Программа кружка по астрономии в начальной школе "Путешествие крошки Смурфика по Солнечной системе"
рабочая программа по астрономии по теме
В настоящее время астрономия как отдельный предмет исключена из базисного учебного плана. Однако, первоначальные астрономические знания дети получают в младшем школьном возрасте на уроках таких обязательных предметов как «Окружающий мир» и «Природоведение». Они знакомятся с некоторыми астрономическими явлениями и небесными светилами.
Многие дети начинают проявлять интерес к астрономии и космонавтике, но часто не могут найти ответы на возникающие у них вопросы. Астрономия, космос психологически представляют для младших школьников сочетание непривычности, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и одновременно сочетание реального, поскольку существует на самом деле. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.
К сожалению, сегодня нет единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы дополнительного образования по данному направлению. А вместе с тем, астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания.
Таким образом, актуальность данного курса заключается в том, что в последнее время мало внимания уделяется формированию мировоззрения и формированию ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста, а также и в том, что у детей этого возраста растет интерес к астрономии и космонавтике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок в начальных классах | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО АСТРОНОМИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«ПУТЕШЕСТВИЕ КРОШКИ СМУРФИКА ПО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ»
Автор: Пестова Анна Александровна
Должность: учитель физики
Место работы: МКОУ средняя школа №5 г.Слободского
Слободской, 2014
Пояснительная записка
В настоящее время астрономия как отдельный предмет исключена из базисного учебного плана. Однако, первоначальные астрономические знания дети получают в младшем школьном возрасте на уроках таких обязательных предметов как «Окружающий мир» и «Природоведение». Они знакомятся с некоторыми астрономическими явлениями и небесными светилами.
Многие дети начинают проявлять интерес к астрономии и космонавтике, но часто не могут найти ответы на возникающие у них вопросы. Астрономия, космос психологически представляют для младших школьников сочетание непривычности, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и одновременно сочетание реального, поскольку существует на самом деле. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.
К сожалению, сегодня нет единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы дополнительного образования по данному направлению. А вместе с тем, астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания.
Таким образом, актуальность данного курса заключается в том, что в последнее время мало внимания уделяется формированию мировоззрения и формированию ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста, а также и в том, что у детей этого возраста растет интерес к астрономии и космонавтике.
Место учебного курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Программа кружка «Путешествие Крошки Смурфика по Солнечной системе» разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО и программы формирования УУД.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 35 часов для школьников 2-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 2-4 классах.
Общая характеристика курса «Путешествие Крошки Смурфика по Солнечной системе»
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие и развитие способностей детей.
Данный курс дополняет и расширяет знания учащихся об окружающем мире и готовит их к изучению в среднем звене таких дисциплин как физика, химия, география.
Курс построен таким образом, что он наиболее тесно приближен к жизненным наблюдениям ребенка и его жизненному опыту.
Основными видами деятельности при изучении данного курса являются:
- теоретические занятия,
- практические и лабораторные работы,
- экскурсии,
- наблюдения в природе.
Теоретические занятия обеспечивают должный уровень эрудированности школьников, формирование мировоззрения, являющейся предпосылкой интеллектуальной творческой деятельности, позволяют приобрести полезные навыки работы с научно-популярной литературой по астрономии.
Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, астрономического календаря, телескопа (если он есть в школе), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных обучающих программ, видеоаппаратуры и видеозаписей.
Практические работы - это изготовление простейших приспособлений, макетов и приборов для наблюдений, а также изготовление наглядных пособий.
Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, использовании телескопа, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных.
Без наблюдения за небесными телами нельзя успешно овладеть основами астрономии. В школе мы имеем возможность проводить только простейшие наблюдения, но они необходимы, и им уделяется большое внимание на занятиях.
В программу включена проектная деятельность, так как ФГОС второго поколения требует использование в образовательном процессе технологий системно-деятельностного подхода.
На занятиях предполагается использовать различные формы работы с учащимися: индивидуальную, фронтальную, парную, групповую.
Результаты освоения учебного курса «Путешествие Крошки Смурфика по Солнечной системе»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
А) Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Б) Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
В) Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Солнце – это звезда;
- Строение Солнца, его размеры, температура;
- Строение солнечной системы, уметь называть планеты в порядке расположения от Солнца, знать две группы планет, небольшую характеристику планет;
- Почему происходит смена дня и ночи, времён года;
- Что такое спутник;
- Луна – спутник Земли;
- Как возникают полярные сияния
- Что такое астероиды, метеориты, кометы.
- Что такое созвездие;
- Основные созвездия и их положение на небе
- Что такое галактика, Вселенная;
- Уметь показать на карте «Солнечная система»: положение Солнца, планеты и их спутники, пояс астероидов, местонахождение комет.
Для формирования ИКТ-компетентности младших школьников в рамках учебного курса «Путешествие Крошки Смурфика по Солнечной системе» запланированы:
- Экскурсии в музей К.Циолковского (г.Киров)
- Участие во Всероссийском открытом конкурсе «Наследники Юрия Гагарина»
- Участие в муниципальном турнире им. В.И.Елькина
- Участие в олимпиаде по астрономии,
- Участие в школьном конкурсе мини-проектов,
- Участие в конференции «Циолковские чтения»,
- поисковые и научные исследования,
- Экскурсии в музей К.Циолковского (г.Киров)
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Содержание темы урока | Оборудование урока | Кол-во часов |
Введение. Крошка Смурфик стартует на космическом корабле «Гаргомел» | Вводится понятие об астрономии как науке, изучающей звёзды и планеты. Построение модели космического корабля | Плакат «Солнечная система». Карта «Солнечная система». Компьютерная модель солнечной системы. Анимация «Старт ракеты-носителя» | 1 | |
| ||||
1.1 | Мое Солнышко | Первоначальное представление о форме и размере Солнца. Безопасное наблюдение Солнца. Практическая работа «Изготовление солнечных очков», «Солнышко для Смурфика» | Компьютерная модель Солнца, Наблюдения за Солнцем (составление Дневника наблюдений) | 2 |
1.2 | Крошка Смурфик двигается за Солнышком | Ребята анализируют и исследуют, что происходит при движении Солнца. Определение положения Солнца в течение дня | Наблюдения за движением Солнца в течение дня: где Солнце всходит и заходит. Видеосюжеты движения Солнца | 2 |
1.3 | Смурфик наблюдает за необыкновенными явлениями | Взрывы на Солнце, солнечные пятна. Солнечные вспышки. Полярные сияния. | Видеосюжеты полярных сияний | 1 |
1.4 | Игра «Строение Солнца» | Закрепление полученных знаний о Солнце | Компьютерная программа «Маленький астроном». Аудиоэнциклопедия «Увлекательная астрономия» | 1 |
1.5 | Крошка Смурфик считает планеты:
| Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Практическая работа «Построение модели планеты для Крошки Смурфика» | Компьютерные модели различных планет | 5 |
1.6 | Самая удивительная планета Солнечной системы для Смурфика | Проектная работа | 2 | |
1.7 | Крошка Смурфик облетел вокруг Земли | Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Планеты, похожие на Землю и непохожие на нее. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. | Глобус как модель Земли. Модели других планет. Плакаты «Смена времен года», «Смена дня и ночи» | 1 |
1.8 | Приземление на Луну | Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Движение Луны. Наблюдение и зарисовка фаз Лун. | Модель Луны, видеосюжеты о строении Луны Компьютерная программа «Маленький астроном» | 1 |
1.9 | А где же Солнышко? | Солнечные и Лунные затмения. | Видеосюжеты явлений солнечных и лунных затмений | 1 |
1.10 | Проектная работа «Модель солнечной системы» | Построение модели солнечной системы. Закрепление полученных знаний о строении солнечной системы | Интернет-ресурсы, энциклопедии | 2 |
1.11 | Экскурсия в планетарий вместе с крошкой Смурфиком | Посещение Нижегородского планетария | 2 | |
1.12 | Экскурсия в музей им. К.Циолковского | Посещение музея им. К.Циолковского (Киров) | 2 | |
| ||||
2.1 | Столкновение корабля «Гаргомел» с астероидами | Астероиды - крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. «Послушные» и «страшные» астероиды | 1 | |
2.2 | Камни, которые упали с неба | Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах. | 1 | |
2.3 | Метеоритный дождь | Практическая работа. Тунгусская тайна Озорные метеориты | Компьютерная модель-анимация, наблюдение в видеофильме | 1 |
2.4 | Хвостатые светила | Представление о кометах. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян. Комета Галлея | метеоритного дождя | 1 |
2.5 | Игра «Космические красавицы» | Повторительно-обобщающий урок | Комп. пр. «Дракоша и занимательная астрономия» | 1 |
| ||||
3.1 | Смурфик изучает происхождение Вселенной | Представление о происхождение Вселенной в древности. | Исторические сведения из энциклопедий | 1 |
2.7 | Открытие нашей Галактики | Млечный путь. Открытие нашей Галактики. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики. | Компьютерная модель нашей Галактики. | 1 |
2.8 | Полет Крошки Смурфика к звездам | Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты | 1 | |
2.9 | Зодиакальные созвездия на карте Смурфика | Знакомство с Зодиакальными созвездия | Карта и изображение зодиакальных созвездий | 1 |
2.10 | Карта звездного неба | Практическое занятие: Знакомство с картой звездного неба | Плакат «Звездное небо» | 1 |
2.11 | Как найти Смурфика? | Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта | 1 | |
Итого | 34 |
Материально-техническое обеспечения образовательного процесса
Перечень учебного оборудования для занятий:
1. Глобус Земли физический
2. Глобус Луны.
3. Модель планетной системы.
4. Карты движения планет.
5. Карта Луны.
6. Модель для демонстрации солнечных и лунных затмений.
7. Фотографии полярной области неба.
8. Карты звездного неба демонстрационные
9. Рисунки созвездий в мифах и легендах
10. Плакат «Смена дня и ночи»
11. Плакат «Смена времен года»
12. Настольная лампа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по астрономии "Удивительная астрономия"
В школьной программа мало времени уделяется изучению астрономии. Но тем не менее астрономия-одна из важнейших наук, является неотъемлемой частю становления мировоззрения учащихся. Поэтому необходимо д...
Программа кружка по астрономии «Crazy Stars»Руководитель Жилина Лилия Викторовна
Структура программы:1. Пояснительная записка2. Содержание программы I этапа обучения3. Учебно-тематический план I этапа обучения...
Рабочая программа кружка "Занимательная физика" для начальной школы
Рабочая программа рассчитана на работу кружка 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, на 8 месяцев учебного года....
Рабочая программа кружка по астрономии
программа кружка для учащихся 10 класса...
Программа кружка "Подвижные игры для начальных классов"
Программа содержит материалы для занятий с детьми начальных классов повижными играми...
Программа кружка по астрономии "Туляки - герои космоса" для учащихся 10 класса
Проект программы кружка по астрономии для 10 класса, с календарно-тематичским планированием...
Рабочая программа кружка "Немецкий язык" для начальной школы
Ведущая деятельность в обучении иностранному языку – моделирование. Игра - не только источник детской радости, она способ решения учебных задач. Играя, ребенок живет, действует так, как действую...