Педагогические действия, ведущие к формированию Функциональной Грамотности
методическая разработка по математике (6 класс)

Хаустова Елена Владимировна

Какие действия ведут к формированию ФГ, а какие нет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические действия, ведущие к формированию функциональной грамотности

Выступление на школьном МО  Хаустовой Елены Владимировны - учителя математики

ФИО учителя

Хаустова Е.В

Предмет преподавания

математика

Класс

6

Задание 1. Указать педагогические действия, которые приводят к формированию функциональной безграмотности (на примере конкретного предмета и фрагмента урока/внеурочного занятия).

Задание 2. Установить последовательность педагогических действий, которые способствуют формированию функциональной грамотности обучающихся (на примере конкретного предмета и фрагмента урока/внеурочного занятия). 

Задание 1.

Тема урока: Нахождение дроби от числа.

 

Тип урока: Знакомство с новым материалом

Центральный этап урока, его задача и планируемые результаты (предметные и общеучебные (УУД)):  

 Отработка  ЗУН  при решении задач

Работа по алгоритму, предложенному учителем

Формирование функциональной безграмотности

 (формального знания, неспособности применять знания)

Учебная ситуация

Действия учителя

Действия обучающихся

Как найти 1/5 от 60км

 Дает правило: « Чтобы найти дробь от числа, надо число умножить на дробь»

 Слепо выполняет инструкцию учителя

Задание 2.

Тема урока: Нахождение дроби от числа.

Тип урока: Знакомство с новым материалом

Центральный этап урока, его задача и планируемые результаты (предметные и общеучебные (УУД)): 

Отработка  ЗУН  при решении задач  

- умение выбирать форму записи решения,  умение записывать ход решения в свободной форме, осознавать необходимость аргументации при решении задач

 -дополнять и исправлять ответ других учащихся, предлагать свои способы решения задач, решать простейшие творческие задания

-умение осуществлять самоконтроль за конечным результатом

- умение действовать по готовому алгоритму, перестраивать его в соответствии с условием задачи, пробовать составлять свои алгоритмы;

-умение принимать готовую цель,  в соответствии с ней составлять план ее достижения;

- умение обсуждать готовый план деятельности, направленной на решение задач исследовательского характера;

Формирование функциональной грамотности

 (неформального знания, способности применять знания)

Учебная ситуация

Действия учителя

Действия обучающихся

Как найти 1/5 от 60км

Вопросы:

 -Что показывает знаменатель и числитель дроби

-Как найти 1/5 часть от 60км

-Как бы вы нашли 0,2 от 60км

-Какое правило можно сформулировать

Пробуют догадаться, как же найти дробь от числа.

После нескольких примеров пробуют сами сформулировать правило

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Педагогические действия, ведущие к формированию функциональной грамотности

Технология конструирования образовательного маршрута «функциональная грамотность». Математика. 6 класс

Педагогические действия (шаги)

Результат действий

1 шаг. Определить ведущий вид(ы) функциональной грамотности, на которые ориентирован учебный предмет

Математическая грамотность. Решение прикладных задач. Ориентация в базовых математических понятиях; математическое рассуждение; использование математических процедур, инструментов для описания, объяснения и предсказания явления

2 шаг. Соотнести содержание ФГОС с требованиями учебной программы (раздел «Учащиеся должны знать и уметь»). Например,

Обыкновенные дроби

В ходе изучения раздела «Обыкновенные дроби» обучающие должны:

Знать:

какая дробь называется обыкновенной;

что показывает числитель и знаменатель обыкновенной дроби;

правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;

алгоритмы сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

что называют целой и что дробной частью;

правило выделения целой части из неправильной дроби;

алгоритм представления смешанного числа в виде неправильной дроби;

правило сложения смешанных чисел.

Уметь:

1. отмечать обыкновенные дроби на координатном луче;

сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

различать правильные и неправильные дроби;

складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;

выделять целую часть из неправильной дроби;

представлять смешанное число в виде неправильной дроби;

складывать и вычитать смешанные числа.

2. уметь анализировать задачу, уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения  учебных и познавательных задач;  уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, отстаивать свое мнение и т.д.

3 шаг. Соотнести возможности учебного предмета со сферами функциональной грамотности(человек; природа; город; текст/книга; прибор/модель; учреждение)

Текст/книга. Сфера «Книга, текст» включает: а) умение работать с учебником и учебным текстом на уровне информационных умений, б) справочные издания (словари, энциклопедии, справочники), использование средств массовой информации

4 шаг. Проанализировать разделы и темы учебной программы и учебника относительно возможностей формирования ведущего вида(ов) функциональной грамотности

Предполагает формирование математической грамотности. Математика  6 класс. Примеры заданий.

1. В чем заключается основное свойство дроби.  Что значит сократить дробь?

2.Объясните, как привести дроби к общему знаменателю. Как складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.

3. Как найти дробь от числа. Приведите собственные примеры

4. Как найти число по заданному значению его дроби. Приведите собственные примеры

5 шаг. Подобрать задания для формирования ведущего вида(ов) ФГ

1..На этапе изучения знакомство с новыми  терминами

2.Решение прикладных задач.

3. Использование математических процедур, - решение примеров

4. Использование таблиц, диаграмм для описания, объяснения задачи

5. Математические рассуждения при решении задач

6 шаг.Выбрать соответствующую методику(и) для выполнения заданий (то есть процесса обучения функциональной грамотности):

1. Методика «Алгоритм».

2. Методика «Маршрут».

3.Методика «Оценка – прогноз –действие».

4.Методика «За» и «Против» (Выбор).

5.Методика «Редуцированная таксономия целей обучения».

6.Методика «Решаем вместе»

1.Алгоритмы деятельности поведения. Использование правил, инструкций, выполнение самостоятельной работы.

2.Конструирование маршрута.

Математический (познавательные, математические рассуждения)

3.«Оценка-прогноз-действие».  Формирование ориентировочных умений,  умение задавать вопросы

4. «За» и «против» (выбор). Умение определять правильные и ошибочные ответы, (опора на правила)

5. Редуцированная таксономия целей обучения. Знание: запомнить, воспроизвести Понимание: объяснить, привести пример. Применение: перенос в новую ситуацию (алгоритм, правило, совокупность свойств и т.д.)

6. Решаем вместе. (учебное сотрудничество обучающихся в малых группах: совместное решение учебных задач в процессе выстраивания межличностных отношений)

Список использованной литературы:

  • Математика. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Под ред. А.Г.Мерзляк – М. Издательский центр «Вентана-Граф». 2020– 304 с.
  • Математика Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Г.Мерзляк. 5 – 9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – – М. Издательский центр «Вентана-Граф».  2020– 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект учителя русского языка и литературы "Развитие всех видов речевой деятельности для формирования функциональной грамотности"

Данный проект предназначен для учителей русского языка и литературы. Здесь педагоги смогут ознакомиться с системой работы по формированию функциональной грамотности учащихся, механизмами формирования ...

Педагогический проект "Формирование функциональной грамотности и читательской компетенции обучающихся средствами проектной деятельности на этапе реализации ФГОС ООО."

В своей педагогической практике авторский коллектив проектной группы   активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедилась в том, что проектная деятельность учащихся ...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Педагогический опыт "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения"

тема:Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения ...

Диссеминация педагогического опыта по формированию функциональной грамотности на уровне основного общего и среднего общего образования на уроках математики

обобщение педагогического опыта по формированию функциональной грамотности на уроках математики. В презентации приведены примеры использования различных заданий на разных этапах урока...