Рабочая программа Астрономия 11 класс
рабочая программа по астрономии (11 класс)

Желтышев Юрий Евгеньевич

Рабочая программа по астрономии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astronomiya_11_kl.docx47.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201_   г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201_   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»_________201_    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по астрономии

11аб класс

(среднее общее образование)

Количество часов: 35

Программа составлена на основе

авторской программы к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута: учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.

Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов     Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута

                    Составитель: Желтышев Ю.Е..                                          

                                                                   учитель физики и астрономии

                                                                  МБОУ гимназии г. Советский


Рабочая программа по физике 11 класс

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по АСТРОНОМИИ для __11-х__ классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

        Рабочая программа по предмету АСТРОНОМИЯ составлена в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования по ФК ГОС 10-11 классы МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2018-2019 учебный год».

Программа рассчитана на изучение базового курса Астрономии обучающимися 11 класса в течение 35 часов в год, 1 час в неделю.

Одна из важных задач программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по физике и астрономии.

  1. Планируемые результаты освоения образовательной программы.

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
  • на практике пользоваться основными логическими
  • приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление:

  • о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
  • о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
  • о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
  • об истории науки;
  • о новейших разработках в области науки и технологий;
  • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
  • о деятельности организаций, сообществ и
  • структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).

Выпускник научится:

  • решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
  • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
  • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
  • использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
  • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
  • Ученик получит возможность научиться:
  • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
  • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

  1. Содержание учебного курса астрономии 11 класс (35 ч)

Раздел

Содержание раздела

Коли чество часов

I. Астрономия, ее значение и связь с другими науками  

Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной. Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы.

Всеволновая астрономия

2  

II. Практические основы астрономии

Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени.

Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан.

Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах

Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг

Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений

Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря.

Високосные годы. Старый и новый стиль

5

III. Строение Солнечной системы  

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира

Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет:  противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца

Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы

План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30 млн км с указанием положения планет на орбитах согласно данным «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмуще ния в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы

Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее

7

IV. Природа тел солнечной системы  

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны

Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе

Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с  существованием парникового эффекта и его роли в формировании и сохранении уникальной природы Земли

Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов.

Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и  атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец

Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет.

Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Воз-можности и способы ее предотвращения

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация етеоритов:

железные, каменные, железокаменные

8

V. Солнце и звезды  

Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности

Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд

Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды (пульсары), черные дыры

Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды»

6

VI. Строение и эволюция вселенной  

 Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы»

Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик

Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно

Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение

5

VII. Жизнь и разум во вселенной  

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании

1

Резерв

1

Итого

35

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Предмет астрономии.

1

1 неделя

2

Наблюдения — основа астрономии.

1

2 неделя

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

1

3 неделя

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

1

4 неделя

5

Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.

1

5 неделя

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

1

6 неделя

7

Время и календарь.

1

7 неделя

8

Развитие представлений о строении мира.

1

8 неделя

9

Конфигурации планет. Синодический период.

1

9 неделя

10

Законы движения планет Солнечной системы.

1

10 неделя

11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

11 неделя

12

Практическая работа с планом Солнечной системы.

1

12 неделя

13

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

1

13неделя

14

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА).

1

14 неделя

15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1

15 неделя

16

Земля и Луна -  двойная планета.

1

16 неделя

17

Две группы планет.

1

17 неделя

18

Природа планет земной группы

1

18 неделя

19

«Парниковый эффект: польза или вред?»

1

19 неделя

20

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

1

20 неделя

21

Малые тела Солнечной системы

1

21 неделя

22

Метеоры, болиды, метеориты.

1

22 неделя

23

Солнце: его состав и внутреннее строение.

1

23 неделя

24

Солнечная активность и её влияние на Землю.

1

24 неделя

25

Физическая природа звезд.

1

25 неделя

26

Переменные и нестационарные звезды.

1

26 неделя

27

Эволюция звезд.

1

27 неделя

28

Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».

1

28 неделя

29

Наша Галактика.

1

29 неделя

30

Другие звездные системы – галактики.

1

30 неделя

31

Космология начала ХХ века.

1

31 неделя

32

Основы современной космологии.

1

32 неделя

33

Основы современной космологии.

1

33 неделя

34

Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

1

34 неделя

35

«Одиноки ли мы во Вселенной?»

1

35 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа Астрономия 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Астрономия 10-11» для общеобразовательных школ рекомендованной Министерством Образования и Науки РФ (автор В.М.Чаругин, Просвещение...

Рабочая программа астрономия 10-11 класс

Рабаочая программа по астрономии для 10 класса (35ч), учебник Астрономия 10-11 (Чаругин)...