Дидактическое пособие по алгебре для учеников 7 класса Учебный «пазл» по теме «Формулы сокращенного умножения».
учебно-методический материал по алгебре (7 класс)

Дидактичсекий материалпоможет ученику закрепить знания и умения по теме "Формулы сокращенного умножения", а учитель сможет иметь возможность проконтролировать знания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pazly_konkurs.docx51.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие по алгебре для учеников 7 класса

Учебный «пазл» по теме «Формулы сокращенного умножения».

Автор: Парфенова Елена Витальевна, учитель математики.  

Образовательное учреждение: МАОУ ЛИЦЕЙ №1 им. А.С. Пушкина г. Томск.

Предмет: алгебра.

Класс: 7 класс.

Пояснительная записка.

     Одной из основных педагогических технологий, способствующих развитию функциональной грамотности учащихся является технология критического мышления. Использование технологии критического мышления очень эффективно на уроках математики. Оно развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе.

     Прием  «Пазл»  - один из приемов технологии критического мышления.

     Пазл (англ. puzzle – загадка, головоломка) – известная детская игра по сбору картинок из неровных частей.

      Выполнение заданий по этому методу построено на основе игры. В учебной практике изучаемый материал частями записан на отдельных карточках. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу. На уроках математики его можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач, доказательстве теорем. Метод “пазл” способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию. Учебный “пазл” можно составлять с учащимися на любой стадии изучения материала, в любой возрастной группе. Это может быть индивидуальная или коллективная работа.

Предлагаю Вашему вниманию дидактический материал, основанный на применении учебного «пазла», по алгебре, направленный на отработку умения формулировать и доказывать формулы сокращенного умножения. Данное умение необходимо ученикам для дальнейшего успешного освоения курса алгебры.

Задания “пазл” вызывают у школьников неизменно большой интерес своей нетрадиционностью, быстротой выполнения. Еще больший интерес вызывает самостоятельное составление учебных заданий по методу “пазл”.

Виды работ:

А) индивидуальна: умение составить соответствующую формулу

Б) работа в парах: проверить соседа

Таким образом, применение на уроках математики технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяет научить детей стать независимыми и грамотными мыслителями, то есть развивает функциональную грамотность учащихся.

Цели пособия:

  • формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
  • обобщение и систематизация базовых знаний по теме занятия;
  • развитие образного и логического мышления, воображения;  
  • воспитание познавательной активности, интереса и инициативы;
  • формирование умений общаться и работать в группе;
  • пополнение банка заданий практического содержания для отработки навыков и умений учащихся способствующих развитию функционально грамотности.

Задачи пособия:

 Образовательные:

  • обеспечить в ходе урока повторение и закрепление формул сокращенного умножения;
  • проверить, проконтролировать умение доказывать формулы сокращенного умножения и давать словесные формулировки правил;
  • создать условия для отработки навыков и умений в нестандартной ситуации.

Развивающие:

  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
  • создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
  • содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

 Воспитательные:

  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах;
  • содействовать повышению уровня мотивации через средства обучения;
  • содействовать воспитанию культуры общения.

Ожидаемые результаты:

 Формирование устойчивых знаний по теме «ФСУ».

Учебный «пазл» по теме “Формулы сокращенного умножения”, 7 класс.

После изучения формул квадрата разности, квадрата суммы, разности квадратов, учащимся предоставляется набор из 18 карточек. Каждое утверждение в этом комплекте представлена так:

1-я карточка – словесная формулировка,
2-я карточка – алгебраическая запись утверждения,
3-я карточка – доказательство прямого утверждения,

4-я карточка – алгебраическая запись обратного утверждения,

5-я карточка – доказательство обратного утверждения

6-я карточка – чертеж к доказательству.

7-я карточка – формулировка обратного утверждения, итоговый код.

Ученику надо полностью собрать указанное ему утверждение.

     Все 18 карточек нумеруются так, чтобы сумма чисел карточек одного утверждения отличалась от суммы чисел другого утверждения. Когда ученик соберет все карточки указанной теоремы, он складывает номера карточек и полученную сумму заносит в карточку №7, в которую также вписывает словесную формулировку обратного утверждения. Учителю при последующем использовании раздаточного материала необходимо будет только заменять итоговую карточку №7. Учитель знает код (сумму номеров карточек) каждой теоремы, поэтому может быстро оценить результат работы ученика.

Задание для ученика.

Собери пазл   по схеме

1-я карточка – словесная формулировка,
2-я карточка – алгебраическая запись утверждения,
3-я карточка – доказательство прямого утверждения,

4-я карточка – алгебраическая запись обратного утверждения,

5-я карточка – доказательство обратного утверждения

6-я карточка – чертеж к доказательству.

7-я карточка – вписать формулировку обратного утверждения, записать  итоговый код.

Квадрат суммы двух выражений.

Словесная формулировка

Квадрат суммы двух выражений равен сумме квадратов первого и вто(a+b)^2=a^2+2ab+b^2 :рого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений.

8<

Код

8

алгебраическая запись утверждения

8<

Код

5

доказательство прямого утверждения

8<

Код

4

алгебраическая запись обратного утверждения

8<

Код

6

доказательство обратного утверждения

8<

Код

1

чертеж к доказательству

Квадрат суммы 2х чисел

8<

Код

12

впишите словесную формулировку обратного утверждения

8<

итог

Квадрат разности двух выражений

8<

код

Словесная формулировка

Квадрат разности двух выражений равен сумме квадратов первого и второго выражения минус удвоенного произведения первого и второго выражений.

8<

Код

10

алгебраическая запись утверждения

(a-b)2=a2-2ab+b2

8<

Код

5

доказательство прямого утверждения

(a-b)2=(a-b)(a-b)=a2-ab-ba+b2=a2-2ab+b2

 8<

Код

8

алгебраическая запись обратного утверждения

a2-2ab+b2=(a-b)2

 

8<

Код

7

доказательство обратного утверждения

a2-2ab+b2=(a2-ab)+(-ab+b2)=a(a-b)-b(a-b)=(a-b)(a-b)=(a-b)2

 8<

Код

6

чертеж к доказательству

Квадрат разности 2х чисел

                                                                                                                                                          8<                                                                                                                                                                                                                                               

Код

14

впишите словесную формулировку обратного утверждения

   

                                                                                                                                                                                                                                                 

Итог

Разность квадратов

код

Словесная формулировка

Произведение разности двух выражений на их сумму равно разности квадратов этих выражений.

                                                                                      8< 

Код

16

алгебраическая запись утверждения

                                                                                                                           8<

Код

3

доказательство прямого утверждения

                                                                                                                           8<

Код

4

алгебраическая запись обратного утверждения

                                                                                                                           8<

Код

9

доказательство обратного утверждения

 8<

Код

8

чертеж к доказательству

Разность квадратов 2х чисел

                                                                                                                           8<

Код

4

впишите словесную формулировку обратного утверждения

 

Итог

Формула квадрат суммы

Формула квадрат разности

Формула разность квадратов

КОД   36

КОД     50

КОД 44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения"

Урок подготовлен по учебнику Муравин Г.К., Муравин К.С., Муравина О.В. Алгебра. 7 кл. К уроку прилагается мультимедийная презентация....

Урок алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения"

Урок  алгебры  в  7  классе  по  теме  "Формулы  сокращенного  умножения"...

Урок – Турнир знаний. Алгебра 7 класс Тема: «Формулы сокращенного умножения»

В рамках недели математики, проводимой в нашей школе, для учеников 7  классов был предложен урок - Турнир Знаний, по теме «Формулы сокращенного умножения».      ...

Урок алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения"

Даный урок-закрепления проходит  в виде путешествия....

Урок по алгебре для 7 класса по теме "Формулы сокращенного умножения"

Данная разработка- комбинированный урок по алгебре для 7 класса по теме "Формулы сокращенного умножения" предназначен для обобщения и закрепления материала по изученной теме. В разработку вх...

Дидактика. Алгебра 7 класс. Тема: "Формулы сокращенного умножения"

Разноуровневая карточка по алгебре 7 класс по теме: "Формулы сокращенного умножения"...