Педагогические действия, ведущие к формированию Функциональной Грамотности
методическая разработка по математике (6 класс)
Какие действия ведут к формированию ФГ, а какие нет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._pedagogicheskie_deystviya_vedushchie_k_formirovaniyu_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 8.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические действия, ведущие к формированию функциональной грамотности
Выступление на школьном МО Хаустовой Елены Владимировны - учителя математики
ФИО учителя Хаустова Е.В | Предмет преподавания математика | Класс 6 |
Задание 1. Указать педагогические действия, которые приводят к формированию функциональной безграмотности (на примере конкретного предмета и фрагмента урока/внеурочного занятия).
Задание 2. Установить последовательность педагогических действий, которые способствуют формированию функциональной грамотности обучающихся (на примере конкретного предмета и фрагмента урока/внеурочного занятия).
Задание 1.
Тема урока: Нахождение дроби от числа.
| ||
Тип урока: Знакомство с новым материалом | ||
Центральный этап урока, его задача и планируемые результаты (предметные и общеучебные (УУД)): Отработка ЗУН при решении задач Работа по алгоритму, предложенному учителем | ||
Формирование функциональной безграмотности (формального знания, неспособности применять знания) | ||
Учебная ситуация | Действия учителя | Действия обучающихся |
Как найти 1/5 от 60км | Дает правило: « Чтобы найти дробь от числа, надо число умножить на дробь» | Слепо выполняет инструкцию учителя |
Задание 2.
Тема урока: Нахождение дроби от числа. | ||
Тип урока: Знакомство с новым материалом | ||
Центральный этап урока, его задача и планируемые результаты (предметные и общеучебные (УУД)): Отработка ЗУН при решении задач - умение выбирать форму записи решения, умение записывать ход решения в свободной форме, осознавать необходимость аргументации при решении задач -дополнять и исправлять ответ других учащихся, предлагать свои способы решения задач, решать простейшие творческие задания -умение осуществлять самоконтроль за конечным результатом - умение действовать по готовому алгоритму, перестраивать его в соответствии с условием задачи, пробовать составлять свои алгоритмы; -умение принимать готовую цель, в соответствии с ней составлять план ее достижения; - умение обсуждать готовый план деятельности, направленной на решение задач исследовательского характера; | ||
Формирование функциональной грамотности (неформального знания, способности применять знания) | ||
Учебная ситуация | Действия учителя | Действия обучающихся |
Как найти 1/5 от 60км | Вопросы: -Что показывает знаменатель и числитель дроби -Как найти 1/5 часть от 60км -Как бы вы нашли 0,2 от 60км -Какое правило можно сформулировать | Пробуют догадаться, как же найти дробь от числа. После нескольких примеров пробуют сами сформулировать правило |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Педагогические действия, ведущие к формированию функциональной грамотности
Технология конструирования образовательного маршрута «функциональная грамотность». Математика. 6 класс
Педагогические действия (шаги) | Результат действий |
1 шаг. Определить ведущий вид(ы) функциональной грамотности, на которые ориентирован учебный предмет | Математическая грамотность. Решение прикладных задач. Ориентация в базовых математических понятиях; математическое рассуждение; использование математических процедур, инструментов для описания, объяснения и предсказания явления |
2 шаг. Соотнести содержание ФГОС с требованиями учебной программы (раздел «Учащиеся должны знать и уметь»). Например, Обыкновенные дроби В ходе изучения раздела «Обыкновенные дроби» обучающие должны: Знать: какая дробь называется обыкновенной; что показывает числитель и знаменатель обыкновенной дроби; правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; алгоритмы сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; что называют целой и что дробной частью; правило выделения целой части из неправильной дроби; алгоритм представления смешанного числа в виде неправильной дроби; правило сложения смешанных чисел. Уметь: 1. отмечать обыкновенные дроби на координатном луче; сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями; различать правильные и неправильные дроби; складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; выделять целую часть из неправильной дроби; представлять смешанное число в виде неправильной дроби; складывать и вычитать смешанные числа. 2. уметь анализировать задачу, уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, отстаивать свое мнение и т.д. | |
3 шаг. Соотнести возможности учебного предмета со сферами функциональной грамотности(человек; природа; город; текст/книга; прибор/модель; учреждение) | Текст/книга. Сфера «Книга, текст» включает: а) умение работать с учебником и учебным текстом на уровне информационных умений, б) справочные издания (словари, энциклопедии, справочники), использование средств массовой информации |
4 шаг. Проанализировать разделы и темы учебной программы и учебника относительно возможностей формирования ведущего вида(ов) функциональной грамотности | Предполагает формирование математической грамотности. Математика 6 класс. Примеры заданий. 1. В чем заключается основное свойство дроби. Что значит сократить дробь? 2.Объясните, как привести дроби к общему знаменателю. Как складывать и вычитать дроби с разными знаменателями. 3. Как найти дробь от числа. Приведите собственные примеры 4. Как найти число по заданному значению его дроби. Приведите собственные примеры |
5 шаг. Подобрать задания для формирования ведущего вида(ов) ФГ | 1..На этапе изучения знакомство с новыми терминами 2.Решение прикладных задач. 3. Использование математических процедур, - решение примеров 4. Использование таблиц, диаграмм для описания, объяснения задачи 5. Математические рассуждения при решении задач |
6 шаг.Выбрать соответствующую методику(и) для выполнения заданий (то есть процесса обучения функциональной грамотности): 1. Методика «Алгоритм». 2. Методика «Маршрут». 3.Методика «Оценка – прогноз –действие». 4.Методика «За» и «Против» (Выбор). 5.Методика «Редуцированная таксономия целей обучения». 6.Методика «Решаем вместе» | 1.Алгоритмы деятельности поведения. Использование правил, инструкций, выполнение самостоятельной работы. 2.Конструирование маршрута. Математический (познавательные, математические рассуждения) 3.«Оценка-прогноз-действие». Формирование ориентировочных умений, умение задавать вопросы 4. «За» и «против» (выбор). Умение определять правильные и ошибочные ответы, (опора на правила) 5. Редуцированная таксономия целей обучения. Знание: запомнить, воспроизвести Понимание: объяснить, привести пример. Применение: перенос в новую ситуацию (алгоритм, правило, совокупность свойств и т.д.) 6. Решаем вместе. (учебное сотрудничество обучающихся в малых группах: совместное решение учебных задач в процессе выстраивания межличностных отношений) |
Список использованной литературы:
- Математика. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Под ред. А.Г.Мерзляк – М. Издательский центр «Вентана-Граф». 2020– 304 с.
- Математика Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Г.Мерзляк. 5 – 9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – – М. Издательский центр «Вентана-Граф». 2020– 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект учителя русского языка и литературы "Развитие всех видов речевой деятельности для формирования функциональной грамотности"
Данный проект предназначен для учителей русского языка и литературы. Здесь педагоги смогут ознакомиться с системой работы по формированию функциональной грамотности учащихся, механизмами формирования ...
Педагогический проект "Формирование функциональной грамотности и читательской компетенции обучающихся средствами проектной деятельности на этапе реализации ФГОС ООО."
В своей педагогической практике авторский коллектив проектной группы активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедилась в том, что проектная деятельность учащихся ...
Мой педагогический секрет при формировании функциональной грамотности на уроках биологии
Доклад на ШМО по работ с функциональной грамотностью...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Педагогический опыт "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения"
тема:Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения ...
Диссеминация педагогического опыта по формированию функциональной грамотности на уровне основного общего и среднего общего образования на уроках математики
обобщение педагогического опыта по формированию функциональной грамотности на уроках математики. В презентации приведены примеры использования различных заданий на разных этапах урока...