Рабочая программа по астрономии. 11 класс
рабочая программа по астрономии (11 класс)
Рабочая программа по астрономии для 11 класса разработана на основе авторской программы (базовый уровень) учебного предмета Астрономия 11 класс. Авторы программы. Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_astronomii_-_kopiya.doc | 899 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по астрономии 11 класс разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413
- Авторская программа (базовый уровень) учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2018г.)
- Учебный план МАОУ СОШ № 2
Согласно учебному плану МАОУ СОШ №2 предмет астрономия относится к области естественных наук и на его изучение в 11 классе отводится 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Уровень обучения - базовый.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль пи изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Материал, изучаемый в начале курса в теме "Основы практической астрономии", необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.
Астрономическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному представлению в науке.
Главной задачей курса является систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркнуть, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная представляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытий, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдения Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСПОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Предмет астрономии (2 часа)
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (5 часов)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (2 часа)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 часов)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел Солнечной системы. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием силы тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 часов)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна - двойная планета. Космические лучи. Исследование Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры, Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 часов)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследование; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана-Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма "свет - светимость" ("цвет - светимость"). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды - маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Строение и эволюция Вселенной (7 часов)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема "скрытой" массы (темная материя).
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. "Красное смещение" и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А.А.Фридмана. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. "Темная энергия" и антитяготение.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для развития связи с другими цивилизациями. Планетные систему у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Предмет астрономии | 2 | |
Основы практической астрономии | 7 | |
Строение Солнечной системы | 2 | |
Законы движения небесных тел | 6 | |
Контрольных работ - 1 | ||
Природа тел Солнечной системы | 7 | |
Контрольных работ - 1 | ||
Солнце и звезды | 6 | |
Контрольных работ - 1 | ||
Строение и эволюция Вселенной | 5 | |
Итоговая контрольная работа - 1 | ||
Итого учебных часов Контрольных работ | 35 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
Предмет астрономии – 2 часа | ||||
Что изучает астрономия. | 1 | |||
Наблюдения – основа астрономии | 1 | |||
Основы практической астрономии - 7часов | ||||
Звезды и созвездия | 1 | |||
Небесные координаты. Звездные карты | 1 | |||
Видимое движение звезд на различных географических широтах | 1 | |||
Годичное движение Солнца. Эклиптика | 1 | |||
Движение и фазы Луны. | 1 | |||
Затмения Солнца и Луны | 1 | |||
Время и календарь | 1 | |||
Строение Солнечной системы - 2часа | ||||
Развитие представлений о строении мира | 1 | |||
Конфигурации планет. Синодический период. | 1 | |||
Законы движения небесных тел - 6 часов | ||||
Законы движения планет Солнечной системы | 1 | |||
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | 1 | |||
Движение небесных тел под действием силы тяготения | 1 | |||
Масса и плотность Земли. Определение массы небесных тел. Приливы. | 1 | |||
Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе | 1 | |||
Контрольная работа | 1 | |||
Природа тел Солнечной системы- 7 часов | ||||
Общие характеристики планет | 1 | |||
Система Земля - Луна | 1 | |||
Планеты земной группы | 1 | |||
Далекие планеты | 1 | |||
Малые тела Солнечной системы | 1 | |||
Малые тела Солнечной системы | 1 | |||
Контрольная работа | 1 | |||
Солнце и звезды - 6 часов | ||||
Солнце, состав и внутреннее строение | 1 | |||
Солнечная активность и ее влияние на Землю | 1 | |||
Физическая природа звезд | 1 | |||
Переменные и нестационарные звезды. | 1 | |||
Эволюция звезд | 1 | |||
Контрольная работа | 1 | |||
Строение и эволюция Вселенной - 5 часов | ||||
Наша Галактика | 1 | |||
Другие звездные системы - галактики.. | 1 | |||
Основы современной космологии | 1 | |||
Итоговая контрольная работа | 1 | |||
Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 1 |
Учебно-методическое обеспечение программы
- Астрономия. Базовый уровень. 11 класс :учебник / Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. - 5-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2018.
- Астрономия. 11 класс Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» / М.А. Кунаш. - М.: Дрофа, 2018
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
№ п/п | Причина корректировки | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Рекомендуемые нормы оценивания итоговой контрольной работы:
10 – 14 ответов – «3»,
15 – 17 ответов – «4»,
18 – 20 ответов – «5».
Итоговый тест «Элементы астрономии»
Вариант № 1
- Астрономия – наука, изучающая …
А) движение и происхождение небесных тел и их систем.
Б) развитие небесных тел и их природу.
В) движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем. - Телескоп необходим для того, чтобы …
А) собрать свет и создать изображение источника.
Б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект.
В) получить увеличенное изображение небесного тела. - Самая высокая точка небесной сферы называется …
А) точка севера. Б) зенит. В) надир. Г) точка востока. - Аналог широты в географических координатах.
А) склонение. Б) истинный горизонт. В) прямое восхождение. - Угол, под которым со звезды виден радиус земной орбиты, называется…
А) параллаксом. Б) звездной величиной. В) астрономической единицей. - Самая горячая планета – это …
А) Меркурий Б) Венера В) Земля. Г) Марс - По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?
А) по окружностям. Б) по эллипсам, близким к окружностям. В) по ветвям парабол. - Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется …
А) перигелием. Б) афелием. В) эксцентриситетом. - Наименьшую температуру поверхности имеют…
А) желтые звёзды. Б) оранжевые гиганты В) белые карлики. - Все планеты-гиганты характеризуются …
А) быстрым вращением. Б) медленным вращением. - Астероиды вращаются между орбитами …
А) Венеры и Земли. Б) Марса и Юпитера. В) Нептуна и Плутона. - Какие вещества преобладают в атмосферах звезд?
А) гелий и кислород. Б) азот и гелий. В) водород и гелий. - К какому классу звезд относится Солнце?
А) сверхгигант. Б) желтый карлик. В) белый карлик. Г) красный гигант. - На сколько созвездий разделено небо?
А) 108. Б) 68. В) 88. - Кто открыл законы движения планет вокруг Солнца?
А) Птолемей. Б) Коперник. В) Кеплер. Г) Бруно. - Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?
А) Хромосфера. Б) Фотосфера. В) Солнечная корона. - Звёзды, являющиеся источниками периодических импульсов радиоизлучения называются…
А) квазары. Б) пульсары. В) чёрные дыры.
Итоговый тест «Элементы астрономии»
Вариант № 2
- Что такое космология?
А) наука, изучающая движение и происхождение небесных тел и их систем..
Б) наука, изучающая строение и эволюцию Вселенной.
В) наука, изучающая законы движения небесных объектов. - Парсек – это единица измерения…
А) светимости небесных тел. Б) размеров небесных тел.
В) расстояний между небесными телами. - Самая низкая точка небесной сферы называется …
А) точка севера. Б) зенит. В) надир. Г) точка востока. - Аналог долготы в географических координатах.
А) полуденная линия. Б) истинный горизонт. В) прямое восхождение. - Вспыхивающие в земной атмосфере, влетающие в неё, мельчайшие твёрдые частицы, называются…
А) метеор. Б) комета. В) метеорит.
- Четвертая планета от Солнца – это …
А) Марс Б) Юпитер. В) Уран. Г) Земля - Видимое движение планет на небе является…
А) движением по окружностям. Б) петлеобразным движением. В) движением по прямой. - Наиболее удалённая от Солнца точка орбиты планеты называется …
А) перигелием. Б) афелием. В) эксцентриситетом. - Какие звёзды имеют наибольшую температуру поверхности?
А) голубые карлики. Б) жёлтые звёзды. В) красные гиганты. - Состоят из тяжёлых химических элементов…
А) планеты - гиганты. Б) планеты земной группы. - Период солнечной активности составляет …
А) 10 лет. Б) 12 лет. В) 11 лет. - Какого типа по внешнему виду является галактика Млечный путь?
А) эллиптическая. Б) спиральная. В) неправильная. - К какому классу звезд относится Бетельгейзе?
А) сверхгигант. Б) желтый карлик. В) белый карлик. Г) оранжевый гигант. - Сколько звёзд всего можно наблюдать на небе в течении суток?
А) около 2500. Б) около 5000. В) около 10000. - Кто является основоположником гелиоцентрической системы мира?
А) Птолемей. Б) Коперник. В) Кеплер. Г) Бруно. - Как называется внешний слой солнечной атмосферы?
А) Хромосфера. Б) Фотосфера. В) Солнечная корона. - Небесные объекты, являющиеся источниками мощного радиоизлучения называются…
А) квазары. Б) пульсары. В) чёрные дыры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...
Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...