Решение квадратных неравенств
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Конспект урока по теме: Решение квадратных неравенств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решение квадратных неравенств | 46.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме:
«Решение квадратных неравенств».
Учитель: Елоева Оксана Нугзаровна
Тема: Решение квадратных неравенств.
Тип урока: закрепления знаний и способов учебных действий. Цели урока:
- Образовательная: формирование навыков решения неравенств второй степени с
одной переменной на основе свойств квадратичной функции.
- Развивающая: развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.
- Воспитательная: воспитание взаимопонимания, взаимоуважения, чувства ответственности.
Технологии: дифференцированное обучение, технология обучения в сотрудничестве.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, тесты, листы оценивания,
презентация «Решение неравенств второй степени с одной переменной», карточки, магниты.
Ход урока
- этап. Организационный момент.
- этап. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос. Урок мне хочется начать со слов персидского поэта Рудаки:
«С тех пор как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье».
Ребята, как вы понимаете эти строки? (Дети высказываются). Мы с вами тоже сегодня будем закреплять свои знания.
Ребята, какую тему мы сейчас изучаем? (Решение неравенств второй степени с одной переменной).
Слайд 1
Тема: Решение квадратных неравенств
Цель: совершенствование навыков решения неравенств второй степени с одной переменной. (Один ученик читает цель урока со слайда).
Дайте определение неравенства второй степени с одной переменной.
(Неравенства вида ах2 + вх + с > 0 и ах2 + вх + с < 0, где х – переменная, а, в, с – некоторые числа, причем а ≠ 0, называют неравенствами второй степени с одной переменной).
Слайд 2
ах2 + вх + с > 0
ах2 + вх + с < 0, где х – переменная; а, в, с – некоторые числа, а ≠ 0
Выберите из данных неравенств неравенства второй степени с одной переменной.
Слайд 3
1) х2 + 2х – 48 < 0 6) (х – 1)(х – 2) ≥ 0
2) х2 – 6 ≤ 0 7) 3х - 17 х2 > 0
3) 7х + 2 х2 > 4 8) 5х2 –у > 9
4) х – 3 > 0 9) - 3 х2 -6х + 9 < 0
5) – 20 х2 ≤ 5 3
Почему не назвали 4 и 8 ? (4 – линейное неравенство, 8 – с двумя переменными).
Что называется решением неравенства с одной переменной?
(Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство).
Что может быть решением неравенства второй степени с одной переменной? (Промежуток, число, пустое множество).
Слайд 4.
Решение неравенства
Промежуток Пустое множество
Число
Что значит - решить неравенство?
(Решить неравенство – значит найти все его решения или доказать, что их нет).
Какие неравенства называются равносильными?
(Неравенства, имеющие одни и те же решения, называются равносильными. Неравенства, не имеющие решений, также считаются равносильными).
Вспомним алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной. (Учащиеся говорят, на слайде появляются шаги алгоритма).
Слайд 5.
Алгоритм
решения неравенств второй степени с одной переменной.
- Привести неравенство к виду ах2 + вх + с > 0 (ах2 + вх + с < 0).
- Ввести функцию f (х) = ах2 + вх + с и охарактеризовать её.
- Найти нули функции, т.е. решить уравнение f (х) = 0.
- Отметить на оси х нули функции и изобразить схематически параболу.
- Отметить промежутки, которые будут являться решениями данного неравенства (внимательно смотреть знак неравенства).
- Записать ответ.
Какие знания нам здесь нужны?
Перечисляем: 1) Тождественные преобразования.
- Свойства квадратичной функции: зависимость направления ветвей параболы от коэффициента а, свойство знакопостоянства.
- Нахождение корней квадратного трехчлена.
- Изображение параболы.
- Запись числового промежутка.
Молодцы!
этап. Проверка домашнего задания.
А теперь проверим домашнее задание. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями. Ответы на слайде. (Взаимопроверка в парах)
Слайд 6.
1) (- 5; 5)
2) (- ∞; -
3) [ -1,5; 5]
] U [
; + ∞)
4) (- ∞; 6) U (12; + ∞)
5) (-∞; + ∞)
Критерии оценки: «3» - 3 верных задания
«4» - 4 верных задания
«5» - 5 верных заданий
Поставьте оценки в листы оценивания.
Лист оценивания
Фамилия, имя учащегося:
Вид работы | Домашняя работа | Работа в паре | Тест |
Оценка |
- этап. Решение тренировочных упражнений.
Работа в группах.
На доске зашифрована фраза. Чтобы её отгадать, необходимо выполнить задания на листах № 1: решить данные неравенства, соотнести решения неравенств с ответами на карточках, лишнюю карточку с расшифрованным словом прикрепить магнитами на доску.
Лист № 1
Решите данные неравенства, соотнесите решения неравенств с ответами на карточках, лишнюю карточку с расшифрованным словом прикрепите магнитами на доску.
- Решите неравенство: х2 – 16 ≥ 0
- Найдите множество решений неравенства: 2 х2 – 7х + 6 > 0
- Найдите область определения функции: у =
- Решите неравенство: 2 (-х2 + 5х) ≥ 18 – 2х
Молодцы! Справились с заданием!
Работа в парах.
А сейчас, ребята, вы побываете в роли учителя. Проверьте работу ученика 9кл., находящуюся на листе № 2. Ошибки подчеркните.
Слайд 7.
Лист № 2.
№ 1. Решите неравенство: х2 – 5х + 6 < 0
f(х) = х2 – 5х + 6 – квадратичная функция, график – парабола,
ветви вверх.
х2 – 5х + 6 = 0 х1 = 2 х2 = 3
Ответ: ( 2; 3 )
2 3 x
№ 2. Найдите множество решений неравенства:
- 0,2 х2 + х – 1,2 ≤ 0
f(х) = - 0,2 х2 + х – 1,2 - квадратичная функция, график – парабола,
ветви вниз.
- 0,2 х2 + х – 1,2 = 0 / * ( - 5) х2 – 5х + 6 = 0
х1 = 2 х2 = 3
2 3 x
Ответ: ( -∞; 2 ) U ( 3; + ∞)
№ 3. Решите неравенство: 2х > х2
2х - х2 > 0
f(х) = 2х - х2 - квадратичная функция, график – парабола, ветви вниз.
2х - х2 = 0
х ( 2 – х ) = 0
х = 0 или х = 2
Ответ: [ 0; 2 ]
№ 4. Найдите множество решений неравенства:
1 + 2х + х2 > 0
f(х) = 1 + 2х + х2 - квадратичная функция, график – парабола, ветви вниз.
1 + 2х + х2 = 0
х2 + 2х +1 = 0 х = - 1
-1 x
Ответ: - 1
Внимание на слайд! Посчитайте количество верно найденных ошибок. На слайде они выделены красным цветом.
Слайд 8.
Критерии оценки: «3» - 3-4 найденных ошибки
«4» - 5-6 найденных ошибок
«5» - 7 найденных ошибок Поставьте оценку в свой лист оценивания.
- Решение на доске и записью в тетрадях (1 ученик на доске с объяснением). Ребята, вам всем предстоит в этом году сдавать государственные экзамены. Рассмотрим задание из сборника для подготовки к ГИА(ОГЭ)
Слайд 9
Найдите все целые решения неравенства, принадлежащие промежутку [ - 2; 2 ]
2 х2 ≤ х + 3
9 3
этап. Контроль знаний.
Тестирование с последующей взаимопроверкой.
Лист № 3
Тест. 1 вариант.
- На каком рисунке изображено множество решений неравенства х2 – 9 ≤ 0 ? а) б)
-3 3 x 3 x
в) г)
-3 x -3 3 x
- Решите неравенство: х2 – 8х + 15 > 0
а) ( 3; 5) б) [ 3; 5 ]
в) (- ∞; 3) U (5; + ∞) г) (- ∞; 3 ] U [ 5; + ∞)
- Найдите множество решений неравенства: 5х - х2 ≥ 0
а) [ 0; 5] б) (- ∞; 0) U (5; + ∞)
в) (- 5; 0) г) (- ∞; 0 ] U [5; + ∞)
- Решите неравенство: 6а < а2 + 10
а) ( - 4; + ∞) б) решений нет в) ( - ∞; 4) U (36; + ∞) г) ( - ∞; + ∞ )
- Найти область определения функции: у = 9
а) (- ∞; 0) U (4; + ∞) б) (0; 4)
в) (- ∞; 8 ] U [2; + ∞) г) [ 0; 4 ]
Тест. 2 вариант.
- На каком рисунке изображено множество решений неравенства х2 – 49 ≥ 0 ? а) б)
-7 7 x 7 x
в) г)
-7 7 x -7 x
- Решите неравенство: х2 – 10х + 21 < 0
а) (- ∞; 3) U (7; + ∞) б) (- ∞; 3 ] U [7; + ∞)
в) [ 3; 7 ] г) ( 3; 7)
- Найдите множество решений неравенства: 2х - х2 ≤ 0
а) (- ∞; 0 ] U [2; + ∞) б) [0; 2]
в) (0; 2) г) (- ∞; 0 ] U [2; + ∞)
- Решите неравенство: 8в – 17 < в2
а) ( - 4; + ∞) б) ( - ∞; + ∞ )
в) ( - ∞; 4) U (64; + ∞) г) решений нет
- Найти область определения функции: у = 7
а) (- ∞; - 3] U [6; + ∞) б)(- ∞; 0) U (2; + ∞)
в) (0; 2) г) [ 0; 2 ]
Слайд 10.
Проверяем соседа
1 вариант. 2 вариант.
а а
в г
а а
г б
б в
Критерии оценки: «3» - 3 верных задания
«4» - 4 верных задания
«5» - 5 верных заданий Поставьте оценки в листы оценивания.
- этап. Обобщение (устно)
Итак, сегодня мы решили много различных заданий. Решение каждой задачи сводилось к решению неравенства второй степени с одной переменной на основе свойств квадратичной функции. Ребята, у меня к вам вопрос.
Слайд 11.
х2 – 12х + 35
Какие задачи можно составить с квадратным трехчленом х2 – 12х + 35, чтобы при их решении возникла необходимость решить неравенство второй степени с одной переменной?
- Решите неравенство …
- Найдите множество решений неравенства …
- Найдите область определения функции …
- При каких значениях х квадратный трехчлен принимает положительные (отрицательные) значения).
этап. Домашнее задание.
Выберите, пожалуйста, домашнее задание и запишите в дневник.
Слайд 12.
Домашнее задание.
1 уровень - № 116 (г, д, е) 2 уровень - № 124
3 уровень - № 3.10(2), 3.11 (из сборника для подготовки к ГИА).
этап. Рефлексия.
Ребята, какая цель стояла сегодня перед вами?
Слайд 13.
Цель: совершенствование навыков решения неравенств второй степени с одной переменной. Как вы считаете, достигнута ли она? (дети высказываются)
Ребята, возьмите со стола звезду. В центре напишите своё имя.
В верхнем луче напишите виды деятельности, которыми вы занимались на уроке. В правом луче перечислите тех, кто помогал вам сегодня на уроке.
В левом луче – термины, прозвучавшие на этом уроке.
В правом нижнем луче – довольны ли вы своей работой на уроке. В левом нижнем луче – каким стало ваше настроение.
Молодцы! Сегодня все работали очень хорошо! Ребята, каждый из вас индивидуален и неповторим. Вы талантливы! Вы звезды! Поднимите звезды вверх, порадуйтесь за себя и своих друзей. Замечательно! Я всех благодарю за работу.
Литература
- Алгебра 9 класс. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, Москва,
«Просвещение», 2010 г.
- Дидактические материалы. Алгебра 9 класс, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова, Москва, «Просвещение», 2012 г.
- Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Москва, «Просвещение», 2011 г.
- Журнал «Математика в школе», № 2, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графический метод решения квадратных неравенств. Алгебра. 8 класс.
Презантация к уроку "Графический метод решения квадратных неравенств" содержит примеры 8 основных типов квадратных неравенств. Анимация, содержащаяся в презентации позволяет преп...
Презентация к уроку по математике (9 класс) по теме: Решение квадратных неравенств
Понятие неравенства второй степени с одной переменной;Формирование знаний по решению неравенств аx2+bx+c>(<)0 (a≠0) на...
Урок по теме: "Решение квадратных неравенств "
Урок алгебры в 8 классе по теме: "Решение квадратных неравенств " с применением ИКТ. На уроке используются цифровые образовательные ресурсы сайта school-collection.edu.ru...
тест по теме "Решение квадратного неравенства"
Тест проверяет умение находить множество решений квадратного неравенства с одной переменной, опираясь на графические изображения. Задания базового уровня. 4 варианта....
Открытый урок по теме ,,Графический способ решения квадратных неравенств"
Конспект урока, презентация, бланк самоанализа учащегося...
Решение квадратных неравенств
Решение неравенств второй степени...
Урок математики 9 класс "Решение квадратных неравенств с помощью графика квадратичной функции"
Данный урок является обобщающим и в нем рассматриваются задания из ГИА....