РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного предмета Звездное небо 7 класс
календарно-тематическое планирование по астрономии на тему
Необходимо правильно формировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_7_kl_2016-17.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и принята На заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2016г. | Утверждаю Директор школы_____________ (Г.Н.Иванова) Приказ № ____ от ___ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного предмета
Звездное небо
7 класс
Учитель:
Супругова Зоя Владимировна.
Первая квалификационная категория
Ельня, 2016 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;
- Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ельнинской средней школы №2 им. К. И. Ракутина ;
- Основной образовательной программы основного общего образования ОУ (ФГОС);
- Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ельнинской средней школы №2 им. К. И. Ракутина на 2016-2017 уч.гг.
Предлагаемая программа рассчитана 34 часа учебного времени.
Школьная программа по физике в данное время не дает возможности в полной мере уделять внимание астрономическому обучению учащихся. В тоже время, сама наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей. В таких условиях является необходимостью давать учащимся начальные знания по астрономии на дополнительных занятиях, кружках, факультативах. Такими знаниями должен владеть любой человек. Для того, чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию.
Элективный предмет предназначен для учащихся общеобразовательного учреждения, опирается на совокупность знаний полученных учащимися по физике, математике, географии и другим предметам .
Астрономия решает важную задачу - она обобщает знания, полученные при изучении основ естественных наук, дополняет физико - математическое и философское образование. Поэтому данный курс поможет пробудить интерес к этой интереснейшей и древней науке, познакомит учеников с основами астрономии: законами движения планет и малых тел, структурой Солнечной системы, методами определения расстояний до небесных тел.
В школе имеются необходимые ресурсы для реализации предметa :
школьный планетарий, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные фильмы, видеофильмы.
Для реализации данной программы используется УМК:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. автор Е.П. Левитан. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.;
2. Левитан Е.П. Астрономия: учебник для 11классов общеобразовательных учреждений/Е.П.Левитан.М.:Просвещение,2007г.;
3. Порфирьев В.В.Астрономия: учеб.для11кл. общеобразоват. учреждений/В.В.Порфирьев. М.:Просвещение,2008г.;
4. Зигель Е.С. «Что и как наблюдать на звездном небе?»;
5. Воронцов Вельяминов Б А. Астрономия. в 11классе;
6 Физика. Программы общеобразовательных учреждений.10-11классы .Москва «Просвещение».2009г.;
7. Шкловский И.С. Вселенная .Жизнь. Разум;
8 Б.А. Воронцов-Вельяминов. Астрономия ; 9. Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе. – 6-е изд., перераб. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984..
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29075/
Цели:
-подготовка учащихся к восприятию раздела Звездное небо в 11классе,
играющего важнейшую роль в реализации идей интеграции физики и астрономии в школьном естественно-научном образовании.
-выработка у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения.
Задачи:
-дать учащимся знания по основам астрономии и показать ее значение для практики;
-представить в обзорном плане современные воззрения о космических объектах и явлениях, о месте Земли во Вселенной.
-способствовать появлению у учащихся интереса к изучению законов физики ,математики и астрономии.
Преподавание данного курса предполагает использование видеозаписей, слайдов, ИКТ.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, способность осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
-определяют и формулируют тему и цель своей деятельности на уроке с помощью учителя; -учатся высказывать свои предположения (версии); -работают по предложенному учителем плану; -выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. | Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. | самостоятельно приобретают знания из разных источников (учебники, справочники, энциклопедии, интернет, таблицы, графики, диаграммы и т.д.), учатся критически оценивать полученную информацию, кратко излагать суть вопроса, составлять информационные справки, делать сообщения и доклады, выслушивать другие мнения и обсуждать их. |
Предметные:
Ученик научится
- отыскивать на небе созвездия и наиболее яркие звёзды в них;
- объяснять: а) смену времен года на Земле и других планетах; б) смену фаз Луны; в) почему с Земли видна одна сторона Луны; г) как происходят солнечные и лунные затмения;
- находить планеты на небе, отличая их от звёзд;
- работать с таблицами, содержащими важнейшие сведения о Земле, Луне и планетах;
Ученик получит возможность научиться
- пользоваться школьным астрономическим календарём (ШАК) и подвижной картой звёздного неба (ПКЗН);
- правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления;
Содержание учебного предмета
Номер темы | Содержание материала | Количество часов |
Тема 1 | Введение в астрономию | 6 |
Предмет и методы астрономии. Звездное небо. Изменение вида звездного неба в течение года Способы определения географической широты. Основы счета времени. | ||
Тема 2. | Строение Солнечной системы | 6 |
Видимое движение планет. Развитие представлений о строении Солнечной системы Законы Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел. | ||
Тема 3. | Физическая природа тел Солнечной системы | 6 |
Система «Земля -Луна» Природа Луны.. Планеты земной группы Планеты-гиганты. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры | ||
Тема 4. | Солнце и звезды | 10 |
Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца. Внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли. Расстояние до звезд .Пространственные скорости звезд. Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. Двойные звезды. Физические, переменные, новые и сверхновые звезды. | ||
Тема 5. | Строение и эволюция Вселенной | 6 |
Наша Галактика. Другие галактики Метагалактика Происхождение и эволюция галактик. Происхождение планет | ||
Итого: | 34 ч |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема раздела | Количество часов |
1.Введение в астрономию | 6 |
2.Строение Солнечной системы | 6 |
3.Физическая природа тел Солнечной системы | 6 |
4.Солнце и звезды | 10 |
5.Строение и эволюция Вселенной | 6 |
Итого: | 34ч |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Примечание | |
план | факт | |||||
Тема 1. Введение в астрономию | 6ч | |||||
1 | Предмет и методы астрономии. Звездное небо. | 1 | ||||
2 | Предмет и методы астрономии. Звездное небо. | 1 | ||||
3 | Изменение вида звездного неба в течение года | 1 | ||||
4 | Изменение вида звездного неба в течение года | 1 | ||||
5 | Способы определения географической широты. Основы счета времени. | 1 | ||||
6 | Способы определения географической широты. Основы счета времени. | 1 | ||||
Тема 2. Строение Солнечной системы | 6ч | |||||
7 | Видимое движение планет. Развитие представлений о строении Солнечной системы | 1 | ||||
8 | Видимое движение планет. Развитие представлений о строении Солнечной системы | 1 | ||||
9 | Законы Кеплера. | 1 | ||||
10 | Законы Кеплера. | 1 | ||||
11 | Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел. | 1 | ||||
12 | Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел. | 1 | ||||
Тема 3. Физическая природа тел Солнечной системы | 6ч | |||||
13 | Система «Земля -Луна» Природа Луны.. | 1 | ||||
14 | Система «Земля -Луна» Природа Луны.. | 1 | ||||
15 | Планеты земной группы Планеты-гиганты. | 1 | ||||
16 | Планеты земной группы Планеты-гиганты. | 1 | ||||
17 | Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры | 1 | ||||
18 | Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры | 1 | ||||
Тема 4. Солнце и звезды | 10ч | |||||
19 | Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца. | 1 | ||||
20 | Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца. | 1 | ||||
21 | Внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли. | 1 | ||||
22 | Внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли. | 1 | ||||
23 | Расстояние до звезд .Пространственные скорости звезд. | 1 | ||||
24 | Расстояние до звезд .Пространственные скорости звезд. | 1 | ||||
25 | Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. | 1 | ||||
26 | Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. | 1 | ||||
27 | Двойные звезды. Физические, переменные, новые и сверхновые звезды. | 1 | ||||
28 | Двойные звезды. Физические, переменные, новые и сверхновые звезды. | 1 | ||||
Тема 5. Строение и эволюция Вселенной | 6ч | |||||
29 | Наша Галактика. Другие галактики | 1 | ||||
30 | Наша Галактика. Другие галактики | 1 | ||||
31 | Метагалактика | 1 | ||||
32 | Метагалактика | 1 | ||||
33 | Происхождение и эволюция галактик. Происхождение планет | 1 | ||||
34 | Происхождение и эволюция галактик. Происхождение планет | 1 | ||||
итого | 34ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по предмету "Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)" 12 класс
Рабочая программа...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса
Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...