Как правильно решить №21
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс)
Задание №21 ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pravilno_reshit_21_zadanie_oge_2024_po_matematike_9_klass.ppt | 1004 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 . Основные требования к знаниям и умениям обучающихся основной школы по решению задач на совместную работу
Понятие задачи и виды задач на совместную работу в курсе алгебры основной школы Задачи на совместную работу - задачи, в которых несколько объектов или субъектов (людей, бригад, коллективов, насосов, тракторов и т.д.) выполняют одну и ту же работу вместе, при этом с отличными друг от друга скоростями. Задачи на работу можно отнести к задачам на прямую или обратную зависимость. Производительность труда, время работы и объем выполненной работы за данное время – это тройка пропорциональных величин. Две величины могут быть связаны друг с другом (говорят, величины зависят друг от друга) или не связаны (не зависят друг от друга).
Зависимости бывают : прямые – когда изменение одной величины приводит к изменению второй величины в ту же самую сторону (например, если увеличить производительность деталей, то и общий объём выполненной работы увеличится); обратные – когда увеличение одной величины приводит к уменьшению другой (например, если нужно сделать определённое количество деталей, то при увеличении производительности, время, затрачиваемое на работу, уменьшится).
3. Этапы процесса решения задач на совместную работу Основные этапы : 1. Анализ текста задачи . Цель этапа – выделить объективное содержание задачи, условие, заключение, выполнить краткую запись, чертеж, схему, если это понадобится решающему. 2. Поиск решения задачи . Цель этапа – создание плана решения, который можно представить в виде устного или письменного текста, а также в виде модели или поисковой схемы. 3. Реализация плана решения с обоснованием. 4. Проверка решения задачи. 5. Запись ответа .
Производительность труда, время работы и объем выполненной работы за данное время – это тройка пропорциональных величин. Эти величины связаны между собой, следующими формулами: 1) работа = производительность ∙ время, А = Р∙t; 2) производительность = работа /время , 𝑃 = А/ 𝑡 ; 3) время = работа/ производительность , 𝑡 = А/ 𝑃
12 Производительность Время Работа 1 рабочий 1/ х х 1 2 рабочий 1/у у 1 Вместе 1/х+1/у 1/(1/х+1/у)= xy /( x +у ) 1 Решая задачи на совместную работу с помощью таблиц , нужно последовательно отвечать на представленные вопросы, постепенно заполняя таблицу:
Способы решения задач: арифметический; алгебраический. Задача . Две бригады слесарей должны были выполнить некоторое задание за 16 дней. После 14 дней их совместной работы вторая бригада получила другое задание, поэтому первая бригада закончила оставшуюся часть работы за 6 дней. За сколько дней могла бы выполнить задание каждая бригада, работая отдельно? Решение: I способ ( арифметический ). Обозначим всю выполненную работу за 1. 1/16 часть работы в день – их совместная производительность. (частей) всей работы выполнили обе бригады за 14 дней. (часть) всей работы осталось сделать. производительность первой бригады; (дней) первая бригада выполнит всю работу;
производительность второй бригады; 24 (дня) вторая бригада выполнит всю работу. Ответ: за 48 дней; за 24 дня II способ ( алгебраический ). Всю выполненную работу примем за 1. Пусть за x дней первая бригада смогла бы выполнить все задание, а за y дней – вторая . 1/ x – производительность труда первой бригады, 1/ y – производительность труда второй бригады, 1/ x +1/y – их совместная производительность. Две бригады слесарей должны были выполнить некоторое задание за 16 дней составим уравнение: ∙ 16=1, х≠0, у≠0
Рассмотрим задачу на движение, где путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа. Особенностью этой задачи является то, что в ней нет никаких данных о пройденном расстоянии, а единственной данной величиной является время. В таких случаях удобно все расстояние принять за 1. Задача . Из города А выехал автомобиль и одновременно навстречу ему из города В выехал автобус. Двигаясь без остановки и с постоянными скоростями, они встретились через 1 ч 12 мин после начала движения. За сколько часов смогут преодолеть расстояние от города А до города В автомобиль и автобус в отдельности, если автомобиль прибыл в город В на 1 час раньше, чем автобус в город А? Решение: Пусть для прохождения расстояния от города А до города В автомобилю необходимо x ч, а автобусу на это же расстояние - y ч. Так как автомобиль прибыл в город на 1 час раньше, чем автобус, то составим уравнение: y - x = 1. За 1 час автомобиль преодолевает 1/ x часть всего пути, а автобус – 1/ y часть пути. Через 1 ч 12 мин, т.е. через 6/5 ч, они встретились, значит, преодолели все расстояние от А до В. 13
Составим второе уравнение : ( 1/х+1/у)6/5=1. Оба условия выполняются одновременно, составим и решим систему уравнений: ( x ≠0, х≠-1) Решим второе уравнение системы х=2 или х=-0,6 2≠0; 2≠-1; -0,6≠0, -0,6≠-1 Так как время - величина положительная, то -0,6 не удовлетворяет условию задачи. Значит, расстояние от А до В автомобиль сможет преодолеть за 2 часа, а автобус – за 3 часа. Ответ: 2 ч; 3 ч.
Ошибки , которые допускают обучающиеся при решении задачи: 1. Не понимают условия задачи и связи между данными. 2. Не могут составить уравнение (систему уравнений). 3. Перевод времени. 4. Ошибки в решении уравнения (дробно рационального, квадратного). 5. Ошибки в оценке результата решения задачи с точки зрения здравого смысла.
Демонстрационный вариант 2019 г. Решения и критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Литература Методика обучения учащихся решению задач на совместную работу в курсе алгебры основной школы/ Сергеева И.Ю.-Тольятти, 2016г. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / МОиН РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий – 3-е изд., – М.: Просвещение, 1989. О задачах на «работу» и не только о них / А.В. Шевкин // Математика в школе. -1993. – № 6. – С. 16-18. Алгоритм решения задач на тему «работа» / А.А. Щепоткин // Математика в школе. -1993. – № 2. – С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильный позвоночник – правильная осанка.
Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку. Упражнения для ф...
Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".
Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...
Психолого – педагогическая игра «Правильное решение» (профилактика правильного поведения в экстремальных ситуациях учащихся 7-9 классов)
В работе с детьми с ОВЗ очень важно уделять внимание формированию умения владеть своим эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях, выработке правильного поведения в таких ситуациях....
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки «Как правильно решать уравнения»
Курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов углубляет "линию уравнений" в школьном курсе математики и не дублирует программу базового изучения математики....
Родительское собрание "С помощью правильной мотивации ума по буддисткой философии - решаем конфликты в семье"
В данной презентации использованы цитаты буддийского философа Геше Джампа Тинлей из книги "Восемь дебютных ошибок" в формировании семейной толерантности, в решении конфликтов в семье. Эта презентация ...
«Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» и «РЕШУ ОГЭ»
laquo;Образовательный портал «Решу ОГЭ»Дистанционная обучающая система для подготовки к государственным экзаменам «РЕШУ ЕГЭ» и «РЕШУ ОГЭ» создана творческим объеди...
Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности в правильный многоугольник»
Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окр...