Рабочая программа по астрономии, 11 класс
рабочая программа по астрономии (11 класс)

Рабочая программа разработана в соответствии с требовани­ями Федерального государственного образовательного стандар­та. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел эксперти­зу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.

Астрономия в российской школе всегда рас­сматривалась как курс, который, завершая физико- математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлени­ями о строении и эволюции Вселенной и способству­ет формированию научного мировоззрения. В на­стоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в без­граничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astronomiya_11_kl2020_rabochaya_programma.docx887.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                           Большеалабухская средняя общеобразовательная школа                      

 Грибановского муниципального района Воронежской области.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                                                   «АСТРОНОМИЯ»

                                            11класс, базовый уровень

                                                                                             Разработана:  учителем физики

I квалификационной категории

                                                Сомовой Л.М.

                                           

                                                       

                                                         

Большие Алабухи

2020г.

                                   Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико- математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Астрономия является предметом по выбору и реализуется за счет школьного или регионального компонента.

Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 1 час в неделю. Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во- первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм Результатами обучения астрономии в средней школе являются:

  • в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

  • в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправ- ленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

• в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

      СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1.Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

2.Практические основы астрономии

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

3.Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

4.Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.

5.Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

6.Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

7.Жизнь и разум во Вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

                            УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 час в неделю, всего – 34 часа.

Наименование раздела программы

Кол-во часов

1

Астрономия, ее значение и связь с другими науками.

2

2

Практические основы астрономии.

5

3

Строение Солнечной системы.

7

4

Природа тел Солнечной системы.

8

5

Солнце и звезды.

6

6

Строение и эволюция Вселенной.

5

7

Жизнь и разум во Вселенной.

1

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1.  Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут Учебник Астрономия. Базовый уровень. 11 класс.  М. Дрофа, 2019г.
  2. М. А. Кунаш. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. Методическое пособие . М., Дрофа,2019г.

3. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.

КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование

 раздела

 программы

Тема урока

Дата

Кол – во

часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее

задание

1

Астрономия, ее значение и связь с другими науками.

Астрономия, ее значение и связь с другими науками.

Что изучает астрономия?

1

Комбинированный

Уметь объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками.

§1

2

Астрономия, ее значение и связь с другими науками.

Астрономия, ее значение и связь с другими науками.

Наблюдения основа астрономии.

1

Комбинированный

Уметь изображать основные круги, линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

§2.1

3

Практические основы астрономии.

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

1

Комбинированный

Знать понятие «созвездие». Уметь определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе.

§2.2; 3;4

4

Практические основы астрономии.

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

1

Комбинированный

Уметь формулировать определения терминов и понятий «высота звезды», «кульминация», объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах.

§5

5

Практические основы астрономии.

Годичное движение Солнца. Эклиптика.

1

Комбинированный

Знать определения терминов и понятия «эклиптика». Уметь объяснять наблюдаемое движение Солнца в течение года; характеризовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, называть причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года.

§6

6

Практические основы астрономии.

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

1

Комбинированный

Знать понятия и определения «синодический период», «сидерический период». Уметь объяснять наблюдаемое движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз.

§7,8

7

Практические основы астрономии.

Время и календарь.

1

Комбинированный

Знать определения терминов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время». Уметь пояснять причины введения часовых поясов; анализировать взаимосвязь точного времени и географической долготы; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля.

§9

8

Строение Солнечной системы.

Развитие представлений о строении мира.

1

Комбинированный

Знать исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира. Уметь объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов.

§10

9

Строение Солнечной системы.

Конфигурации планет.

Синодический период.

1

Комбинированный

Знать определения терминов и понятий «конфигурация планет», «синодический и сидерический периоды обращения планет».

§11

10

Строение Солнечной системы.

Законы движения планет Солнечной системы.

1

Комбинированный

Знать определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»; формулировку законов Кеплера.

§12

11

Строение Солнечной системы.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

Комбинированный

Знать определения терминов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта». Уметь пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию.

§13

12

Строение Солнечной системы.

Практическая работа №1. «Определение расстояний до планет Солнечной системы».

1

Урок практикум

 Уметь определять возможность наблюдения планет на заданную дату; располагать планеты на орбитах в принятом масштабе.

. Практические задания.

13

Строение Солнечной системы.

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

1

Комбинированный

Уметь определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы.

§14.1—14.5; практические задания.

14

Строение Солнечной системы.

 Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе.

1

Комбинированный

Знать особенности движения (время старта, траектории полета) и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. Уметь описывать маневры, необходимые для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее.

Практическая работа      «Строение Солнечной системы».

15

Природа тел Солнечной системы.

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1

Комбинированный

Знать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы. Уметь анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы.

§15,16

16

Природа тел Солнечной системы.

 Земля и Луна — двойная планета.

1

Комбинированный

Уметь характеризовать природу Земли; перечислять основные физические условия на поверхности Луны; объяснять различия двух типов лунной поверхности (морей и материков); объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа; перечислять результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами; характеризовать внутреннее строение Луны, химический состав лунных пород.

§17

17

Природа тел Солнечной системы.

Две группы планет.

1

Комбинированный

Знать основные характеристики планет, основания для их разделения на группы, характеризовать планеты земной группы и планеты-гиганты, Уметь объяснять причины их сходства и различия.

§15

18

Природа тел Солнечной системы.

Природа планет земной группы.

1

Комбинированный

Уметь указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхностей планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы; описывать характеристики каждой из планет земной группы.

§18

19

Природа тел Солнечной системы.

Обобщение на тему: «Парниковый эффект: польза или вред?»

1

Урок-дискуссия

Уметь объяснять механизм возникновения парникового эффекта на основе физических и астрономических законов и закономерностей; характеризовать явление парникового эффекта, различные аспекты проблем, связанных с существованием парникового эффекта; пояснять роль парникового эффекта в сохранении природы Земли.

Упр.14

20

Природа тел Солнечной системы.

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

1

Комбинированный

Знать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет- гигантов. Уметь описывать характеристики каждой из планет-гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет; описывать особенности облачного покрова и атмосферной циркуляции; анализировать особенности природы спутников планет-гигантов; формулировать понятие «планета»; характеризовать строение и состав колец планет-гигантов.

§19

21

Природа тел Солнечной системы.

 Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

1

Комбинированный

Знать понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характеризовать малые тела Солнечной системы. Уметь описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет.

§20.1-20.3

22

Природа тел Солнечной системы.

Метеоры, болиды, метеориты.

1

Комбинированный

Знать понятия «метеор», «метеорит», «болид». Уметь описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов.

§20.4

23

Солнце и звезды.

Солнце: его состав и внутреннее строение.

1

Комбинированный

Знать физическую сущность источников энергии Солнца и звезд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла. Уметь объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосферы; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; характеризовать свойства солнечной короны; раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики.

§21.1-21.3

24

Солнце и звезды.

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

1

Комбинированный

Знать примеры проявления солнечной активности (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы). Уметь характеризовать потоки солнечной плазмы; описывать особенности последствий влияния солнечной активности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период изменения солнечной активности.

§21.4

25

Солнце и звезды.

Физическая природа звезд.

1

Комбинированный

Уметь характеризовать звезды как природный термоядерный реактор; определять понятие «светимость звезды»; перечислять спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы «спектр — светимость»; давать определения понятий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды».

§ 22, 23.1, 23.2.

26

Солнце и звезды.

Переменные и нестационарные звезды.

1

Комбинированный

Уметь характеризовать цефеиды как природные автоколебательные системы; объяснять зависимость «период — светимость»; давать определение понятия «затменно-двойная звезда»; характеризовать явления в тесных системах двойных звезд — вспышки новых.

§23.1, 23.3, 24.1, 24.2

27

Солнце и звезды.

Эволюция звезд.

1

Комбинированный

Знать зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Уметь рассматривать вспышки сверхновой как этап эволюции звезды; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры); описывать природу объектов на конечной стадии эволюции звезд.

§24.2

28

Солнце и звезды.

Практическая работа «Солнце и Солнечная система».

1

Урок практикум

Уметь решать задачи, используя знания по темам «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды».

Презентация на тему:         « Солнце и звезды».

29

Строение и эволюция Вселенной.

Наша Галактика.

1

Комбинированный

 Знать/ уметь описывать строение и структуру Галактики; перечислять объекты плоской и сферической подсистем; оценивать размеры Галактики; пояснять движение и расположение Солнца в Галактике; характеризовать ядро и спиральные рукава Галактик; характеризовать процесс вращения Галактики; пояснять сущность проблемы скрытой массы.

§25.1, 25.2, 25.4

30

Строение и эволюция Вселенной.

Наша Галактика.

1

Комбинированный

Уметь характеризовать радиоизлучение межзвездного вещества и его состав, области звездообразования; описывать методы обнаружения органических молекул; раскрывать взаимосвязь звезд и межзвездной среды; описывать процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков; определять источник возникновения планетарных туманностей как остатки вспышек сверхновых звезд.

§ 25.3, 28

31

Строение и эволюция Вселенной.

Другие звездные системы галактики.

1

Комбинированный

Знать спиральные, эллиптические и неправильные галактики; их отличительные особенности, размеры, массу, количество звезд; Уметь пояснять наличие сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик; определять понятия «квазар», «радиогалактика»; характеризовать взаимодействующие галактики; сравнивать понятия «скопления» и «сверхскопления галактик».

§26 (без закона Хаббла); упражнение 21 (1, 5).

32

Строение и эволюция Вселенной.

Космология начала ХХ в.

1

Комбинированный

Знать формулировку основных постулатов общей теории относительности. Уметь определять характеристики стационарной Вселенной А. Эйнштейна; описывать основы для вывода А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной; пояснять понятие «красное смещение» в спектрах галактик, используя для объяснения эффект Доплера, и его значение для подтверждения нестационарности Вселенной; характеризовать процесс однородного и изотропного расширения Вселенной; формулировать закон Хаббла.

§26 (закон Хаббла, «красное смещение»), 27 (без основ современной космологии)

33

Строение и эволюция Вселенной.

Основы современной космологии.

1

Комбинированный

Знать смысл гипотезы Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной. Уметь обосновывать ее справедливость и приводить подтверждение; характеризовать понятие «реликтовое излучение»; описывать общие положения теории Большого взрыва; характеризовать процесс образования химических элементов; описывать научные гипотезы существования темной энергии и явления антитяготения.

§27

34

Жизнь и разум во Вселенной.

Одиноки ли мы во Вселенной?

1

Урок-конференция 

Уметь использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни.

В результате изучения курса выпускник должен:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • определять несколько путей достижения поставленной цели;
  • выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективностт расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
  • оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
  • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематиче- ские средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • искать и находить обобщенные способы решения задач;
  • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
  • анализировать и преобразовывать проблемно- противоречивые ситуации;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);
  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
  • координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
  • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
  • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Литература для учителя

Иванов В. В., Кривов А. В., Денисенко П. А. Парадоксальная Вселенная. 175 задач по астрономии. — СПб.: 1997.

Пшеничнер Б. Г., Войнов С. С. Внеурочная работа по астрономии: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.

Сурдин В. Г. Астрономические олимпиады: Задачи с решениями. — М.: МГУ, 1995.

Шевченко М. Ю, Угольников О. С. Школьный астрономический календарь на 2016/17 учеб. год. — Вып. 67: пособие для любителей астрономии. — М.: ОАО «Планетарий», 2016.

Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М.: Наука, 1984.

Касьянов В. А. Физика. Углубленный уровень. 11 класс. — М.: Дрофа, 2016.

Белонучкин В. Е. Кеплер, Ньютон и все-все- все... — Вып. 78. — М.: Изд-во «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1990. — (Квант).

Галактики / ред.-сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физ- матлит, 2013.

Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса. — Вып. 85. — М.: Бюро Квантум, 1993. — (Квант).

Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — (Квант).

Дубкова С. И. Истории астрономии. — М.: Белый город, 2002.

Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных лабиринтах: Ориентирование по небу. — М.: Наука, 1978.

Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013. Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физматлит, 2013.

Хокинг С. Краткая история времени. — СПб.: Амфора, 2001.

Хокинг С. Мир в ореховой скорлупе. — СПб.: Амфора, 2002.

Интернет-ресурсы

Астрофизический портал. Новости астрономии. http://www.afportal.ru/astro

Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru Всероссийская олимпиада школьников по астрономии. http://www.astroolymp.ru

Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ. http://www.sai.msu.ru

Интерактивный гид в мире космоса. http:// spacegid.com

МКС онлайн. http://mks-onlain.ru Обсерватория СибГАУ. http://sky.sibsau.ru/ index.php/astronomicheskie-saj ty

Общероссийский астрономический портал. http://астрономия.рф

Репозиторий Вселенной. http://space-my.ru Российская астрономическая сеть. http://www. astronet.ru

Сезоны года. Вселенная, планеты и звезды. http://сезоны-года.рф/планеты%20и%20звезды. html

ФГБУН Институт астрономии РАН. http://www. inasan.ru

Элементы большой науки. Астрономия. http:// elementy.ru/astronomy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...

Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...