Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение.
план-конспект урока по астрономии (11 класс) на тему
Урок №31 "Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_model_goryachey_vselennoy.docx | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 31. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение
Цель: Познакомить учащихся с моделью «горячей Вселенной», реликтовым излучением; сформировать представление о физических условиях на ранних стадиях расширения Вселенной.
Задачи:
- объяснение образования гелия с использования модели горячей Вселенной;
- объяснение возникновения реликтового излучения, как доказательство теории Большого взрыва
- мотивация на продуктивную учебную деятельность.
Оборудование: проектная доска, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.
Ход урока
Этапы урока | Содержание этапа | Деятельность | |
учителя | учащихся | ||
Организацион-ный этап | Приветствие участников образовательного процесса. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих. | Готовятся к уроку. |
Мотивационный этап. | Просмотр видеофильма «У Вселенной было начало.NICA - Вселенная в лаборатории» https://www.youtube.com/watch?v=xSxKtGYv7jY | Выдает раздаточные листы (см. приложение №1). Акцентирует внимание на основных моментах фильма, которые необходимо отразить. | Смотрят фильм, заполняют раздаточные листы. |
Изучение нового материала | Где, когда и как образовалось основное количество гелия во Вселенной. Какие наблюдения указывают на высокие температуры вещества Вселенной в начале расширения. Реликтовое излучение. | Объясняет новый материал, используя презентацию. Акцентирует основные и важные моменты по данной теме. Задает вопросы, помогает делать выводы. | Делают записи в тетради, работают с учебником, отвечают на вопросы (ответы находят в параграфе). |
Закрепление нового материала | Ответы на вопросы после параграфа стр.133 | Помогает отвечать, задает наводящие вопросы (по необходимости). | Отвечают, используя учебник. Делают соответствующие выводы и записывают их в тетрадь. |
Подведение итогов | Обобщение изученного материала, оценка работы учащихся. | Подводит итоги урока с участием учащихся, оценивает их работу, задает домашнее задание. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают домашнее задание. |
Раскрытие содержания этапов урока.
1. Организационный этап. (1 мин.)
- Приветствие;
- Проверка готовности учащихся к уроку;
- Определение отсутствующих на уроке.
2. Мотивационный этап. (9 мин)
Тема нашего урока: Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение. (1 слайд)
Для погружения в тему урока я предлагаю Вам посмотреть видеофильм «У Вселенной было начало.NICA - Вселенная в лаборатории» (2 слайд).
Вам необходимо заполнить раздаточный лист, который лежит на столе. (см. приложение №1). В нем акцентировано внимание на основные моменты фильма, которые необходимо дописать и закончить.
Какое другое название имеет теория Большого взрыва? Ответить на этот вопрос, вам поможет учебник. Откройте его на странице 132. (Учащиеся работают с учебником. Отвечают на вопрос).
Откройте свои тетради и запишите тему урока.
Что нового сегодня мы узнаем? (Используя учебник, учащиеся отвечают).
3. Этап изучения нового материала.
До образования звезд вещество в основном состояло из водорода, простейшего химического элемента. Первые звезды были водородные. (3 слайд)
Как образовался гелий в недрах звезд? (4 слайд) Он образовался в результате термоядерной реакции. Данную реакцию вы видите на доске, запишите ее в тетрадь.
Затем часть их вещества возвращалась или в межзвездную среду при взрывах сверхновых, или при спокойном сбросе вещества, или в процессах сходных с солнечным ветром.
Из сброшенного вещества формировалось новое поколение звёзд. (5 слайд)
Существует гипотеза, что весь наблюдаемый во Вселенной гелий образовался в недрах звезд. (6 слайд)
Проверить это предположение можно прочитав учебник на странице 132. (Учащиеся работают с учебником).
В термоядерных реакциях синтеза гелия из водорода в недрах Солнца каждую секунду выделяется 4 · 1026 Дж энергии. При образовании одного ядра гелия выделяется энергия ΔЕ = 4,8 · 10–12 Дж. Поэтому каждую секунду в Солнце образуется 1038 ядер атомов гелия, или 6, · 1011 кг гелия. Полагая, что возраст Галактики близок к возрасту Вселенной: 1,3 · 1010 лет = 3,9 · 1017 с, легко подсчитать массу гелия, которая могла бы образоваться во всех звёздах (1011 звёзд) за этот промежуток времени: 6,7 · 1011 кг/с · 1011 · 3,9 · 1017 с = 2,6 · 1040 кг.
Исходя из этого в 1946 году Георгий Гамов, американский физик российского происхождения, пришел к выводу, что основная масса гелия образовалась на ранней стадии расширения Вселенной. (7 слайд)
Георгий Антонович Гамов (4 марта 1904 — 19 августа 1968) — ученый-энциклопедист, ученый-теоретик и одновременно ученый-экспериментатор экстракласса, крупный физик и астрофизик, написавший большую часть своих работ в США. Ему принадлежат три научных открытия «нобелевского ранга» - в области теории альфа-распада, теории «Большого Взрыва» и в теории генетического кода. При этом Гамов не получил ни одной Нобелевской премии, а только премию ЮНЕСКО в 1956 году. (8 слайд).
Образование гелия в термоядерных реакциях возможно лишь при температуре свыше нескольких миллионов кельвинов, то на ранних этапах расширения Вселенная была не только плотной, но и горячей. (9 слайд) Поэтому принятая в настоящее время модель
расширяющейся Вселенной получила название модели «горячей» Вселенной.
Модель «горячей» Вселенной получила эмпирическое подтверждение в 1965 году в открытии реликтового излучения американскими учеными Робертом Уилсоном и Арно Пензиасом. (10 слайд)
В 1963 году перед ними была поставлена задача выяснить природу шумов в радиодиапазоне, создающих помехи для радиосвязи. Отметя целый ряд вероятных причин (вплоть до загрязнения антенн голубиным пометом), они пришли к выводу, что источник стабильного фонового шума находится за пределами нашей Галактики. Иными словами, это был космический радиационный фон, предсказанный астрофизиками-теоретиками, включая Роберта Дика, Джима Пиблза и Георгия Гамова. (11 слайд)
Что такое реликтовое излучение? (Учащиеся работают с учебником на странице 133).
Итак, реликтовое излучение - фоновое космическое излучение, спектр излучения строго соответствует спектру излучения абсолютно черного тела с Т=2,7К, максимум в спектре излучения приходится на длину волны – 1мм. (12 слайд)
Как показали наблюдения, это излучение не связано ни с одним из известных небесных тел или их систем. Оно равномерно заполняет видимую Вселенную, т. е. характеризует горячее и сверхплотное состояние вещества в начале расширения. Поэтому это излучение получило название реликтового излучения, оставшегося от ранних этапов эволюции Вселенной.
4. Этап закрепления нового материала.
В заключение нашего сегодняшнего урока, давайте ответим на вопросы: (13 слайд)
1. Что я сегодня узнал?
- Когда образовалась Вселенная? В результате чего?
- Из чего состоит вещество?
- Объясните, почему современная модель расширяющейся Вселенной названа моделью горячей Вселенной?
2. Продолжите фразы: Я понял, что… Мне захотелось…
5. Этап подведения итогов.
Сегодня мы изучили интересную тему, запишите домашнее задание. (14 слайд)
§ 36, стр. 134 (кластер по главе «Строение и эволюция Вселенной»). Подготовить сообщения по вопросам для обсуждения.
Методическое обеспечение:
1. В.М. Чаругин «Астрономия. 10–11 кл.», учебник, М, Просвещение, 2018г.
2. Презентация, сделанная с использованием учебника В.М. Чагурина, картинок из Яндекса.
3. Видео урок https://www.youtube.com/watch?v=xSxKtGYv7jY «У Вселенной было начало. NICA - Вселенная в лаборатории »
приложение №1
«У Вселенной было начало. NICA - Вселенная в лаборатории»
1. Теория относительности А.Эйнштейна - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. А.А.Фридман - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Э. Хаббл - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. А.А. Гамов - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Р.Вильсон и А.Пензиас - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Вселенная образовалась ________млрд лет назад в результате _____________________________________________________________________________
7. Строение вещества
Атом – атомное ядро + электрон
протоны нейтроны
кварки глюоны
8. Кварк-глюонная плазма образовалась __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. от Большого взрыва до наших дней
10-44c 10-33c 10-10c 10-6c 3мин 300000лет 1млрд лет 13,7млрд t
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение".
Презентация сделана для дистанционных курсов по астрономии в издательстве "Просвещение".Она использовалась для конспекта урока "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение" по ...
План-конспект урока "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение".
План-конспект был сделан для курсов по астрономии. В нем используется презентация размещенная на сайте....
Статья по астрономии "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение"
Цель: Познакомить учащихся с понятием «горячая Вселенная» — теорией большого взрыва, реликтовым излучением. Рассказать о физических условиях на начальных стадиях расширения Вселенной...
Разработка урока по теме: Модель горячей вселенной и реликтовое излучение.
Цель: Познакомить учащихся с наиболее актуальной моделью «рождения Вселенной» - «горячей Вселенной», реликтовым излучением, как доказательством справедливости теории...
Презентация к уроку по астрономии Урок №31 "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение"
Цели урока: •Познакомиться с моделью «горячей Вселенной».•Узнать, где, когда и как образовалось основное количество гелия во Вселенной.•Выяснить, ка...
Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение
План-конспект урока астрономии в 11 классе по теме "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение"...