План урока "Геометрический смысл производной. применение производной в различных областях науки и техники"
план-конспект урока по алгебре (11 класс)

Емельянова Ирина Владимировна

конспект урока в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvodnaya_i_ee_geometricheskiy_smysl_tehnologii.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока алгебре в 11 классе на тему: «Производная и ее геометрический смысл».

Учитель: Емельянова Ирина Владимировна

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Класс: 11

Базовый учебник: Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 классов  общеобразовательных учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. М.,Просвещение

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, тест – тренажёр в программе XL, тесты , лист самоконтроля, оценочная ведомость в формате XL.

 Цели урока:

Обучающие цели:

  • обеспечить повторение учащимися изученного материала, основных  понятий, правил дифференцирования и формул.
  • предоставить учащимся возможность использовать приобретенные знания при решении задач разного содержания и уровня сложности.
  • обеспечить проверку усвоения учащимися изученного материала.

 

Воспитательные цели:

  • способствовать развитию навыков устной речи, умению аргументировать свои действия;
  • умение работать в микрогруппах
  • осознание большой практической значимости производной в различных сферах.

План урока:

  1. Организация начала занятия.
  2. Вступление. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся. Инструктаж по организации работы на уроке.
  3. Повторение и анализ основных теоретических знаний по изучаемой темой.
  4. Проверка знания учащимися основных теоретических фактов. Применение знаний в стандартных или частично измененных ситуациях.

 

Ход урока

І. Организационный  момент.

    Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку.

 

 II Актуализация знаний  

Сегодня, ребята, у нас с Вами обобщающий  урок по теме «Производная и  ее геометрический смысл».

Начиная данную тему мы с вами говорили о том, насколько широкий прикладной характер имеет тема «Производная»(Геометрия, физика, механика, химия, экономическая теория, задания ЕГЭ).

 Мы закрепим знания и умения по этой теме, а в конце  урока Вам предстоит выполнить задания в виде тестов.

Перед вами листы самопроверки в них отмечены задания, которые вы оцените самостоятельно.

 Слайд2

     Для начала давайте вспомним определение производной функции  в некоторой точке.

- Дайте определение используя формулу.

- Уточните определение производной.

Слайд 3

 Если функция fx﴿ определена на некотором промежутке, а х- точка этого промежутка и число h ≠ 0 такое ,что х + h также принадлежит данному промежутку, тогда предел разностного отношения  при h→0 (если этот предел существует) называется производной функции ƒx﴿ в точке х.                                            

Следующий вопрос:

 - А в чем состоит геометрический смысл производной?

 Геометрический смысл  производной состоит в том, что значение производной функции в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке.

 

(Слайд4)

И еще одна важная формула по теме Уравнение касательной!

 

  И мы продолжаем наш урок. Сейчас мы проверим Ваше знание формул и правил нахождения производных некоторых  функций.

Слайд(формулы и правила)

Задание1

а) Продолжите  формулу…. (проверка знаний формул дифференцирования с помощью компьютерной презентации) (слайд 7-9)

 (Обучающиеся устно проговаривают формулы!)

В листе самопроверки оцените ваше знание формул по 5 бальной шкале!!

б) Устная работа по презентации.(2мин)

Задание 2

Установи соответствие.

 

1. y = x3

 

A. y' = - 2/x3

2. y = 1/x3

Б. y' = 3x2

3. y = x2

В. y' =x3/3

4. y = 1/x2

Г. y' = 2x

 

Д. y' = - 3/x4

Ответ:

 

А

Б

В

Г

Д

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Какая формула была использована в задании?

(производная степенной функции)

Задание 3. Логические задачи. Найдите логическую связь. Подсказкой послужит  тема урока.

 Вставить пропущенное выражение.

 3-6х                15х2-6              30х

 2sinx                  2cosx                -2sinx

  cos2x                 -2sin2x              -4cos2x

-Какие формулы  и правила вычисления производной вы использовали?

- Где мы  уже встречались со второй производной?

(в механике!)

-Конкретнее!? что находится с помощью второй производной.

 (– ускорение – вторая производная перемещения)

Задание 4.

Мы повторили в чем заключается геометрический смысл производной. Следующее задание:

(по сладам, слайд№)

- Поясните, как находили? Алгоритм решения.

1.Нашли производную функции.

2.Подставили значение, вычислили.

 Поясните как найти угловой коэффициент касательной

III. Математический диктант.(5-7 мин)

Повторили формулы и правила диф-я, алгоритмы решения задач. Я предлагаю вам выполнить математический диктант. Работаем по группам.

1 группа выполняет задание со слайдов.(время работы 5 мин)

 2 -ая выполняет задание по печатным тестам текстам. (для более подготовленных учащихся) Тесты раздать.

(Смотри  приложение 2.)

1 группа – самопроверка.-(1задание -1балл,max 7 баллов).

Посчитайте и внесите баллы в лист самопроверки!!!!)Пока 2-ая группа заканчивает, внесите ваши баллы в листы самопроверки

Решения 2 гр я проверю во время урока и выставлю оценки в листы.

г) решение упражнения 4.(5 -7 мин)

Следующее задание предлагаю выполнить письменно. На сладах представлены 2 типа заданий,1 столбик в таблице «Найти производную», а второе – перспективное «По производной найти исходную функцию» ,а как она называется мы узнаем с вами уже в следующей четверти!!! Выберите для себя тот столбец, который вы сможете выполнить. У доски на крыльях работают 2 человека.

1столбец-

2столбец- (У доски 2 человека и в тетради по группам.)

(Задания на слайдах)

д) Решение задач в формате ЕГЭ. ( по слайдам)( 7  мин),те 2-3 задачи!!!!!

Выполним задачи с краткой записью решения.

Задача 1.

f”(x0)=k и  k-наименьшее, следовательно, f”(x0)- наименьшее

 X0=-1

Ответ.-1.

Задача 2.

K1=k2=2

K=f”(x0)=2

Ответ.4.

Задача3.

f’(5)-? F’(x0)=k=tg a

tg a= y/x=3/5=0,6

Ответ.0,6.

  - Перед тестированием мне листы с самооценкой, я просчитываю рейтинг.

З) Тестирование. Откройте тест в формате XL.(10 мин)

Введите вашу фамилию.

Перейдите в режим «Экзамен», вы выполняли подобный тест в режиме «Обучение».

(отследить время !!!!)

Оценки за тест внесите в лист самоконтроля.

Пока учащиеся выполняют тест необходимо просчитать рейтинг по каждому заданию. Затем внести баллы за тест по мере выполнения и высчитать в автоматизированном режиме.

Кто раньше закончит – тренажер в режиме обучение.(или  распечатанный тренажер)

 

IV.Домашнее задание

  1. Повторить формулы дифференцирования.

2.«Проверь себя» стр 258(учебник)

V. Оценивание: (результаты самооценки по листам самоконтроля)

VI. Итог урока. Вывести на экран таблицу с  рейтингом.

Приложение 3.

В А Р И А Н Т Ы     Т Е С Т О В.(дополнительно)

В А Р И А Н Т   1.

1.Чему равна производная функции у=sinx + 1?

а) cosx  + 1          б)  - cosx              в) cosx

2.Найти производную функции  f(x)= х² sin(х).

а) 2xcosx+x²sinx   б) 2xsinx+x²cosx  в) -2xsinx+x²cosx

3.Найти производную функции f(x)=6 √х .

 а) 5/√х                б) 5√x                    в) 30 √х

  1. Тело движется прямолинейно по закону х(t) =√t. Определить его ускорение в момент времени t = 1с.

а) -0.25 м/с²          б) 0.5 м/с²            в) 1 м/с²

5.Составить уравнение касательной к графику функции f(x)= 2 - x² в точке  х  = -3.

 а) у = 2х + 5          б) у = 6х + 11      в) у = -3х – 6

 

В А Р И А Н Т   2.

1.Найти производную фунции у = х /4

 а) х³                     б) 4 х³                   в) х³∕16

  1. Тело движется по закону S(t) = 8t+ 2t².Найти его скорость в момент времени t= 2с.

 а) 12 м/с              б) 16 м/с                в) 8 м/с

  1. Найти производную функции g(х) =(3 – 5х)

 а) 25(3 – 5х)         б) 5(3 – 5х)           в) -25(3 -5х)

  1. Найти производную функции у= e +lnx+ 2x³

  а) е + lnx + 6х²     б) е + 1/х +6х²     в) е + lnx +2х²

5.Составить уравнение касательной к графику функции у=7х³ +4х² +6 в точке х =1

а) 16х -12               б)29х +15       в)29х – 12

  

В А Р И Н Т  3.

1.Найти производную функции  g(х)=tg(2x +π/3)

 а) 2(2х + π/3)/соs² х     б)2/соs² х       в)2/соs² (2х + π /3)

2.Найти производную функции  у=4 √x³

 а) 3√x²             б) 3 ∕ √x                в)  12 √x²

3.Точка движется прямолинейно по закону х(t)= 3t³ +2t  Найти ее ускорение в момент времени  t =1с .

 а) 11м/с²             б)  18 м/с²           в) 5м/с²

4.Найти значение производной функции ƒ(х) =sin х – 1/3sin 3x  в точке х= π∕2

а) 0                       б) 2                      в) -1

5.Составить уравнение касательной к графику функции

ƒ﴾x﴿ = (х² + 3) / х в точке  х = 1

 а) 4х – 6              б) 6 -2х                в) 2х+6

 

Приложение 1.

Лист самопроверки

Фамилия имя

формулы

Устная

работа

Математический

диктант

Решение  задач

Тест

Итог

с/о(max 5 б)

(0-3 б)

с/о(max 7 б)

С/о

(0-5 б)

о/п

о/г

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

рейтинг

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.(max 7 баллов)

ФИ  ______________________________

Задание №3.   «Собери   четверку». Задача учащихся заключается в том, чтобы найти соответствующие друг другу элементы таблицы и выписать столбиком соответствующие им номера. Ответ должен быть записан ввиде 1274

Ответы:

ФИ ________________________________

Задание №3. .(max 7 баллов)

  «Собери   четверку». Задача учащихся заключается в том, чтобы найти соответствующие друг другу элементы таблицы и выписать столбиком соответствующие им номера. Ответ должен быть записан ввиде 1274,3456,..

Ответы:

Приложение 4.

Ключ к заданию 3 «Собери четверку»

Вариант1.  1274,   2456,  4567,  5645,  6318, 7821,  8182

Вариант2.   2567,  3816 ,  4152,  5335,  6271, 7628,  8484

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Геометрический и физический смысл производной. Применение производной»

Урок   обобщающего  повторения по теме:« Геометрический и физический смысл производной. Применение производной». Урок сопровождается презентацией....

Производная. Геометрический смысл производной. Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы

Урок обобщения и систематизации знаний. Осуществляется подготовка к ЕГЭ по заданиям с производной. Используются различные формы работы (фронтальная, групповая, самостоятельная работа учащихся)....

Геометрический смысл производной. Применение производной к исследованию функций

В данной презентации рассматриваются задачи, взятые из открытого банка задач ЕГЭ по математике. Каждая рассматриваемая задача визуально анимированная, что способствует хорошему осмыслению изучаемого м...

Разработка урока по алгебре для 11 класса. Тема: "Применение производной в различных областях науки"

Данный материал содержит план-конспект урока, презентацию к данному уроку, а также раздаточный материал для самостоятельной работы детьми. Презназначен для закрепления и обобщения темы "Производная" ,...

Открытый урок на тему: "Применение производной в различных областях науки".

Урок по теме «Применение производной в различных областях науки». Урок проводится после изучения физического смысла производной, производных элементарных функций. Форма организации у...

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики...

Проект урока по теме "Применение производной в различных областях науки и техники" с применением технологии разноуровневого обучения

Урок проводится по технологии разноуровневого обучения. Его цель-показать важность значения производной в исследовании процессов окружающего мира.Урок призван способствовать развитию у студентов иссле...