История математики
элективный курс по алгебре (9, 10 класс)
Математика Древней Греции и средневековой Европы и эпохи возрождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
594_matematicheskie_etyudy_594_1.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №594
Московского РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета ГБОУ школа № 594. Протокол №9 от 25.05. 2023 г.. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школа № 594. Агафонова Н. В. Приказ № 52 от 22.05.2023 МП |
РАССМОТРЕНО На заседании МО Педагогов ДО Протокол № 7от 18.05. 2023 г. Руководитель МО Синицына Л.И. ______________ (Подпись) |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Математические этюды»
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок освоения: 6 дней
Разработчик:
Никитина Е.Ю.
педагог ДО
Пояснительная записка
Программа «Математические этюды» разработана для организации активного отдыха обучающихся в каникулярный период, имеет техническую направленность.
Актуальность
Школьные каникулы занимают особое место в жизни каждого ребенка. Это особая пора – пора отдыха от учебных занятий в школе, пора максимального количества свободного времени. В настоящее время становится актуальной организация такого отдыха в каникулы, при котором учащиеся смогли бы не только отдохнуть, но и воплотить свои собственные планы, обнаружить у себя нераскрытые таланты, реализовать свои собственные интересы, приобщиться к социокультурным ценностям.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умения самостоятельно работать, думать, решать нестандартные задачи, а также совершенствовать навыки аргументации и доказательство при работе с заданием. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая мотивацию. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной и продуктивной. Решение задач по математике – это процесс, требующий концентрации внимания, анализа условия задачи, моделирования, замены исходной задачи другой, деления на подзадачи, составления плана решения, проверки гипотез.
Адресат ДОП
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 15-17 лет. При наборе учащихся в группы имеет значение заинтересованность учащихся в изучении математики. Возможность занятий с обучающимися категории ОВЗ по данной ДОП не предусмотрена.
Уровень освоение ДОП – общекультурный.
Кадровое обеспечение: педагог с высшим педагогическим образованием по направлению математика.
Объем освоения и срок освоения ДОП
Срок освоения | Объем освоения | Режим занятий |
6 дней | 12 часов | 6 раза в неделю по 2 академических часа |
Цель программы – создание условий для развития математических способностей и самореализации учащихся, профессионального самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями и развитие устойчивого интереса к математике и решению математических задач. Формы и методы организации деятельности ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Наполняемость группы -15 человек.
Задачи программы
Обучающие:
- сформировать у учащихся представление об исторических периодах развития математики и рассмотреть задания, соответствующие конкретному периоду;
- научить учащихся связывать математические идеи с общекультурными ценностями, с событиями и фактами истории математики.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение), речь;
- формировать мотивы к познавательной деятельности и творческому созиданию в сфере математики;
- развивать творческие способности, самосознание;
- стимулировать стремление к саморазвитию и самореализации.
Воспитательные:
- развивать общую коммуникативную культуру ребенка: тактичность, доброжелательность, открытость, умение слушать, способность уважать чужой выбор;
- способствовать формированию здорового образа жизни;
- способствовать формированию адаптивных способностей, адекватной самооценки, уверенности в себе.
Планируемые результаты
В результате освоения программы учащимися предполагается достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
повышать мотивацию саморазвития и профессионального самоопределения;
стремление получать результаты своего исследования, участвовать в дискуссии, работать в сотрудничестве;
приобретать навыки сотрудничества с педагогами, педагогом-психологом, специалистами других организаций.
Метапредметные результаты:
- умение использовать умственные операции поиска решения задач;
- повышение самостоятельности, умения использовать справочную литературу и другие источники информации;
- повышение личной результативности в учебе по математике.
Предметные результаты:
- иметь представления о значении задач в жизни, науке, технике, с различными сторонами работы с задачами;
- применять различные расчетные математические методы для решения задач;
- применять методы решения задач повышенной сложности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КДОП
Язык реализации программы: государственный язык Российской Федерации (русский язык).
Форма обучения: очная.
Особенности реализации ДОП: программа реализуется в каникулярный период.
Особенности организации образовательного процесса: Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Особенность программы заключается в том, что программа предоставляет максимально широкое поле для реализации возможностей обучающихся; создает большие возможности для расширения кругозора ввиду работы с совершенно новыми задачами; предполагает использование различных форм организации образовательного процесса: проектная деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах Обучение построено в максимально возможной мере с учетом индивидуальных интересов и способностей учащихся.
Условия набора в коллектив: на обучение по программе принимаются все желающие, без наличия базовых знаний в данной предметной области.
Условия формирования групп: разновозрастные (15-17 лет).
Количество обучающихся в группе: не менее 15 человек.
Форма организации занятий: аудиторная.
Формы проведения занятий: учебное занятие.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- индивидуальная (работа по образцу, выполнение практических и творческих заданий);
- групповая (постановка, решение и обсуждение решения проблемных вопросов, творческих и расчетных задач).
Материально-техническое оснащение ДОП:
- наличие помещения для занятий;
- компьютер-ноутбук.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |||||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||||
1. | Математика Древней Греции | 2 | 0,5 | 1,5 | Игровой тест | |||||||
2 | Звезды Востока и решение линейных уравнений | 2 | 0,5 | 1,5 | Игра-испытание, контрольное занятие | |||||||
3. | Расширение линейных уравнений до системы | 2 | 0,5 | 1,5 | Игра-испытание, контрольное занятие | |||||||
4. | История квадратных уравнений, неравенств и систем и их решение | 2 | 0,5 | 1,5 | Игра-испытание, контрольное занятие | |||||||
5. | Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения | 2 | 0,5 | 1,5 | Игра-испытание, контрольное занятие | |||||||
6. | 17 век – открытие логарифмов | 2 | 0,5 | 1,5 | Игра-испытание, контрольное занятие | |||||||
Всего | 12 | 3 | 9 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ФИО педагога | № группы | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
Никитина Е.Ю. | 1 | 1 | 12 | 6 раза в неделю по 2 академических часа |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Задачи программы
Обучающие:
- сформировать у учащихся представление об исторических периодах развития математики и рассмотреть задания, соответствующие конкретному периоду;
- научить учащихся связывать математические идеи с общекультурными ценностями, с событиями и фактами истории математики.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение), речь;
- формировать мотивы к познавательной деятельности и творческому созиданию в сфере математики;
- развивать творческие способности, самосознание;
- стимулировать стремление к саморазвитию и самореализации.
Воспитательные:
- развивать общую коммуникативную культуру ребенка: тактичность, доброжелательность, открытость, умение слушать, способность уважать чужой выбор;
- способствовать формированию здорового образа жизни;
- способствовать формированию адаптивных способностей, адекватной самооценки, уверенности в себе.
Планируемые результаты
В результате освоения программы учащимися предполагается достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
повышать мотивацию саморазвития и профессионального самоопределения;
стремление получать результаты своего исследования, участвовать в дискуссии, работать в сотрудничестве;
приобретать навыки сотрудничества с педагогами, педагогом-психологом, специалистами других организаций.
Метапредметные результаты:
- умение использовать умственные операции поиска решения задач;
- повышение самостоятельности, умения использовать справочную литературу и другие источники информации;
- повышение личной результативности в учебе по математике.
Предметные результаты:
- иметь представления о значении задач в жизни, науке, технике, с различными сторонами работы с задачами;
- применять различные расчетные математические методы для решения задач;
- применять методы решения задач повышенной сложности.
Содержание программы
Блок 1. Математика Древней Греции.
Теория (лекции) занятие (0,5 ч.):
Преобразование математики в дедуктивную науку. Милетская школа. Фалес. Пифагор и его школа. Открытие несоизмеримости и его роль в истории греческой математики. Знаменитые задачи древности: удвоение куба, трисекция угла и квадратура круга. Математика первых веков Новой эры. Александрийская школа (III века до н. э. - VI век н. э).
Практика (1,5 ч): Теорема Пифагора в задачах
Блок 2. Звезды Востока и решение линейных уравнений
Теория (0,5 ч): Знаменитые математики Востока Мухаммед аль-Хорезми́, Омар Хайям, Мухаммед аль-Беруни, Насир ад-Ди́н Туси, Джамшид Масуд аль-Каши (IX–XV столетия)
Практика (1,5 ч) Китаб Мухаммед аль-Хорезми́ и решение линейных уравнений.
Блок 3. Расширение линейных уравнений до системы
Теория (0,5 ч): методы решения систем линейных, метод Гаусса и Крамера
Практика (1,5 ч): практические задания по системам, решения различными способами.
Блок 4. История квадратных уравнений, неравенств и систем и их решение
Теория (0,5 ч) История возникновения квадратных уравнений (задача на папирусе Древнего Египта). Теорема Виета и решение квадратных уравнений. Математический софизм: «Дважды два это пять» и «Все числа равны между собой» (доказательство).
Практика (1,5 ч): 10 способов решения квадратных уравнений. Классификация. Решение уравнений и неравенств, их систем различными способами.
Блок 5. Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения.
Теория (0,5 ч) Леона́рдо Пиза́нский Фибона́ччи. — первый крупный математик средневековой Европы и его «Книга абака» (1202) Ряд Фибоначчи и его задача о размножении кроликов. Применение ряда Фибоначчи при построении треугольника Паскаля. Новая эра в математике – открытие решения уравнений 3 и 4 степени. Итальянские математики Спиционом дель Ферро и Николо Фонтано Тарталья и тайна решения уравнения третьей степени. Парадокс истории о формуле Кардано. Решение уравнений 3 степени понижением степени
Практика (1,5 ч): решения уравнения третьей степени, решение уравнений 3 степени понижением степени, решение уравнений 3 степени с параметрами.
Блок 6. 17 век - открытие логарифмов.
Теория (0,25 ч) Открытие логарифмов и работа лорда Джона Непера «Описания удивительной таблицы логарифмов»(1614). Свойства логарифмов
Практика (0,75 ч) Логарифмический софизм. 5 способов решения логарифмических уравнений. Решение логарифмических уравнений. Решение логарифмических уравнений с параметрами. Применение логарифмов.
Контроль, подведение итогов, взаимопроверка (1 ч).
Календарно-тематическое планирование
Программа: «Математические этюды»
Год обучения: 1 год обучения
Группа(ы):
Педагог дополнительного образования: Никитина Е.Ю.
Условия реализации программы
Условия реализация ДОП | Условия реализации РП-КТП | ||
Срок реализации ДОП | Каникулярный период | Год обучения по рабочей программе | Каникулярный период |
Возраст обучающихся по ДОП | 15-17 лет | Возраст обучающихся в текущем году | 15-17 лет |
Количество часов в году в соответствии с учебным планом на реализуемый год обучения (все варианты по ДОП) | 12 часов | Количество часов в текущем учебном году | 12 часов |
Режим занятий на реализуемый год обучения в соответствии с ДОП (все варианты) | 6 раз в неделю по 2 академических часа | Режим занятий текущего года обучения | 6 раз в неделю по 2 академических часа |
Распределение часов по разделам
Обозначения разделов | Название разделов | Количество часов по РП_КТП |
Р1. | Математика Древней Греции | 2 |
Р2. | Звезды Востока и решение линейных уравнений | 2 |
Р3. | Расширение линейных уравнений до системы | 2 |
Р4. | История квадратных уравнений, неравенств и систем и их решение | 2 |
Р5. | Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения | 2 |
Р6. | 17 век – открытие логарифмов. Контроль, подведение итогов, взаимопроверка. | 2 |
Итого | 12 |
Календарно-тематическое планирование по датам
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по факту | Даты занятий |
Р1. Математика Древней Греции | 2 | 2 | ||
Р2. Звезды Востока и решение линейных уравнений | 2 | 2 | ||
Р3. Расширение линейных уравнений до системы | 2 | 2 | ||
Р4. История квадратных уравнений, неравенств и систем и их решение | 2 | 2 | ||
Р5. Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения | 2 | 2 | ||
Р6. 17 век – открытие логарифмов. Контроль, подведение итогов, взаимопроверка. | 2 | 2 | ||
Итого | 12 | 12 |
методические и оценочные материалы
к программе « Математические этюды»
Методическое обеспечение
№ п\п | Разделы программы | Форма проведения занятий | Приемы, методы, технологии организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение | Электронные образовательные ресурсы | Форма подведения итогов |
1. | Раздел 1. Математика Древней Греции | Лекция, практическое занятие | Методы формирования интереса к учению: создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, взаимодействия, использование занимательных и классических примеров. Метод творческого поиска способствует решению задач: активизация творческой деятельности; концентрация визуального и слухового внимания обучающихся; развитие способностей мыслить, рассуждать, творческих способностей, стремления к самостоятельности и самоутверждению. | Тетрадь, линейка, карандаш. Ноутбук / компьютер | Презентация «Пифагорейцы. Школа Пифагора и открытие несоизмеримостей» | Опрос, беседа, зачет |
2. | Раздел 2. Звезды Востока и решение линейных уравнений
| Лекция, практическое занятие | Методы формирования интереса к учению: создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, взаимодействия, использование занимательных и классических примеров. Метод творческого поиска способствует решению задач: активизация творческой деятельности; концентрация визуального и слухового внимания обучающихся; развитие способностей мыслить, рассуждать, творческих способностей, стремления к самостоятельности и самоутверждению. | Тетрадь, линейка, карандаш. Ноутбук / компьютер | Презентация
| Опрос, беседа, зачет |
3. | Раздел 3. Расширение линейных уравнений до системы | Лекция, практическое занятие | Методы формирования интереса к учению: создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, взаимодействия, использование занимательных и классических примеров. Метод творческого поиска способствует решению задач: активизация творческой деятельности; концентрация визуального и слухового внимания обучающихся; развитие способностей мыслить, рассуждать, творческих способностей, стремления к самостоятельности и самоутверждению. | Тетрадь, линейка, карандаш. Ноутбук / компьютер | Презентация
| Опрос, беседа, зачет |
4. | Раздел 4. История квадратных уравнений, неравенств и систем и их решение | Лекция, практическое занятие | Методы формирования интереса к учению: создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, взаимодействия, использование занимательных и классических примеров. Метод творческого поиска способствует решению задач: активизация творческой деятельности; концентрация визуального и слухового внимания обучающихся; развитие способностей мыслить, рассуждать, творческих способностей, стремления к самостоятельности и самоутверждению. | Тетрадь, линейка, карандаш. Ноутбук / компьютер | Презентация
| Опрос, беседа, зачет |
5. | Раздел 5. Математика средневековой Европы и эпохи Возрождения | Лекция, практическое занятие | Методы формирования интереса к учению: создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, взаимодействия, использование занимательных и классических примеров. Метод творческого поиска способствует решению задач: активизация творческой деятельности; концентрация визуального и слухового внимания обучающихся; развитие способностей мыслить, рассуждать, творческих способностей, стремления к самостоятельности и самоутверждению. | Тетрадь, линейка, карандаш. Ноутбук / компьютер | Презентация «Леона́рдо Пиза́нский Фибона́ччи. — первый крупный математик средневековой Европы и его «Книга абака» (1202)» | Опрос, беседа, зачет |
6. | Раздел 6. 17 век – открытие логарифмов | Лекция, практическое занятие | Методы формирования интереса к учению: создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, взаимодействия, использование занимательных и классических примеров. Метод творческого поиска способствует решению задач: активизация творческой деятельности; концентрация визуального и слухового внимания обучающихся; развитие способностей мыслить, рассуждать, творческих способностей, стремления к самостоятельности и самоутверждению. Обсуждение результатов обучения. | Тетрадь, линейка, карандаш. Ноутбук / компьютер | Презентация «Открытие логарифмов и работа лорда Джона Непера «Описания удивительной таблицы логарифмов» (1614)» | Опрос, беседа, зачет |
Оценочные материалы
Входной контроль | Педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога |
Итоговый контроль | Зачет |
Критерии оценки результативности
Критерии оценки результативности освоения образовательной программы
Опыт освоения теории и практической деятельности – вписываются задачи ОП, и каждая оценивается от 1 до 3 баллов
Коммуникативная культура
- Поведенческие характеристики, навыки общения;
- Самооценка, уверенность в себе;
- Одаренность:
o Внимание
o Память
o Восприятие
o Воображение
o Речь
Метапредметная компетентность
- Владение приемами самовыражения и саморефлексии;
- Сформированность мотивов к познавательной деятельности и творческому созиданию в сфере математики;
Предметная компетентность – новоприобретённые навыки -
- Сформированность у учащихся представления об исторических периодах развития математики
- Умение связывать математические идеи с общекультурными ценностями, с событиями и фактами истории математики
Уровни освоения:
- Низкий - 1 балл – не освоил/не овладел
- Средний - 2 балла – освоил частично/овладел частично
- Высокий - 3 балла – освоил полностью/овладел полностью
Шкала оценки результативности представлена в Приложении №1.
Приложение 1
Педагог. Карта отслеживания образовательного результата. ГРУППА | |||||||||||
№ | ФИО обучающегося | Средний показатель по всей группе | |||||||||
Возраст | |||||||||||
Показатели | |||||||||||
Качественные показатели | |||||||||||
Коммуникативная культура | |||||||||||
1 | Поведенческие характеристики: дисциплинированность, навыки общения | ||||||||||
2 | Самооценка, уверенность в себе | ||||||||||
3 | Одаренность | ||||||||||
Метапредметная компетентность | |||||||||||
1 | Владение приемами самовыражения и саморефлексии | ||||||||||
2 | Сформированность мотивов к познавательной деятельности и творческому созиданию в сфере математики | ||||||||||
Средний показатель по каждому ребенку | |||||||||||
Предметная компетентность | |||||||||||
1 | Сформированность у учащихся представления об исторических периодах развития математики | ||||||||||
2 | Умение связывать математические идеи с общекультурными ценностями, с событиями и фактами истории математики | ||||||||||
Средний показатель по каждому ребенку |
Информационные источники
Список литературы для педагога:
- Рыбников К. А. История математики: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.
- Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. М.: Наука, 1967
- Стройк Д. Краткий очерк истории математики. М.; Л.: Наука, 1990
- Колмогоров А. Н. Математика // БСЭ. 2-е изд. Т. 26, 464 – 483
- Нургалиев А. З. История математики. Александрийская школа. Реферат//Павлодарский университет. Павлодар, 2007.
- Презентация « История Александрийской школы» (охъ)
- Гильмуллин М.Ф. История математики: Учебное пособие /
— Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. — 212 с.
Список литературы для обучающихся и родителей
- Гильмуллин М.Ф. История математики: Учебное пособие /
— Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. — 212 с.
- Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. М.: Наука, 1967
- Рыбников К. А. История математики: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.
Интернет-источники
- Шевцова Ю. В. История математики Часть 2 Математика Древней Греции. Математика Востока//Пособие для студентов механико-математического факультета, 60 с. (http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1947.pdf)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»
Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика) «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...
Тест на тему: "Из истории математики"
Собраны интересные вопросы из истории математики. Предлагаются 4 варианта ответа....
История математики. Роль памяти в математике.
Математика прошла долгий путь развития, прежде чем стала абстрактной наукой. Историю математики делят на 4 периода. Относительно математики в нашем обществе ещё до сих пор существуют самы странные пре...
Внеклассная работа по математике на тему: "История математики. Архимед"
В представленном файле представлена биография Архимеда, информация о его достижениях и открытиях, стихи о нем...
Презентация по математике "По страницам истории математики"
Красочность презентации развивает интерес учащися к математике....
Методический материал к факультативному занятию по математике по теме "Из истории математики. Спираль Фибоначчи"
Методическая разработка представляет собой иллюстративный материал (презентация и обзор) к факультативному занятию "Из истории математики. Спираль Фибоначчи"....
Внеклассное мероприятие по математике «История математики»
Данное внеклассное мероприятие способствует развитию кругозора учащихся, привитию интереса к математике....