Развитие эмоционального интеллекта учащихся в свете подготовки к сдаче ГИА
учебно-методическое пособие по алгебре (10 класс)
Развитие эмоционального интеллекта учащихся в свете подготовки к сдаче ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие эмоционального интеллекта учащихся в свете подготовки к сдаче ГИА»
Понятие эмоционального интеллекта и практические способы его развить.
Интеллект или эмоциональная сфера — над чем нужно работать в первую очередь, чтобы преуспеть в современном мире? Если в необходимости интеллектуальных знаний и навыков сомневаться не приходится, то понимание чувств всё ещё воспринимается как «факультативная» способность. Взять хотя бы ОГЭ или ЕГЭ — школьники готовятся к ним месяцами, оттачивая знания нужных предметов. Но всё может полететь в тартарары, если ученик не умеет планировать свою работу и справляться со стрессом. Оба навыка относятся именно к эмоциональному интеллекту.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ), ОГЭ (основной государственный экзамен), ГВЭ (государственный выпускной экзамен) – это серьезные новшества в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) – это поле деятельности не только для педагогов, но и для психологов. Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены
Индивидуальные особенности ребенка: специфика его памяти, внимания, мышления, личностные особенности, темп деятельности - являются причиной своеобразия учебной деятельности каждого учащегося и требуют индивидуального подхода.
Подготовка к экзаменам – процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету. Период подготовки и сдачи экзаменов характеризуется возрастанием нагрузки на организм и психику школьника. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушения режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма. Экзаменационный стресс - это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным психотравмирующим фактором. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников.
Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.
Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
Цель: оказание психологической помощи, выпускникам 9, 11-ых классов в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
- Развитие познавательного компонента психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции.
- Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.
- Содействие адаптации учащихся к процессу проведения ОГЭ и ЕГЭ.
1.1. Понятие психологической готовности к сдаче экзаменов
Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются прежде всего через трактовку понятия «готовность» в психологии: 1) согласие сделать что-нибудь, желание и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко);
2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин);
3) момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта (А.А. Бодалев).
Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ГИА, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА.
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
1.2. Основные подходы к исследованию тревожности в психологии
Проблема школьной тревожности, в особенности тревожности в ситуации экзамена, в настоящее время является междисциплинарной. Она относится не только к области педагогики и психологии, но и к сфере интересов возрастной, и медицинской психологии, социологии. Тревогу рассматривают и в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов, и в качестве специфического личностного свойства. Тревожность - личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.
В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В последнее время интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность.
Российский исследователь М. Литвак считает, тревога - это эмоция, возникающая при общей оценке ситуации как неблагоприятной. Если источник тревоги ликвидировать нельзя, тревога переходит в страх. В то же время крупнейший специалист в области психологии эмоции Кэрролл Изард полагает, что тревога представляет собой комбинацию нескольких эмоций, одной из которых является страх, а другими её компонентами являются чувства печали, вины и стыда. Истоки тревоги часто не осознаются или не поддаются логическому объяснению.
По мнению А. Прихожан, на психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживания в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение.
Беспокойство перед предстоящей сдачей теста, или предэкзаменационная тревожность, впервые выявлено Сарасоном и Мандлером в 1952 г. Они предположили, что предэкзаменационная тревожность слагается из двух стремлений:
1) стремление, направленное на выполнение задания, которое даёт человеку стимул уменьшить это стремление, выполнив задание; 2) связанное с тревогой стремление, которое мешает выполнению задания, вызывая у человека ощущения своей непригодности и беспомощности. Именно такие, вызванные тревогой побуждения, заставляют людей делать вещи, не имеющие никакой связи с выполнением задания, и тем самым ухудшают результат выполнения. Если направленные на выполнение задания побуждения можно рассматривать как облегчающие выполнение, то связанные с тревогой побуждения – как ослабляющие эффективность выполнения задания.
Люди значительно различаются между собой по уровню своей тревожности. Выделяют два вида тревожности: личностная - проявляется всегда и везде; ситуативная - проявляется только в определённых, типичных ситуациях.
Для лучшего различия личностной и ситуативной тревожности Спилберг обозначил первую как «Т - свойство», а вторую - как «Т - состояние». Личностная тревожность является более постоянной категорией и определяется типом высшей нервной системы, темпераметром, характером, воспитанием и приобретенными стратегиями реагирования на внешние факторы. Ситуативная тревожность больше зависит от текущих проблем и переживаний - так, перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем во время обычной жизни. Как правило, показатели личной и ситуативной тревожности связаны между собой: у людей с высокими показателями личной тревожности ситуативная тревожность в схожих ситуациях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности. С другой стороны, в ситуациях, которые вызывают боль или содержат другую физическую угрозу, индивидуумы, обладающие высокими показателями личностной тревожности, не проявляют какую-то особо выраженную ситуативную тревожность. Исследователи показали, что чем настойчивее подчеркивается связь выполняемого задания с проверкой способности индивидуума, тем хуже справляется с ним «высокотревожные» испытуемые и тем лучше его выполняют «слаботревожные». Таким образом, повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это лишний раз подчеркивает социальную природу явления «тревожности». При этом отрицательные негативные эмоции, сопровождающие тревожность, являются той «ценой», которую вынужден платить человек за повышенную способность чутко откликаться и, в конечном счете, лучше приспосабливается к социальным требованиям и нормам.
Большое влияние на уровень стрессоустойчивости оказывает самооценка человека. Ее влияние проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.
Таким образом, мы видим, что стресс в большой мере является индивидуальным феноменом.
Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие. В исследованиях Селье показано, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны, чем предсказуемые и управляемые. Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается.
2.1Психологические аспекты подготовки школьников к сдаче ГИА.
Подготовка к ЕГЭ и ГИА, как правило, идет на протяжении последних лет обучения в школе. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели – сдачи ГИА и поступления в ВУЗ.
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена.
Можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи итоговой государственной аттестации и Единого государственного экзамена:
- высокая мобильность, переключаемость;
- высокий уровень организации деятельности;
- высокая и устойчивая работоспособность;
- высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
- чёткость и структурированность мышления, комбинаторность;
- сформированность внутреннего плана действий.
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.
Лёгкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.
Почему они так волнуются?
-Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.
-Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.
-Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей – тревожности, неуверенности в себе.
-Боятся незнакомой, неопределённой ситуации.
-Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.
Система психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА.
2.2. Психодиагностическая работа психолога в системе психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА
Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.
Выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ГИА, возможно на протяжении всего обучения в школе. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке и сдаче ГИА можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах.
Психодиагностическая таблица определения трудностей в обучении (средняя, старшая школа) | |
Типичные трудности | Психодиагностический инструментарий |
Недостаточный уровень развития произвольности и самоорганизации. | Методики Локус контроля Дж. Роттер, «Проверь свою организованность» Е. И. Комарова. |
Несформированность учебной мотивации, познавательной активности | Методики «Мотивационный профиль» Гусева Е.А. «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы», Ч.Д. Спилберг, модифицированный А.Д. Андреевой. |
Высокий уровень тревожности | Методики «Опросник школьной тревожности Филипса», «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы», Ч.Д. Спилберг, модифицированный А.Д. Андреевой. |
Низкий уровень самооценки, неуверенность в себе. | Методика «Диагностика уровня самооценки личности» Г. Н. Казанцевой. |
Акцентуация характера | Методика Адаптированный подростковый вариант опросника Шмишека (12-18 лет) (описание типов по А. Е. Личко). |
Низкая подвижность низкая лабильность психических функций. | Методика ШАС |
Трудности, связанные с недостаточным уровнем развития познавательной сферы. | Методика ШТУР |
Таким образом, осуществляется выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ГИА на протяжении всего обучения в школе. Ранняя диагностика таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ГИА и эффективно организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.
Проведение диагностики позволяет оценить результативность работы педагога-психолога, как в течение года, так и на протяжении всего времени обучения отдельного ученика, класса, параллели.
.
2.3. Психопросвещение в системе психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА
Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Формы просветительской работы:
- проведение классных часов, где учащиеся узнают о способах саморегуляции и самоорганизации, способах снятия тревожности, особенностях возрастного развития;
- проведение родительских собраний вмести с детьми, где можно обсуждать возникшие проблемы, вопросы сообща;
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная работа, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации направленных на успешную подготовку к ГИА.
Психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.
Заключение
Проблема психологической готовности школьников к ГИА очень важна и актуальна, она обусловлена рядом причин:
1. ГИА имеет ряд особенностей, которые требуют от выпускника не только интеллектуальных знаний, но еще и личностной и психологической готовности к его выполнению.
2. Необходимо сохранить здоровье выпускника и физическое и психологическое.
3. Старшеклассники не всегда реалистично представляют ГИА, нереалистичность установок.
4. Подготовка к экзаменам и их сдача вызывают у выпускников сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты, напрямую влияющие на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Это выражается в чувстве повышенной тревожности; неустойчивой самооценке; утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена.
Эффективным средством в ситуации стресса, по мнению Г. Селье, является использование способов саморегуляции и мобилизации ресурсов организма.
ГИА по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов. Поэтому в процессе сдачи ЕГЭ требуются:
- высокая мобильность,
- переключаемость,
- высокий уровень организации деятельности,
- высокая и устойчивая работоспособность,
- высокий уровень концентрации внимания.
Все трудности при подготовке к ГИА можно разделить на три типа:
1.Процессуальные (связанные с процедурой):
– недостаточное знакомство с процедурой;
– незнакомое место и незнакомые взрослые.
2. Личностные (обусловлены личностными особенностями учащихся):
– убеждения и предрассудки, связанные с ГИА;
– неадекватная самооценка.
3. Познавательные (обусловлены недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов):
– недостаточный объем знаний;
– недостаточная сформированность навыков работы с текстовыми заданиями;
– неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета;
– неумение оперировать учебным материалом.
Что делать?
Для того, чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в своих силах, в себе. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как выглядишь. Как можно повысить свою уверенность? В этом поможет упражнение ―Мои ресурсы‖. Напишите свои сильные стороны и преимущества. Напротив каждой своей сильной стороны ребенок пишет, как это сможет помочь на экзамене.
Необходимо также принять решение о том, какой результат будет желаемым и реально достижимым. Например, для одного ―сдать успешно‖ – означает получит 3, для другого – набрать минимум 91 балл. При этом надо понимать: тест составлен так, что получить 100 баллов из 100 сможет только один из тысячи выпускников. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии – например, непременно решить задания группы С, не доделав задания группы.
Очень важно рационально оценивать время, которое потребуется для написания ЕГЭ. Неумение планировать свое время приводит к возникновение страха не успеть, а это отрицательно влияет на результат. Поэтому важно не только осваивать работу с тестами, но и вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности.
Программа психологической подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА - 9 – лишь начало диалога о психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ. Она высокоэффективна в условиях ограниченности времени и необходимости грамотно и профессионально подготовить школьников к аттестации. При желании программа может успешно совмещать в себе упражнения, направленные на аутогенную тренировку, способы повышения уверенности, лекции на уточнения процедуры ЕГЭ, отработку оптимальный стратегий при его выполнении и многое другое.
Подготовил учитель МБОУ лицей№1: Черникова Г Н
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-482158-1504964974.jpg)
Сценарий мастер-класса "Развитие эмоционального интеллекта педагогов как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания"
Данное мероприятие проводилось в рамках зональной научно-практической конференции....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/04/picture-811533-1472984910.jpg)
Развитие эмоционального интеллекта учащихся на уроках английского языка
Современная школа должна быть гуманистической, отсюда возникает необходимость создания доброжелательной атмосферы в классе и развития эмоционального интеллекта учеников на разных ступенях образования....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612506-1427178758.jpg)
Статья «Развитие эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка»
Актуальность технологии развития эмоционального интеллекта обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и разв...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/04/picture-811533-1472984910.jpg)
Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка
Мастер-класс+презентация на тему "Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка". Данный приём является авторским и може...
Программа по развитию эмоционального интеллекта и вариативности выбора стратегий защитно-совладающего поведения у подростков
Данная программа предназначена для педагогов-психологов, направленная на развитие эмоционального интеллекта и вариативности выбора стратегий защитно-совладающего поведения у подростков....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/20/picture-374268-1605896695.jpg)
«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»
Литература – предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/19/picture-1517151-1710854493.jpg)
Презентация: Игра-викторина по психологии, направленная на развитие эмоционального интеллекта (для учащихся основной школы)
Презентация: Игра-викторина по психологии, направленная на развитие эмоционального интеллекта (для учащихся основной школы)...