Классный час посвященный 165 летию со дня рождения К.Э.Циолковского
план-конспект занятия по астрономии (8 класс)

Назарова Галина Юрьевна

Классный час посвящен знакомству с жизньб, научной деятельностью К.Э.Циолковского

Скачать:


Предварительный просмотр:

165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

8-9 классы. «Невозможное сегодня станет возможным завтра»

(К.Э. Циолковский).

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8классов по теме: «Невозможное сегодня станет возможным завтра» (К.Э. Циолковский)

Цель: формирование ценностного отношения к человеческой жизни, к творческим людям, интереса к открытиям и изобретениям на благо страны, воспитание чувства патриотизма, ответственности за свою Родину и ее будущее.

Часть 1. Мотивационная.

Задача – подготовить учащихся к восприятию темы, акцентировать внимание школьников на роли мечты и ее реализации в жизни человека.

Отправной точкой к беседе становятся строки Сергея Есенина о звездах и вопросы, заданные в стихотворении Эдуардом Асадовым. Ребятам предлагается поразмышлять над этими вопросами, высказать свое суждение.

С астрономией учащимся 8 классах еще только предстоит познакомиться, однако некоторыми знаниями по астрономии, а также по истории и литературе они обладают. Учитель предлагает назвать науку о Вселенной, которая изучает небесные тела (астрономия). В подтверждение сказанного показывается видеоролик о звездах и планетах. Если в школе нет возможности его показать, можно предложить посмотреть карту звездного неба.

Видеоролик (часть №1, длительность до 0:55) рассказывает о небесном своде, о звездах и планетах.

Следующий этап работы связан со знанием основ мифологии. Учитель предлагает учащимся назвать планеты солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. А также подумать, почему они так названы. Здесь будут задействованы знания ребят по астрономии (базовые), древней истории, литературе (мифы Древней Греции и Рима). Подводя итоги ответам учащихся, учитель делает вывод о мифологическом происхождении названий всех планет, кроме Земли. Все планеты названы именами римских богов.

Для выполнения интерактивного задания необходимо помнить, что названия планет непосредственно связаны с функциями богов, в честь которых они названы, и с их характерными чертами. Итак:

Меркурий – бог торговли, атрибутами которого являются крылатые шлем и сандалии, поэтому одноимённая планета самая быстрая.

Венера – богиня любви и красоты, поэтому самая яркая и красивая планета названа этим именем.

Марс – бог жестокой войны, олицетворение крови и жестокости, поэтому красная планета названа его именем.

Юпитер – главный бог римского пантеона богов, праотец всех богов. В связи с эти самая крупная планета Солнечной системы названа его именем.

Сатурн (отец Юпитера) – божественный покровитель земледельцев, который зачастую изображался с серпом, поэтому планета с яркими крупными кольцами в виде серпа названа именем этого бога.

Нептун – бог пресной воды и моря, которое бывает синего цвета. Синяя планета получила свое название в честь морского бога.

Уран – отец титанов, покровитель неба. Голубая планета названа в его честь.

Часть 2. Основная.

Задача – представить жизнь и деятельность К.Э. Циолковского как пример развития и самореализации человека, стремящегося к претворению в жизнь своей мечты во имя блага страны и последующих поколений.

Разговор о звездах и планетах, о мечтах и фантазиях подводит учащихся к знакомству с основоположником ракетодинамики и теоретической космонавтики, человеком, опередившим свое время, К.Э. Циолковским.

Видеоролик (часть № 2, начало с 0:56) рассказывает об отдельных эпизодах жизни и творчества К.Э. Циолковского. Если в школе отсутствует возможность продемонстрировать видеоролик, можно показать ребятам альбом, портрет и др. ученого.

Важным этапом занятия должна стать групповая работа с текстом, содержащим биографию ученого. Учащимся, распределившимся на четыре группы, предлагается единый текст, распечатанный по одному экземпляру на парту. Задача каждой группы: вычленить в данном тексте материал по одной их выбранных тем:

Циолковский – учитель.

Циолковский – философ.

Циолковский – изобретатель.

Циолковский – фантаст.

Группа должна в течение одной-двух минут выбрать из текста информацию по своей теме, составить свой микротекст и представить его классу. В этой работе решаются несколько задач: учащиеся, чтобы найти нужные сведения, должны прочитать весь текст; реализуется метапредметное умение анализировать и выделять главное; формируется умение работать в группе; отрабатываются речевые навыки.

ТЕКСТ Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) — русский и советский учёный-самоучка, разрабатывавший теоретические вопросы космонавтики, и занимавшийся философскими проблемами освоения космоса. Циолковский не получил системного образования (проучился четыре года в Вятской гимназии и три года занимался самообразованием). В 1879 году сдал экзамен на звание народного учителя и до 1921 года преподавал математику и физику в училищах Боровска и Калуги, параллельно пытаясь

заинтересовать научное сообщество своими проектами аэропланов и цельнометаллического дирижабля, а впоследствии — и ракетной техники. Циолковский за учительские успехи был награждён орденом Св. Станислава третьей степени (1906). В 1920 году был принят членом Русского общества любителей мироведения, удостоился персональной пенсии советского правительства, а в 1932 году — ордена Трудового Красного Знамени. Циолковский охотно приглашал к себе любопытствующих, демонстрировал свои модели дирижаблей и распространял брошюры. Ученый опубликовал за свою жизнь 148 работ (большей частью статей и небольших брошюр), в архиве сохранилось более 600 неопубликованных рукописей. Среди теоретических трудов изобретателя: «К вопросу о летании посредством крыльев» (1890—1891); статья «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина» увидела свет в журнале «Наука и жизнь» в 1894 году, «Возможен ли металлический аэростат?» - в 1893 году, «Второе начало термодинамики» - в 1914 году. Главным своим достижением Циолковский считал разработанную им космическую философию, которую определял как раскрытие смысла жизни и цели человечества на пути к «совершенному и прекрасному» будущему. В своей основе его космическая философия была вариантом религиозной доктрины спасения, которую сам автор считал более оптимистической, нежели предшествующие религиозные варианты. Среди философских работ Циолковского «Горе и гений» (1916) и «Будущее Земли и человечества» (1928), которые были опубликованы при жизни ученого, а «Идеальный строй жизни» (1917) увидел свет лишь в 2001 году. Циолковский рассуждал, что, поскольку счастье человечества зависит от количества гениев, необходимость максимального увеличения народонаселения диктует необходимость освоения не только суши, гидросферы и атмосферы Земли, но и космического пространства Циолковский писал научно-популярную фантастику. Ещё в 1887 году он написал большой рассказ или маленькую повесть «На Луне», повести «Грёзы о Земле и небе» (1895), «Вне Земли», научно-фантастической зарисовки «На Весте» (1930). Среди научных открытий ученого: предложение использовать старт ракет с наклонного уровня; создание первой в стране модели аэродинамической трубы; разработка теории реактивного движения; опыт разработки кораблей на воздушной подушке; опыт создания космического лифта и многоступенчатые ракеты.

Талантливый изобретатель, сделавший ряд научных открытий в области ракетостроения, посвятил всю свою жизнь на создание летательного аппарата, позволяющего достигнуть космических пространств. До запуска первого советского спутника оставалось 22 года.

Интерактивное задание №2 «Что? Где? Когда?» является логическим продолжением групповой работы, своеобразным тестом. К каждому утверждению даны четыре ответа, из них нужно выбрать правильный или правильные. Правильных ответов может быть один или несколько. Задание также может быть подготовлено на карточках или записано на доске.

Часть 3. Заключение.

Рефлексия. Творческое задание.

Учитель подводит итоги занятия, предлагает поразмышлять над словами К.Э. Циолковского, подумать над вопросом: насколько сбылись предсказания ученого? По итогам занятия предлагается выполнить задания по выбору и по желанию:

Ответить письменно на вопрос: «Реализовались ли грёзы о Земле и небе в жизни К.Э. Циолковского?»

Познакомиться с проектами на сайте Государственного музея истории космонавтики в Калуге, посвященными 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского.

Итоговое слово учителя.

Завершается занятие на эмоциональной ноте, звучит стихотворение Михаила Дудина. Это может быть выразительное чтение с листа заранее подготовленного ученика.

Результаты занятия: понимание учащимися того, что Россия является одной из ведущих космических держав, была ею и остается. Именно К.Э. Циолковский обосновал возможность покорения космоса, и без его открытий не было бы современной космонавтики – это повод для гордости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проведению классных часов, посвященных 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского, в общеобразовательных учреждениях г. Белгорода

В.И.Вернадский (1863-1945) — крупнейший русский ученый XX века. В круг его    интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке ...

Презентация к классному часу, посвященному 100-летию со дня рождения А.И.Покрышкина

Презентация к классному часу, посвященному 100-летию со дня рождения А.И.Покрышкина...

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА «Жизнь, отданная небу»

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА «Жизнь, отданная небу»...

Классный час: викторина "Альфонс Доде - певец Прованса", посвященная 175-летию со дня рождения французского писателя А. Доде.

Викторина «Альфонс Доде - певец Прованса»      Цель:  Приобщение учащихся   к литературному наследию   страны изучаемого языка (Франция).  В целя...

Сценарий литературного вечера, посвященный ___ – летию со дня рождения С. А. Есенина: «Я очень люблю мою Россию».

Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...

Классный час посвященный 165 летию со дня рождения К.Э.Циолковского

Классный час позволяет ознакомиться с жизнью,научной деятельностью К.Э.Циолковского. Его вклад в развитие самолетостроеная, космической еауки неоценим....