Статья по астрономии "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение"
статья по физике (11 класс) на тему
Цель: Познакомить учащихся с понятием «горячая Вселенная» — теорией большого взрыва, реликтовым излучением. Рассказать о физических условиях на начальных стадиях расширения Вселенной.
Задачи:
Обучающая : познакомить учащихся с понятием «горячая Вселенная», реликтовое излучение.
Развивающая : : развивать научность мышления, умение анализировать, выделять главное.
Воспитывающая: : формировать добросовестное отношение к учебному труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_urok.docx | 244.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №31.
«Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение»
(Чаругин В.М., Астрономия 10-11)
Цель: Познакомить учащихся с понятием «горячая Вселенная» — теорией большого взрыва, реликтовым излучением. Рассказать о физических условиях на начальных стадиях расширения Вселенной.
Задачи:
Обучающая : познакомить учащихся с понятием «горячая Вселенная», реликтовое излучение.
Развивающая : : развивать научность мышления, умение анализировать, выделять главное.
Воспитывающая: : формировать добросовестное отношение к учебному труду.
Метапредметные связи: физика (термоядерный синтез, скорость света, элементарные частицы), обществознание (основные законы диалектики), химия (химический состав Вселенной).
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Тип урока: изучение материала.
Этапы урока.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
КОНСПЕКТ УРОКА.
№1. Актуализация знаний — выполнение тестовых заданий.
Тестовое задание. 1. Раздел астрономии, занимающийся изучением Вселенной и её процессов — это: а) космогония б) астрофизика в) космология г) космонавтика 2. Соотнесите термины, указанные буквами и определения, указанные цифрами: а) Вселенная б) Метагалактика в) Галактика г) Звездная система; 3. Чему примерно равен возраст Вселенной: а) 6 млн. лет б) 13 млн. лет. в) 20 млн. лет. г) 13 млрд. лет. 4. Выберите главные космологические признаки Вселенной: а) анизотропность б) изотропность в) неоднородность г) однородность 5. Выберите правильное утверждение относительно смещения линий спектра галактики. а). Смещаются к фиолетовому концу спектра, если галактика удаляется от нас. б) Смещаются к красному концу спектра, если галактика приближается к нам. в). Становятся менее яркими и не смещаются, когда галактика удаляется от нас. г). Смещаются к красному концу спектра, если галактика удаляется от нас.
Ключ к тесту: 1. в) 2. а – 2), б – 1), в – 3), г – 4) 3. г) 4. б), г) 5. г) Учащиеся самостоятельно проверяют результаты теста и ставят себе оценку. | |
№2. Изучение нового материала.
- Самостоятельная работа с учебником.
Гипотеза: около 30% по массе наблюдаемого во Вселенной гелия образовалось в недрах звёзд.
Проверьте это предположение с помощью учебника. (С.132)
В термоядерных реакциях синтеза гелия из водорода в недрах Солнца каждую секунду выделяется 4 · 1026 Дж энергии. При образовании одного ядра гелия выделяется энергия ΔЕ = 4,8 · 10–12 Дж. Поэтому каждую секунду в Солнце образуется 1038 ядер атомов гелия, или 6, · 1011 кг гелия. Полагая, что возраст Галактики близок к возрасту Вселенной: 1,3 · 1010 лет = 3,9 · 1017 с, легко подсчитать массу гелия, которая могла бы образоваться во всех звёздах (1011 звёзд) за этот промежуток времени: 6,7 · 1011 кг/с · 1011 · 3,9 · 1017 с = 2,6 · 1040 кг.
Вывод: Это составляет 13% от всей массы Галактики (масс всех звёзд Галактики 2 · 1041 кг), что существенно меньше наблюдаемой массы гелия. Если учесть, что образование гелия в термоядерных реакциях возможно при высоких температурах, то на ранних этапах расширения Вселенная была не только плотной, но и горячей. Модель «горячей Вселенной» - космологическая модель, в которой эволюция Вселенной начинается с состояния плотной горячей плазмы, состоящей из элементарных частиц, и протекает при дальнейшем адиабатическом космологическом расширении, иначе теория Большого взрыва.
- Историческая справка (выступления учащихся).
Фридман Александр Александрович (1888-1925). Фридман в 1922-1924 и Жорж Леметр в 1927 г. сумели доказать, что уравнения Эйнштейна допускают и такое решение: первоначально вся Вселенная была сосредоточенна в одной точке, (названной условно "папой-атомом") а затем начинает расширяться, и так появляются галактики и звезды в них.
Хаббл Эдвин (1899-1953). В 1929 году сумел подтвердить на практике теории Фридмана и Леметра.
Однако это удалось сделать в 1929 году выдающемуся астроному Эдвину Хабблу. Своими тщательными измерениями он доказал, что давно известные туманности, ранее считавшиеся всего лишь облаками газа, на самом деле являются галактиками. И что самое интересное, эти галактики движутся, удаляясь от нас со скоростями, тем большими, чем дальше они отстоят.
Гамов Георгий Антонович (1904-1968) Гамов доказал, папа-атом не просто вдруг начал расширяться во всю Вселенную (так называемая "холодная модель"), он должен был взорваться. Модель эту он называет "Big Bang' ом" (очень простонародное по тому времени отношении к иностранному языку), Большим Взрывом, и излагает ее сначала в заметке 1946 года, а потом статье 1948 года "Происхождение химических элементов", написанной вместе с учеником Ральфом Альфером. Главный вопрос в теориях Гамова был следующий: если такой взрыв имел место быть, то уже на довольно ранних стадиях должно было возникнуть пронизывающее весь мир электромагнитное излучение, распределение которого должно было соответствовать температуре в момент излучения (многие миллиарды градусов). Но по мере расширения Вселенной частоты этого первичного (его назвали "реликтовым") излучения должны были вследствие эффекта Доплера убывать, и к настоящему времени, по оценкам Гамова, соответствовать температуре около трех-четырех градусов по Кельвину, т.е. быть сосредоточены в районе длин волн в несколько сантиметров. В 1965 году А.Пензиас и Р.Вильсон, конструировавшие антенны для радиоэлектроники, обнаруживают равномерно идущее во всех направлениях электромагнитное излучение, соответствующее температуре в 3 Кельвина! Как выяснилось, это вовсе не сбой аппаратуры, а именно то излучение, о котором говорил Гамов! Но Нобелевскую премию Дали Пензиасу и Вильсону, а не Гамову.
- Работа учащихся с таблицей «Эволюция Вселенной».
Таблица Эволюция Вселенной
Название эпохи | Физические процессы | Время, прошедшее с момента Большого Взрыва | Температура |
Рождение классического пространства-времени | Вселенная рождается из состояния сингулярности, из пространственно-временной «пены» | 5∙10–44 c | 1032 К |
Стадия инфляции | Вселенная начинает расширяться, появляются возмущения плотности, из которых потом образуются скопления галактик. Появляется барионная асимметрия | 5∙10–44–10–36 c | более 1028 К |
Рождение вещества | Появляется горячая плазма, состоящая из элементарных частиц, «кваркового супа» | начиная с 10–36 c | 1028 К |
Радиационная стадия | Вещество и излучение находится в равновесии. На каждый барион приходится 109 фотонов | вплоть до 10–4 c | до 1013 К |
Стадия рекомбинации | Аннигиляция частиц и античастиц с образованием квантов излучения | вплоть до 1 с | 5∙1012–1013 К |
Первичный нуклеосинтез | Образуются протоны и нейтроны. Синтез ядер водорода и гелия, а также лития и бериллия | 1–200 с | 109–1010 К |
Стадия рекомбинации водорода | Вещество становится прозрачным. Образование реликтового излучения | 1 с – 1 000 000 лет | 4500–3000 К |
Возникновение галактик | Начало возникновения звезд и галактик | 1 миллиард лет | 30 К |
Современная эпоха | Существование галактик и звезд. Расширение Вселенной продолжается | 15–20 миллиардов лет | 2,725 К |
В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют столбец «Время, прошедшее с момента Большого Взрыва», правильность проверяют по презентации.
Выводы:
- №1. Время – 13-20 млрд. лет назад. Изначальная плотность -10 97 кг/м 3. Объем «папы-атома» был бесконечно мал.
- №2. Понижение температуры T в зависимости от времени t.
- №3. На ранних стадиях расширения Вселенной в ходе реакций происходивших между «элементарными» частицами, образовались ядра атомов водорода и гелия. Более тяжелые химические элементы появились позже, как продукты ядерных реакций, происходивших в недрах звезд.
- Работа учащихся с таблицей «Космическая распространенность наиболее обильных элементов».
В настоящее время распространённость химических элементов отражена в таблице «Космическая распространенность наиболее обильных элементов».
Элемент | Порядковый | Распространенность | Концентрация |
H | 1 | 0,774 | |
He | 2 | 0,208 | |
C* | 6 | ||
N | 7 | ||
O | 8 | ||
Ne | 10 | ||
Na | 11 | ||
Al | 13 | ||
Si | 14 | ||
S | 16 | ||
Ar | 18 | ||
Ca | 20 | ||
Fe | 26 |
Вывод: Наибольшую распространенность имеет водород, за ним следует гелий (вывод должны сформулировать учащиеся). . Анализируя химический состав планет нашей Солнечной системы можно прийти к выводу, что наше Солнце образовалось из протозвёздного облака уже обогащённого тяжелыми элементами. Поэтому можно сказать, что мы – дети вспышек сверхновых
5. Самостоятельная работа с учебником (с. 133).
Вопрос: дайте определение реликтового излучения. (Ответ: реликтовое излучение – это излучение, оставшиеся от ранних этапов эволюции вселенной)
Дополнение учителя:
Распределение температуры реликтового излучения. На этой карте всего неба излучение в направлении движения Земли показывает голубое смещение и выглядит горячее, в то время как в противоположном направлении оно показывает красное смещение и представляется более холодным. Хорошо заметна дипольная составляющая, вызванная эффектом Доплера. Местная группа движется со скоростью около 600 километров в секунду относительно реликтового излучения. Светлые области отличаются от темных всего на 0,001 К
Вывод: Открытие анизотропии реликтового излучения также подтверждает теорию Горячей Вселенной и Большого Взрыва. Вселенная не имеет ни начала, ни конца, она всегда существовала и будет существовать; она бесконечна в пространстве и вечна во времени. Вселенная непрерывно изменяется, развивается, эволюционирует.
№3. Закрепление
№4. Рефлексия
№5. Домашнее задание
§ 36 Вопросы и задания стр.133
Подготовка реферативных работ и тезисов к уроку-конференции
Методическое обеспечение
1. В.М. Чаругин «Астрономия. 10–11 кл.», учебник, М, Просвещение, 2018г.
2. Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001г.
3. Мультимедийный курс «Открытая астрономия», версия 2,5 Физикон, 2002г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение".
Презентация сделана для дистанционных курсов по астрономии в издательстве "Просвещение".Она использовалась для конспекта урока "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение" по ...
План-конспект урока "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение".
План-конспект был сделан для курсов по астрономии. В нем используется презентация размещенная на сайте....
Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение.
Урок №31 "Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение....
Разработка урока по теме: Модель горячей вселенной и реликтовое излучение.
Цель: Познакомить учащихся с наиболее актуальной моделью «рождения Вселенной» - «горячей Вселенной», реликтовым излучением, как доказательством справедливости теории...
Презентация к уроку по астрономии Урок №31 "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение"
Цели урока: •Познакомиться с моделью «горячей Вселенной».•Узнать, где, когда и как образовалось основное количество гелия во Вселенной.•Выяснить, ка...
Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение
План-конспект урока астрономии в 11 классе по теме "Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение"...