« Синус, косинус и тангенс числового аргумента.»
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Предмет: алгебра и начала математического анализа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_no3.docx | 412.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 56
Предмет: алгебра и начала математического анализа
Класс 10
Тема: « Синус, косинус и тангенс числового аргумента.»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: ввести понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса; рассмотреть знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса; зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же аргумента.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД) : сформировать умения и навыки нахождения значений выражений, содержащих синусы, косинусы, тангенсы и котангенсы углов.
.
Развивающие (формирование регулятивных УУД): - формировать умения обобщать, систематизировать; развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности. применять имеющиеся у учащихся знания в различных ситуациях; находить решения в различных проблемных ситуациях; развивать грамотную математическую речь учащихся.
Воспитательные ( формирование личностных и коммуникативных УУД) – развитие интереса к предмету, воспитание у обучающихся навыков учебного труда, ответственности за конечный результат.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать термины, понятия и умения решать основные типы задач.
Метапредметные: умение обрабатывать информацию, формировать коммуникативную компетенцию, уметь отбирать способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Личностные : умение работать индивидуально и в коллективе, слушать собеседника и умение четко, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Образовательные технологии: традиционные активные методы обучения, коллективная деятельность обучения, личностно-ориентированное и проблемное обучение.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.
Литература: Учебник: Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни. С. М. Никольский и др.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя, задания для учащихся |
1.Организационный этап(1-3 мин) Мотивация. Целеполагание. | Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания учащихся.И сегодня мы говорим о разделе математики, который имеет огромное прикладное значение в различных областях знаний. Начнём сегодняшний урок с загадки: - Какое слово начинается с трёх букв «Г» и заканчивается тремя буквами «Я»?(Тригонометрия) Сегодня мы начинаем изучать новый раздел математики, называемый тригонометрией. Одним из основных понятий этого раздела является определение синуса, косинуса и тангенса угла. Позже будем выполнять преобразования тригонометрических выражений, которые являются математическим аппаратом, необходимым для изучения колебательных процессов, законов автоматического регулирования различных процессов в курсе физики Каковы цели нашего урока? Объявление целей урока. (Вы узнаете определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла, научитесь решать простейшие тригонометрические уравнения) |
2. Актуализация опорных знаний ( 2 мин) | Прием «Мозговой штурм» 1) Где вы сталкивались с понятием синуса, косинуса и тангенса угла? 2) Какой угол фигурировал в этих задачах? 3) Какие значения синусов, косинусов и тангенсов вы знаете. 4) Какие значения в домашнем задании вам показались знакомыми? Но уже на прошлом уроке мы почувствовали потребность в расширении данного понятия, то есть перехода к углу от -∞; +∞. |
3.Изучение нового материала(7мин) | Рассмотрим окружность радиуса, равного 1 единичному отрезку, в прямоугольной системе координат хОу с центром в начале координат. Такую окружность называют Единичной или тригонометрической. Рисунок 1 – точка Р на единичной окружности Точка Р (1; 0) при повороте вокруг начала координат на угол переместилась в точку Рₐ. Определим её координаты. (рис. 2). Определения. Синусом угла называется ордината точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол. Обозначается Косинусом угланазывается абсцисса точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол . Обозначается Угол может выражаться и в градусах и в радианах |
4.Закрепление нового материала Решение задач.(21-23 мин) | Пример 1. Точка А(1; 0) при повороте на угол 90 (рис. 1) Ордината точки В равна 1, значит или Абсцисса точки В равна 0, значит Пример 2. Точка А(1; 0) при повороте на угол переместилась в точку ( рис. 1) Найдите и Ответ: = 0; Пример 3. Точка А(1; 0) при повороте на угол переместилась в точку (рис. 1) Найдите и Ответ: =1= 0 Рассмотрим ещё два понятия. Определение. Тангенсом угла называется отношение синуса угла к его косинусу. Обозначается tg tg, Пример 4. Найти tg 0. Вычислим по формуле tg = = 0. Определение. Котангенсом угла называется отношение косинуса угла к его синусу. Обозначается сtg сtg Пример 5. Найти сtg . Вычислим по формуле сtg = 2. Меру угла(в радианах) можно рассматривать как действительное число, поэтому и – это числовые выражения. А так как каждая точка единичной окружности имеет координаты х и у такие, что выполняются неравенства -1 ≤ х ≤ 1; -1 ≤ у ≤ 1,то синус и косинус не могут превышать значения, больше . Чтобы решить уравнения = а, нужно считать х неизвестным, число а – заданным. Пример 6. Решить уравнение = 1. Найдем точку с ординатой 1 и запишем, каким числам х она соответствует. На окружности мы видим эту точку: В (0; 1). Она соответствуют числу и всем числам вида Решением уравнения = 1 являются х =. 3. Полезно знать синусы, косинусы, тангенсы некоторых углов. Для этого рассмотрим дугу единичной окружности в I четверти координатной плоскости (рис. 3). Рисунок 2 – 1 четверть единичной окружности Точки А (1; 0) и В (0; 1) нам знакомы. Рассмотрим ещё несколько точек на окружности и найдем их координаты. Точка С является серединой дуги АВ, значит угол АОС равен половине прямого угла, 45 или . Ордината точки С равна её абсциссе. Их значения нетрудно найти по теореме Пифагора из прямоугольного треугольника ОСF, оно равно А значит, , tg 45 Дуга АМ составляет третью часть прямого угла, . Ордината точки М равна , значит , tg30. Дуга АNсоставляет прямого угла, . Абсцисса точки N равна , поэтому , tg 60. Чтобы легче запомнить эти значения, придумали мнемоническое правило- правило на ладони (рис. 4). Рисунок 3 - мнемоническое правило- правило на ладони Расположим ладонь так, как на рисунке, пусть мизинцу соответствует угол 0, следующим пальцам– 30, 45, 60 и 90. Так же присвоим им номера: мизинец №0, следующие №1, №2, №3, №4. Чтобы найти синус, используем формулу: =. А для косинуса нумерацию будем вести от большого пальца, выполняя вычисления по той же формуле. =. Например, =, = = . А тангенс можно вычислить по формуле: tg = |
5. Первичный контроль. (5 мин) | Учебник. Стр. 208 реш. № 7.28 ( сам-но) |
5.Рефлексия (подведение итогов урока) (2-3мин) | Подводит итоги работы. 1.Организует работу по эмоциональной окраске 2. Организует работу по закреплению нового материала, запоминанию определений |
6.Информация о домашнем задании(1 мин) | Дает комментарий к домашнему заданию. П. 7.3., выучить определения, реш. № 7.27, 7.29, 7.46 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии в 8 классе по теме "Синус, косинус и тангенс прямоугольного треугольника"
Урок геометрии в 8 классе с применением мультимедийной презентации, устная работа, решение задач, электронная физминутка....
Урок математики в 8 классе по теме: «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника»
В работе «Урок математики в 8 классе по теме: «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника» представлены развёрнутый конспект урока с использованием ИКТ, мультимедийная презентац...
Презентация к уроку по геометрии на тему: "Синус, косинус и тангенс угла"
Презентация к конспекту урока по геометрии на тему: "Синус, косинус и тангенс угла". тип урока: изучение нового материала. цель урока: ввести понятия синуса, косинуса и тангенса угла, актуализиро...
Конспект урока: "Синус, косинус и тангенс угла"
Урок подготовлен для учащихся 9 класса. Тип урока: изученик нового материала....
«Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла».
«Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла». Презентация по математике для 10 класса....
Геометрия 8 класс. Практикум по теме "Синус, косинус и тангенс прямоугольного треугольника"
Урок представляет собой работу учащихся в группах и в парах, с постоянной взаимопроверкой и самопроверкой. В конце урока каждый ученик получает оценку.Ребята очень активны на таких уроках, потому что ...
Презентация "Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°"
Презентация по теме "Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°"...