Рабочая программа по астрономии (11 класс)
методическая разработка по астрономии (11 класс) на тему
В рабочей программе содержится пояснительная записка, тематическое и поурочное планирование учебного материала по астрономии к учебнику В.М.Чаругина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_astronomii_18-19.docx | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга | |||
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
Заседание МО протокол № ___от _____ | Зам. директора ГБОУ средней школы № 233 ______________________ (ФИО, в зависимости от уровня общего образования или направления деятельности) | на заседании Педагогического совета протокол № ____от_______ | Директор ГБОУ средней школы № 233 _____________________ приказ № ______ от ____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
по астрономии
для 11 класса
Срок реализации рабочей программы 2018/ 2019 учебный год
ФИО учителя: Елена Аркадьевна Рысина
Санкт-Петербург
2018 год
-2-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет: астрономия
Класс: 11
Уровень образовательной программы: базовый
Общее количество часов по учебному плану: 34
Количество часов в неделю: 1
Контрольных работ: 2
Количество лабораторных работ: 0
Уроков повторения и обобщения материала: 0.
УМК: Учебник «Астрономия. 11 класс». В.М.Чаругин , М.: «Просвещение», 2018, 144с.
Цель изучения астрономии в средней (полной) школе:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
-формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики формирование и развитие у обучающихся астрономических знаний и умений для понимания явлений и процессов, происходящих в космосе, формирование единой картины мира.
Общая характеристика учебного предмета, курса:
Необходимость общего астрономического образования вызвана тем, что знание
основ современной астрономической науки даёт возможность учащимся:
- понять сущность повседневно наблюдаемых астрономических явлений;
- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представления о действии во Вселенной физических законов,
открытых в земных условиях.
- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции
Метагалактике;
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений –
длительный процесс, который должен начинаться в старшем дошкольном
возрасте (на базе имеющихся книг по астрономии для детей) и продолжаться в
течение всего времени обучения в школе с максимальным использованием
астрономического материала в курсах «Природоведение», « Окружающий мир», «
-3-
Естествознание», «География», «Физика». С этой точки зрения систематический курс астрономии является курсом, обобщающим и
завершающим не только астрономическое, но и все естественнонаучное
образование выпускников старшей общеобразовательной школы.
Уроки формирования антикоррупционного мировоззрения отмечены в поурочно-тематическом планировании (АК)
Результаты освоения содержания курса астрономии:
Личностными результатами обучения астрономии являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую астрономическую науку, гуманизм, целеустремлённость, положительное отношение к труду. - В трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектория. - В познавательной сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами являются: - Использование умения и навыков в различных видах познавательной деятельности, применение основных методов научного познания – системно-информационного анализа, моделирования и т.д. для изучения различных сторон окружающего мира. - Использование основных интеллектуальных операций – формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, систематизация, выявление причинно-следственных связей.
-Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации. - Использование различных источников для получения информации по астрономии
В области предметных результатов учащемуся предоставляется возможность в познавательной сфере: - давать определения изученным понятиям, -называть основные положения изученных теорий и гипотез, - описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя физическую терминологию, - классифицировать изученные объекты и явления,
- структурировать изученный материал, - интерпретировать информацию, полученную из других источников,
Планируемые результаты обучения
Ученик научится
понимать
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, ГалактикаВселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классифи-кация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
-основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
- Различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
Ученик получит возможность научиться:
-4-
- приводить примеры: роли астрономии в раз витии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера
-характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
-использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание учебного предмета.
1.Введение в астрономию
Основные астрономические объекты, планеты, звёзды, звёздные скопления, галактиками, скоплениями галактик; физические процессы, протекающие в них и в окружающем их пространстве. Сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях.
2.Астрометрия
Вид звёздного неба, Созвездия, Видимые движения тел. Видимое движение Солнца, Луны, Календарь.
3.Небесная механика
Солнечная система: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.
4.Строение Солнечной системы
Строении Солнечной системы, Физическая природа Земли и Луны, явления приливов и прецессии; физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; астероиды, общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; развитие взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.
5.Астрофизика и звёздная астрономия
Разные типы оптических телескопов, радиотелескопы, Методы наблюдений с их помощью; методы и результаты наблюдений Солнца, его основные
-5-
характеристики. Солнечная активность. Основные характеристики звёзд, их внутреннее строении
6.Млечный Путь – наша Галактика
Наша Галактика Спиральная структура.
ЗаконХаббла. Вращение галактик. Квазары
7. Строение и эволюция Вселенной
8.Современные проблемы астрономии
Современные направления изучения Вселенной. Экзопланеты
Поурочное-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Контроль | Практические/ лабораторные работы |
1 | Введение в астрономию. | ||
Астрометрия (5 ч) | |||
2 | Звёздное небо. | ||
3 | Небесные координаты | ||
4 | Видимое движение планет и Солнца | Опрос. | |
5 | Движение Луны и затмения | ||
6 | Время и календарь | Письменная работа | |
Небесная механика (3 ч) | |||
7 | Система мира. (АК) | ||
8 | Законы Кеплера движения планет | ||
9 | Космические скорости и межпланетные перелёты | ||
Строение Солнечной системы (7 ч) | |||
10 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | ||
11 | Планета Земля (АК) | ||
12 | Луна и её влияние на Землю | Опрос | |
13 | Планеты земной группы | ||
14 | Планеты-гиганты. Планеты- карлики | ||
15 | Малые тела Солнечной системы | ||
16 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | Письменная работа | |
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) | |||
17 | Методы астрофизических исследований | ||
18 | Солнце | ||
19 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | Опрос | |
20 | Основные характеристики звёзд | ||
21 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | ||
22 | Новые и сверхновые звёзды. | ||
23 | Эволюция звёзд(АК) | Письменная работ | |
Млечный путь (3 ч) | |||
24 | Газ и пыль в Галактике | ||
25 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | ||
26 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | ||
Галактики (3 ч) | |||
27 | Классификация галактик | ||
28 | Активные галактики и квазары | ||
29 | Скопления галактик | ||
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) | |||
30 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | ||
31 | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение(АК) | Устный опрос | |
Современные проблемы астрономии (3 ч) | |||
32 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. | ||
33 | Обнаружение планет возле других звёзд | ||
34 | Поиск жизни и разума во Вселенной. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...
Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...