лекции по астрономии
план-конспект урока по астрономии (10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 6/23
Тема: Пространственная скорость звезд.
Ход урока:
- Опрос учащихся.
У доски: | 1) Параллактический способ определения расстояния. 2) Определить расстояние через блеск ярких звезд. 3) Решение задач из домашней работы №3, №4, №5 - показать решения. |
Остальные: | 1) На компьютере найти яркие звезды и охарактеризовать их. 2) Задача 1: Во сколько раз Сириус ярче чем Альдебаран? 3) Задача 2: Одна звезда ярче другой в 16 раз. Чему равна разность их звездных величин? 4) Задача 3: Параллакс Альдебарана 0,05". Сколько времени свет от этой звезды идет до нас? |
- Новый материал.
В 720г И. Синь (Китай) впервые высказывает догадку о перемещении звезд. Дж. Бруно также утверждал, что звезды движутся.
В 1718г Э. Галлей (Англия) открывает собственное движение звезд, исследуя и сравнивая каталоги Гиппарха (125г до НЭ) и Дж. Флемстида (1720г) установил, что за 1900 лет некоторые звезды переместились почти на 10 (например Процион - α М. Пса).
К концу 18 века измерено собственное движение 13 звезд, а В. Гершель в 1783г открыл , что Солнце также движется в пространстве.
Пусть μ - угол, на который сместилась звезда за год (собственное движение - "/ год). Из рисунка по теореме Пифагора υ= √(υr2+υτ2), где υr- лучевая скорость (по лучу зрения), а υτ- тангенциальная скорость (⊥ лучу зрения). Так как r =a/π , то с учетом смещения μ → r.μ =a.μ/π; но r.μ/ 1год=υ , тогда подставляя числовые данные получим тангенциальную скорость υτ =4,74.μ/π (форм. 43) Лучевую скорость υr определяют по эффекту Х. Доплера (Австрия), установившего в 1842г, что длина волны источника изменяется в зависимости от направления движения. υr =∆λ.с/λо. | |
Приближение источника - смещается к Фиолетовому (знак "-"). Удаление источника - смещается к Красному (знак "+"). | |
Первым измерил лучевые скорости нескольких ярких звезд в 1868г У. Хеггинс (Англия). |
Самая быстро перемещающаяся по небу звезда ß Змееносца (летящая Барнарда, открыта в 1916г Э. Барнард (США)), m=9,57m , r=1,828 пк , μ =10,31" , красный карлик. Ее лучевая скорость=106,88км/с, пространственная (под углом 38°)=142км/с. После измерения собственных движений > 50000 звезд, выяснилось, что самая быстрая звезда неба в созвездии Голубя (μ Col) имеет пространственную скорость=583км/с.
III . Закрепление материала.
1. Пример №10 (стр. 135) - просмотреть
2.Самостоятельно: Из предыдущего урока для своей звезды найти пространственную скорость (взяв из таблицы r) и я называю μ и υr . Найти и определить координаты звезды по ПКЗН.
Звезда | μ | υr | Звезда | μ | υr | Звезда | μ | υr | Звезда | μ | υr |
Альдебаран | 0,199 | +54 | Бетельгейзе | 0,029 | +21 | Кастор | 0,254 | +5,2 | Регул | 0,249 | +6 |
Альтаир | 0,661 | -26 | Вега | 0,350 | -14 | Поллукс | 0,628 | +3 | Ригель | 0,002 | +21 |
Антарес | 0,025 | -3 | Денеб | 0,002 | -4,5 | Полярная | 0,046 | -17 | Сириус | 1,339 | -8 |
Арктур | 2,279 | -5,3 | Капелла | 0,434 | +30 | Процион | 1,258 | -4,1 | Спика | 0,054 | +1 |
Итог:
1. Что такое собственное движение звезды?
2. Какую скорость мы называем пространственной, тангенциальной, лучевой? Как они находятся?
3. В чем заключается эффект Доплера?
4. Оценки.
Дома: §23, вопросы стр. 135
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку астрономии (физики) по теме "Физические методы исследования в астрономии"
Данную презентацию можно использовать на уроках физики (в теме "Атомы и звезды", 9 класс) и астрономии. Использую этот материал на занятиях курса по выбору "Занимательная Вселенная" (9 класс). Презент...
Разработка урока по астрономии.Введение в астрономию 11 класс
Разработка урока по астрономии.Введение в астрономию 11 класс...
Рабочая программа кружка по астрономии "Удивительная астрономия"
В школьной программа мало времени уделяется изучению астрономии. Но тем не менее астрономия-одна из важнейших наук, является неотъемлемой частю становления мировоззрения учащихся. Поэтому необходимо д...
Методическая разработка раздела образовательной программы «Астрономия» Виды деятельности учащихся различных степеней самостоятельности при изучении «Астрономии»
В настоящее время курс астрономии в школе, к сожалению, обделен вниманием и буквально задвинут на задворки школьной программы. Мне кажется это несправедливо. Астрономия нужна именно с точки зрения соо...
Лекция и тестовое задание по астрономии по теме "Планеты -гиганты"
Лекция и тестовое задание....
Лекция и тестовое задание по астрономии по теме "Планеты -гиганты"
Лекция и тестовое задание....