ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pokazatelnye_uravneniya_i_neravenstva.docx | 90.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Лицей№1 г. Пролетарска
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ
Учителя математики : Черникова Г.Н.
2018-2019уч.год
Тема: “Решение показательных уравнений и неравенств”.
Цели урока
Обучающие:
- обобщение знаний и умений учащихся по применению методов решения показательных уравнений ;
- закрепление свойств показательной функции в процессе решения показательных неравенств;
- формирование заинтересованности учащихся в решении нестандартных показательных уравнений и неравенств при подготовке к ЕГЭ.
Развивающие:
- развивать у учащихся умения анализа условия задачи перед выбором способа её решения;
- активизация познавательной деятельности посредством использования компьютерных технологий;
- развитие навыков самоконтроля и самооценки, самоанализа своей деятельности.
Воспитательные:
- формирование умения работать самостоятельно, принимать решения и делать выводы;
- воспитание внимательности, устремленности к самообразованию и самосовершенствованию;
- осознание учащимися социальной, практической и личной значимости учебного материала по изучаемой теме.
Оборудование:
1. Мультимедийная установка. На уроке используется презентация “Решение показательных уравнений, неравенств”:
- при повторении теоретического материала на экране высвечиваются повторяемые определения, график показательной функции;
- при самопроверке на экране появляются эталонные ответы на соответствующие задания.
2. На столах лежат буклеты для организации самостоятельной работы в виде исправления ошибок в решении, карта “Рефлексия”.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы и приёмы проведения урока: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная работа, рефлексия.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение теоретического материала.
- Устный счет.
- Решение показательных уравнений и неравенств из ЕГЭ.
- Физкультминутка для глаз.
- Найдите ошибку.
- Решение усложненного задания ЕГЭ.
- Закрепление знаний.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Эпиграф к уроку: С.Коваль: «Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы».
I.Организационный момент
С древних времен на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили «Будь здоров». Сейчас мы говорим «Здравствуйте», т.е. люди желают здоровья друг другу. Здравствуйте ребята и гости.
Мобилизирующий момент: Урок я хочу начать притчей “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь» Но радости в моей жизни нет. Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», – ответил юноша. Произнеси это 5 раз.». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз.. «Вот видишь, -сказал мудрец, повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…»Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.
II. Повторение теоретического материала.
Функция y=ax монотонна на R и принимает все положительные значения.
Тогда, согласно теореме о корне, уравнение ax=b имеет единственный корень.
Пусть b=at.
Уравнение примет вид ax =at. из равенства степеней с одинаковыми основаниями получим x=t.
Примеры учащихся.
Решение показательных неравенств основано на свойстве показательной функции: при а>1 функция y=ax возрастает; при 0x - убывает. Примеры учащихся.
III. Устный счет.
IV. Решение показательных уравнений и неравенств из ЕГЭ.
Приобретать знания - храбрость
Приумножать их – мудрость
А умело применять – великое искусство.
На носу ЕГЭ, поэтому нам надо тщательно к нему подготовиться. На данном этапе урока мы решим разноуровневые задания из ЕГЭ.
Решите уравнение:
1) 45+x=643x
Уравнение решается методом уравнивания оснований
45+X=43*3x
5+x=9x
8x=5
X=0,625
Ответ: х=0,625
2) 53х - 2 53х -1 - 3 53х – 2 = 60,
Уравнение решается методов вынесения общего множителя за скобки
53х (1-2 5 -1 - 3 5– 2 ) = 60,
53х = 60, разделим обе части уравнения на дробь , получаем
53х = 125,
3х =3,
х=1.
Ответ: х=1.
Решите неравенство:
1)
Решение:
Т.к.y=6t – возрастающая, перейдем к равносильному неравенству:
x2+2x>3
x2+2x-3>0
Ответ:
Решить неравенство:
2)
Решение:
V. Физкультминутка для глаз. Следить глазами за появлением показательных функцийна экране глазами. Заодно повторить график показательных функций.
VI. Найдите ошибку:
,
Решение:
,
,
,
,
.
Решите неравенство:
,
Решение:
,
,
,
,
.
Правильное решение:
,
,
,
,
.
Решите неравенство:
,
Решение:
,
,
,
,
.
Критерии оценивания:
Нахождение всех ошибок и в уравнении и в неравенстве – «5»;
Нахождение ошибок в уравнении или в неравенстве – «4»;
Нахождение ошибки, но не до конца либо уравнении, либо в неравенстве – «3»;
Не нашел ошибки – «2».
VI.Самостоятельная работа:
Вариант 1. Вариант 2.
№1 Решите уравнение: №1 Решите уравнение:
а) ; а)
б) 2 х – 1 + 2 х + 2= 36. б) 5х - 5 х - 2= 600.
№2. Решите неравенства: №2. Решите неравенства:
а) ; а) ;
б) 4х – 2х 2. б) 9х – 3х 6.
VII. Решение более сложного задания ЕГЭ.
VIII. . Домашнее задание
1 уровень.
Вариант 1. Вариант 2.
№1 Решите уравнение: №1 Решите уравнение:
а) ; а) ;
б) 3х-1 + 3х+ 3х +1 = 13. б) б) 2х+2 + 2х+3+ 2х +4 = 7.
№2. Решите неравенства: №2. Решите неравенства:
а) ; а) ;
б) 5х + 51-х6 . б) 41-х + 4х 5.
Рефлексия урока. Отметить точкой на графике показательной функции уровень своих полученных знаний сегодня на уроке.
Итоги урока. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока «Решение уравнений - это золотой ключ, открывающий все сезамы».С. Коваль
Мне хотелось бы вам пожелать, чтобы каждый из вас нашел в жизни свой золотой ключик. С помощью которого перед вами открывались любые двери.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
На уроке рассматривались показательные уравнения и неравенства, которые можно решить разными способами и которые часто встречаются в заданиях ЕГЭ по математике. Класс, в котором проводился урок, характеризуется неустойчивостью внимания и слабыми знаниями. Отсюда вытекает необходимость в разнообразии видов деятельности и частая их сменяемость.
- Повторение теоретического материала и устный счетнаправлены на включение в работу всего класса и актуализацию знаний, используемых при решении показательных уравнений. На этапе«Найдите ошибку» урока используется индивидуальная и парная работа, направленная на развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, внимательности.
- Урок разбивается на две части, примерно равные по объему, которые разделены физкультминуткой для отдыха и смены видов деятельности. В первой части решаются показательные уравнения и неравенства различной сложности из базового уровня ЕГЭ. Во второй части урока усвоенные знания проверяются с помощью задания «Найдите ошибку» и демонстрирования решение более сложного показательного уравнения.
- Домашнее задание состоит из двух уровней сложности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся и творческого мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств". алгебра 11 класс
Используется дифференцированный метод обучения....
Обобщающий урок по теме "Решение показательных уравнений и неравенств"
Разработка открытогоурока в 10 классе с целью актуализации опорных знаний при решении показательных уравнений и неравенств. При этом проверка усвоения темы идёт на обязательном уровне. Учащиеся демонс...
Урок по теме "Решение показательных уравнений и неравенств". 11 класс.
Данная разработка содержит конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств" для 11 класса, общеобразовательной школы , а также презен...
Обобщающий урок по теме "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств."
Урок проводится с использованием компьютера и мультимедийного проектора. В ходе урока проводится тест "Показательная функция" с самопроверкой, работа по вариантам, работа по рядам с проверкой консульт...
открытый урок по теме "Решение показательных уравнений"
в данном материале приводится конспект урока по теме "Решение показательных уравнений". На уроке использованы объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский методы. Главная ...
Урок-семинар на тему: "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ"
Конспект открытого урока-семинара, проведенного в 10 классе, на тему: Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ". Предоставленный материал дает возм...
Методическая разработка открытого урока по теме "Решение показательных уравнений"
Представленный урок проводился на первом курсе колледжа. Подходит для всех специальностей...