Методическая разработка конспекта урока "Иррациональные неравенства " 10 класс
методическая разработка по алгебре (10 класс)
Разработка конспекта урока в 10 профильном классе в технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glotova_e.v._konspekt_uroka.docx | 377.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «открытия» нового знания по теме
«Иррациональные неравенства»
- Глотова Елена Владимировна
- 10 класс (профиль)
- 2 часа
- УМК: Алгебра и начала математического анализа. 10 класс (профильный уровень). Пратусевич М. Я.
- Стратегия обучения: соавторство.
- Цели урока:
Познавательная: изучение формул для решения простейших иррациональных неравенств, составление алгоритма решения иррациональных неравенств и отработка их на примерах.
Развивающая: развитие логического и аналитического мышления, навыков самостоятельной работы, в том числе работы с учебной литературой.
Воспитательная: воспитание качеств личности, способствующих работе в команде (умения слушать, оценивать, аргументировать, вести диалог и пр.), воспитание целеустремленности, умения доводить начатое дело до конца.
- Планируемые результаты обучения:
Предметные: овладеть методами решения простейших иррациональные неравенств и применять их при решении задач; свободно оперировать понятиями: неравенство, равносильные неравенства.
Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).
Личностные: готовность и способность к отстаиванию собственного мнения; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки; развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской деятельности.
- УУД:
Личностные: личностное самоопределение, мотивация.
Коммуникативные: планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учет позиции партнера - контроль, коррекция, оценка его действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, передача информации и отображение предметного содержания.
Познавательные: информационный поиск, знаково-символические действия, структурирование знаний, извлечение информации в соответствии с целью чтения. рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность.
Регулятивные: ориентировка в ситуации, оценивание, самоконтроль, коррекция, рефлексия.
Ход урока.
Урок 1
- Организационный момент (5 - 7 минут)
Учитель приветствует учащихся и организует с учащимися диалог:
- Какие неравенства вы умеете решать? (Линейные, рациональные, дробно-рациональные, квадратные, с модулем).
- На доске записаны неравенства (на начало урока уравнения скрыты от учащихся):
- Что общего в этих неравенствах? Как бы вы назвали эти неравенства? (Иррациональные).
- Какова тема урока? (Иррациональные неравенства)
- Сформулируйте цель урока. (Научиться решать иррациональные неравенства, узнать способ решения иррациональных неравенств)
- Запишите в тетради тему урока.
- Как вы думаете, из каких источников информации можно почерпнуть новое знание? (Справочники, учебники, интернет источники, пособия по математике)
- Что означает хорошее объяснение? (Все должно быть понятно, с примерами, формулами, алгоритмами)
- Каковы критерии хорошего объяснения? (Доступность, наглядность, примеры, четкость).
- Молодцы! Посмотрим, как с точки зрения науки выглядят критерии идеального объяснения.
На доске заготовлена таблица, которую учитель предъявляет учащимся после обсуждения.
Критерии | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа |
Научность | |||||
Доступность | |||||
Наглядность | |||||
Последовательность | |||||
Четкость | |||||
Наличие примеров | |||||
Разнообразие методов | |||||
Применение | |||||
Связь с другими предметами |
0 – отсутствие критерия, 1 – наличие критерия.
- Сегодня вы работаете в группах и самостоятельно изучаете методы решения иррациональных неравенств. Каждой группе предоставляется один источник информации, который вы затем оцените по перечисленным критериям: 0 – отсутствие критерия, 1 – наличие критерия.
1 группа – учебник «Алгебра и начала математического анализа. 11 класс (профильный уровень)». Мордкович А.Г.
2 группа – учебник «Алгебра и начала математического анализа. 11 класс (профильный уровень)». Пратусевич М.Я.
3 группа – Справочник по курсу школьной алгебры и геометрии «Алгебра и геометрия в таблицах и схемах». Рогатин А.Н.
4 группа – Пособие для абитуриентов «Алгебраический тренажер». Мерзляк А.Г.
5 группа – Интернет-ресурс.
- Работа по группам (20-25 минут)
Учитель заранее разбивает класс на 5 групп. На столах у каждой группы лежат источники информации: информационные листы, учебники, справочники; листы А4, маркеры, план работы.
- Прочитайте план работы группы и оформите результат работы на листах А4 маркером. Время работы 20 минут.
План работы в группе
- Прочитайте текст (самостоятельно).
- Дайте определение иррациональным неравенствам (устно).
- Составьте алгоритм (правило, формулы, схему) решения иррациональных неравенств (письменно в тетради).
- Решите в тетради 2 неравенства 1)
2)
- Оформите ответы на листах А4.
- Если останется время, оцените источник информации по критериям (устно).
- Проверка по образцам и обсуждение выполненных заданий группами (7 - 10 мин)
Учитель предлагает представителю каждой группы прикрепить на доске ответы решенных неравенств, оформленные на листах А4.
Учащиеся сравнивают ответы групп, а затем сравнивают ответы с кратким образцом (представляет учитель на листе А4):
Затем учитель организует с учащимися обсуждение правила, алгоритма решения иррациональных неравенств:
- Каким алгоритмом, правилом вы пользовались при решении первого иррационального неравенства? (Использовали формулу равносильного перехода от неравенства к системе неравенств)
Учитель вывешивает плакат с формулой на доску.
- Объясните, как выполняется равносильный переход к системе неравенств. (Так как то правая часть данного неравенства не может быть отрицательной, значит Следовательно, обе части неравенства можно возвести в квадрат, при этом знак неравенства не изменится).
- Каким алгоритмом, правилом вы пользовались при решении второго неравенства? (Формулой равносильного перехода от неравенства к совокупности систем неравенств).
Учитель вывешивает плакат на доску.
- Объясните, как выполняется равносильный переход от неравенства к совокупности систем неравенств? (Так как , то в данном неравенстве возможны два случая: 1) если , то неравенство справедливо; 2) если , то обе части неравенства можно возвести в квадрат, при этом знак неравенства не изменится).
- Эти формулы должны быть записаны у вас в тетради.
- Проверьте решения неравенств по подробному образцу.
Учитель предъявляет учащимся подробное решение неравенств через проектор или иным способом.
- Обсуждение и заполнение таблицы по критериям (5 минут).
- Вы видите, что должен знать ученик по данной теме. Оцените ваш источник информации требованиям, которые перечислены в таблице.
Представители каждой группы по очереди заполняют таблицу на доске.
Кратко анализируем заполнение таблицы.
- Почему вы поставили 0 баллов? Что бы вы добавили в ваш источник информации?
- Существует ли идеальный источник информации? (Идеальных источников информации не существует, у каждого есть свои достоинства и недостатки).
- Можно ли по одному источнику информации подготовить идеальное объяснение? (Нет, современному человеку для получения глубоких знаний необходимо использовать несколько источников для получения полной и объективной информации).
Урок 2
- Закрепление (25 - 30 минут)
1 этап
Учитель комментирует и записывает решение иррационального неравенства на доске: .
2 этап
Ученик решает у доски иррациональное неравенство с комментированием:
.
3 этап
Учащиеся самостоятельно решают 3 иррациональных неравенства с самопроверкой по образцу (полное решение первого неравенства, ключевые моменты решения второго неравенства и ответ к решению третьего неравенства):
- Включение в систему знаний (7 - 10 минут)
- Знаете ли вы, где применяется на практике, в окружающей жизни умение решать иррациональные неравенства?
Учитель демонстрирует через проектор и разбирает с учащимися решение задачи:
Стрельба из спортивного пистолета по круглой мишени диаметром 1 м ведётся из точки прямой, перпендикулярной плоскости мишени и проходящей через её центр. На каком расстоянии от мишени должна быть точка выстрела, чтобы разность расстояний от неё до края мишени и до центра была не больше 2 см?
Решение.
Пусть А – точка выстрела, О – центр мишени, В – точка на окружности мишени. По условию ВО = 50 см. Обозначим АО = х, тогда АВ = . По условию задачи АВ – АО , т.е. , или
.
Так как по смыслу задачи , то левая и правая части данного неравенства положительны. Следовательно, обе части неравенства можно возвести в квадрат; при этом знак неравенства не изменится и получится неравенство, равносильное данному, т.е. , откуда (см).
Ответ: не меньше 6,24 м.
- Рефлексия ( 2 – 3 минуты )
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Каким методом решают иррациональные неравенства?
- Какую цель ставили на уроке?
- Достигли ли вы поставленной цели?
- Оцените свою работу на уроке, работу своей группы, класса в целом.
- Над чем еще нужно поработать?
VIII. Домашнее задание (1 – 2 мин).
Придумать и решить 3 иррациональных неравенства. Изучить в Интернете какой-либо источник информации по данной теме и оценить его по критериям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Система неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки"
Методическая разработка урока для 8 класса....
Методическая разработка "Простейшие тригонометрические неравенства"
В работе представлены 6 вариантов таблиц на составление и решение пяти неравенств "на косинус" и пяти неравенств "на синус". Для удобства решения к каждому неравенству прилагается чертёж тригонометрич...
Методическая разработка урока для 8 класса "Числовые неравенства"
Если немного изменить слова великого китайского педагога Конфуция (жил более 2400 лет тому назад) можно сформулировать задачу нашего урока: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю....
Методическая разработка: Конспект урока. 5 класс. "Правила вокруг нас". УМК English Кузовлев В.П.
Конспект урока 5 класс по УМК English Кузовлев В.П. и др....
Методическая разработка " Решение систем неравенств" самостоятельная работа.
Текст самостоятельной работы для решения систем неравенств....
Методическая разработка. "Решение систем неравенств" .
Самостоятельная работа для 8 класса....
Методическая разработка урока "Числовые неравенства"
Образовательные: ввести определение понятий « больше» и « меньше», числового неравенства, научить применять их к доказательству неравенств;Развивающие: развивать умение использ...