Урок по астрономии "Звездное небо"
план-конспект урока (астрономия) на тему
Урок по теме "Звездное небо" проводится в технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Звездное небо". Астрономия. Технология ТРКМЧП. | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Звездное небо.
Ветрова О.М.
учитель физики,
I квалификационная категория
Предмет: астрономия
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо
Цель | создать условия для творческого переосмысления уже известной информации о звездном небе и созвездиях, и критическому восприятию новой информации по теме | ||
Задачи | Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
приобретение обучающимися знаний об звездном небе, созвездиях, зодиакальных созвездиях, о происхождении их названий
| развития умения переформулировать полученную информацию, разбивать ее на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц; формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, развитие внимания, критического мышления; умение связно и логично излагать свои мысли | воспитание самодисциплины, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению, формирование коммуникативных способностей, культуры умственного труда. |
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая и фронтальная работа
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, текст по теме, таблицы.
“Мыслить человек начинает тогда,
когда у него появляется потребность что-то понять”.
С.Л. Рубинштейн
Ход урока:
1. Организационный момент . 2 мин.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Психологический настрой на работу
- Чтобы нам эффективно потрудиться сегодня на уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё (видят).
- Уши внимательно слушают и всё (слышат).
- Голова хорошо (думает).
- Молодцы!
2. Актуализация знаний. 5 мин.
Если ночью не заснуть
И на небо нам взглянуть,
То увидеть сможешь ты
Звёзды дивной красоты.
Мир созвездий полон красок,
Много ходит о нем сказок.
Эти сказки, как все знают,
Греки мифами считают.
Ах, какие очертания!
Греки дали им названия!
На чёрном бархате небес
Стоит с дубинкой Геркулес,
Телец восторженно блестит
Альдебарана красным глазом.
А вот Плеяды собрались,
Да всем семейством разом!
И тут же звездный Зодиак.
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Правильно о звездном небе. Тема урока «Звездное небо».
1 Этап «Вызов».
Учитель:
Прием «Корзина идей»
1. Нарисуйте в тетрадях звездное небо так, как вы его себе представляете.
2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о звездном небе.
Все, что вспомните, запишите себе в тетрадь. Обменяйтесь информацией с соседом по парте. Повернитесь к соседней парте и обменяйтесь информацией с ними. Запишите общую информацию. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
Давайте обсудим то, что у вас получилось. Что же вы знаете о звездном небе?
Обучающиеся по очереди называют известную информацию по теме «Звездное небо», учитель на доске оформляет известные знания обучающихся с помощью приема «Кластер».
2 Этап «Осмысление».
Давай те проверим полученную информацию. Главным источником информации сегодня на уроке будет текст, с которым вы будете работать в парах.
ЗВЕЗДНОЕ НЕБО - видимое расположение звезд и других небесных светил на небесном своде. Невооруженным глазом ночью на небе можно увидеть до 2,5 тыс. звезд (до 6-й звездной величины), большинство которых расположено вблизи полосы Млечного Пути, а всего видимых звезд около 6000..
У разных народов и в разное время был разный принцип деления звездного неба: 4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия;
18 век – Монголия – было 237 созвездий; 2 век – Птолемей (“Альмагеста”) – описано 48 созвездий; 15-16 век – период великих морских путешествий – описано 48 созвездий южного неба. В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829 г содержались 102 созвездия.
Многие звездные карты (атласы) 17-19 веков содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690 г.
Путаница с созвездиями прекращена в 1922 г, Международный астрономический союз (МАС) разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928 году.
Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.
Старейшие по названиям считаются созвездия зодиакальные – пояс, вдоль которого происходит годичное движение Солнца по линии, которую называют эклиптика.
Созвездия - область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ.
Среди "звездных команд" особо выделяли 13 созвездий Зодиака. Зодиакальные созвездия, зодиак, зодиакальный круг (от греч. ζωδιακός, «звериный»). Действительно, большинство там — небесные животные, немного людей и один предмет — весы.
Считается, что знаков Зодиака 12. Созвездие Змееносца — 13-е, тайное. Оно накладывается на два соседних знака — Скорпиона и Стрельца. Одни думают, что 13 — несчастливое число, другие полагают иначе. Но все сходятся в том, что 12 — магическое число. В году 12 месяцев. За это время Луна 12 раз проходит полное изменение — от новолуния до полнолуния. У нас молодую Луну именуют Месяцем. Поэтому и время одного цикла изменений фаз ночного светила (оно длится от 28 до 31 дня) также называют месяцем.
Впервые обозначение звезд греческими буквами ввел Байер в своем звездном атласе. Самая яркая звезда в любом созвездии обозначалась буквой ‘α’ (альфа), следующая за ней по убыванию яркости - буквой ‘β’ (бета), далее - буквой ‘γ’ (гамма) и т. д. Только в нескольких созвездиях эти обозначения не соответствуют убыванию яркости звезд.
Около 300 самых ярких звезд имеют и собственные имена, большая часть которых дана арабами. Интересно, что арабы давали названия звезде в зависимости от того, какое положение она занимает в аллегорическом или мифологическом изображении созвездия. Так, например, α Тельца получила имя Альдебаран ("Глаз тельца"), α Ориона называется Бетельгейзе ("Плечо гиганта"), β Льва - Денебола ("Хвост льва") и др.
Греки давали названия некоторым звездам по другим признакам, например звезда Сириус названа так из-за ее сильного блеска (от греч. "сириос" - блестящий).
Прием «ИНСЕРТ».
Маркировка текста значками по мере его чтения. Вам необходимо во время чтения текста ставить на полях пометки:
«V» – я это знал
«-» – думал иначе
«?» – не понял, есть вопросы
«+» – это для меня новое, хотел узнать бы больше.
Физкультминутка.
Я буду называть слова:
если относятся к созвездиям – поднимаете правую руку;
если относятся к планетам – поднимаете левую руку;
если относятся к названиям звезд – поднимаете обе руки;
если не относятся к перечисленному - качаете головой.
Солнце, Лев, Водолей, Меркурий, комета, Венера, Альтаир, Альдебаран, астероид, Андромеда, Орион, Земля, Луна.
Обучающиеся заполняют таблицу «ИНСЕРТ»
«V» | «+» | «?» |
если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете | если то, что вы читаете, является для вас новым | если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
Обсуждение заполненной таблицы фронтально.
Учитель дает установку на домашнее задание:
Задание 1. Доработать кластер по теме.
Задание 2. Выбрать тему для сообщения в соответствие с возникшими вопросами.
Обучающиеся записывают домашнее задание.
3 Этап «Рефлексия».
- Понятие созвездия.
- Сколько существует созвездий на небе?
- Какой греческой буквой обозначается самая яркая звезда в созвездии?
- Сколько зодиакальных созвездий?
- Какое созвездие исключено из зодиакальных созвездий?
- Какая ошибка закралась в строке песни Владимира Высоцкого:
«В далеком созвездии тау Кита….»?
Подвести итог я вам предлагаю в творческой форме – составить «Синквейн».
Сочините стихотворение из пяти строк, но чтобы в первой строчке было одно существительное, во второй строчке два прилагательных, в третьей строчке три глагола, в четвертой строчке словосочетание, в пятой резюме (краткий вывод).
Заслушать один, два «Синквейна».
Итог урока.
Выбрать цвет шарика.
Красный шарик – не интересно, урок не понравился
Синий шарик - не знаю
Зеленый шарик – интересно, урок понравился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения по теме " Звезды на небе"
На данном уроке выполняется лабораторная работа....
Классный час: Погибшие в небе за Родину - становятся небом над ней...
Цель мероприятия: Рассказать учащимся о женщинах-авиаторах «ночных ведьмах» Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.Задачи мероприятия:•Осветить подвиг женщины во время войны;•Сфор...
Интегрированный урок "Звёзды на небе науки"
Интегрированный урок по теме "Научно-технический прогресс" способствует расширению знаний учащихся о великих учёных мира....
План-конспект открытого урока - Тема урока: «Огромное небо» Р.Рождественский
Разработка урока по теме "Огромное небо" Р.Рождественский /Чтение З.Ф.Малышева (УМК для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/ выполнен в виде технологической карты в ...
статья о проведенной акции "Небо без птиц - не небо"
Ряд мероприятий в рамках проведения акции "Небо без птиц - не небо". Принимали участие учащиеся из разных параллелей....
Урок астрономии "Звездное небо". УМК Чаругин В. М. Урок 2
Цель урока — познакомить учащихся с основными созвездиями звездного неба, наиболее яркими звездами, показать способы нахождения созвездий с помощью звездной карты, дать определения оси мира, пол...
6 класс ИЗО. Урок 29-30. ТЕМА УРОКА: тематический рисунок» Птицы – наши друзья». Примерное содержание рисунка: весна, ярко светит солнце, деревья с распустившейся листочками, в голубом небе птицы, на переднем плане скворечник, на ветке сидит скворец: надп
Поурочное планирование по ИЗО 6 класс 8 вид....