Модель горячей Вселенной
план-конспект урока по астрономии (10 класс) на тему
План-конспект урока по астрономии в 10-11 классах по теме "Модель горячей Вселенной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_goryachey_vselennoy.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по астрономии по теме:
«Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение»
10-11 класс
Цель урока: изучить модель горячей Вселенной, получить представление о реликтовом излучении и объяснить причины его возникновения.
Задачи урока:
- Провести анализ химического состава Вселенной;
- Оценить массу гелия во Вселенной и сравнить с наблюдаемым значением;
- Объяснить идею Гамова Г. А. о «горячем» начале Вселенной;
- Ввести понятие реликтового излучения.
Оборудование и дополнительный материал: доска, ПК, мультимедийный проектор, видео-фрагмент «реликтовое излучение».
План урока
- Оргмомент (2 минуты)
- Актуализация знаний (5 минут)
- Устная фронтальная беседа о химическом составе Вселенной на ранних стадиях (5 минут)
- Самостоятельная работа с учебником по плану и ее анализ (10 минут)
- Выступление учащегося с домашним заданием (7 минуты)
- Просмотр видеофрагмента и его анализ (8 минут)
- Подведение итогов урока (3 минуты)
- Объяснение домашнего задания (1 минута)
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| |
Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. Начать сегодняшний урок хотелось бы с цитаты великого человека, основоположника космонавтики К. Э. Циолковского: «Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую смелость, но это очень драгоценное свойство людей.» Как вы понимаете смысл данного высказывания? Как вы считаете, а как в современном мире относятся к новым идеям? Могли бы вы привести пример? Молодцы. Сегодня мы с вами познакомимся с поистине смелой идеей. | Здороваются, рассаживаются по местам, готовятся к уроку. Отвечают на вопрос. |
2. Актуализация знаний | |
Но для начала давайте вспомним, что мы уже успели узнать строении и эволюции нашей Вселенной. (Фронтальный опрос) Что называют космологической моделью Вселенной? Каким образом можно оценить возраст вселенной? Каков этот возраст? | Отвечают на вопросы. |
3. Устная фронтальная беседа о химическом составе Вселенной на ранних стадиях | |
Давайте попробуем вернуться к моменту, когда Вселенная только «зародилась» и предположить из чего состояло вещество «молодой» Вселенной? До того, как появились первые звезды? Естественно предположить, что это вещество было простейшим, правда? После образования первых звезд, которые были целиком водородными в их недрах стал синтезироваться еще один химический элемент. Предположите, какой? Совершенно верно! Гелий. Дальнейшую эволюцию Вселенной можно представить следующим образом: часть вещества возвращалось в межзвездную среду либо в результате взрывов сверхновых, либо при сбросе вещества как в планетарных туманностях или явлениях схожих с солнечным ветром. Как вы думаете, на что «расходовалось» данное вещество? Совершенно верно, на образование новых поколений звезд. Можно предположить, что весь наблюдаемый гелий образовался в недрах звезд (30% по массе). | Предполагают, выдвигают свои версии. |
4. Самостоятельная работа с учебником по плану и ее анализ | |
Чтобы проверить данное предположение давайте откроем учебник на странице 132. Предлагаю вам в тетради провести численную оценку данного предположения опираясь на текст учебника. Что же у нас получается? Попробуйте сформулировать вывод. | Открывают учебник. Работают в тетради. Формулируют вывод. |
5. Выступление учащегося с домашним заданием | |
К заключению, что основная масса гелия образовалась не в звездах, а на ранних стадиях расширения Вселенной пришел Г. Гамов. Образование гелия в термоядерных реакциях возможно только при высоких температурах, значит на ранних стадиях Вселенная была не только плотная, но и очень горячая. Отсюда и пошло название современной модели расширяющейся Вселенной: модель «горячей» Вселенной. Я думаю, было бы неправильно пройти мимо фигуры астрофизика Гамова. У нас есть ученик, который подготовил о нем краткий доклад, прошу, вам слово. | Ученик выступает с докладом. |
6. Просмотр видеофрагмента и его анализ | |
Итак, мы с вами выяснили, что на ранних стадиях вещество находилось в плотном и горячем состоянии. А значит было и излучение, которое находилось в равновесии с данным веществом. По этому поводу, предлагаю посмотреть небольшой видео-фрагмент. Внимание на доску. Итак, мы получили представление о реликтовом излучении Вселенной. Давайте запишем в тетрадях: «Реликтовое излучение - электромагнитное излучение, приходящее с одинаковой интенсивностью со всех областей неба и имеющее спектр, соответствующий тепловому излучению при температуре 2.73 К.» Термин реликтовое излучение в науку ввел советский астрофизик И. С. Шкловский. | Смотрят видео. Записывают определение. |
7. Подведение итогов урока | |
Итак, сегодня мы с вами познакомились с моделью «горячей» Вселенной. Почему она получила такое название? Каким образом ученые пришли к данной модели? Кто внес существенный вклад в объяснение этой модели? Так же мы узнали о «фоновом» излучении Вселенной. Как оно называется? Что оно из себя представляет? | Отвечают на вопросы. |
8. Объяснение домашнего задания | |
Молодцы! Давайте запишем домашнее задание: Параграф № 36. Не забудьте, что после параграфа есть вопросы. Обратите на них внимание и обязательно подготовьте на ответы на эти вопросы. Спасибо за урок, до новых встреч! | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение".
Презентация сделана для дистанционных курсов по астрономии в издательстве "Просвещение".Она использовалась для конспекта урока "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение" по ...
План-конспект урока "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение".
План-конспект был сделан для курсов по астрономии. В нем используется презентация размещенная на сайте....
План-конспект урока по астрономии 11 класс.Модель «горячей Вселенной»
Урок разработан по учебнику астрономии Чургина В.М....
Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение.
Урок №31 "Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение....
Статья по астрономии "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение"
Цель: Познакомить учащихся с понятием «горячая Вселенная» — теорией большого взрыва, реликтовым излучением. Рассказать о физических условиях на начальных стадиях расширения Вселенной...
Разработка урока по теме: Модель горячей вселенной и реликтовое излучение.
Цель: Познакомить учащихся с наиболее актуальной моделью «рождения Вселенной» - «горячей Вселенной», реликтовым излучением, как доказательством справедливости теории...