Программа кружка по астрономии в начальной школе "Путешествие крошки Смурфика по Солнечной системе"
рабочая программа по астрономии по теме

Пестова Анна Александровна

В настоящее время астрономия как отдельный предмет исключена из базисного учебного плана. Однако, первоначальные астрономические знания дети получают в младшем школьном возрасте на уроках таких обязательных предметов как «Окружающий мир» и «Природоведение». Они знакомятся с некоторыми астрономическими явлениями и небесными светилами.

Многие дети начинают проявлять интерес к астрономии и космонавтике, но часто не могут найти ответы на возникающие у них вопросы. Астрономия, космос психологически представляют для младших школьников сочетание непривычности, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и одновременно сочетание реального, поскольку существует на самом деле. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.

К сожалению, сегодня нет единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы дополнительного образования по данному направлению. А вместе с тем, астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь  внимание к красоте мироздания.

Таким образом, актуальность данного курса заключается в том, что в последнее время мало внимания уделяется формированию мировоззрения и формированию ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста, а также и в том, что у детей этого возраста растет интерес к астрономии и космонавтике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кружок в начальных классах99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО АСТРОНОМИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ КРОШКИ СМУРФИКА ПО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ»

Автор: Пестова Анна Александровна

Должность: учитель физики

Место работы: МКОУ средняя школа №5 г.Слободского

Слободской, 2014


Пояснительная записка

В настоящее время астрономия как отдельный предмет исключена из базисного учебного плана. Однако, первоначальные астрономические знания дети получают в младшем школьном возрасте на уроках таких обязательных предметов как «Окружающий мир» и «Природоведение». Они знакомятся с некоторыми астрономическими явлениями и небесными светилами.

Многие дети начинают проявлять интерес к астрономии и космонавтике, но часто не могут найти ответы на возникающие у них вопросы. Астрономия, космос психологически представляют для младших школьников сочетание непривычности, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и одновременно сочетание реального, поскольку существует на самом деле. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.

К сожалению, сегодня нет единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы дополнительного образования по данному направлению. А вместе с тем, астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь  внимание к красоте мироздания.

Таким образом, актуальность данного курса заключается в том, что в последнее время мало внимания уделяется формированию мировоззрения и формированию ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста, а также и в том, что у детей этого возраста растет интерес к астрономии и космонавтике.

Место учебного курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Программа кружка «Путешествие Крошки Смурфика по Солнечной системе» разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО и программы формирования УУД.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 35 часов для школьников 2-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 2-4 классах.

Общая характеристика курса «Путешествие Крошки Смурфика по Солнечной системе»

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие и развитие способностей детей.

Данный курс дополняет и расширяет знания учащихся об окружающем мире и готовит их к изучению в среднем звене таких дисциплин как физика, химия, география.

Курс построен таким образом, что он наиболее тесно приближен к жизненным наблюдениям ребенка и его жизненному опыту.

Основными видами деятельности при изучении данного курса являются:

  • теоретические занятия,
  • практические и лабораторные работы,
  • экскурсии,
  • наблюдения в природе.

Теоретические занятия обеспечивают должный уровень эрудированности школьников, формирование мировоззрения, являющейся предпосылкой интеллектуальной творческой деятельности, позволяют приобрести полезные навыки работы с научно-популярной литературой по астрономии.

Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, астрономического календаря, телескопа (если он есть в школе), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных обучающих программ, видеоаппаратуры и видеозаписей.

Практические работы - это изготовление простейших приспособлений, макетов и приборов для наблюдений, а также изготовление наглядных пособий.

Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, использовании телескопа, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных.

Без наблюдения за небесными телами нельзя успешно овладеть основами астрономии. В школе мы имеем возможность проводить только простейшие наблюдения, но они необходимы, и им уделяется большое внимание на занятиях.

В программу включена проектная деятельность, так как ФГОС второго поколения требует использование в образовательном процессе технологий системно-деятельностного подхода.

На занятиях предполагается использовать различные формы работы с учащимися: индивидуальную, фронтальную, парную, групповую.

Результаты освоения учебного курса «Путешествие Крошки Смурфика по Солнечной системе»

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

А) Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Б) Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

В) Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Солнце – это звезда;
  • Строение Солнца, его размеры, температура;
  • Строение солнечной системы, уметь называть планеты в порядке расположения от Солнца, знать две группы планет, небольшую характеристику планет;
  • Почему происходит смена дня и ночи, времён года;
  • Что такое спутник;
  • Луна – спутник Земли;
  • Как возникают полярные сияния
  • Что такое астероиды, метеориты, кометы.
  • Что такое созвездие;
  • Основные созвездия и их положение на небе
  • Что такое галактика,  Вселенная;
  • Уметь показать на карте «Солнечная система»: положение Солнца, планеты и их спутники, пояс астероидов, местонахождение комет.

Для формирования ИКТ-компетентности младших школьников в рамках учебного курса «Путешествие Крошки Смурфика по Солнечной системе» запланированы:

  • Экскурсии в музей К.Циолковского (г.Киров)
  • Участие во Всероссийском открытом конкурсе «Наследники Юрия Гагарина»
  • Участие в муниципальном турнире им. В.И.Елькина
  • Участие в олимпиаде по астрономии,
  • Участие в школьном конкурсе мини-проектов,
  • Участие в конференции «Циолковские чтения»,
  • поисковые и научные исследования,
  • Экскурсии в музей К.Циолковского (г.Киров)

Тематическое планирование

№ урока

Тема

Содержание темы урока

Оборудование урока

Кол-во часов

Введение. Крошка Смурфик стартует на космическом корабле «Гаргомел»

Вводится понятие об астрономии как науке, изучающей звёзды и планеты.

Построение модели космического корабля

Плакат «Солнечная система». Карта «Солнечная система». Компьютерная модель солнечной системы. Анимация «Старт ракеты-носителя»

1

  1. Солнечная система

1.1

Мое Солнышко

Первоначальное представление о форме и размере Солнца. Безопасное наблюдение Солнца. Практическая работа «Изготовление солнечных очков», «Солнышко для Смурфика»

Компьютерная модель Солнца,

Наблюдения за Солнцем (составление Дневника наблюдений)

2

1.2

Крошка Смурфик двигается за Солнышком

Ребята анализируют и исследуют, что происходит при движении Солнца. Определение положения Солнца в течение дня

Наблюдения за движением Солнца в течение дня: где Солнце всходит и заходит. Видеосюжеты движения Солнца

2

1.3

Смурфик наблюдает за необыкновенными явлениями

Взрывы на Солнце, солнечные пятна. Солнечные вспышки. Полярные сияния.

Видеосюжеты полярных сияний

1

1.4

Игра «Строение Солнца»

Закрепление полученных знаний о Солнце

Компьютерная программа «Маленький астроном».

Аудиоэнциклопедия «Увлекательная астрономия»

1

1.5

Крошка Смурфик считает планеты:

  1. Проворный Меркурий
  2. Жутковатая красавица Венера
  3. Марс – красная планета
  4. Большущие планеты, не похожие на Землю
  5. Планеты- крошки

Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. 

Практическая работа «Построение модели планеты для Крошки Смурфика»

Компьютерные модели различных планет

5

1.6

Самая удивительная планета Солнечной системы для Смурфика

Проектная работа

2

1.7

Крошка Смурфик облетел вокруг Земли

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Планеты, похожие на Землю и непохожие на нее. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. 

Глобус как модель Земли. Модели других планет.  Плакаты «Смена времен года», «Смена дня и ночи»

1

1.8

Приземление на Луну

Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура).

Движение Луны. Наблюдение и зарисовка фаз Лун.

Модель Луны, видеосюжеты о строении Луны

Компьютерная программа «Маленький астроном»

1

1.9

А где же Солнышко?

Солнечные и Лунные затмения.

Видеосюжеты явлений солнечных и лунных затмений

1

1.10

Проектная работа «Модель солнечной системы»

Построение модели солнечной системы. Закрепление полученных знаний о строении солнечной системы

Интернет-ресурсы, энциклопедии

2

1.11

Экскурсия в планетарий вместе с крошкой Смурфиком

Посещение Нижегородского планетария

2

1.12

Экскурсия в музей им. К.Циолковского

Посещение музея им. К.Циолковского (Киров)

2

  1. Малые тела Солнечной системы

2.1

Столкновение корабля «Гаргомел» с астероидами

Астероиды - крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. «Послушные» и «страшные» астероиды

1

2.2

Камни, которые упали с неба

Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.

1

2.3

Метеоритный дождь

Практическая работа.

Тунгусская тайна

Озорные метеориты

Компьютерная модель-анимация, наблюдение в видеофильме

1

2.4

Хвостатые светила

Представление о кометах. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян. Комета Галлея

метеоритного дождя

1

2.5

Игра «Космические красавицы»

Повторительно-обобщающий урок

Комп. пр. «Дракоша и занимательная астрономия»

1

  1. Вселенная

3.1

Смурфик изучает происхождение Вселенной

Представление о происхождение Вселенной в древности.

Исторические сведения из энциклопедий

1

2.7

Открытие нашей Галактики

Млечный путь.

Открытие нашей Галактики. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.

Компьютерная модель нашей Галактики.

1

2.8

Полет Крошки Смурфика к звездам

Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты

1

2.9

Зодиакальные созвездия на карте Смурфика

Знакомство с Зодиакальными созвездия

Карта и изображение зодиакальных созвездий

1

2.10

Карта звездного неба

Практическое занятие: Знакомство с картой звездного неба

Плакат «Звездное небо»

1

2.11

Как найти Смурфика?

Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта

1

Итого

34

Материально-техническое обеспечения образовательного процесса

Перечень учебного оборудования для занятий:

1. Глобус Земли физический

2. Глобус Луны.

3. Модель планетной системы.

4. Карты движения планет.

5. Карта Луны.

6. Модель для демонстрации солнечных и лунных затмений.

7. Фотографии полярной области неба.

8. Карты звездного неба демонстрационные

9. Рисунки созвездий в мифах и легендах

10. Плакат «Смена дня и ночи»

11. Плакат «Смена времен года»

12. Настольная лампа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по астрономии "Удивительная астрономия"

В школьной программа мало времени уделяется изучению астрономии. Но тем не менее астрономия-одна из важнейших наук, является неотъемлемой частю становления мировоззрения учащихся. Поэтому необходимо д...

Программа кружка по астрономии «Crazy Stars»Руководитель Жилина Лилия Викторовна

Структура программы:1.     Пояснительная записка2.     Содержание программы I этапа обучения3.     Учебно-тематический план I этапа обучения...

Рабочая программа кружка "Занимательная физика" для начальной школы

Рабочая программа рассчитана на работу кружка 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, на 8 месяцев учебного года....

Рабочая программа кружка по астрономии

программа кружка для учащихся 10 класса...

Программа кружка "Подвижные игры для начальных классов"

Программа содержит материалы для занятий с детьми начальных классов повижными играми...

Программа кружка по астрономии "Туляки - герои космоса" для учащихся 10 класса

Проект программы кружка по астрономии для 10 класса, с календарно-тематичским планированием...

Рабочая программа кружка "Немецкий язык" для начальной школы

Ведущая деятельность в обучении иностранному языку – моделирование. Игра - не только источник детской радости, она способ решения учебных задач. Играя, ребенок живет, действует так, как действую...