Рабочая программа по астрономии (11 класс)
методическая разработка по астрономии (11 класс) на тему
В рабочей программе содержится пояснительная записка, тематическое и поурочное планирование учебного материала по астрономии к учебнику В.М.Чаругина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга | |||
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
Заседание МО протокол № ___от _____ | Зам. директора ГБОУ средней школы № 233 ______________________ (ФИО, в зависимости от уровня общего образования или направления деятельности) | на заседании Педагогического совета протокол № ____от_______ | Директор ГБОУ средней школы № 233 _____________________ приказ № ______ от ____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
по астрономии
для 11 класса
Срок реализации рабочей программы 2018/ 2019 учебный год
ФИО учителя: Елена Аркадьевна Рысина
Санкт-Петербург
2018 год
-2-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет: астрономия
Класс: 11
Уровень образовательной программы: базовый
Общее количество часов по учебному плану: 34
Количество часов в неделю: 1
Контрольных работ: 2
Количество лабораторных работ: 0
Уроков повторения и обобщения материала: 0.
УМК: Учебник «Астрономия. 11 класс». В.М.Чаругин , М.: «Просвещение», 2018, 144с.
Цель изучения астрономии в средней (полной) школе:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
-формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики формирование и развитие у обучающихся астрономических знаний и умений для понимания явлений и процессов, происходящих в космосе, формирование единой картины мира.
Общая характеристика учебного предмета, курса:
Необходимость общего астрономического образования вызвана тем, что знание
основ современной астрономической науки даёт возможность учащимся:
- понять сущность повседневно наблюдаемых астрономических явлений;
- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представления о действии во Вселенной физических законов,
открытых в земных условиях.
- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции
Метагалактике;
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений –
длительный процесс, который должен начинаться в старшем дошкольном
возрасте (на базе имеющихся книг по астрономии для детей) и продолжаться в
течение всего времени обучения в школе с максимальным использованием
астрономического материала в курсах «Природоведение», « Окружающий мир», «
-3-
Естествознание», «География», «Физика». С этой точки зрения систематический курс астрономии является курсом, обобщающим и
завершающим не только астрономическое, но и все естественнонаучное
образование выпускников старшей общеобразовательной школы.
Уроки формирования антикоррупционного мировоззрения отмечены в поурочно-тематическом планировании (АК)
Результаты освоения содержания курса астрономии:
Личностными результатами обучения астрономии являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую астрономическую науку, гуманизм, целеустремлённость, положительное отношение к труду. - В трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектория. - В познавательной сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами являются: - Использование умения и навыков в различных видах познавательной деятельности, применение основных методов научного познания – системно-информационного анализа, моделирования и т.д. для изучения различных сторон окружающего мира. - Использование основных интеллектуальных операций – формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, систематизация, выявление причинно-следственных связей.
-Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации. - Использование различных источников для получения информации по астрономии
В области предметных результатов учащемуся предоставляется возможность в познавательной сфере: - давать определения изученным понятиям, -называть основные положения изученных теорий и гипотез, - описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя физическую терминологию, - классифицировать изученные объекты и явления,
- структурировать изученный материал, - интерпретировать информацию, полученную из других источников,
Планируемые результаты обучения
Ученик научится
понимать
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, ГалактикаВселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классифи-кация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
-основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
- Различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
Ученик получит возможность научиться:
-4-
- приводить примеры: роли астрономии в раз витии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера
-характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
-использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание учебного предмета.
1.Введение в астрономию
Основные астрономические объекты, планеты, звёзды, звёздные скопления, галактиками, скоплениями галактик; физические процессы, протекающие в них и в окружающем их пространстве. Сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях.
2.Астрометрия
Вид звёздного неба, Созвездия, Видимые движения тел. Видимое движение Солнца, Луны, Календарь.
3.Небесная механика
Солнечная система: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.
4.Строение Солнечной системы
Строении Солнечной системы, Физическая природа Земли и Луны, явления приливов и прецессии; физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; астероиды, общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; развитие взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.
5.Астрофизика и звёздная астрономия
Разные типы оптических телескопов, радиотелескопы, Методы наблюдений с их помощью; методы и результаты наблюдений Солнца, его основные
-5-
характеристики. Солнечная активность. Основные характеристики звёзд, их внутреннее строении
6.Млечный Путь – наша Галактика
Наша Галактика Спиральная структура.
ЗаконХаббла. Вращение галактик. Квазары
7. Строение и эволюция Вселенной
8.Современные проблемы астрономии
Современные направления изучения Вселенной. Экзопланеты
Поурочное-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Контроль | Практические/ лабораторные работы |
1 | Введение в астрономию. | ||
Астрометрия (5 ч) | |||
2 | Звёздное небо. | ||
3 | Небесные координаты | ||
4 | Видимое движение планет и Солнца | Опрос. | |
5 | Движение Луны и затмения | ||
6 | Время и календарь | Письменная работа | |
Небесная механика (3 ч) | |||
7 | Система мира. (АК) | ||
8 | Законы Кеплера движения планет | ||
9 | Космические скорости и межпланетные перелёты | ||
Строение Солнечной системы (7 ч) | |||
10 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | ||
11 | Планета Земля (АК) | ||
12 | Луна и её влияние на Землю | Опрос | |
13 | Планеты земной группы | ||
14 | Планеты-гиганты. Планеты- карлики | ||
15 | Малые тела Солнечной системы | ||
16 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | Письменная работа | |
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) | |||
17 | Методы астрофизических исследований | ||
18 | Солнце | ||
19 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | Опрос | |
20 | Основные характеристики звёзд | ||
21 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | ||
22 | Новые и сверхновые звёзды. | ||
23 | Эволюция звёзд(АК) | Письменная работ | |
Млечный путь (3 ч) | |||
24 | Газ и пыль в Галактике | ||
25 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | ||
26 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | ||
Галактики (3 ч) | |||
27 | Классификация галактик | ||
28 | Активные галактики и квазары | ||
29 | Скопления галактик | ||
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) | |||
30 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | ||
31 | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение(АК) | Устный опрос | |
Современные проблемы астрономии (3 ч) | |||
32 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. | ||
33 | Обнаружение планет возле других звёзд | ||
34 | Поиск жизни и разума во Вселенной. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/23/picture-88068-1653288280.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553392-1418999199.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/27/picture-774118-1603822967.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-300609-1385743435.jpg)
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/02/picture-943204-1504356560.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/31/picture-935175-1501479093.jpg)
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...