"Индивидуальное развитие организма - онтогонез "
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Прокина Татьяна Николаевна

рзвернутый конспект урока биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Тема урока: «Индивидуальное развитие организма – онтогенез».

Образовательные цели:

  • Обучающие: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний учащихся об особенностях индивидуального развития организмов;
  • Воспитательные: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы и обеспечить дальнейшее развитие рефлексивных умений учащихся;
  • Развивающие: содействовать развитию у учащихся таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, обобщение, прогнозирование; создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, самостоятельности в овладении знаниями.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Дидактические материалы и оборудование: демонстрационные бланки с названием биологических терминов, рисунки бластулы, гаструлы и нейрулы, «Листы самоконтроля», таблица «Образование тканей и органов из зародышевых листков», дополнительный материал «Жизнь до рождения: месяц за месяцем», тексты биологических фактов и задач.

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Этап

учебного

занятия

Информационный

          блок

Операционально-

деятельностный

          блок

Рефлексивный

        блок

Методический блок

(методы, приемы,

пед. техники)

Организа-

ционно-

мотива-

ционный

этап

Эмоциональный

настрой на урок.

Сообщение темы

урока.

Постановка перед

учащимися задач

урока.

Учебное слушание.

Восприятие и

осмысление

поставленных

целей урока.

«Уверенность в

себе».

Постановка целей

через показ конеч-

ных результатов.

Постановка привле-

кательной цели.

Фиксирование

целей на доске.

Этапы

изучения

новых

знаний и

способов

деятель-

ности,

первичной

проверки

понима-

ния изу-

ченного,

самоконт-

роля

Онтогенез – весь

период жизни

особи от образо-

вания зиготы до

гибели организма

Периоды онтоге-

неза: эмбриональ-

ный и постэмбри-

ональный.

Этапы

эмбрионального

периода:

1.Дробление,

образование

бластулы.

2. Гаструляция,

образование гаст-

рулы.

Введение понятий

эктодерма,

энтодерма,

мезодерма.

Осмысление

материала.

3.Органогенез.

Формирование

тканей и органов

из зародышевых

листков.

Примеры органо-

генеза у зародыша

человека.

Формулируют

понятие «онтоге-

нез».

Вносят структурно-

логические схемы

в рабочие тетради.

Учебное слушание.

Прогнозируют

явления,

анализируют

рисунки, формули-

руют понятие

«бластула».

Прогнозируют

явления, устанав-

ливают аналогии,

формулируют

понятие «гаструла»

Отвечают на вопро-

сы эвристической

беседы, формули-

руют понятия

эктодерма, энтодер-

ма, мезодерма.

Проговаривают

термины, выпол-

няют задания,

отвечают на вопро-

сы, оценивают

правильность своих

ответов в «Листах

самоконтроля».

Формулируют

понятие на основе

анализа слова,

отвечают на вопро-

сы, работают в

парах по заполне-

нию таблицы.

Учебное слушание,

обращаются к

дополнительному

материалу.

Сравнение

собственного

опыта с показа-

тельным ответом,

самоанализ

деятельности.

Самоанализ

усвоения

материала,

выставление

самооценки.

Формулировка

понятия с исполь-

зованием субъектно-

го опыта учащихся.

построение струк-

турно-логической

схемы изучаемого

материала.

Прогнозирование

явлений.

Работа с определе-

нием вводимых

понятий (ключевое

слово+признаки)

на основе анализа

рисунка.

Фронтальная беседа,

демонстрационный

метод, работа с

определением.

Эвристическая

беседа.

Мысленная

вербализация,

«Щадящий опрос с

самоконтролем».

Работа с понятием,

установление

закономерностей,

эвристическая

беседа,

представление

изучаемого

материала в табли-

це

Сообщение инте-

ресного факта.

Этап

первично-

го закреп-

ления и

обобще-

ния

изученно-

го.

Анализ биологи-

ческих фактов.

Работают в парах,

анализируя

биологический

факт: пересказыва-

ют суть факта,

делают соответст-

вующий из него

вывод.

Парная работа,

анализ,

формулировка

вывода.

Этап

подведе-

ния итога

занятия.

Обращение к

задачам урока,

выводы по уроку.

Учащиеся делают

выводы по уроку.

Подведение итогов

самими учащимися.

Качественная

оценка учителем

работы класса.

Выставление

оценок.

Этап

рефлек-

сии.

Рефлексия учащи-

мися

собственной

деятельности.

Отвечают на

вопросы в «Листах

самоконтроля».

Ответьте на

вопросы, выбрав

соответствующий

вариант ответа.

«Лист самоконтро-

ля».

Этап

информа-

ции о

домашнем

задании.

Домашнее зада-

ние: составить

развернутый

устный рассказ по

теме

«Индивидуальное

развитие организ-

ма», решить

биологические

задачи, дозапол-

нить таблицу.

Записывают

задания в дневники

Сообщение учителя,

Домашнее задание

на выбор способа

подготовки,

индивидуальные

творческие задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Индивидуальное развитие организма"

Цель урока: Создать условия для формирования знаний об этапах индивидуального развития организмов. Задачи: Образовательные: сформировать знания об основных стадиях эмбрионального периода развития жи...

"Онтогенез- индивидуальное развитие организмов"

готовая презентация применяется в курсе биологии 9 и 10 классов по теме "Индивидуальное развитие организмов"....

Тест по общей биологии 9 класс"Размножение и индивидуальное развитие организмов"

Тест используется для проверки знаний учащихся по теме "Размножение и индивидуальное развитие организмов"....

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Разработка урока по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогинетический закон"...

Методическая разработка урока по биологии по теме "Индивидуальное развитие организма человека"

Урок обобщения. Цель: обобщие и систематизация знаний обучающихся по теме «Индивидуальное развитие организма человека»; подведение итогов изучения учебного материала....

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное развитие.

Презентация к уроку по биологии в 9 классе (по линии Пасечника В.В.)...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития. Жизненные циклы разных групп"

Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС. урок разработан для обучающихся 10х классов. Для  УМК Агафонова В.Г И  формирует у  учащихся   понимания понятий и яв...