РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
учебно-методический материал по алгебре (10 класс)
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ. 10 КЛАСС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadacha.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Задача.
Для производства двух видов изделий A и B используются три типа технологического оборудования. Для производства одного изделия A оборудование первого типа используется в течение 1 часа, оборудование второго типа – 3 часов, оборудование третьего типа – 3 часов. Для производства одного изделия B оборудование первого типа используется в течение 2 часов, оборудование второго типа – 3 часов, оборудование третьего типа – 1 часа. На изготовление всех изделий предприятие может использовать оборудование первого типа не более чем 32 часов, оборудование второго типа – не более 60 часов, оборудование третьего типа – не более 50 часов. Прибыль от реализации одного готового изделия A составляет 4 денежных единиц, а изделия В - 2 денежных единиц. Составить план производства изделий A и B, обеспечивающий максимальную прибыль от их реализации.
Решение.
Определим максимальное значение целевой функции F(X) = 4x1+2x2 при следующих условиях-ограничений.
x1+2x2≤32
3x1+3x2≤60
3x1+x2≤50
Для построения первого опорного плана систему неравенств приведем к системе уравнений путем введения дополнительных переменных.
В 1-м неравенстве смысла (≤) вводим базисную переменную x3.
В 2-м неравенстве смысла (≤) вводим базисную переменную x4.
В 3-м неравенстве смысла (≤) вводим базисную переменную x5.
x1+2x2+x3 = 32
3x1+3x2+x4 = 60
3x1+x2+x5 = 50
Матрица коэффициентов A = a(ij) этой системы уравнений имеет вид:
A = |
|
Полагая, что свободные переменные равны 0, получим первый опорный план:
X0 = (0,0,32,60,50)
Базисное решение называется допустимым, если оно неотрицательно.
Базис | B | x1 | x2 | x3 | x4 | x5 |
x3 | 32 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 |
x4 | 60 | 3 | 3 | 0 | 1 | 0 |
x5 | 50 | 3 | 1 | 0 | 0 | 1 |
F(X0) | 0 | -4 | -2 | 0 | 0 | 0 |
Вычислим значения Di по строкам как частное от деления: bi / ai1
и из них выберем наименьшее:
min (32 : 1 , 60 : 3 , 50 : 3 ) = 162/3
Следовательно, 3-ая строка является ведущей.
Разрешающий элемент равен (3) и находится на пересечении ведущего столбца и ведущей строки.
Базис | B | x1 | x2 | x3 | x4 | x5 | min |
x3 | 32 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 32 |
x4 | 60 | 3 | 3 | 0 | 1 | 0 | 20 |
x5 | 50 | 3 | 1 | 0 | 0 | 1 | 50/3 |
F(X1) | 0 | -4 | -2 | 0 | 0 | 0 |
Формируем следующую часть симплексной таблицы. Вместо переменной x5 в план 1 войдет переменная x1.
Строка, соответствующая переменной x1 в плане 1, получена в результате деления всех элементов строки x5 плана 0 на разрешающий элемент РЭ=3. На месте разрешающего элемента получаем 1.
В остальных клетках столбца x1 записываем нули.
Таким образом, в новом плане 1 заполнены строка x1 и столбец x1. Все остальные элементы нового плана 1, включая элементы индексной строки, определяются по правилу прямоугольника.
Для этого выбираем из старого плана четыре числа, которые расположены в вершинах прямоугольника и всегда включают разрешающий элемент РЭ.
НЭ = СЭ - (А*В)/РЭ
СТЭ - элемент старого плана, РЭ - разрешающий элемент (3), А и В - элементы старого плана, образующие прямоугольник с элементами СТЭ и РЭ.
Представим расчет каждого элемента в виде таблицы:
B | x1 | x2 | x3 | x4 | x5 |
32-(50*1):3 | 1-(3*1):3 | 2-(1*1):3 | 1-(0*1):3 | 0-(0*1):3 | 0-(1*1):3 |
60-(50*3):3 | 3-(3*3):3 | 3-(1*3):3 | 0-(0*3):3 | 1-(0*3):3 | 0-(1*3):3 |
50 : 3 | 3 : 3 | 1 : 3 | 0 : 3 | 0 : 3 | 1 : 3 |
0-(50*-4):3 | -4-(3*-4):3 | -2-(1*-4):3 | 0-(0*-4):3 | 0-(0*-4):3 | 0-(1*-4):3 |
Получаем новую симплекс-таблицу:
Базис | B | x1 | x2 | x3 | x4 | x5 |
x3 | 46/3 | 0 | 5/3 | 1 | 0 | -1/3 |
x4 | 10 | 0 | 2 | 0 | 1 | -1 |
x1 | 50/3 | 1 | 1/3 | 0 | 0 | 1/3 |
F(X1) | 200/3 | 0 | -2/3 | 0 | 0 | 4/3 |
Определение новой свободной переменной.
Вычислим значения Di по строкам как частное от деления: bi / ai2
и из них выберем наименьшее:
min (151/3 : 12/3 , 10 : 2 , 162/3 : 1/3 ) = 5
Следовательно, 2-ая строка является ведущей.
Разрешающий элемент равен (2) и находится на пересечении ведущего столбца и ведущей строки.
Базис | B | x1 | x2 | x3 | x4 | x5 | min |
x3 | 46/3 | 0 | 5/3 | 1 | 0 | -1/3 | 46/5 |
x4 | 10 | 0 | 2 | 0 | 1 | -1 | 5 |
x1 | 50/3 | 1 | 1/3 | 0 | 0 | 1/3 | 50 |
F(X2) | 200/3 | 0 | -2/3 | 0 | 0 | 4/3 |
Формируем следующую часть симплексной таблицы. Вместо переменной x4 в план 2 войдет переменная x2.
Строка, соответствующая переменной x2 в плане 2, получена в результате деления всех элементов строки x4 плана 1 на разрешающий элемент РЭ=2. На месте разрешающего элемента получаем 1. В остальных клетках столбца x2 записываем нули.
Таким образом, в новом плане 2 заполнены строка x2 и столбец x2. Все остальные элементы нового плана 2, включая элементы индексной строки, определяются по правилу прямоугольника.
Представим расчет каждого элемента в виде таблицы:
B | x1 | x2 | x3 | x4 | x5 |
151/3-(10*12/3):2 | 0-(0*12/3):2 | 12/3-(2*12/3):2 | 1-(0*12/3):2 | 0-(1*12/3):2 | -1/3-(-1*12/3):2 |
10 : 2 | 0 : 2 | 2 : 2 | 0 : 2 | 1 : 2 | -1 : 2 |
162/3-(10*1/3):2 | 1-(0*1/3):2 | 1/3-(2*1/3):2 | 0-(0*1/3):2 | 0-(1*1/3):2 | 1/3-(-1*1/3):2 |
662/3-(10*-2/3):2 | 0-(0*-2/3):2 | -2/3-(2*-2/3):2 | 0-(0*-2/3):2 | 0-(1*-2/3):2 | 11/3-(-1*-2/3):2 |
Получаем новую симплекс-таблицу:
Базис | B | x1 | x2 | x3 | x4 | x5 |
x3 | 7 | 0 | 0 | 1 | -5/6 | 1/2 |
x2 | 5 | 0 | 1 | 0 | 1/2 | -1/2 |
x1 | 15 | 1 | 0 | 0 | -1/6 | 1/2 |
F(X2) | 70 | 0 | 0 | 0 | 1/3 | 1 |
Проверка критерия оптимальности.
Среди значений индексной строки нет отрицательных. Поэтому эта таблица определяет оптимальный план задачи.
Окончательный вариант симплекс-таблицы:
Базис | B | x1 | x2 | x3 | x4 | x5 |
x3 | 7 | 0 | 0 | 1 | -5/6 | 1/2 |
x2 | 5 | 0 | 1 | 0 | 1/2 | -1/2 |
x1 | 15 | 1 | 0 | 0 | -1/6 | 1/2 |
F(X3) | 70 | 0 | 0 | 0 | 1/3 | 1 |
Оптимальный план можно записать так:
x1 = 15, x2 = 5
F(X) = 4*15 + 2*5 = 70
Анализ оптимального плана.
В оптимальный план вошла дополнительная переменная x3. Следовательно, при реализации такого плана имеются недоиспользованные ресурсы 2-го вида в количестве 7
Значение 0 в столбце x1 означает, что использование x1 - выгодно.
Значение 0 в столбце x2 означает, что использование x2 - выгодно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обучающая программа по теме "Алгоритм решения задачи линейного программирования"
материал предназначен для студентов повышенного уровня. в программе рассмотрен алгоритм составления базисного и опорного плпна разными методами и нахождение оптимального решения...
Решение задач линейного программирования графическим методом
Презентация к занятию "Решение задач линейного программирования графическим методом"...
Решение систем линейных алгебраических уравнений методом Гаусса
Презентация к занятию "Решение систем линейных алгебраических уравнений методом Гаусса"...
Элективный курс «Геометрический метод решения задач линейного программирования»
Для владения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная общеобразовательная подготовка, включающая в качестве непременного компонента активные знания по математике.Программа...
Решение задач на оптимизацию при подготовке к ГИА.
Решение текстовых задач в школьном курсе математики....
Интегрированный урок математики и информатики "МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ"
Комбинированный урок - защита проекта и изучение новых знаний, где рассматриваются методы решения задач оптимизации....
Тренажер по дисциплине ЕН. Математика "Решение систем линейных алгебраических уравнений методом Крамера"
Представлены несколько вариантов систем линейных алгебраических уравнений для использования в организации самостоятельной (индивидуальной ) работы....