Программа кружка "Юный астроном"
рабочая программа по астрономии (6 класс)
Рабочая программа дополнительного образования «Юный астроном» для 6 классов.
(Стартовый уровень)
Возраст обучающихся – 11-12 лет
Срок реализации – 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_2_fgos_programma_kruzhka_po_astronomii.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Дмитровского городского округа
МОУ ДМИТРОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
_________________________________________________________________
141800 Московская область г. Дмитров е - mail: dmschool3@gmail.com
мкр. ДЗФС дом 24 тел./факс 8(496)223-54-74
Рассмотрено на заседании
методического совета
«__» __________20__г.
Протокол № ___
«Утверждаю»
Директор школы
__________В.А.Кисенко
«__» ___________20__г
Приказ №
от _________________
Рабочая программа
дополнительного образования
«Юный астроном»
для 6 классов
на 2019-2020 учебный год
(Стартовый уровень)
Возраст обучающихся – 11-12 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель: Денисова Анжелика Васильевна,
Педагог дополнительного образования
Дмитров 2019
1. Пояснительная записка- Обоснованность и цели учебного предмета, курса
Данная программа разработана для учащихся 6 классов – стартовый уровень.
Основные цели курса: знакомство и углубление знаний по курсу астрономия, формирование умения применять астрономические знания на практике, в наблюдениях звёздного неба.
Направленность: естественно-научная.
Актуальность: в подростковом возрасте у детей возникает интерес и множество вопросов, связанных с объяснением космических явлений и наблюдений.
Темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят детям не только получить ответы, но и самостоятельно изучать и познавать окружающий мир путём непосредственных наблюдений, работать с печатной и киноинформацией, критически её воспринимать.
Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ современной астрономической науки дает возможность учащимся:
- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
—- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
- выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.
Большое внимание в программе уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Педагогическая целесообразность.
Цель общеобразовательной программы – это формирование устойчивого интереса к астрономии; воспитание креативно мыслящих личностей, умеющих создавать новый продукт на основе собственных исследований и экспериментов.
Задачи кружка:
Личностные:
1. Развитие способности к рефлексии собственной деятельности, к самоопределению с учётом собственных интересов и склонностей, воспитать личностные качества (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность).
Метапредметные:
• развитие умения работать с разными источниками информации;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• развитие умения организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
• развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Предметные:
•понимание роли астрономии для развития цивилизации, формировании
научного мировоззрения, развитии космической деятельности человечества;
•понимание особенностей методов научного познания в астрономии;
формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной;
•объяснение причин некоторых наблюдаемых астрономических явлений;
•формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о
возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с
астрономией.
Отличительные особенности программы:
В связи с переходом на ФГОС второго поколения астрономический материал, который хоть в небольшом объёме рассматривался ранее в курсе «Природоведение» 5 класса, полностью исключён из школьной программы, что не позволяет удовлетворить интерес учащихся в этой области знаний. А ведь именно астрономия играет важную роль в формировании мировоззрения, раскрывает современную естественнонаучную картину мира.
Адресат программы - учащиеся 6 классов общеобразовательной школы, имеющие потребность в освоении данной программы.
Срок реализации программы – 1 год.
Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся в форме бесед, лекций, коллективных и индивидуальных наблюдений, самостоятельной работы, защиты исследовательских и проектных работ, мини-конференций, индивидуальных консультаций.
На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.
Занятия будут проводиться с целым коллективом, по группам и индивидуально (в форме консультаций) в зависимости от темы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, диалог), наглядные (наблюдения, иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Предполагаемые результаты освоения курса
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты:
«Практические основы астрономии» позволяют:
- воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
- объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
- объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
- применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:
- воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
- воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
- вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
- формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
- описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
- объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
- характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
«Природа тел Солнечной системы» позволяют:
- формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
- определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты);
- описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
- перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
- проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
- объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
- описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
- характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
- описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
- описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
- объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
«Солнце и звезды» позволяют:
- определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
- характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
- описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
- объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
- описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
- вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
- называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;
- сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
- объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
- описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
- оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
- описывать этапы формирования и эволюции звезды;
- характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
«Строение и эволюция Вселенной» позволяют:
- объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
- характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
- определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
- распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
- сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
- обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
- формулировать закон Хаббла;
- определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
- оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
- интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
- классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва.
«Жизнь и разум во Вселенной» позволяют:
- систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности
Ребёнок научится:
- понимать: видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- определять физические величины: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- понимать смысл физического закона Хаббла;
- определять этапы освоения космического пространства;
- объяснять гипотезы происхождения Солнечной системы;
- определять основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- определять размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
- указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
- понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Ребёнок получит возможность научиться:
- приводить примеры:роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет -светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
- жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
- указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
- различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
- различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Личностные результаты:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к предмету как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Формы контроля:
- Проектная работа
- Выпуск газеты, презентации, викторина.
- Зачёт
Материально-техническое обеспечение: телескоп, модель Солнечной системы, глобус Земли и Луны, модель небесной сферы, таблицы по астрономии, проектор, компьютер, звёздная карта, лабораторное оборудование.
Информационное обеспечение:
- Астронет http://www.astronet.ru/ - сайт, посвященный популяризации астрономии. Это мощный портал, на котором можно найти научно-популярные статьи по астрономии, интерактивные карты звездного неба, фотографии, сведения о ближайших астрономических событиях и многое другое.
- Сайт Н.Н. Гомулиной http://www.gomulina.orc.ru/ - виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии. Ресурс содержит информационные и методические материалы: новости астрономии, материалы по методике астрономии, разработки уроков, задания для контроля результатов, а также образовательный ресурс «Открытая астрономия»
- Сайт преподавателя астрономии Н.Е. Шатовской http://myastronomy.ru/ - содержит методические подборки, научно-популярные и методические статьи, материалы для маленьких любителей астрономии, олимпиадные задачи, календарь астрономических событий и многое другое. Материалы регулярно обновляются.
- Школьная астрономия Санкт-Перербирга http://school.astro.spbu.ru/ - содержит олимпиадные задания, информацию о летней астрономический школе для учеников, ссылки на полезные Интернет-ресурсы.
- Новости космоса, астрономии и космонавтики http://www.astronews.ru/ - сайт содержит множество фото и видео космических объектов и явлений, новости и статьи по астрономии и космонавтике.
Кадровое обеспечение:
Учитель физики, высшая квалификационная категория, имеющий положительные результаты и опыт работы в данном направлении.
Курс реализуется в 6 классах с нагрузкой 1час в неделю (34 часа в год).
- Учебный план
№ | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение в астрономию | 6 | 5 | 1 | Текущий контроль, контроль умения работы со звёздной картой. |
2 | Строение Солнечной системы | 6 | 2 | 4 | Текущий контроль, проекты |
3 | Физическая природа тел Солнечной системы | 7 | 4 | 3 | Текущий контроль, проекты, викторина. |
4 | Солнце и звезды | 11 | 6 | 5 | Текущий контроль, проекты |
5 | Строение и эволюция Вселенной | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль, проекты, мини- конференция |
3. Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в астрономию (6 ч)
Тема 1.1. Предмет астрономии. Наблюдение около полярных созвездий
Теория:
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии).
Тема 1.2. Звездное небо
Теория: созвездие, основные созвездия.
Практика: работа со звёздной картой
Тема 1.3. Изменение вида звездного неба в течение суток.
Теория: небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил.
Тема 1.4. Изменение вида звездного неба в течение года
Теория: экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба.
Тема 1.5.Способы определения географической широты
Теория: высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой.
Практика: определение склонения, зенитного расстояния и географической широты объекта.
Тема 1.6. Основы измерения времени
Теория: связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении.
Раздел 2. Строение Солнечной системы (6 ч)
Тема 2.1. Видимое движение планет
Теория: петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет.
Тема 2.2. Развитие представлений о Солнечной системе
Теория: астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения.
Тема 2.3. Законы Кеплера — законы движения небесных тел
Теория: три закона Кеплера
Практика: решение задач
Тема 2.4. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера
Теория: закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона.
Практика: решение задач.
Тема 2.5. Определение расстояний до тел Солнечной системы
Теория: тела Солнечной системы
Практика: определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод
Тема 2.6. Определение размеров небесных тел
Теория: размер тел Солнечной системы.
Практика: определение размеров тел Солнечной системы, работа над проектами.
Раздел 3. Физическая природа тел Солнечной системы (7 ч)
Тема 3.1. Система «Земля — Луна»
Теория: основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения.
Тема 3.2.Природа Луны
Теория: физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы.
Тема 3.3. Планеты земной группы
Теория: общая характеристика атмосферы, поверхности.
Практика: характеристика планет земной группы
Тема 3.4.Планеты-гиганты
Теория: общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца.
Тема 3.5. Астероиды и метеориты
Теория: закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты.
Практика: решение задач
Тема 3.6. Кометы и метеоры
Теория: открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).
Тема 3.7. Обобщающее занятие по теме «Солнечная система»..
Практика: проекты, викторина.
Раздел 4. Солнце и звезды (11 ч)
Тема 4.1. Общие сведения о Солнце
Теория: вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав
Тема 4.2. Строение атмосферы Солнца
Теория: фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность.
Практика: изучение фотографий Солнца, решение задач.
Тема 4.3. Источники энергии и внутреннее строение Солнца
Теория: протон — протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца.
Тема 4.4. Солнце и жизнь Земли
Теория: перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце — Земля».
Практика: решение задач.
Тема 4.5. Расстояние до звезд
Теория: параллаксы, звёздные величины.
Практика: определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины
Тема 4.6. Пространственные скорости звезд
Теория: собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд.
Тема 4.7.Физическая природа звезд
Теория: цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности.
Тема 4.8. Связь между физическими характеристиками звезд
Теория: диаграмма «спектр—светимость», соотношение «масса—светимость», вращение звезд различных спектральных классов.
Практика: составление диаграмм.
Тема 4.9. Двойные звезды
Теория: оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд.
Тема 4.10. Физические переменные, новые и сверхновые звезды
Теория: цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые.
Тема 4.11. Обобщающее занятие по теме «Звёзды»
Практика: проекты.
Раздел 5. Строение и эволюция Вселенной (4 ч)
Тема 5.1. Наша Галактика
Теория: состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение).
Тема 5.2. Другие галактики. Метагалактика.
Теория: открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары,системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной.
Тема 5.3. Происхождение и эволюция звезд
Теория: возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд.
Практика: проект.
Тема 5.4. Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной
Теория: возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет, эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций.
Практика: проект
4. Методическое обеспечение программы
Методы обучения: словевесный, наглядный практический (наблюдение), объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой, проектный.
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая, групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие, игры, защита проектов.
Педагогические технологии:
Технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология портфолио, здоровьесберегающие технологии.
Дидактические материалы:
1. http://school-сollection.edu.ru/catalog/search/?text=%E0%F1%F2%F0%EE%ED%EE%EC%E8%FF&context=all&onpage=20&page=2
2. http://fcior.edu.ru/search?q=астрномия+солнечная+система&educational_level%5B%5D=4
5. Список литературы
1. Засов А.В, Кононович Э.В. Астрономия/ Издательство «Физматлит»,2017г.
4. Гомулина Н.Н. Открытая астрономия/ Под ред. В.Г. Сурдина. – Электронный образовательный ресурс http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm
5. Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г.
6. Малахова Г.И, Страут Е.К. Дидактические материалы по астрономии М. Просвещение 2000г.
7. Левитан Е.П. «Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия». – М.: Аргументы и факты, 1999.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________В.А. Кисенко
«__» __________2019 г.
6. Календарный учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный астроном»
(стартовый уровень)
Год обучения: 1
№ | Месяц | Число | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 06.09 | 13.50-14.45 | лекция практикум | 1 | Предмет астрономии. Наблюдение около полярных созвездий. | Кабинет физики | сообщение |
2. | сентябрь | 13.09 | 13.50-14.45 | лекция практикум | 1 | Звёздное небо. Наблюдение вращения звёздного неба. | Кабинет физики | доклад |
3 | сентябрь | 20.09 | 13.50-14.45 | лекция практикум | 1 | Изменение вида звёздного неба в течение суток. | Кабинет физики | доклад |
4 | сентябрь | 27.09 | 13.50-14.45 | Лекция практикум | 1 | Изменение вида звёздного неба в течение года. | Кабинет физики | сообщение |
5 | октябрь | 04.10 | 13.50-14.45 | практикум | 1 | Способы определения географической широты. | Кабинет физики | Срезовые задания |
6 | октябрь | 11.10 | 13.50-14.45 | лекция беседа | 1 | Основы измерения времени. | Кабинет физики | доклад |
7 | октябрь | 18.10 | 13.50-14.45 | лекция наблюдение | 1 | Видимое движение планет. | Кабинет физики | Результат собственного наблюдения |
8 | октябрь | 25.10 | 13.50-14.45 | лекция | 1 | Развитие представлений о Солнечной системе. | Кабинет физики | сообщение |
9 | ноябрь | 08.11 | 13.50-14.45 | практикум | 1 | Законы Кеплера – законы движения небесных тел. | Кабинет физики | тест |
10 | ноябрь | 15.11 | 13.50-14.45 | практикум | 1 | Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. | Кабинет физики | Срезовые задания |
11 | ноябрь | 22.11 | 13.50-14.45 | практикум | 1 | Определение расстояний до тел Солнечной системы. | Кабинет физики | сообщение |
12 | ноябрь | 29.11 | 13.50-14.45 | практикум | 1 | Определение размеров небесных тел. | Кабинет физики | тест |
13 | декабрь | 06.12 | 13.50-14.45 | лекция наблюдение | 1 | Система «Земля–Луна». Наблюдение и определение фазы Луны. | Кабинет физики | сообщение |
14 | декабрь | 13.12 | 13.50-14.45 | лекция наблюдение | 1 | Природа Луны. Наблюдение рельефа Луны. | Кабинет физики | наблюдение |
15 | декабрь | 20.12 | 13.50-14.45 | практикум | 1 | Планеты земной группы. | Кабинет физики | кроссворд |
16 | декабрь | 27.12 | 13.50-14.45 | лекция | 1 | Планеты – гиганты. | Кабинет физики | Устный опрос |
17 | январь | 10.01 | 13.50-14.45 | практикум | 1 | Астероиды и метеориты. | Кабинет физики | Устный опрос |
18 | январь | 17.01 | 13.50-14.45 | семинар | 1 | Кометы и метеоры. | Кабинет физики | тест |
19 | январь | 24.01 | 13.50-14.45 | практикум защита проектов | 1 | Обобщающее занятие по теме «Солнечная система». Защита проектов. | Кабинет физики | Зачёт проектов |
20 | январь | 31.01 | 13.50-14.45 | лекция практикум | 1 | Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца | Кабинет физики | презентация |
21 | февраль | 07.02 | 13.50-14.45 | лекция | 1 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца. | Кабинет физики | сообщение |
22 | февраль | 14.02 | 13.50-14.45 | практикум | 1 | Солнце и жизнь на Земле. | Кабинет физики | тест |
23 | февраль | 21.02 | 13.50-14.45 | семенар | 1 | Обобщающее занятие по теме «Солнце» | Кабинет физики | зачёт |
24 | февраль | 28.02 | 13.50-14.45 | лекция | 1 | Расстояния до звёзд. | Кабинет физики | сообщение |
25 | март | 06.03 | 13.50-14.45 | открытое занятие | 1 | Пространственные скорости звёзд. | Кабинет физики | Срезовые задания |
26 | март | 13.03 | 13.50-14.45 | лекция | 1 | Физическая природа звёзд. | Кабинет физики | сообщение |
27 | март | 20.03 | 13.50-14.45 | лекция практикум | 1 | Связь между физическими характеристиками звёзд. | Кабинет физики | Срезовые задания |
28 | апрель | 03.04 | 13.50-14.45 | лекция беседа | 1 | Двойные звёзды. | Кабинет физики | тест |
29 | апрель | 10.04 | 13.50-14.45 | лекция беседа | 1 | Физические переменные, новые и сверхновые звёзды. | Кабинет физики | сообщение |
30 | апрель | 17.04 | 13.50-14.45 | практикум | 1 | Обобщающее занятие по теме «Звёзды» | Кабинет физики | реферат |
31 | апрель | 23.04 | 13.50-14.45 | выставка | 1 | Наша Галактика. Наблюдение Млечного пути. | Кабинет физики | выставка |
32 | май | 08.05 | 13.50-14.45 | лекция игра | 1 | Другие галактики. Метагалактика. | Кабинет физики | Творческий отчёт |
33 | май | 15.05 | 13.50-14.45 | практикум | 1 | Происхождение и эволюция галактик и звёзд. | Кабинет физики | тест |
34 | май | 22.05 | 13.50-14.45 | защита проектов | 1 | Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной. Защита проектов. | Актовый зал | проект |
СОГЛАСОВАНО
«___» __________ 2019 г.
Протокол №___
Руководитель ШМК
__________________Н.Н.Крюкова
СОГЛАСОВАНО
«___» __________2019 г.
Зам.директора по ВР
____________Т.В. Прохоренкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брейн-ринг "Юный астроном"
Внеклассное мероприятие «Юный астроном» способствует обобщить знания студентов за первый семестр по астрономии, развивает...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Программа внеурочной деятельности " Юный астроном"
Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школ...
Великий астроном и математик средневековья (Улугбек)
С этого года астрономия официально возвращается в школу.В истории астрономии много интересного и поучительного, но жизнь и научная деятельность великих ученых, на мой взгляд, не только пример служения...
Проект по теме «Фалес Милетский – великий геометр, строитель, астроном».
Геометрия- одна из фундаментальных наук. Она развивает интеллектуальные и творческие способности человека. Она всегда привлекала не только математиков, но и астрономов, физиков и использовалась челове...