Программа кружка "Юный астроном"
рабочая программа по астрономии (6 класс)

Рабочая программа дополнительного образования «Юный астроном» для 6 классов.

(Стартовый уровень)

Возраст обучающихся – 11-12 лет

Срок реализации – 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt_2_fgos_programma_kruzhka_po_astronomii.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Дмитровского городского округа

МОУ ДМИТРОВСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

_________________________________________________________________

141800 Московская область г. Дмитров                                                                 е - mail: dmschool3@gmail.com

мкр. ДЗФС дом 24                                                                                                             тел./факс 8(496)223-54-74

Рассмотрено на заседании

методического  совета

«__» __________20__г.

Протокол № ___

«Утверждаю»

Директор школы

__________В.А.Кисенко

«__» ___________20__г

Приказ №

от _________________

Рабочая программа

дополнительного образования

«Юный астроном»

для 6 классов

на 2019-2020 учебный год

(Стартовый уровень)

Возраст обучающихся – 11-12 лет

Срок реализации – 1 год

Составитель: Денисова Анжелика Васильевна,

Педагог дополнительного образования

Дмитров 2019


1. Пояснительная записка

  1. Обоснованность и цели учебного предмета, курса

Данная программа разработана для учащихся 6 классов – стартовый уровень.

Основные цели курса: знакомство и углубление знаний  по курсу астрономия, формирование умения применять астрономические знания на практике, в наблюдениях звёздного неба.

Направленность: естественно-научная.

Актуальность: в подростковом возрасте у детей возникает интерес и множество вопросов, связанных с объяснением космических явлений и наблюдений.

Темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка,  позволят детям не только получить ответы, но и самостоятельно изучать и познавать окружающий мир путём непосредственных наблюдений, работать с печатной и киноинформацией, критически её воспринимать.

Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ современной астрономической науки дает возможность учащимся:

  • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
  • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
  • получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

—- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

  • ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
  • выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.

Большое внимание в программе уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Педагогическая целесообразность.

Цель общеобразовательной программы – это формирование устойчивого интереса к астрономии; воспитание креативно мыслящих личностей,  умеющих создавать новый продукт на основе собственных исследований и экспериментов.

Задачи кружка:

Личностные:

1. Развитие способности к рефлексии собственной деятельности, к самоопределению с учётом собственных интересов и склонностей, воспитать личностные качества (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность).

Метапредметные:

        развитие умения работать с разными источниками информации;

•        овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• развитие умения организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

•        развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметные:

понимание роли астрономии для развития цивилизации, формировании

научного мировоззрения, развитии космической деятельности человечества;

•понимание особенностей методов научного познания в астрономии;

формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной;

•объяснение причин некоторых  наблюдаемых астрономических явлений;

•формирование интереса к изучению астрономии и развитие представлений о

возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с

астрономией.

Отличительные особенности программы:

В связи с переходом на ФГОС второго поколения астрономический материал, который хоть в небольшом объёме рассматривался ранее в курсе «Природоведение» 5 класса,  полностью исключён из школьной программы, что  не позволяет удовлетворить интерес учащихся в этой области знаний. А ведь именно  астрономия играет важную  роль в формировании мировоззрения, раскрывает  современную естественнонаучную картину мира.

Адресат программы -  учащиеся 6 классов общеобразовательной школы, имеющие потребность в освоении данной программы.

Срок реализации программы – 1 год.

Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов.

Форма и режим занятий:

Занятия проводятся в форме бесед, лекций,  коллективных и индивидуальных наблюдений, самостоятельной работы, защиты исследовательских и проектных работ, мини-конференций, индивидуальных консультаций.

На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.

Занятия будут проводиться с целым коллективом, по группам и индивидуально (в форме консультаций) в зависимости от темы.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, диалог), наглядные (наблюдения, иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  1. Предполагаемые результаты освоения курса

Метапредметные  результаты освоения программы предполагают:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы  решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результаты:

«Практические основы астрономии» позволяют:

  • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и  зимнее время);
  • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
  • объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:
  • воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
  • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
  • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
  • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
  • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
  • объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
  • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

«Природа тел Солнечной системы» позволяют:

  • формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
  • определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты);
  • описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
  • перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
  • проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
  • объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
  • описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
  • характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
  • описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
  • описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
  • объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

«Солнце и звезды» позволяют:

  • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
  • характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
  • описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
  • объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
  • описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
  • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
  • называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;
  • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
  • объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
  • описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
  • оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
  • описывать этапы формирования и эволюции звезды;
  • характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

«Строение и эволюция Вселенной» позволяют:

  • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
  • характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
  • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
  • распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
  • сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
  • обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
  • формулировать закон Хаббла;
  • определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
  • оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
  • интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
  • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва.

«Жизнь и разум во Вселенной» позволяют:

  • систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и  способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования  — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности

Ребёнок научится:

  • понимать: видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
  • определять физические величины: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
  • понимать смысл физического закона Хаббла;
  • определять этапы освоения космического пространства;
  • объяснять гипотезы происхождения Солнечной системы;
  • определять основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
  • определять размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Ребёнок  получит возможность научиться:

  • приводить примеры:роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет -светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
  • жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Личностные результаты:

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к предмету как элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

 

Формы контроля:

  • Проектная работа
  • Выпуск газеты, презентации, викторина.
  • Зачёт

Материально-техническое обеспечение: телескоп, модель Солнечной системы, глобус Земли и Луны, модель небесной сферы, таблицы по астрономии, проектор, компьютер, звёздная карта, лабораторное оборудование.

 Информационное обеспечение:

  1. Астронет http://www.astronet.ru/ - сайт, посвященный популяризации астрономии. Это мощный портал, на котором можно найти научно-популярные статьи по астрономии, интерактивные карты звездного неба, фотографии, сведения о ближайших астрономических событиях и многое другое.
  2. Сайт Н.Н. Гомулиной http://www.gomulina.orc.ru/ - виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии. Ресурс содержит информационные и методические материалы: новости астрономии, материалы по методике астрономии, разработки уроков, задания для контроля результатов, а также образовательный ресурс «Открытая астрономия»
  3. Сайт преподавателя астрономии Н.Е. Шатовской http://myastronomy.ru/ - содержит методические подборки, научно-популярные и методические статьи, материалы для маленьких любителей астрономии, олимпиадные задачи, календарь астрономических событий и многое другое. Материалы регулярно обновляются.
  4. Школьная астрономия Санкт-Перербирга http://school.astro.spbu.ru/ - содержит олимпиадные задания, информацию о летней астрономический школе для учеников, ссылки на полезные Интернет-ресурсы.
  5. Новости космоса, астрономии и космонавтики http://www.astronews.ru/ - сайт содержит множество фото и видео космических объектов и явлений, новости и статьи по астрономии и космонавтике.

Кадровое обеспечение:

Учитель физики, высшая квалификационная категория, имеющий положительные результаты и опыт работы в данном направлении.

Курс реализуется в 6 классах с нагрузкой 1час в неделю (34 часа в год).

  1. Учебный план

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Введение в астрономию

6

5

1

Текущий контроль, контроль умения работы со звёздной картой.

2

Строение Солнечной системы

6

2

4

Текущий контроль, проекты

3

Физическая природа тел Солнечной системы

7

4

3

Текущий контроль, проекты, викторина.

4

Солнце и звезды

11

6

5

Текущий контроль, проекты

5

Строение и эволюция Вселенной

4

2

2

Текущий контроль, проекты,

мини- конференция

3. Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение в астрономию (6 ч)

Тема 1.1. Предмет астрономии. Наблюдение около полярных созвездий

Теория:

Предмет   астрономии   (что   изучает   астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими  науками,  значение астрономии).  

Тема 1.2. Звездное небо 

Теория: созвездие, основные созвездия.

Практика: работа со звёздной картой

Тема 1.3. Изменение вида звездного неба в течение суток.

Теория: небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил.

Тема 1.4. Изменение вида звездного неба в течение года

Теория: экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба.

 Тема 1.5.Способы определения географической широты

Теория: высота Полюса мира и географическая   широта   места   наблюдения,   суточное движение звезд  на  разных  широтах,  связь  между склонением,   зенитным  расстоянием  и  географической  широтой.

Практика: определение склонения, зенитного расстояния и географической широты объекта.

Тема 1.6.  Основы  измерения  времени

Теория: связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении.

Раздел 2. Строение Солнечной системы (6 ч)

Тема 2.1. Видимое движение планет

Теория: петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет.

Тема 2.2. Развитие представлений о Солнечной системе

Теория: астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения.

Тема 2.3. Законы Кеплера — законы движения небесных тел

Теория: три закона Кеплера

Практика: решение задач

Тема 2.4. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера

Теория: закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона.

Практика: решение задач.

Тема 2.5. Определение расстояний до тел Солнечной системы

Теория:  тела Солнечной системы

Практика: определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод

Тема 2.6. Определение  размеров небесных тел

Теория: размер тел Солнечной системы.

Практика: определение размеров тел Солнечной системы, работа над проектами.

Раздел 3. Физическая природа тел Солнечной системы (7 ч)

Тема 3.1. Система «Земля — Луна»

Теория: основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения.

Тема 3.2.Природа Луны

Теория: физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы.

Тема 3.3. Планеты земной группы

Теория: общая характеристика атмосферы, поверхности.

Практика: характеристика планет земной группы

Тема 3.4.Планеты-гиганты

 Теория: общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца.

Тема 3.5. Астероиды и метеориты

Теория:  закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты.

Практика: решение задач

Тема 3.6. Кометы и метеоры

Теория: открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).

Тема 3.7. Обобщающее занятие по теме «Солнечная система»..

Практика: проекты, викторина.

 Раздел 4. Солнце и звезды (11 ч)

Тема 4.1. Общие сведения о Солнце

Теория: вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав

Тема 4.2. Строение атмосферы Солнца

Теория: фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность.

Практика: изучение фотографий Солнца, решение задач.

Тема 4.3. Источники энергии и внутреннее строение Солнца

Теория: протон — протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца.

Тема 4.4. Солнце и жизнь Земли

Теория: перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце — Земля».

Практика: решение задач.

Тема 4.5. Расстояние до звезд

Теория: параллаксы, звёздные величины.

Практика: определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины

Тема 4.6. Пространственные скорости звезд

Теория: собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд.

 Тема 4.7.Физическая природа звезд

Теория: цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности.

Тема 4.8. Связь между физическими характеристиками звезд

Теория: диаграмма «спектр—светимость», соотношение «масса—светимость», вращение звезд различных спектральных классов.

Практика: составление диаграмм.

Тема 4.9. Двойные звезды

Теория: оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд.

Тема 4.10. Физические переменные, новые и сверхновые звезды

Теория: цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые.

Тема 4.11. Обобщающее занятие по теме «Звёзды»

Практика: проекты.

 Раздел 5. Строение и эволюция Вселенной (4 ч)

Тема 5.1. Наша Галактика

Теория: состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение).

Тема 5.2. Другие галактики. Метагалактика.

Теория: открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары,системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной.

Тема 5.3.  Происхождение и эволюция звезд

Теория: возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд.

Практика: проект.

Тема 5.4. Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной

Теория: возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет, эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций.

Практика: проект

4. Методическое обеспечение программы

Методы обучения: словевесный, наглядный практический (наблюдение), объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой, проектный.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая, групповая.

Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие, игры, защита проектов.

Педагогические технологии:

Технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология портфолио, здоровьесберегающие технологии.

Дидактические материалы:

 1.  http://school-сollection.edu.ru/catalog/search/?text=%E0%F1%F2%F0%EE%ED%EE%EC%E8%FF&context=all&onpage=20&page=2

2. http://fcior.edu.ru/search?q=астрномия+солнечная+система&educational_level%5B%5D=4

5. Список литературы

1. Засов А.В, Кононович Э.В. Астрономия/ Издательство «Физматлит»,2017г.

4. Гомулина Н.Н. Открытая астрономия/ Под ред. В.Г. Сурдина. – Электронный образовательный ресурс http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm

5. Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г.

6. Малахова Г.И, Страут Е.К. Дидактические материалы по астрономии М. Просвещение 2000г.

7. Левитан Е.П. «Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия». – М.: Аргументы и факты, 1999.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______________В.А. Кисенко

«__» __________2019 г.

6. Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный астроном»

(стартовый уровень)

Год обучения: 1

Месяц

Число

Время

Форма занятия

Кол-во часов

Тема

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

06.09

13.50-14.45

лекция

практикум

1

Предмет астрономии. Наблюдение около полярных созвездий.

Кабинет физики

сообщение

2.

сентябрь

13.09

13.50-14.45

лекция

практикум

1

Звёздное небо. Наблюдение вращения звёздного неба.

Кабинет физики

доклад

3

сентябрь

20.09

13.50-14.45

лекция практикум

1

Изменение вида звёздного неба в течение суток.

Кабинет физики

доклад

4

сентябрь

27.09

13.50-14.45

Лекция

практикум

1

Изменение вида звёздного неба в течение года.

Кабинет физики

сообщение

5

октябрь

04.10

13.50-14.45

практикум

1

Способы определения географической широты.

Кабинет физики

Срезовые задания

6

октябрь

11.10

13.50-14.45

лекция

беседа

1

Основы измерения времени.

Кабинет физики

доклад

7

октябрь

18.10

13.50-14.45

лекция

наблюдение

1

Видимое движение планет.

Кабинет физики

Результат собственного наблюдения

8

октябрь

25.10

13.50-14.45

лекция

1

Развитие представлений о Солнечной системе.

Кабинет физики

сообщение

9

ноябрь

08.11

13.50-14.45

практикум

1

Законы Кеплера – законы движения небесных тел.

Кабинет физики

тест

10

ноябрь

15.11

13.50-14.45

практикум

1

Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.

Кабинет физики

Срезовые задания

11

ноябрь

22.11

13.50-14.45

практикум

1

Определение расстояний до тел Солнечной системы.

Кабинет физики

сообщение

12

ноябрь

29.11

13.50-14.45

практикум

1

Определение размеров  небесных тел.

Кабинет физики

тест

13

декабрь

06.12

13.50-14.45

лекция наблюдение

1

Система «Земля–Луна». Наблюдение и определение фазы Луны.

Кабинет физики

сообщение

14

декабрь

13.12

13.50-14.45

лекция наблюдение

1

Природа Луны. Наблюдение рельефа Луны.

Кабинет физики

наблюдение

15

декабрь

20.12

13.50-14.45

практикум

1

Планеты земной группы.

Кабинет физики

кроссворд

16

декабрь

27.12

13.50-14.45

лекция

1

Планеты – гиганты.

Кабинет физики

Устный опрос

17

январь

10.01

13.50-14.45

практикум

1

Астероиды и метеориты.

Кабинет физики

Устный опрос

18

январь

17.01

13.50-14.45

семинар

1

Кометы и метеоры.

Кабинет физики

тест

19

январь

24.01

13.50-14.45

практикум защита проектов

1

Обобщающее занятие по теме «Солнечная система». Защита проектов.

Кабинет физики

Зачёт проектов

20

январь

31.01

13.50-14.45

лекция практикум

1

Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца

Кабинет физики

презентация

21

февраль

07.02

13.50-14.45

лекция

1

Источники энергии и внутреннее строение Солнца.

Кабинет физики

сообщение

22

февраль

14.02

13.50-14.45

практикум

1

Солнце и жизнь на Земле.

Кабинет физики

тест

23

февраль

21.02

13.50-14.45

семенар

1

Обобщающее занятие по теме «Солнце»

Кабинет физики

зачёт

24

февраль

28.02

13.50-14.45

лекция

1

Расстояния до звёзд.

Кабинет физики

сообщение

25

март

06.03

13.50-14.45

открытое занятие

1

Пространственные скорости звёзд.

Кабинет физики

Срезовые задания

26

март

13.03

13.50-14.45

лекция

1

Физическая природа звёзд.

Кабинет физики

сообщение

27

март

20.03

13.50-14.45

лекция

практикум

1

Связь между физическими характеристиками звёзд.

Кабинет физики

Срезовые задания

28

апрель

03.04

13.50-14.45

лекция беседа

1

Двойные звёзды.

Кабинет физики

тест

29

апрель

10.04

13.50-14.45

лекция беседа

1

Физические переменные, новые и сверхновые звёзды.

Кабинет физики

сообщение

30

апрель

17.04

13.50-14.45

практикум

1

Обобщающее занятие по теме «Звёзды»

Кабинет физики

реферат

31

апрель

23.04

13.50-14.45

выставка

1

Наша Галактика. Наблюдение Млечного пути.

Кабинет физики

выставка

32

май

08.05

13.50-14.45

лекция

игра

1

Другие галактики. Метагалактика.

Кабинет физики

Творческий отчёт

33

май

15.05

13.50-14.45

практикум

1

Происхождение и эволюция галактик и звёзд.

Кабинет физики

тест

34

май

22.05

13.50-14.45

защита проектов

1

Происхождение планет.  Жизнь и разум во Вселенной. Защита проектов.

Актовый зал

проект

СОГЛАСОВАНО

«___» __________ 2019 г.

Протокол №___

Руководитель ШМК

__________________Н.Н.Крюкова

СОГЛАСОВАНО

«___» __________2019 г.

Зам.директора по ВР

____________Т.В. Прохоренкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг "Юный астроном"

Внеклассное  мероприятие  «Юный  астроном»  способствует  обобщить знания   студентов  за  первый  семестр  по  астрономии,  развивает...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Программа внеурочной деятельности " Юный астроном"

Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школ...

Великий астроном и математик средневековья (Улугбек)

С этого года астрономия официально возвращается в школу.В истории астрономии много интересного и поучительного, но жизнь и научная деятельность великих ученых, на мой взгляд, не только пример служения...

Проект по теме «Фалес Милетский – великий геометр, строитель, астроном».

Геометрия- одна из фундаментальных наук. Она развивает интеллектуальные и творческие способности человека. Она всегда привлекала не только математиков, но и астрономов, физиков и использовалась челове...