Программа элективного курса "Астрономия" в 8 классе
элективный курс по астрономии (8 класс) на тему
Данная программа для 8 класса позволяет познакомить учащихся с базовывми понятиями практической астрономии и сформировать
мировозренческие предстваления о планетах, звездах, Галактике и Вселенной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса "Астрономия" в 8 классе | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
методическим советом
АНО СОШ «Димитриевская»
Программа элективного курса
Астрономия
для учащихся 8 классов
Составитель: учитель высшей квалификационной категории АНО СОШ «Димитриевская»
Хромов Владимир Иванович
Москва, 2012
Пояснительная записка
Элективный курс «Астрономия» предназначен для учащихся 8 классов, которые проявляют особый интерес к науке о Вселенной, геодезии, картографии, готовятся стать профессиональными астрономами, мореплавателями, летчиками, космическими исследователями. Он включает в себя избранные вопросы астрофизики, внегалактической астрономии и космологии.
В двух первых разделах элективного курса даётся представление об основах практической астрономии. С этой целью рассматриваются инструменты и методы астрофизических исследований, выявляется важная черта взаимосвязи физики и астрофизики..
Актуальность этого курса состоит в том, что в базисном учебном плане отсутствует предмет астрономия, а интерес к науке о Вселенной в настоящее время велик. В наши дни учёные по праву рассматривают Вселенную как уникальную природную физическую лабораторию, актуальность проводимых исследований в которой возрастает с каждым годом. Открытия в астрофизике и космологии – разделах астрономии, изучающих природу небесных тел и Вселенную в целом, сейчас буквально создают новую Астрономическую Картину Мира и имеют неоценимое мировоззренческое значение.
Основным учебным пособиями для реализации данного курса является энциклопедии юного астронома, учебники астрономии для средней школы, виртуальные обсерватории (Red Siht, Starry Night BackYard и др.), дополнительная астрономическая литература.
Программа курса рассчитана на 34 часа.
В ходе обучения учащиеся будут проводить практические наблюдения, работать со справочной литературой, астрономическим календарем, армиллярной сферой, виртуальными обсерваториями. Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе обучения на элективном курсе, станут базовыми для подготовки к олимпиадам по астрономии, будут способствовать успешному выступлению на олимпиадах и послужат мотивом к более углубленному изучению науки о Вселенной.
Цели курса: расширение и углубление уровня физических и астрономических знаний и умений учащихся, знакомство с различными применениями законов физики на практике при изучении космического пространства; развитие устойчивого познавательного интереса к изучению физики и астрономии. Данный элективный курс ориентирован на широкое использование знаний, которые получены при изучении предметов естественнонаучного цикла, прежде всего физики; на объяснение явлений, наблюдаемых в космическом пространстве, природы небесных тел и их систем.
Основные задачи курса:
углубить знания основных курсов естественнонаучных предметов, повысить интерес к их изучению для формирования более полной естественнонаучной картины окружающего мира;
- дать представление о методах физических и астрономических исследований как важнейшей части методологии физики и астрономии;
- Сформировать у учащихся умения по применению физических законов, открытых на Земле, для объяснения явлений, происходящих в космосе, пространственные масштабы которых превосходят земные; систематизировать обширные сведения о природе небесных тел, объяснить существующие закономерности и раскрыть физическую сущность наблюдаемых во Вселенной явлений;
- Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, социальной активности, интереса к исследовательской деятельности.
- Научить учащихся свободно ориентироваться с помощью небесных светил по сторонам света, определять координаты звезд, Солнца и Луны, находить их место на звездной карте, по формулам вычислять высоту светил в кульминациях, географические координаты: широту и долготу, определять по школьному астрономическому календарю и подвижной карте звездного неба, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время, вычислять периоды обращения планет, расстояния до них, размеры небесных тел и скорости их движения.
Используемые технологии:
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникативные;
- практические работы;
- лекционно-семинарская система обучения;
- личностно-ориентированное обучение.
Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения курса учащимися и получить данные для определения дальнейшего совершенствования содержания курса:
— текущие самостоятельные работы в традиционной форме;
— итоговая контрольная работа по теме 2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение в астрономию – 1 час
Что изучает астрономия, особенности астрономических наблюдений, роль наблюдений в астрономии. Телескопы. Связь астрономии с другими науками.
Основы практической астрономии – 13 часов
Звёздное небо, созвездия, изменение звёздного неба в течение суток. Основные линии и точки небесной сферы. Горизонтальная и экваториальная системы координат. Видимое годичное движение Солнца и вид звёздного неба. Способы определения географической широты. Движение и фазы Луны, солнечные и лунные затмения. Основы измерения времени, календарь.
Строение и природа тел Солнечной системы – 11 часов
Развитие представлений о Солнечной системе. Видимое движение планет, конфигурации планет. Законы Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел. Планета Земля. Система Земля – Луна. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Спутники планет. Астероиды и метеориты, кометы и метеоры.
Солнце и звезды – 10 часов
Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы и внутреннее строение Солнца. Солнечно - земные связи.
Расстояния до звёзд. Пространственные скорости звёзд. Физические характеристики звёзд, связь между ними. Двойные звёзды. Физические переменные, новые и сверхновые звёзды. Контрольные работы №№ 5,6,7.
Наша Галактика. Другие галактики. Метагалактика. Закон Хаббла. Происхождение и эволюция звёзд. Современные представления о происхождении планет. Жизнь и разум во Вселенной. Контрольная работа №8, итоговая контрольная работа.
Тематическое планирование элективного курса по астрономии (33 часа)
Предмет: Астрономия (элективный курс)
Учитель: Хромов Владимир Иванович
Класс: 8
Программа: разработана на основе примерной программы по предмету «Астрономия» для 8-9 классов из Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы
Учебники и методические пособия:
1. Занимательная астрономия (9-е издание) Перельман Я. И., "Государственное издательство физико-математической литературы" Москва, 1998
2. Астрономия 11. Воронцов-Вельяминов Б.А. М, Дрофа, 2000.
3. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. Учебное пособие для учащихся 8-10 классов. М.М. Дагаев В.М. Чаругин, М. Просвещение, 2003.
1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | За год | |
Контрольные работы | 1 | 1 | ||
Практические работы | 4 | 7 | 3 | 14 |
Номер урока | Номер урока по теме | Тема урока | Домашнее задание Виды работ | Дата | Вид проверочной работы | Примечание | |
1 триместр (11ч) | |||||||
6 | Тема I. Практические основы астрономии (13 ч) | ||||||
1 | 1 | Предмет астрономии. История астрономии. Что изучает астрономия. | §1 | 3 сентября | |||
2 | 2 | Методы астрономии. Астрономические приборы. | §2.1, сообщения об астрономических школах древнего мира | 10 сентября | |||
3 | 3 | Оптические телескопы | §2.2, сообщения о крупнейших телескопах | 17 сентября | |||
4 | 4 | Радиотелескопы | §2.2, сообщения о крупнейших радиотелескопах | 24 сентября | |||
5 | 5 | Звездное небо. Строение небесной сферы. Созвездия. | §3, сообщения об истории названий созвездий | 1 октября | |||
6 | 6 | Звездные координаты. Карта звездного неба. | §3, изготовление карты звездного неба | 8 октября | Практическая работа № 1 «Определение созвездий» | ||
7 | 7 | Видимое движение звезд. | §5 | 15 октября | Практическая работа № 2 «Наблюдение движения звезд» | ||
8 | 8 | Кульминации светил | §5.2 | 12 октября | Практическая работа № 3 «Наблюдение кульминации звезды» | ||
9 | 9 | Годичное движение Солнца. Эклиптика | §6, сообщения «Зодиакальные созвездия» | 29 октября | |||
10 | 10 | Движение и фазы Луны | §7 | 5 ноября | Практическая работа № 4 «Наблюдение фаз Луны» | ||
11 | 11 | Затмения Солнца и Луны | §8 | 12 ноября | |||
2 триместр (11 ч) | |||||||
11 | 12 | Время. Календарь | §9 | 6 марта | |||
12 | 13 | Тестирование по теме «Звездные карты. Движение светил» | §3 | 19 ноября | Практическая работа № 5 «Наблюдение движения Солнца и планет» | ||
Тема I I . Строение и природа тел Солнечной системы (11 ч ) | |||||||
13 | 1 | Состав Солнечной системы. Развитие взглядов на строение системы. | §10 | 3 декабря | |||
14 | 2 | Законы движения планет и искусственных небесных тел. Конфигурации. | §11-12 | 10 декабря | Практическая работа № 6 « Определение конфигураций с помощью моделирующих программ на ПК» | ||
15 | 3 | Определение расстояний в Солнечной системе | §13.2 | 17 декабря | |||
16 | 4 | Определение размеров светил | §13.3 | 24 декабря | Практическая работа № 7 «Определение широты местности» | ||
17 | 5 | Масса и плотность Земли. Приливы. | §15.3, 15.5 | 21 января | |||
18 | Система Земля-Луна | §17 | 28 января | Практическая работа № 8 «Наблюдение с помощью виртуальных обсерваторий» | |||
19 | 6 | Планеты земной группы. Венера | §18. 3 | 4 февраля | Практическая работа № 9 «Наблюдение с помощью виртуальных обсерваторий» | ||
20 | 7 | Марс. Физические характеристики и исследование планеты | §18. 4 | 11 февраля | |||
21 | 8 | Далекие планеты. Планеты гиганты | §19. 1 | 18 февраля | |||
22 | 9 | Юпитер и Сатурн. Кольца планет | §19.2 | 4 марта | Практическая работа № 10 «Наблюдение с планет гигантов» | ||
23 | 10 | Меркурий и малые тела Солнечной системы. | §20 | 11 марта | Практическая работа № 11 «Прогнозирование положения комет» | ||
24 | 11 | Исследование планет. | §20 | 18 марта | |||
25 | 12 | Тестирование 1 | Зачет 1 | 25 марта | Контрольная работа | ||
Тема III Солнце и звезды (9 часов) | |||||||
26 | 1 | Солнце - ближайшая к нам звезда. Строение и энергия Солнца. | §21 | 1 апреля | |||
27 | 2 | Звездные расстояния. | §22(1 ч) | 8 апреля | Практическая работа № 12 «Определение расстояний до звезд» | ||
28 | 3 | Температуры, цвет, светимость звезд. | §22(2 ч) | 22 апреля | Практическая работа № 13 «Работа с диаграммой Цвет-Светимость» | ||
29 | 4 | Массы и размеры звезд | §22(2 ч) | 29 апреля | |||
30 | 5 | Типы звезд и модели звезд | §22(2 ч) | 6 мая | Практическая работа № 14 «Классификация двойных звезд» | ||
31 | 6 | Двойные звезды | §23 | 13 мая | |||
32 | 7 | Переменные и нестационарные звезды | §24(2ч) | 20 мая | |||
33 | 8 | Галактики | §25-26 | 27 мая | |||
34 | 9 | Жизнь и разум во Вселенной | §27-28 | 3 июня | Конференция | ||
Подпись учителя Хромов В.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса 9 класса
Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс
Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Программа элективного курса 9 класса. Химические вещества в повседневной жизни.
Химические вещества в повседневной жизни...
Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"
Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...
Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».
Курс «Графические редакторы» является предметным элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки гр...