Рабочая программа по астрономии 11 класс
рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему

Стерликова Марина Игоревна

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Астрономия77.71 КБ

Предварительный просмотр:

Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс» (Е. К. Страут, 2010 г.) и ООП СОО  МБОУ « Красивская СОШ».

В соответствии с учебным планом МБОУ «Красивская СОШ» рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 недели по 1 учебному часу в неделю) в 11 классе.

 Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Астрономия. 11 класс», Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут, 2013 г. 

         Учебник «Астрономия. 11 класс» (авторы  Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут)  для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по астрономии для 11 класса, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

  1. Пояснительная записка.

Цели и задачи изучения астрономии.

При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:

  • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
  • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
  • получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
  • осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
  • ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
  • выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.

 Место учебного предмета в учебном плане.

Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе.

Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности, планет, необходимо учитывать условия их видимости.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам.

Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования  —  знания

не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

  1. цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
  2. учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
  3. организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников

Должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, 

Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.

Должны уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации 
  • стественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
  • владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

Технология обучения.

         В курс астрономии 11 класса входят следующие разделы:

  1. Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии.
  2. Практические основы астрономии.
  3. Строение Солнечной системы.
  4. Природа тел Солнечной системы.
  5. Солнце и звезды.
  6. Строение и эволюция Вселенной.
  7. Жизнь и разум во Вселенной.

 В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций.

На повышение эффективности усвоения курса астрономии направлено использование принципа генерализации учебного материала —  такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Формы организации учебной деятельности.

  • классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки-зачеты, уроки — защиты творческих заданий);
  • индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого школьника сообразно его способностям;
  • групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям. Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при наличии компьютерного класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;
  • внеклассная работа, исследовательская работа;
  • самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.


Способы проверки достижения результатов обучения.

При изучении курса осуществляется комплексный контроль знаний и умений учащихся, включающий текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения курса. Предполагается сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, письменная проверка. Кроме того, учитывается участие учащихся в дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются рефераты учащихся и результаты проектной деятельности.

Достижение предметных результатов обучения контролируется в основном в процессе устной проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и контрольных работ, тестов, при проведении наблюдений. Итоговая проверка достижения предметных результатов может быть организована в виде комплексной контрольной работы или зачета. На этом этапе проверки учащиеся защищают рефераты по изученной теме.

Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения учащимися наблюдений. При этом отслеживается: умение учащихся поставить цель наблюдения, подобрать приборы, составить план выполнения наблюдения, представить результаты работы, сделать выводы, умение пользоваться измерительными приборами, оценивать погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности, видеть возможности уменьшения погрешностей измерения. Кроме того, метапредметные результаты контролируются при подготовке учащимися сообщений, рефератов, проектов и их презентации. Оценивается умение работать с информацией, представленной в разной форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи астрономии с другими предметами (физика, биология, химия, история и др.).

Личностные результаты обучения учащихся не подлежат количественной оценке, однако дается качественная оценка деятельности и поведения учащихся, которая может быть зафиксирована в портфолио учащегося.

  1. Содержание курса астрономии 11 класса (34 ч, 1 ч в неделю).

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Демонстрации.
1. портреты выдающихся астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
  • использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

  • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
  • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
  • объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

  • воспроизводить исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической системы мира;
  • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
  • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
  • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
  • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
  • объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел Солнечной системы;
  • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Демонстрации.

  1. динамическая модель Солнечной системы;
  2. изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
  3. портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
  4. схема Солнечной системы;
  5. фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Ис-следования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучение темы позволяют:

  • формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
  • определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
  • описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
  • перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
  • проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
  • объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
  • описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
  • характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
  • описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
  • описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
  • объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Демонстрации.

  1. глобус Луны;
  2. динамическая модель Солнечной системы;
  3. изображения межпланетных космических аппаратов;
  4. изображения объектов Солнечной системы;
  5. космические снимки малих тел Солнечной системы;
  6. космические снимки планет Солнечной системы;
  7. таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
  8. фотография поверхности Луны.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

        характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

  • описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
  • объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
  • описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
  • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
  • называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
  • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
  • объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
  • описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
  • оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
  • описывать этапы формирования и эволюции звезды;
  • характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Демонстрации.

  1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
  2. схема внутреннего строения звезд;
  3. схема внутреннего строения Солнца;
  4. схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
  5. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
  6. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
  7. фотоизображения Солнца и известных звезд.

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

  • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
  • характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
  • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
  • распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
  • сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
  • обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
  • формулировать закон Хаббла;
  • определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
  • оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
  • интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
  • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения Большого взрыва;
  • интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Демонстрации.

  1. изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;
  2. схема строения Галактики;
  3. схемы моделей Вселенной;
  4. таблица - схема основных этапов развития Вселенной;
  5. фотографии звездных скоплений и туманностей;
  6. фотографии Млечного Пути;
  7. фотографии разных типов галактик.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:

  • систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

  1. Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Общее количество часов

Количество часов теории

Практические работы

Контрольные работы

Основные виды учебной деятельности учащегося

1

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии.

2

2

  • Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии.
  • Применяет знания, полученные в курсе физики, для описании устройства телескопа. Характеризует преимущества наблюдений, проводимых из космоса.

2

Практические основы астрономии.

5

3

2

  • Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд.
  • Применяет знания, полученные в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях.
  • Работает со звездной картой при организации и проведении наблюдений
  • Характеризует отличительные особенности суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли.
  • Характеризует особенности суточного движения Солнца на полюсах. экваторе и в средних широтах Земли
  • Изучает основные фазы Луны. Описывает порядок их смены. Анализирует причины, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной.
  • Описывает взаимное расположение Земли, Луны и Солнца в моменты затмений.
  • Объясняет причины, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц
  • Подготовка и презентация сообщения об истории календаря.
  • Анализирует необходимость введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля.

3

Строение Солнечной системы.

7

5

2

  • Подготовка и презентация сообщения означении открытий Коперника и Галилея для формирования научной картины мира. Объясняет петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов.
  • Описывает условия видимости планет, находящихся в различных конфигурациях.
  • Решает задачи на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет.
  • Анализирует законы Кеплера, их значения для развития физики и астрономии.
  • Решает задачи на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера.
  • Решает задачи на вычисление расстояний и размеров объектов.
  • Построение плана Солнечной системы в принятом масштабе с указанием положения планет на орбитах. Определение возможности их наблюдения на заданную дату.
  • Решает задачи на вычисление массы планет.
  • Объясняет механизм возникновения возмущений и приливов.
  • Подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел Солнечной системы.

4

Природа тел Солнечной системы.

8

5

1

2

  • На основе знаний физических законов объясняет явления и процессы, происходящие в атмосферах планет. Описывает  и сравнивает природы планет земной группы. Объяснение причин существующих различий.
  • Подготовка и презентация сообщения о результатах исследований планет земной группы.
  • Подготовка и презентация сообщения по этой проблеме. Участие в дискуссии.
  • На основе знаний законов физики описание природы планет-гигантов. Подготовка и презентация сообщения о новых результатах иоследований планет гигантов, их спутников  и колец.
  • Анализирует определение понятия «планета».
  • Описывает внешний вид астероидов и комет.
  • Объясняет процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца.
  • Подготовка и презентация сообщения о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей.
  • На основе знания законов физики описывает и объясняет явления метеора и болида.
  • Подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов.

5

Солнце и звезды.

6

4

1

1

  • На основе знаний физических законов описывает и объясняет явления и процессы, наблюдаемые на Солнце.
  • Описывает  процессы, происходящие при термоядерных реакциях протон-протонного цикла.
  • На основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описывает образование пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности.
  • Характеризует процессы солнечной активности и механизма их влияния на Землю.
  • Определяет понятие «звезда». Указывает положение звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам.
  • Анализирует основные группы диаграммы.
  • На основе знаний по физике описывает пульсацию цефеид как автоколебательного процесса.
  • Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах.
  • На основе знаний по физике оценивает  время свечения звезды по известной массе запасов водорода; для описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд.

6

Строение и эволюция Вселенной.

5

5

  • Описывает строение и структуру Галактики.
  • Изучает объекты плоской и сферической подсистем.
  • Подготовка сообщения о развитии исследований Галактики.
  • На основе знаний по физике объясняет различные механизмы радиоизлучения.
  • Описывает процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков.
  • Определяет типы галактик.
  • Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях галактик,  квазаров и других далеких объектов.
  • Применяет принцип Доплера для объяснения     « красного смещения» .
  • Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана. Доказывает справедливость закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике.
  • Подготовка и презентация сообщения о деятельности Гамова и .лауреатов Нобелевской премии по физике за работы по космологии.

7

Жизнь и разум во Вселенной.

2

1

1

  • Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной.
  • Участвует в дискуссии по этой проблеме.

Всего

34

24

6

4

  1.  Календарно-тематическое планирование

11 класс (1 час в неделю, всего — 34 часа).

№ и тема

урока

Содержание

урока

Формы и методы контроля

Домашнее задание

Планируемая дата урока (неделя/

месяц)

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч)

1. Что изучает астрономия.

Астрономия, со связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия. математика и физика развивалнсь в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной.

Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями.

§ 1

1/09

2 Наблюдения — основа астрономии.

Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Устный опрос.

Беседа.

§ 2

2/09

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч)

3. Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. Практическая работа № 1 «Определение горизонтальныx небесныx координат».

Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени.

Фронтальный опрос.

Беседа. Практическая работа.

§ 3, 4

3/09

4. Видимое движение звезд на различных географических широтах.

Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации.

Фронтальный опрос.

Беседа.

Работа с текстом учебника.

§ 5

4/09

 5. Годичное движение Солнца. Эклиптика. Практическая работа № 2 «Определение экваториальныx небесныx координат».

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и  солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах.

Индивидуальный опрос.

Беседа. Практическая работа.

§ 6

5/10

6. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

Луна — ближайшее к Земле небесное тело. ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны.Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 7, 8

6/10

7. Время и календарь.

Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль.

Тестирование. Беседа.

§ 9

7/10

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)

8. Развитие представлений о строении мира.

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 10

8/10

9. Конфигурации планет. Синодический период.

Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет.

Тестирование.

Беседа.

§ 11

9/10

10. Законы движения планет     Солнечной системы. Практическая работа № 3 «Решение задач по теме «Конфигурация планет».

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

§ 12

10/11

11. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 13

11/11

12. Практическая работа № 4 с планом Солнечной системы.

План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30 млн км с указанием положения планет на орбитах согласно данным «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год.

Практическая работа.

12/11

13. Открытие и применение закона всемирного тяготения.

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 14 (1-5)

13/12

14. Движение искусственных спутников, космических аппаратов (КА) в Солнечной системе.

Время старта КА и траектории полета к пллнетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выход на орбиту вокруг нее.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 14 (6)

14/12

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)

15. Контрольная работа № 1. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Контрольная работа по итогам 1 полугодия (15 мин.). Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы.

Контрольная работа.

 Беседа.

§ 15, 16

15/12

16. Анализ выполнения контрольной работы № 1. Земля и Луня — двойная планета.

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности —  моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 17

16/12

17. Природа планет земной группы. Практическая работа    № 5 «Составление сравнительныx xарактеристик планет земной группы».

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе.

Беседа. Практическая работа.

§ 18

17/01

18. Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?».

Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его роли в формировании и сохранении уникальной природы Земли.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

18/01

19. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет.

Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство при роды спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 19

19/01

20. Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта.

Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения.

Тестирование.

Беседа.

§ 20 (1-3)

20/02

21. Метеоры, болиды, метеориты. Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы».

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные. Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы» (20 мин.).

Беседа.

Контрольная работа.

§ 20 (4)

21/02

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)

22. Анализ выполнения контрольной работы № 2.  Солнце, состав и внутреннее строение.

Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики.

Беседа

§ 21 (1-3)

22/02

23. Солнечная активность и ее влияние на Землю.

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности.

Фронтальный опрос.

Беседа

§ 21 (4)

23/02

24. Физическая природа звезд.

Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость».

Тестирование.

Беседа

§ 22

24/03

25. Массы и размеры звезд.

Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их масса, плотность, состав и возраст. Модели звезд.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 23

25/03

26. Переменные и нестационарные звезды. Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и звезды».

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды.  Вспышки Новых —явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд.  Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и звезды» (15 мин.).

Беседа. Контрольная работа.

§ 24

26/03

27.  Анализ выполнения контрольной работы № 3.  Эволюция звезд. Практическая работа № 6 «Решение задач по теме «Xарактеристики звезд».

Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики. нейтронные звезды (пульсары), черные дыры.

Беседа. Практическая работа.

27/04

28. Проверочная работа.

Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды».

Проверочная работа.

28/04

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

29. Наша Галактика.

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы».

Беседа.

§ 25 (1, 2)

29/04

30. Наша Галактика.

Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд.

Тестирование.

Беседа.

§ 25 (3, 4)

30/04

31. Другие звездные системы — галактики.

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик.

§ 26

31/05

32. Космология начала XX в.

Основы современной космологии.

Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод Л. Л. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно.

Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение рас ширения Вселенной. «Темная энергия» и антитя- готение.

Беседа.

§ 27

32/05

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч).

33. Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Конференция.

§ 28

33/05

34. Промежуточная аттестация.

Контрольная работа  № 4 по итогам года (1 час).

Контрольная работа.

34/05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика  и астрономия " для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...

Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...