Элективный курс Основы астрономии
элективный курс по астрономии (9 класс) по теме
Данный курс предназначен для учащихся 9 классов. Он позволяет расширить кругозор, помочь формированию мировозрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_osnovy_astronomii.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
Основы астрономии
Автор: Хабарова О.Н.,
Учитель физики МОАУ Гимназии №25.
Тематическое планирование элективного курса
«Основы астрономии».
Для 11-х классов.
Количество часов – 34 (1 раз в неделю).
Учебное пособие: «Астрономия-11» 1999г. Воронцов-Вельяминов Б., Левитан Е.Ю.
Научный консультант:
Преподаватель БГПУ Ярмак Ю.Г.
Наблюдения учащихся: обсерватория БГПУ, гимназия №1.
№ урока | Темы | Содержание тем | Межпредметные связи |
1 | Предмет астрономии. Развитие представлений о Вселенной. | Причины возникновения астрономии. Религия, астрология. Представление о строении Вселенной. | История древнего мира. |
2 | Наблюдения – основа современной астрономии. Строения и масштабы Вселенной. | Виды телескопов. Крупнейшие телескопы мира. Шкала расстояний. А. е. парсек, световой год. | Ф.11 Ф.10 Геометрич.. Оптика. |
3 | Астроклимат. Явления в атмосфере. (Наблюдения) | Строение атмосферы. Цвет неба, грозы, ветер, гало, радуга. Мерцание звезд. | |
4 | Звездное небо, карта звездного неба. (Наблюдения) | Созвездия: древние и современные. Звездные величины. | Геометрия. Св-ва углов. |
5 | Явления, связанные с суточным вращением небесной сферы. (Наблюдения) | Небесная сфера. Горизонт, восход, заход, кульминация светил. Вид с неба в зависимости от времени суток. | |
6 | Подвижная карта. Небесные координаты. | Определение условия видимости светил. | |
7 | Счет и хранение времени. Рефераты. | Звездное, солнечное, среднее солнечное время, декретное время. | |
8 | Вращение Земли вокруг Солнца. Календарь. Рефераты. | Смена времен года. Зодиак. Процессия. Календари мира. Юлианский и григорианский стиль. | |
9 | Солнечная система. Строение и объекты. | Объекты. Общие закономерности строения Солнечной системы. | |
10 | Видимое движение планет. Развитие представлений о строении Солнечной системы. | Видимое движение планет. Возникновение и становление гелиоцентризма. | История древних веков. |
11 | Движение Луны. (Наблюдения) | Сравнение масс Земли и Луны. Элементы лунной орбиты. Фазы затмения. | Ф.9 Масса как мера инертности. |
12 | Определение характеристик космических тел, расстояние до них. | Метод параллаксов, радиолокация. | Элементы психологии. |
13 | Астрология. (Рефераты) | Возникновение астрологии. Психологическая привлекательность. Технология составления натальных гороскопов. | |
14 | Перемещения на Луну и планеты в произведениях классической мировой литературы. | Жюль верн «Первые люди на Луне», А. Толстой «Аэлита», К. Циолковский «Вне Земли», И. Кеплер «Сон», Вольтер «Микромегас» (Способы перемещения) | Литература. |
15 | Кратковременные и долговременные проекты освоения космоса. | Идеи Циолковского и других космонавтов. Проекты заселения космоса и преобразования Земли. | |
16 | Философские, этические и психологические аспекты освоения космоса. | Жизнь в орбитальных станциях. Космическое право. Будущее Земли и человечества. | |
17 | Земля, как космическое тело. | Внутреннее строение Земли. Тектонические процессы, метеоритные кратеры. Масса, плотность, возраст, химический состав. | География. |
18 | Магнитосфера Земли. Атмосфера. Космические исследования Земли. (Рефераты) | Происхождение атмосферы и магнитосферы, их роль. | География. |
19 | Физическая природа Луны. Исследования. (Наблюдения) | Возраст, гипотезы о происхождении. Космические и земные исследования. | |
20 | Планеты и их спутники. Исследования. (Наблюдения) | Природы и характеристики планет. Спутники. Космические исследования. | |
21 | Малые тела. | Астероиды, кометы, метеорные тела, метеориты. | |
22 | Солнце. (Рефераты) | Физическая природа Солнца. Активные образования в фотосфере. Солнечная активность. Солнечные и земные связи. | |
23 | Звезды – основные объекты во Вселенной.Эволюция звезд. | Строение. Расстояние до звезд. Видимые и абсолютные звездные величины. | |
24 | Двойные звезды. (Наблюдения) | Особенности протекания эволюции. пульсары | Ф.11 Ядерные реакции. |
25 | Строение Галактики. (Рефераты) | Развитие представлений о строении Вселенной Строение Галактик. | |
26 | Мир галактик. | Гипотезы о происхождении. Взаимодействие галактик. | |
27 | Местная группа галактик. Строение метагалактики. | Мегелановы облака. М-31. Квазары. Строение метагалактики. | |
28 | Современное представление о возникновении и эволюции Вселенной. (Рефераты) | Теория «Большого взрыва». Проблема бесконечности Вселенной. | |
29 | Современные представления о пространстве и времени. | Ньютоновское пространство. Реметивистские эффекты. | Ф.11 |
30 | Проблемы существования и поиска внеземного разума. (Рефераты) | «Необъяснимые» явления на Земле. Анализ вероятности контакта. | |
31-33 | Астрономические наблюдения учащихся. Обсуждения полученных результатов. | Задания: 1, 2, 3, 5 из перечня наблюдений. | |
34 | Презентация. Защита рефератов. (Творческий отчет) |
Самостоятельные наблюдения учащихся
Указания:
Данные наблюдения можно предлагать как до изучения соответствующих тем, так и после, в качестве закрепления.
Задания о проведении наблюдений должны иметь только рекомендательный характер, поскольку не у всех учащихся есть возможность их провести.
После проведения наблюдений необходимо обсудить полученные результаты, сравнить их и сделать выводы.
Наблюдение в течение 2-3 недель изменения фаз Луны, изменения положения Луны в фиксированное время относительно выбранных ориентиров (к уроку №11).
Задание: заметить появление на небе «молодого месяца» и пронаблюдать изменение его формы в течение лунного месяца. Зарисовать ежедневные положения Луны в фиксированное время (например, в 21 ч.), при наблюдении из фиксированной точки, относительно фиксированных ориентиров.
Выводы: в течение 7 суток после появления «молодого месяца» молодой месяц появляется к востоку от заходящего Солнца. По мере «взросления», до того момента полнолуния, угол между Луной и Солнцем увеличивается до 180°, после чего Луна начинает приближаться к восходящему Солнцу с запада и видна утром.
Это легко объяснить, проследив движение Луны по орбите.
Наблюдение видимого суточного движения светил (к уроку №5)
Задание: зарисовать изменение положения нескольких звезд в течение нескольких часов, в течение одних суток, при наблюдении из фиксированной точки, относительно фиксированных ориентиров. Чем больше охваченный промежуток времени, тем лучше.
В какую сторону движутся светила?
С одинаковой ли скоростью?
Выводы: светила восходят из-за восточной стороны горизонта и заходят на западной.
Все светила описывают дуги, центр которых совпадает с Полярной звездой. Движение происходит против часовой стрелки.
Чем дальше светило от Полярной звезды, тем быстрее его движение, поскольку оно движется по окружности большей длины (линейная и циклическая скорость!).
Нахождение на небе созвездий при помощи карты звездного неба (к уроку №6)
Задание: при помощи карты звездного неба отыщите и зарисуйте созвездия, видимые вечером в данное время года.
Примечания: для данного наблюдения необходимо обеспечить учащихся картами той части неба, которую видно в данный период. Следует помнить, также, что не все созвездия можно видеть в городских условиях (почему?).
Изменение в течение нескольких месяцев вида звездного неба (к уроку №8)
Задание: наблюдение 3 желательно провести осенью, зимой и весной.
Почему и как изменилась карта звездного неба?
Как изменилось положение звезд за 3 месяца?
Выводы: картина звездного неба меняется в зависимости от сезона.
Созвездия, восходящие к утру сейчас, будут видны вечером через 2-3 месяца.
Причина в изменении положения Солнца среди созвездий. Именно от его положения зависит то, какую часть неба мы увидим вечером, какую утром, а какие созвездия мы «увидели бы» на дневном небе.
Наблюдение астрономических явлений
Задание: по возможности провести наблюдение астрономических явлений, информацию о которых учитель сообщает заранее. Ее можно найти в астрономических календарях.
Кроме того учащиеся могут стать случайными свидетелями редких атмосферных явлений. В этих случаях следует зафиксировать максимально точное описание явления, время, сторону горизонта и длительность. Некоторые небесные явления можно попытаться сфотографировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по астрономии: "Извечные тайны неба"
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных светил и явлений.Курс по астрономии «Извечные тайны неба» призв...
Урок по теме "Овен". Авторский элективный курс по астрономии с применением ИКТ
Урок 16 (из 34)Тема: Овен Тип урока: Комбинированный Цели урока:ОбщеобразовательныеПродолжить изучение созвездий;Дать сведения о том, как возникло представление о знаке зодиака Овен;По...
Разработка элективного курса по астрономии 10-11 класс
В связи с отменой предмета астрономии в 11 классе, мной был разработан элективный курс для повышения знанай учащихся....
Дополнительная презентация "Основы аранжировки цветов"к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс
Дополнительная презентация "Основы аранжировки цветов" к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс...
Урок по теме "Звезды и созвездия". Авторский элективный курс по астрономии с применением ИКТ
Методика проведения урока «Звезды и созвездия». Авторский элективный курс по астрономии с применением ИКТУрок 14 (из 34)Тип урока: Комбинированный Цели урока:ОбщеобразовательныеСформировать понят...
Рабочая программа элективного курса по астрономии для 9 класса "Космическая Одиссея"
Элективный курс по астрономии в рамках предпрофильной подготовки для 9-х классов предусматривает интеграцию учебных предметов, что способствует формированию современной научной картины мира, раскрывая...
Презентация «Основы композиции» по элективному курсу «Основы дизайна» в 10 классе
Типы композиций. Динамика и статика, ритм композиционных элементов. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое рав...