Технология урока по теме Квадратные уравнения
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Целевые установки:
Развивающие цели: развитие способностей к систематизации и обобщению.
Образовательные цели:
1. Обеспечение усвоения понятийного аппарата.
2. Отработка умений и навыков.
Воспитательные цели: воспитание интереса к предмету через различные формы проведения уроков, воспитание самостоятельности, самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_uroka_po_teme_kvadratnye_uravneniya.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность технологии развития способностей у учащихся к обобщению и систематизации использования при обучении теме
" Квадратные уравнения"
Представим авторскую технологию по следующим направлениям:
- целевые установки;
- концептуальные положения;
- особенности содержания технологии;
- особенности методики обучения в технологии.
Целевые установки:
Развивающие цели: развитие способностей к систематизации и обобщению.
Образовательные цели:
- Обеспечение усвоения понятийного аппарата.
- Отработка умений и навыков.
Воспитательные цели: воспитание интереса к предмету через различные формы проведения уроков, воспитание самостоятельности, самоконтроля.
Концептуальные положения:
- В основе обучения лежит принцип системности, который может быть разделен на несколько частных:
1.1. принцип целостности подчеркивает принципиальную несводимость существенных свойств отдельных элементов;
1.2. принцип структурности, на основе которого мы изучаем «устройство», структуру системы, соподчиненность ее частей;
1.3. принцип иерархичности (каждый элемент системы - это тоже система);
1.4. принцип множественности (система сложна, и можно осмыслить сколько угодно подходов к ее описанию. Каждая новая модель системы позволит по-новому осветить некоторую ее сторону);
1.5. принцип содержательности (каково конкретное содержание каждого элемента системы в целом?);
1.6. принцип перманентности (система математического знания слишком сложна и требует постепенного, непрерывного, скрупулезного наполнения новым содержанием формируемой у школьника системы знаний);
1.7. принцип взаимосвязи системы математического знания и среды, т.е. реального мира (на уровне математики мы привлекаем задачи из других областей не ради них, а ради изучения математики);
1.8. принцип деятельности не является составляющим элементом принципа системности, это основной подход к работе по созданию системы математических знаний (известная педагогическая истина: когда я слушаю-забываю, когда вижу-запоминаю, когда я делаю - понимаю).
Особенности содержания технологии:
Обучение строится в виде цикла уроков:
- Урок-лекция.
Материал подается крупными блоками. На первом уроке учитель выдает систематизировано весь теоретический материал по изучаемой теме.
Структура данного типа урока может такова:
- Организационный момент.
- Составление конспекта лекции.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
После урока-лекции учащиеся дома составляют памятки с алгоритмами решения типовых задач.
- Урок-практикум.
Основное место на уроках данного типа занимает выполнение учащимися различных тренировочных упражнений и творческих работ. Предлагаются упражнения в определенной системе. Большое место на этих уроках отводится самостоятельной работе учащихся.
Структура этих уроков, как правило, следующая:
1)воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения заданий;
2) самостоятельное выполнение учащимися различных упражнений;
3) проверка выполнения работы и подведение итогов;
4) задание на дом.
С целью развития знаний, умений и навыков на таких уроках иногда включаются элементы нового. Кроме этого, с помощью специальных упражнений проводится подготовительная работа к изучению к следующих тем. Но эти дидактические цели подчиняются основной цели урока - закреплению изученного материла.
- Урок обобщения и систематизации знаний;
После изучения теоретического материала и после того, как у учащихся сформировались навыки решения задач, необходимо проводить урок данного типа. На этом уроке у учащихся развивается способность к обобщению и систематизации теоретического и практического материала. Идет подготовка к зачетной работе.
- Урок-зачет.
На уроках данного типа учащиеся получают лист контроля, на котором содержатся теоретические и практические задания. План проведения зачетной работы:
- Ученики на листе контроля отвечают на теоретические вопросы
- На этом же листе учащиеся решают практические задания.
- С помощью различных программ, тренажеров выполняют практические задания на компьютере и записывают результаты выполнения в лист контроля.
- По окончанию выполнения работы, учащиеся сдают листы учителю, после проверки которых, учитель может сделать выводы об усвоении материала.
Особенности содержания методики:
Составим тематическое планирование изучения темы «Квадратные уравнения» в 8 классе.
№ урока | Тема урока (форма урока) | Цели обучения | МО | Методические приемы | Ожидаемый результат | ||
ОЦ | ВЦ | РЦ | |||||
1. | Введение в теорию квадратных уравнений (урок-лекция с обратной связью) | Обеспечить усвоение ключевых понятий теории квадратных уравнений (определение квадратного уравнения, неполное квадратное уравнение, полное квадратное уравнение, определение дискриминанта, теорема о нахождении корней неполного квадратного уравнения, общая формула нахождения корней квадратного уравнения, способы решения неполных квадратных уравнений). | Воспитание познавательного интереса, внимательности, самостоятельности. | Развитие умения систематизировать, обобщать, делать выводы. | ОИ, Р | - подводящий диалог; - систематизация знаний при классификации уравнений; - организация работы по доказательству теоремы; - индивидуальная работа учащих при доказательстве теоремы на местах; - использование презентации и интерактивной доски для наглядности; - составление конспекта лекции. | Учащиеся должны усвоить определение квадратного уравнения; вместе с учителем провести классификацию видов квадратных уравнений в зависимости от коэффициентов; изучить способы нахождения корней квадратного уравнения; участвовать в доказательстве теорем; вместе с учителем обобщить теорему нахождения корней неполного квадратного уравнения до общей формулы корней. |
2. | Решение квадратных уравнений по общей формуле корней (урок - практикум) | Сформировать навыки решения квадратных уравнений по общей формуле корней, закрепить понятия видов квадратных уравнений и способов их решения. | Воспитание ответственности, сотрудничества в учебном труде. | Развитие способностей к обобщению и систематизации; умения объективно оценивать работу своего товарища, умение анализировать. | ОИ, Р | - фронтальный опрос класса; - индивидуальная работа учащихся у доски; - составление памяток; - работа по карточкам. . | Учащиеся должны научиться решать квадратные уравнения по общей формуле, развить способность обобщать при решении квадратных уравнений; сотрудничать в учебном труде, слушать и слышать одноклассника; объективно оценивать работу своего товарища, умеют анализировать, составлять памятки с формулами. |
3. | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Виды квадратных уравнений. Общая формула нахождения корней квадратного уравнения» | Обобщить и систематизировать знания по изучаемой теме; закрепление навыков решения квадратных уравнений по формуле. | Воспитание сотрудничества в учебном труде, формирование умения слушать и слышать одноклассника | Развитие способностей систематизировать и обобщать, математической речи. | ОИ, Р | - фронтальная работа с классом; - организация повторения усвоенного материала; - решение практических заданий различных типов. | Учащиеся должны владеть теоретическим материалом по изучаемой теме; без затруднений решать задачи на решение квадратных уравнений по общей формуле. |
4. | Урок-зачет по теме: «Виды квадратных уравнений. Общая формула корней .квадратного уравнения» | Проверить усвоение теоретического материала и умение решать квадратные уравнения, контроль, научить решать квадратные уравнения с помощью программы. | Воспитание информационной культуры: знакомство с программами для решения квадратных уравнений, навыки работы с компьютером. | Развитие памяти, математической речи, умения анализировать, самоконтроля. | ОИ, Р, ЧП | - побуждающий диалог; - листы для самоконтроля; - презентация и интерактивная доска; - компьютер; - программа для решения квадратных уравнений. | Учащиеся должны выполнить зачетную работу, научиться пользоваться программой для решения квадратных уравнений, провести самоконтроль. |
Таким образом, особенностями методики использования четырех различных типов уроков для развития способностей к систематизации и обобщению при обучении теме "Квадратные уравнения" являются следующие положения:
1. На уроках-лекциях при изучении нового материала в ходе классификации различных понятий происходит развитие способностей к систематизации и обобщению.
2. На уроках-практикумах при решении задач происходит обобщение. Учащиеся выделяют в задачах схожие и различные элементы.
3. На уроках обобщения и систематизации знаний учащиеся выстраивают свои знания в систему.
Описание методики развития способностей к систематизации и обобщению при обучении теме: «Квадратные уравнения».
1. На уроке – лекции (приложение№1,№2) умение систематизировать и обобщать развивается при изучении нового материала. При построении классификационной схемы (классификация квадратных уравнений), в которой отражаются отношения между понятиями (различными видами квадратных уравнений), и при исследовании уравнений на количество решений, учащиеся могут выделить существенные признаки понятия, увидеть связи данного понятия с другими, упорядочить полученные знания и хорошо ориентироваться в них. При выполнении домашнего задания, учащимся нужно будет составить памятки (образный план материала), что также способствует развитию умений систематизировать и обобщать. При выводе формулы корней квадратного уравнения общего вида, учащиеся проводят аналогию с доказательством теоремы о решении уравнения вида . Аналогия способствует развитию навыков обобщения.
2. На уроке-практикуме (приложение №5)развитие указанных навыков происходит при решении различных задач, при выявлении у задач общих и различных элементов, при фронтальном опросе происходит обобщение от частных случаев к общим и наоборот.
3.На уроке обобщения и систематизации (приложение №4) знаний учащиеся повторяют теоретический материал, решают задачи обратного характера, что формирует более глубокие связи.
4. На уроке-зачете (приложение №3) систематизация происходит при работе с программой, так как происходит связь математики с информатикой. При выполнении зачетной работы учащиеся выстраивают свои знания в систему, обобщение происходит при формировании собственных выводов при решении задач
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение.
Предложенный урок по теме с использованием ЭОР....
конспект урока "Равносильность уравнений (Логарифмические уравнения)"
урок с использованием ИКТ, в рамках подготовки к ЕГЭ по математике...
Урок в 9 классе «Применение информационных технологий в решении уравнений».
Урок в 9 классе«Применение информационных технологий в решении уравнений»....
Урок "Алгебраические уравнения.Системы нелинейных уравнений". 9 кл
Обобщающий урок по алгебре в 9 классе "Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений"...
Урок математики "Уравнения, приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения"; 9 класс
С помощью путешествия по стране Математики" учащиеся рассмотрят способы решения уравнений, приводимых к квадратным уравнениям; преобретут навыки групповой работы...
Конспект урока: "Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения"
Данный урок _ урок изучения нового материала. На уроке применяются ЭОР, определены цели согласно ФГОС....
урок по теме "Способы решения тригонометрических уравнений"(урок одного уравнения) 08.03.16
методическая разработка урока алгебры и начал математического анализа в 10 классе по УМК Мордкович, содержит спсобы решения тригонометрического уравнения вида asinx +bcosx=c...