рабочая программа по астрономии 10-11 класс (Воронцов-Вельяминов)
учебно-методический материал по астрономии (11 класс)
Программа и календарно-тематическое планирование по астрономии в 10-11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_astronomiya_10-11.docx | 241.55 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Жарынская средняя школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
________Глушковой Галины Петровны__________
______I_______ квалификационной категории
ПО АСТРОНОМИИ
2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по АСТРОНОМИИ разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом СРЕДНЕГО общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 (с изменениями);
-Учебным планом МБОУ «Жарынская средняя школа»;
- Календарным учебным графиком МБОУ «Жарынская средняя школа.
Рабочая программа предусматривает использование учебника «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. — М. : Дрофа, 2018. и ориентирована на Рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
- формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими
приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
⎯ воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
⎯ объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
⎯ применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд;
⎯ описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
⎯ объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
⎯ характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы;
⎯ описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
⎯ характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
⎯ описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
⎯ описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
⎯ определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
⎯ определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
⎯ интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
⎯ классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
⎯ формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
⎯ объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
⎯ объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
⎯ описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
⎯ сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
⎯ объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение;
⎯ характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
⎯ использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
⎯ приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
⎯ решать задачи на применение изученных астрономических законов;
⎯ осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.
Содержание курса
Предмет астрономии. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований.
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии. НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. Законы движения небесных тел.
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.
Солнечная система Происхождение Солнечной системы. Система Земля–Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела солнечной системы. АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.
Методы астрономических исследований. Электромагнитное излучение, космические лучи и ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА – БОЛЬЦМАНА.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ. Внесолнечные планеты. ПРОБЛЕМА СУЩЕТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. ПЕРЕМЕННЫЕ И ВСПЫХИВАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.
Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявление солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. РОЛЬ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечно - земные связи.
Наша Галактика – Млечный путь Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ. Галактики. Строение и эволюция Вселенной. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла.
ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ. Большой взрыв. Реликтовое излучение. ТЕМНАЯ ЭНЕРГИЯ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 класс)
№ п/п | Тема уроков | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Астрономия, ее значение и связь с другими науками ( 4 часа) | ||||
1/1 | Предмет астрономии. | 1 | 01.09 | |
2/2 | Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. | 1 | 08.09 | |
3/3 | Наблюдения — основа астрономии. Особенности астрономических методов исследования. | 1 | 15.09 | |
4/4 | Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. | 1 | 22.09 | |
Практические основы астрономии (10 часов) | ||||
5/1 | Звезды и созвездия. | 1 | 29.09 | |
6/2 | Практическая работа №1 «Планеты и созвездия в октябре» | 1 | 06.10 | |
7/3 | Небесные координаты. Звездные карты. | 1 | 13.10 | |
8/4 | Практическая работа №2 «Небесные координаты» | 1 | 20.10 | |
9/5 | Видимое движение звезд на различных географических широтах. | 1 | 27.10 | |
10/6 | Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. | 1 | 10.11 | |
11/7 | Движение и фазы Луны. | 1 | 17.11 | |
12/8 | Затмения Солнца и Луны. | 1 | 24.11 | |
13/9 | Время и календарь. | 1 | 01.12 | |
14/10 | Повторительно-обобщающий урок. Тест по теме «Практические основы астрономии». | 1 | 08.12 | |
Строение Солнечной системы (16 часов) | ||||
15/1 | Развитие представлений о строении мира. | 1 | 15.12 | |
16/2 | Конфигурации планет. Синодический период. | 1 | 22.12 | |
17/3 | Решение задач | 1 | 12.01 | |
18/4 | Законы движения планет Солнечной системы. | 1 | 19.01 | |
19/5 | Решение задач | 1 | 26.01 | |
20/6 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Форма и размеры Земли. | 1 | 02.02 | |
21/7 | Определение расстояний в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Определение размеров светил. | 1 | 09.02 | |
22/8 | Практическая работа №3 «Определение расстояний и размеров в Солнечной системе». | 1 | 16.02 | |
23/9 | Открытие и применение закона всемирного тяготения. | 1 | 02.03 | |
24/10 | Решение задач на применение закона всемирного тяготения. | 1 | 16.03 | |
25/11 | Возмущения в движении тел Солнечной системы. | 1 | 23.03 | |
26/12 | Характеристики Земли. | 1 | 06.04 | |
27/13 | Определение массы небесных тел. | 1 | 13.04 | |
28/14 | Практическая работа №4 «Определение массы небесных тел» | 1 | 20.04 | |
29/15 | Приливы. | 1 | 27.04 | |
30/16 | Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА). Космические скорости. | 1 | 11.05 | |
31 | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | 18.05 | |
32 | Повторение | 1 | 22.05 | |
33 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | 25.05 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (11 класс)
№ п/п | Тема уроков | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Природа тел Солнечной системы. | ||||
1/1 | Общие характеристики планет. | 1 | ||
2/2 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 1 | ||
3/3 | Система Земля-Луна. | 1 | ||
4/4 | Планеты земной группы. | 1 | ||
5/5 | Далекие планеты. | 1 | ||
6/6 | Малые тела Солнечной системы. Астероиды. Карликовые планеты. | 1 | ||
7/7 | Кометы. Метеоры, болиды и метеориты. | 1 | ||
8/8 | Повторительно-обобщающий урок. Тест по теме «Природа тел Солнечной системы». | 1 | ||
Солнце и звёзды. | ||||
9/1 | Солнце – ближайшая звезда. | 1 | ||
10/2 | Энергия и температура Солнца | 1 | ||
11/3 | Состав и строение Солнца. | 1 | ||
12/4 | Атмосфера Солнца. | 1 | ||
13/5 | Солнечная активность. | 1 | ||
14/6 | Звёзды. | 1 | ||
15/7 | Годичный параллакс и расстояния до звёзд. | 1 | ||
16/8 | Видимая и абсолютная звездные величины. Светимость звёзд. | 1 | ||
17/9 | Спектры, цвет и температура звёзд. Диаграмма «спектр-светимость». | 1 | ||
18/10 | Массы и размеры звёзд. Двойные звёзды. | 1 | ||
19/11 | Размеры звёзд. Плотность их вещества. Модели звёзд. | 1 | ||
20/12 | Переменные и нестационарные звёзды. Пульсирующие, новые и сверхновые звёзды. | 1 | ||
21/13 | Повторительно-обобщающий урок. Тест по теме «Солнце и звёзды». | 1 | ||
Строение и эволюция Вселенной | ||||
22/1 | Наша Галактика – Млечный путь. Межзвездный газ и пыль. | 1 | ||
23/2 | Состав и структура Галактики. Звёздные скопления. | 1 | ||
24/3 | Межзвёздная среда: газ и пыль. | 1 | ||
25/4 | Движение звёзд в Галактике. Её вращение. Тёмная материя и тёмная энергия. | 1 | ||
26/5 | Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. | 1 | ||
27/6 | Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. | 1 | ||
28/7 | Основы современной космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. | 1 | ||
29/8 | Жизнь и разум во Вселенной. | 1 | ||
30/9 | Повторительно-обобщающий урок. Тест по теме «Строение и эволюция Вселенной». | 1 | ||
31 | Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | ||
32 | Повторение. | 1 | ||
33 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
Учитель __________________ Г.П. Глушкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по астрономии для 11 классов
Рабочая программа по астрономии для 11 классов составлена на основе программы Страут, Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс.Программа рассчитана на 35 часов....
рабочая программа по астрономии в 11 классе
Рабочая программа по астрономии рассчитана на 34 часа...
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Авторская рабочая программа к учебнику В. М. Чаругина "Астрономия 10-11"...
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс. УМК Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут....
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс.
Программа составлена в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе авторской ...
Рабочая программа по астрономии за 11 класс
содержание, КТП, результаты...
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс...