций.
Единый генофонд популяции разрывается на части из-за географической изоляции. Прерыв потока генов с одной стороны и действия естественного отбора с другой приводят постепенно к репродуктивной изоляции, а значит к образованию нового вида.
Слайд 8 ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ
Слайд 9 РАЗНООБРАЗИЕ ДАРВИНОВСКИХ ВЬЮРКОВ НА ГАЛАПАГОССКИХ ОСТРОВАХ
Учитель:
Таким образом, возникли разнообразные виды вьюрков на Галапагосских островах, описанные Дарвиным.
Слайд 10 РАССЕЛЕНИЕ ВИДА НА БОЛЬШУЮ ТЕРРИТОРИЮ
Вносим в таблицу новый материал
видообразование | событие | итог |
Филетический | Это процесс превращения одного вида в другой, | вид-предок в вид-потомок А—>В |
Дивергентное Видообразование Аллопатрическое | Простанственно-территориальная изоляция Расселение вида на большие территории | способствует увеличению числа видов. А—>А+В |
Слайд 11 СИМПАТИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ
Слайд 12 ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАС
Слайд 13 БЫСТРОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНОТИПА
Вносим в таблицу новый материал
видообразование | событие | итог |
Филетический | Это процесс превращения одного вида в другой, | вид-предок в вид-потомок А—>В |
Дивергентное Видообразование Аллопатрическое Симпатрическое | Простанственно-территориальная изоляция Расселение вида на большие территории Связана с различными условиями, иногда с пищевой специализацией. Быстрое изменение генотипа | способствует увеличению числа видов. А—>А+В |
Проблемный вопрос: Какова скорость видообразования?
Возможные варианты ответа:
- постепенное видообразование
- внезапное видообразование
Учитель:
Посмотрите на таблицу и определите:
Какое видообразование постепенное какое внезапное?
Вывод: (запись в тетрадь)
- постепенное видообразование: дивергентное и филетическое
- внезапное: гибридогенное
V. Закрепление знаний.
Тестирование с применением ИКТ.
VI. Задание на дом: Д/З §40
Вопрос для обсуждения: Сходство и различия способов видообразования.
Вариант ответа:
Сходство: Их основа — движущие силы эволюции.
Различие:
- Географическое видообразование связано с расширением ареала вида и возникновением изолированных популяций.
- Экологическое видообразование связано с разными экологическими условиями, что также ведет к биологической изоляции.
VII. Итог урока
(Выставление оценок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Планы на будущее"
План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики....