Культура здоровья
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Данная программа позволяет рассмотреть условия сохранения здоровья, ведь здоровье – это самое важное в жизни как отдельного человека, так и общества в целом.
Программа охватывает многие аспекты воспитания здорового образа жизни. Достоверная информация помогает учащимся делать выбор, способствующий здоровью. Приобретение знаний может постепенно привести к изменению образа действий личности. Также учащиеся получают информацию о каналах и местах, куда при необходимости можно обратиться за медицинской помощью.
Данный элективный курс позволяет учащимся также ориентироваться в ряде профессий, связанных с изучением человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_zdoroviya.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №153 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА
ПРОГРАММА элективного курса по биологии
«КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ»
(10 класс, 34 часа)
Автор-составитель
Учитель биологии
Семенова Ирина Николаевна
г. Санкт-Петербург
2011 г.
АННОТАЦИЯ
Данная программа позволяет рассмотреть условия сохранения здоровья, ведь здоровье – это самое важное в жизни как отдельного человека, так и общества в целом.
Программа охватывает многие аспекты воспитания здорового образа жизни. Достоверная информация помогает учащимся делать выбор, способствующий здоровью. Приобретение знаний может постепенно привести к изменению образа действий личности. Также учащиеся получают информацию о каналах и местах, куда при необходимости можно обратиться за медицинской помощью.
Данный элективный курс позволяет учащимся также ориентироваться в ряде профессий, связанных с изучением человека.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа данного элективного курса адресована учащимся 10-х классов. Программа актуальна для учащихся в условиях выбора дальнейшего профиля обучения и сохранения здоровья (объем 34 часа, 1 час в неделю, в сетке часов)
В Федеральной программе, утвержденной Думой и Правительством, и Национальном Проекте «Здоровье» говорится о том, что в настоящее время важной является работа по профилактике заболеваний. Данная программа отвечает требованиям времени.
Данная программа была вначале апробирована в виде факультативного курса, который успешно реализовывался на базе школы с 1997 года. Начиная с 2006 года и по настоящее время, данная программа реализовывается в виде элективного курса, утвержденного Председателем Президиума РЭС АППО.
Сегодня озвучен тезис, что в нашей стране произошла демографическая катастрофа: снизилась рождаемость, повысилась смертность, повысилось количество нежелательной беременности в подростковый период, растет количество неполных семей. Именно поэтому в данный элективный курс включен целый ряд вопросов, связанных с репродукцией. Репродуктивное здоровье является обязательной составляющей здоровья в целом.
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и жизни.
Задачами курса являются:
- обратить внимание подростков на свое здоровье;
- повысить информированность учащихся о причинах, приводящих к
заболеваниям;
- обеспечить безопасное для здоровья поведение подростков через
осознание проблем и их обсуждение.
Поведение, оказывающее влияние на здоровье, в большой степени связано с окружением человека. В молодости не всегда легко сопротивляться давлению коллектива и выражать собственное мнение. Для этого требуется тренировка и осознание собственных ценностей и норм. Воплощение культурных преобразований происходит медленно, для этого требуется время. Первым шагом в сторону изменения является осознание проблем и их общее обсуждение, в частности, с точки зрения нравственных ценностей. А ведь, если изменится поведение, будет, наконец, сознательное отношение к своему здоровью, изменится обстановка в стране – Россия, наконец, «выздоровеет».Ведь здоровье каждого человека связано со здоровьем нации в целом.
В программе данного элективного курса рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем: индивидуальность развития, проблема аномалий в развитии, сексуальная культура человека и репродуктивное здоровье, культура взаимоотношения людей, пути выхода из кризисных ситуаций, вредные привычки и организм.
В процессе реализации программы элективного курса создаются условия для знакомства с профессиями: врача, сексолога, психолога, биолога, социолога, лаборанта, нарколога, менеджера и других.
Используются различные методы работы: лекции, беседы, анкетирование учащихся, самостоятельная подготовка сообщений, подготовка проектов и их защита, просмотр и обсуждение видеофильмов, посещение музеев. За счет интенсификации учебной работы стремимся добиться воодушевляющего просвещения. От авторитарного обучения в виде лекций сознательно переходим к интерактивным методам обучения, повышающим активность учащихся. Методами, основанными на взаимодействии, активизируется мышление учеников и оказывается воздействие на общий уровень культуры, а не личности. Используются различные методы групповой работы: «Говорящая голова» - информацию излагает учитель, диспуты, вопрос – ответ, дискуссии, круглый стол, работа в малых группах по 4-5 человек, панихида по жертвам СПИДа, сочинение, диалог через анкетирование, просмотр и обсуждение видеофильмов, выступления с рефератами, сообщениями, газетами, плакатами, решение ситуационных задач, ролевые игры. Групповая работа позволяет учащимся испытывать собственные взгляды в беседе с другими и учиться высказывать их.
Пробы деятельности учащихся предполагают работу с различными источниками информации, включая интернет-публикации, общение со специалистами, наблюдения и самонаблюдения.
Показателями успешного освоения программы учащимися можно считать изменение поведения, направленное на бережное отношение к своему здоровью, заинтересованность учащихся, их увлеченность, проявление инициативы в выполнении предложенных заданий.
По результатам изучения курса учащиеся представляют итоговые творческие проекты, представленные в форме рефератов, докладов, сценариев. Наглядных пособий, тематических подборок, газет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учащиеся привлекаются к проектированию и разработке компьютерных презентаций.
Темы сообщений выбираются учащимися самостоятельно по их желанию из предложенного списка или предлагаются самими учащимися.
Учащиеся побуждаются к написанию рефератов, выступлению на семинарах или конференции, оформлению газет, участию в районных конкурсах и олимпиадах.
Поощряется исследовательская деятельность учащихся (через анкетирование и обработку данных).
При проведении занятий учитель проводит разработку специальных учебных заданий. Которые выполняются учащимися в процессе или при завершении изучения курса.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Теория | Практика |
1 | Введение, знакомство с разделами курса, выбор темы проекта | 1 | |
2 | Возрастные проблемы | 1 | |
3 | Раздел I - Анатомия и физиология | 4 | 6 |
4 | Раздел II – Бесплодие. Аборты. Контрацепция. | 2 | 3 |
5 | Раздел III – Любовь и человеческая сексуальность | 2 | 3 |
6 | Раздел IY – Вредные привычки и организм | 4 | 3 |
7 | Раздел Y – Заболевания, передаваемые половым путем и защита от них | 1 | 4 |
Итого: | 14 | 20 |
Всего: 34 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела и темы занятий | Теория | Практика | Форма контроля |
1 | Введение, знакомство с разделами курса, выбор темы проекта | 1 | Педагогическое наблюдение | |
2 | Возрастные проблемы | 1 | Собеседование | |
Раздел I – Анатомия и физиология | ||||
3 | Гонады и гонадотропины | 1 | Педагогическое наблюдение | |
4 | Индивидуальность развития | 1 | Наблюдение | |
5 | Беременность и роды | 1 | Собеседование | |
6 | «Жизнь до рождения» (просмотр и обсуждение видеофильма) | 1 | Собеседование | |
7 | Физические, химические и биологические тератогены | 1 | Педагогическое наблюдение | |
8 | Зародыш и лекарство | 1 | Семинар | |
9 | Влияние ядохимикатов на развитие организма | 1 | Собеседование | |
10 | Особо опасный тератоген | 1 | Анкетирование | |
11 | Зародыш и сигарета | 1 | Анкетирование | |
12 | Наркотики и развивающийся человек | 1 | Семинар | |
Раздел II – Бесплодие. Аборты. Контрацепция | ||||
13 | Бесплодие и возможность иметь детей | 1 | Наблюдение | |
14 | Искусственное прерывание беременности | 1 | Собеседование | |
15 | Современные способы защиты от нежелательной беременности | 1 | Собеседование | |
16 | «Мифы и ложные представления» | 1 | Собеседование | |
17 | «Нерожденные хотят жить» (просмотр и обсуждение видеофильма) | 1 | Собеседование | |
Раздел III – Любовь и человеческая сексуальность | ||||
18 | Аспекты и многоликость сексуальности | 1 | Наблюдение | |
19 | Кризисы подросткового периода | 1 | Наблюдение | |
20 | Направления молодежной субкультуры | 1 | Собеседование | |
21 | Влюбленность и любовь | 1 | Педагогическое наблюдение | |
22 | «Про любовь» (просмотр и обсуждение видеофильма) | 1 | Собеседование | |
Раздел IY – Вредные привычки и организм | ||||
23 | Похититель рассудка | 1 | Семинар | |
24 | Возраст и наркотики | 1 | Педагогическое наблюдение | |
25 | «Осторожно, наркомания!» (просмотр и обсуждение видеофильма) | 1 | Собеседование | |
26 | Основные наркотики и их действие | 1 | Наблюдение | |
27 | Героин и психика человека | 1 | Наблюдение | |
28 | Этапы развития сексуальности и их связь с наркоманией | 1 | Наблюдение | |
29 | Губительная сигарета | 1 | Анкетирование | |
Раздел Y – Заболевания, передаваемые половым путем | ||||
30 | Сифилис | 1 | Собеседование | |
31 | Гонорея | 1 | Собеседование | |
32 | ВИЧ – инфекция и СПИД, панихида памяти жертвам СПИДа | 1 | Собеседование | |
33 | Вирусные гепатиты и защита от ЗППП | 1 | Наблюдение | |
34 | Заключение | 1 | Анализ представленных работ | |
Итого: | 14 | 20 |
Всего: 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение – 2 часа
Обоснование необходимости данной программы, знакомство с основными разделами программы, выбор учащимися тем проекта.
Раздел I – Анатомия и физиология – 10 часов
Биологическая природа сексуальности человека, критические периоды в развитии зародыша, здоровье подростков и их будущих детей. Строение мужской и женской половых систем. Индивидуальность развития. Оплодотворение. Беременность и роды. Жизнь до рождения. Аномалии в развитиии зародыша: физические, химические и биологические тератогены. Знакомство с профессиями анатома, физиолога, эмбриолога, акушера, гинеколога и андролога.
Раздел II – Бесплодие. Аборты. Контрацепция – 5 часов
Избегание нежелательной беременности среди молодежи. Даются адреса и телефоны, куда можно обратиться за помощью в случае необходимости. Бесплодие и возможность иметь детей. Искусственное оплодотворение. Современные методы контрацепции. Мифы и ложные представления. Знакомство с профессиями сексолога, гинеколога.
Раздел III – Любовь и человеческая сексуальность - 5 часов
Широкое понятие сексуальности и ее многоликость, развитие способности беседовать и принимать решения, понимание значения эмоций и общения между полами в жизни. Кризисы подросткового периода и молодежная субкультура. Эмоции человека. Влюбленность и любовь. Профилактика трэффика российских женщин. Знакомство с профессиями социолога, психолога.
Раздел IY – Вредные привычки и организм – 7 часов
Опасность пьянства и алкоголизма, вред курения, воздействие наркотиков на организм. Адреса помощи. Вредное воздействие алкоголя на организм. Возраст и наркотики. Основные наркотики и их действие. Героин и психика человека. Влияние курения на организм. Знакомство с профессиями вирусолога, микробиолога, врача-инфекциониста
Раздел Y – Заболевания, передаваемые половым путем и защита от них – 5 часов
Сохранение здоровья человека. Способы защиты от ЗППП (заболеваний, передаваемых половым путем). Сифилис. Гонорея. ВИЧ – инфекция и СПИД. Вирусные гепатиты. Профессии: вирусолог, микробиолог, врач-инфекционист.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщение тем курса. Подведение итогов. Смотр представленных творческих работ: сценариев, докладов, рефератов, наглядных пособий, тематических подборок, газет, фотографий.
ЛИТЕРАТУРА для учащихся
«Здоровье» -учебно-методическое пособие для учителей. Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной, М., 2005
aidsjournal.ru
epidemiolog.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алкоголь. Серия «Серьезный разговор». Перевод с англ. Дженни Брайен. М., «Махаон», 1998
Алкоголь и здоровье населения России. Под ред. А.К.Демина. М., 1998
Батуев А.С. Загадки и тайны психики. М., «Дрофа», 2003
Брюн Е.А. Психоактивные вещества и Homo sapiens. Мир медицины, № 5-6, 1999
Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. М., изд-во «Центр Вентана-Граф», 2000
Курение. Серия «Серьезный разговор». Перевод с англ., Дженни Брайен. М., «Махаон», 1998
Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., «Мир», 1988
Материалы российско-финской программы «Снижение инфекционной заболеваемости в Санкт-Петербурге и на территории Северо-Западного региона России», 2001 – 2005
Материалы Российско-Шведской программы «13 плюс», 2001 -2004
Психологическое сопровождение программы «Здоровье». Т.П.Константинова, И.А.Паршутин. М., 2001
Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании. Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. Самара, изд-во «Самарский университет», 1999
СПИД. Секс. Здоровье. Изд-во «ССЗ», Санкт-Петербург, 1991 -2011
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Проблемы профилактики наркоманий в подростковом возрасте. Профилактика наркоманий и алкоголизма в подростково-молодежной среде. Методическое пособие. Госкомитет РФ по молодежной политике. М., 2000
«Я хочу быть здоров». Психолого-педагогические и методические рекомендации. СПбАППО, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни и культуры здорового питания
Формирование здорового образа жизни и культуры здорового питания...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
«Шаги к здоровью» по внедрению в учебно-воспитательный процесс междисциплинарных здоровьесберегающих технологий: технология обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистиче...
Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия.Современная наука утверждает, что только 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% - от экологии,...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
Доклад. Тема: Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания.
Доклад. Тема: Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового ...
Повышение роли предмета «физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно ...