рабочая программа по астрономии 10 класс
рабочая программа по астрономии (10 класс)
рабочая программа по астрономии 10 класс 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astronomiya_10.docx | 45.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЕГОРЛЫСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ НСОШ № 2
РАССМОТРЕНО на Методическом совете школы __________Рыбченко А.С. Протокол №1 от «29» 08 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора __________Воронков А.П. От «29» 08 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ НСОШ №2 _______Голобородько С.В. Приказ № ______ От «30» 08 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Астрономия»
для обучающихся 10 класса
Станица Новороговская 2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по астрономии для 10 класса составлена на основе:
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017));
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645);
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28.06.2016 № 2/16-з);
- Примерная учебная программа основного общего образования по физике и авторская программа Авторская программа Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017. — 32 с. — (Сферы 1-11).
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Новороговской СОШ №2;
- Устав МБОУ Новороговской СОШ №2;
- Учебный план МБОУ Новороговской СОШ №2 на 2024-2025 учебный год;
- Календарный график МБОУ Новороговской СОШ №2 на 2024-2025 учебный год.
На изучение учебного предмета отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Количество часов по рабочей программе – 34.
Данное тематическое планирование является гибким, позволяет (частично изменить содержание курса), соединить два урока в один, разбить один урок на два.
Рабочая программа ориентирована на использование линии учебно-методического комплекса «Сферы» по астрономии, учебника «Астрономия» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений автора: В.М. Чаругина, издательства «Просвещение» 2017г.
Изучение современной астрономической науки в средних (полных) общеобразовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
- выработать сознательное отношение к активно внедряемой в вашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы по астрономии предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ КУРСА АСТРОНОМИИ.
В программе, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования.
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
- формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Личностные результаты выявляют приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и Интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Метапедметные результаты отражают стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. В рамках данной программы предполагается активное использование интернет - ресурсов и информационных технологий.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
- цели и задачи этих видов деятельности, учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
- учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
- организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Предметные результаты определяют следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории астрофизики и астрономии. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития астрофизики и астрономии.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется.
Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма излучение Вселенной. Что увидели гравитационноволновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия
Звёздное небо и видимое движение небесных светил
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение.
Небесные координаты
Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.
Видимое движение планет и Солнца
Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.
Движение Луны и затмения
Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунные затмения.
Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений
Время и календарь
Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год.
Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика
Гелиоцентрическая система мира
Представляли о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращение Земли вокруг Солнца. Параллакс звезд и определение расстояние до них, парсек.
Законы Кеплера движения планет
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Космические скорости
Расчёты первой и второй космической скорости и их физически смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю
Лунный рельеф и его природа, Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты гиганты их принципиальные отличия. Облако комет Оорта и пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли
Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты гиганты
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканической деятельности на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет гигантов.
Планеты карлики и их свойства.
Малые тела Солнечной системы
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.
Метеоры и метеориты
Природа «падающих звёзд», метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Практическая астрофизика и физика Солнца
Методы астрофизических исследований
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.
Внутреннее строение Солнца
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Звёзды
Основные характеристики звёзд
Определение основные характеристик звёзд массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звезд и её
физические основы. Диаграмма спектральный класс– светимость звёзд, связь между массой и светимостью звезд
Внутреннее строение звёзд
Строение звёзды главной последовательности.
Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу – предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды
Наблюдения двойных и кратных звёзд, Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций уцефеид. Цефеиды – маяки во Вселенной, по которым определят расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды
Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащих звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды – вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции – взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение жизнь и смерть звёзд
Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
Млечный путь
Газ и пыль в Галактике
Как образуются отражательные туманности почему светятся диффузные туманности
Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике.
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи.
Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в нём сверхмассивной черной дыры. Расчёт
параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.
Закон Хаббла
Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик
Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии.
Закон Всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия классических представлений о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрическими свойствами пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная
Связь средней плотность материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и Неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной.
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения
Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение – излучение которое осталось во Вселенной от горячего и сверх плотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы Всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Обнаружение планет возле других звёзд.
Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них
Поиски жизни и разума во Вселенной
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе зачетов, сам. работ | Основные виды учебной деятельности на уровне УУД |
1 | Введение в астрономию | 1 | Знакомятся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планеты, Солнце, звёзды, звёздные скопления, галактики, скопления галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Знакомятся с характерными масштабами , характеризующими свойства этих небесных тел. Изучают сведения о современных оптических, инфракрасных, радио, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии. Применяют знания, полученные в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеризуют преимущества наблюдений, проводимых из космоса. | |
2 | Астрометрия | 5 | 1 | Применяют знания, полученные в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работают со звездной картой при организации и проведении наблюдений. Характеризуют отличительные особенности суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли. Характеризуют особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли. Изучают основные фазы Луны. Описывает порядок их смены. Анализирует причины, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Описывают взаимное расположение Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Объясняют причины, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц Анализируют необходимость введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля. Получают знания о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитие астрономии в античные времена. Анализируют, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Изучают видимое движение Солнца, Луны и планет и на основе этого получают представления о том как астрономы научились предсказывать затмения; получают представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времен измерении времени и ведении календаря. |
3 | Небесная механика | 3 | Получают представление о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера движения планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты. | |
4 | Строение Солнечной системы | 7 | 1 | Получают представление о строении Солнечной системы, изучают физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понимают физические особенности строения планет земной группы, планет гигантов и планет карликов; узнают об особенностях природы и движения астероидов, получают общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; получают представление о развитие взглядов и современных представлениях о происхождении Солнечной системы. Объясняют петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов. Описывают условия видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Решают задачи на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет. Анализируют законы Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Решают задачи на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера. Строят план Солнечной системы в принятом масштабе с указанием положения планет на орбитах. Определяют возможности их наблюдения на заданную дату. Объясняют механизм возникновения возмущений и приливов. |
5 | Астрофизика и звёздная астрономия | 7 | 1 | Знакомятся с разными типами оптических телескопов, радиотелескопов и методах наблюдений на них; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанными с ней процессов на Земле и биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца, и, как наблюдения солнечных нейтрино, подтвердило наши представления о процессах внутри Солнца; получают представления: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понимают природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды помогают определять расстояния во Вселенной; Получают представления о новых и сверхновых звёздах, и, как живут и умирают звёзды. |
6 | Млечный Путь – наша Галактика | 3 | Получают представление о нашей Галактике – Млечный Путь, об объектах её составляющих, о распределение газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, об её спиральной структуре; об исследовании ее центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики. | |
7 | Галактики | 3 | 1 | Получают представление о различных типах галактик, об определении расстояниях до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах и законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получают представление об активных галактиках и квазарах и физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик. |
8 | Строение и эволюция Вселенной | 2 | Описывают строение и структуру Галактики. Изучают объекты плоской и сферической подсистем. Описывают процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков. Определяют типы галактик. Получают представление об уникальном объекте Вселенной в целом, как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этими представлениями о теоретических представлениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; какие наблюдения привели к расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и природе реликтового излучения; о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной. | |
9 | Современные проблемы астрономии | 2 | 1 | Показывают современные направления изучения Вселенной, определяют расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и открытия ускоренного расширения Вселенной, роли тёмной энергии и силы Всемирного отталкивания; получают представление об экзопланетах и поиске экзопланет благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике и о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблем, связанных со связью с ними. |
Итого | 33 | 5 |
- КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока | Темы, входящие в разделы примерной программы | Дом. задание | Дата | |
план | факт | ||||
Введение (1 ч) | |||||
1 | 1 | Введение в астрономию | § 1, 2; | 04.09 | |
Астрометрия (5 ч) | |||||
2 | 1 | Звёздное небо | § 3 | 11.09 | |
3 | 2 | Небесные координаты | § 4 | 18.09 | |
4 | 3 | Видимое движение планет и Солнца | § 5 | 25.09 | |
5 | 4 | Время и календарь. | § 6 | 02.10 | |
6 | 5 | Движение Луны и затмения | § 7 | 09.10 | |
Небесная механика (3 ч) | |||||
7 | 1 | Система мира | § 8 | 16.10 | |
8 | 2 | Законы Кеплера движения планет . Тест. | § 9 | 23.10 | |
9 | 3 | Космические скорости и межпланетные перелёты | § 10, 11; | 06.11 | |
Строение Солнечной системы (7 ч) | |||||
10 | 1 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | § 12; | 13.11 | |
11 | 2 | Планета Земля | § 13; | 20.11 | |
12 | 3 | Луна и ее влияние на Землю | § 14; | 27.11 | |
13 | 4 | Планеты земной группы | § 15; | 04.12 | |
14 | 5 | Планеты-гиганты. Планеты-карлики | § 16 | 11.12 | |
15 | 6 | Малые тела Солнечной системы | § 17 | 18.12 | |
16 | 7 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | § 18 | 25.12 | |
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) | |||||
17 | 1 | Методы астрофизических исследований | § 19 | 15.01 | |
18 | 2 | Солнце | § 20 | 22.01 | |
19 | 3 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | § 21 | 29.01 | |
20 | 4 | Основные характеристики звёзд | § 22-23; | 05.02 | |
21 | 5 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | § 24-25; | 12.02 | |
22 | 6 | Новые и сверхновые звёзды | § 26; | 19.02 | |
23 | 7 | Эволюция звёзд | § 27 | 26.02 | |
Млечный путь (3 ч) | |||||
24 | 1 | Газ и пыль в Галактике | § 28 | 05.03 | |
25 | 2 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | § 29 | 12.03 | |
26 | 3 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного пути | § 30 | 19.03 | |
Галактики (3 ч) | |||||
27 | 1 | Классификация галактик | § 31 | 02.04 | |
28 | 2 | Активные галактики и квазары | § 32 | 09.04 | |
29 | 3 | Скопления галактик | § 33; | 16.04 | |
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) | |||||
30 | 1 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | § 34, 35 | 23.04 | |
31 | 2 | Модель «горячей Вселенной « и реликтовое излучение | § 36 | 30.04 | |
Современные проблемы астрономии (3 ч) | |||||
32 | 1 | Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия | § 37 | 07.05 | |
33 | 2 | Обнаружение планет возле других звёзд . | § 38 | 14.05 | |
34 | 3 | Итоговое повторение | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...
Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...