Я мыслитель
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Ковалева Надежда Леонидовна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_9_klass.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»

«Согласовано»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №____  от«___ »____   2021

Заместитель директора по ВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

                                    /

                     /Е.А. Соболева

/А.А. Миронов

Подпись                      /расшифровка

Подпись           /расшифровка              

Подпись                               /расшифровка

Дата            «_____»______2021

Дата           «_____»________2021

Приказ  №__________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 Курса внеурочной образовательной  деятельности

«Я - Мыслитель»

 направленность: социальная

9 класс  основного общего образования

Срок реализации программы 2021/2022 учебный год

                                                                                          Разработчик рабочей программы

        Епифановская Юлия Александровна

                                                              учитель математики

                                                                               

                                

г. Барнаул, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Данная программа позволит помочь обучающимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач. Программа содержит различные виды арифметических задач. С их помощью обучающиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач.

Направленность программы: социальная.   Программа направлена на развитие логического мышления у детей. Способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учётом типа задачи), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью обратной задачи, то есть формулировать и развивать важные общеучебные умения.

             Актуальность: использование алгоритмов, таблиц, рисунков, общих приемов дает возможность ликвидировать у большей части обучающихся страх перед текстовой задачей, научить распознавать типы задач и правильно выбирать прием решения. Данная программа направлена на расширение знаний обучающихся, повышения уровня математической подготовки, на развитие умения составлять задачи, имеющие практическое значение.

            Отличительные особенности программы: Приобретение навыков самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, обеспечивающей готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию

Адресат программы: учащиеся 14-16лет

Объем программы: 35 часов

Формы проведения занятий: групповая, индивидуальная, работа в парах.

Срок реализации программы: 9 месяцев

Режим занятий:

 

Направленность программы

Возрастная категория

Наполняемость группы

Количество занятий в неделю

Число и продолжительность занятий в день

1

 Социальная

14-16 лет

10-26 человек

1

1 по 30 минут

Цель программы: умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;  владение широким спектром приемов и способов рассуждений.

Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты

Личностные универсальные учебные действия

• ориентация в системе требований при обучении математике;

• позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.

Ученик получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики;

• умение выбирать желаемый уровень математических результатов;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.

Метапредметные образовательные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• совместному с учителем целеполаганию в математической деятельности;

• анализировать условие задачи;

• действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

• применять приемы самоконтроля при решении математических задач;

• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.

Ученик получит возможность научиться:

• видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

• основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Ученик получит возможность научиться:

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;

• формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;

• с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.

Ученик получит возможность научиться:

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития обучающихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения. При этом первая линия – «Логика и множества» – служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» – способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения обучающимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комплексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.

Содержание раздела «Алгебра» способствует формированию у обучающихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения обучающихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у обучающихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит обучающемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у обучающихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие обучающихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.

Содержание программы

Задачи на движение (6ч).

Основные понятия (скорость, время, расстояние) и формулы, по которым они находятся. Задачи на “одновременное” движение. Задачи на движение в одном направлении. Задачи на движение в разных направлениях. Задачи на движение по воде (по течению и против течения). Решение всех типов задач на движение.

Задачи на зависимость между компонентами (5ч).

Решение комбинаторных задач. Задачи на время. Задачи на работу. Определение объема выполненной работы. Задачи на производительность труда. Нахождение времени, затраченного на выполнение объема работы. Задачи на «бассейн», наполняемый разными трубами одновременно. Задачи на планирование.

Задачи на проценты (9ч). 

Проценты. Нахождение процента от числа. Процентное отношение. Решение задач на нахождение части числа и числа по части. Решение текстовых задач по теме «Процентные вычисления в жизненных ситуациях». Задачи на смеси, растворы, сплавы. Последовательное снижение (повышение) цены товара. Задачи на последовательное выпаривание и высушивание.

Задачи на пропорцию (3ч).

Прямая и обратная пропорциональности. Решение текстовых задач «Пропорциональные отношения в жизни».

Старинные задачи (3ч).

Задачи математических олимпиад (3ч). 

Сюжетные логические задачи.

Итоговые занятия. Резерв (6ч).

Творческие  индивидуальные и групповые работы по темам курса.

Тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Дата проведения

1

Сложные задачи на движение. Виды движения по суше: встречное, в одном направлении, в противоположном направлении, вдогонку.

2

Особенности каждого вида движения.

3

Связь трех компонентов задачи (скорость, время, расстояние) при каждом виде движения.

4

Задачи на движение по воде. Виды движения по воде: по течению, против течения, в стоячей воде.

5

Движение по течению. Решение задач.

6

Движение против течения. Движение в стоячей воде. Решение задач.

7

Решение комбинаторных задач.

8

Задачи на время.

9

Задачи на работу. Задачи на производительность труда.

10

Задачи на «бассейн».

11

Задачи на планирование.

12

Задачи на процентные отношения. Проценты. Нахождение процента от числа.

13

Решение задач на нахождение части числа и числа по части.

14

Решение текстовых задач по теме «Процентные вычисления в жизненных ситуациях».

15

Задачи на последовательное повышение и понижение цены.

16

Решение задач на последовательное повышение и понижение цены.

17

Решение задач на последовательное повышение и понижение цены.

18

Задачи на смеси и сплавы. Задачи на последовательное выпаривание и высушивание.

19

Решение задач на смеси и сплавы.

20

Решение задач на последовательное выпаривание и высушивание.

21

Задачи на прямую  и обратную пропорциональность.

22

Решение задач на прямую пропорциональность.

23

Решение задач на обратную пропорциональность.

24

Задачи математических олимпиад. Задачи для разминки. Элементарные «занимательные» задачи.

25

Логические задачи.

26

Геометрические задачи.

27

Старинные задачи. История возникновения арифметических задач, причины, побудившие их возникновение. Авторы-составители задач, их биографии.

28

Виды старинных задач.

29

Решения старинных задач.

30

Итоговые занятия.

31

Итоговые занятия.

32

Итоговые занятия.

33

Итоговые занятия.

34

Итоговые занятия.

35

Итоговые занятия.

  Учебно-методического и материально-технического обеспечение образовательного процесса

  1. Мерзляк А.Г.и др. Сборник задач по математике для 6 класса М.-Х: "ИЛЕКСА", 2001
  2. Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.: Книга для учителя. – М.:Галс плюс, 1998. – 168 с.
  3. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы) / А.В. Мерлин, Н.И. Мерлина/ Учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2002.
  4. А.В. Фарков.  Математические олимпиадные работы. 5-11 классы. – СПб.: Питер, 2010.
  5. Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. – 95 с.
  6. Змаева Е. Решение задач на движение/  Математика. – 2000. - №14 – С. 40 – 41.
  7. Устные задачи на движение http://komdm.ucoz.ru/index/0-11
  8. Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.:"Русское слово - РС" , 2001.
  9. Спивак А.В Тысяча и одна задача по математике. Книга для учащихся 5-7 классов. – М.: Просвещение,- 2-е изд., 2005
  10. Талызина Н.Ф.Формирование общих приёмов решения арифметических задач//Формирование приёмов математического мышления - М.: ТОО «Вентана --Граф», 1995
  11. Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.:"Русское слово - РС" , 2001.
  12. М.А. Куканов. Моделирование в решении задач - Волгоград: Учитель, 2009.
  13. Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5- 11 классы: книга  для учителя/ А. Д. Блинков и др., общ. Ред. И. Л. Соловейчик. – М.: Первое    сентября, 2003. – 256 с.
  14. И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974г.
  15. Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.
  16. Савин А.П. Математические миниатюры. М.: Дет. лит. 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. По страницам великой жизни.

Урок-лекция-презентация о жизни и творчестве великого писателя. Рассчитан на 2 часа.  Отображены все основные этапы жизни и творческого пути, богатый иллюстративный материал....

презентация "Мыслители России"

Презентация содержит только иллюстративный материал, который может быть использован на уроках истории и обществознания при знакомстве с идеями этих мыслителей....

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Коррекционно-развивающая программа "Мыслитель"

Программа «Мыслитель» направлена на обучение учащихся навыкам эффективной работы с большими объемами информации,  развитие и совершенствование  мыслительных операций....

Презентация "Древнегреческие мыслители об обществе"

Презентация по обществознанию "Древнегреческие мыслители об обществе" для учащихся 10 класса...

Великие мыслители Востока

Данная презентация посвящяется  узбекскому поэту Бабуру....

Юные мыслители

Занятие-игра для начальных классов способствует эффективному формированию логического мышления. Необычная интерпретация заданий, материал в визуализированной форме будут способствовать не только разви...