Разработка урока по теме "Формулы сокращенного умножения"
план-конспект занятия по алгебре (7 класс)
Цели урока:
- Найти способы доказательства формул сокращённого умножения, не рассматриваемые ранее.
- Развивать умения самопроверки и взаимопроверки;
- Воспитывать чувства коллективной ответственности, взаимовыручки, умения распределять задания внутри небольшого коллектива.
Задачи:
- Доказать формулы сокращённого умножения геометрическим методом.
- Найти приём возведения в третью, четвёртую и более высокие степени суммы двух чисел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_fsu.doc | 51.5 КБ |
formuly_sokrashchennogo_umnozheniya_otkrytyy_urok.ppt | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Черниговская Т. А. класс 7
Тема "Формулы сокращенного умножения" (слайд 1)
Цели урока:
- Найти способы доказательства формул сокращённого умножения, не рассматриваемые ранее.
- Развитие умений самопроверки и взаимопроверки;
- Воспитание чувства коллективной ответственности, взаимовыручки, умения распределять задания внутри небольшого коллектива.
Задачи:
- Доказать формулы сокращённого умножения геометрическим методом.
- Найти приём возведения в третью, четвёртую и более высокие степени суммы двух чисел.
Ход урока: (слайд 2)
Сегодня на уроке мы ещё раз вернёмся к формулам сокращённого умножения. Это тема, где есть над чем поразмыслить . Вопросов набралось немало, на некоторые из них мы с Вами попытаемся ответить на сегодняшнем уроке. Но сначала потренируем память и проведем мозговой штурм.
1. На центральной доске выписаны формулы, у каждой формулы свой номер. Учитель читает формулировку - левую часть какой-либо формулы (читает один раз), а ученики на листочках записывают номер этой формулы. Двое работают на откидных досках. В конце получится число. Это число мы и проверяем.(слайд 3)
Каждая группа выделяет по одному человеку учащихся, которые отвечают на вопросы на листочках, которые сдают в комиссию, а остальные работают в тетради.
Формулировка | Формулы |
1. Квадрат суммы двух выражений. 2. Куб разности 3. Разность квадратов двух выражений. 4. Куб суммы 5. Квадрат первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения. 6. Произведение разности двух выражений и их суммы | 1.(a+b)3 = a3+3a 2 b+3a b 2+b3 2. (a-b)2=a2-2ab+b2 3. (a-b)(a+b)=a2-b2 4. (a-b)3 = a3-3a 2 b+3a b 2-b3 5. (a+b)2=a2+2ab+b2 |
Правильный ответ 543123 (слайд 4) | Максимум 6 баллов |
2. А теперь продолжим работу, и применим теоретические знания на практике
0,25a2 – 1= |
a2 – 6ab+9b2= 9z2 -25= |
2a5 -4a3= |
Сейчас вам предстоит разложить на множители несколько многочленов. Работать вы будете в своих группах, но через 5 минут вы должны сдать контрольные листы в комиссию. За это задание можно заработать максимум 6 баллов. (слайд 5)
3. Разминка окончена. Давайте вспомним, а каким образом была нами доказана формула квадрата суммы двух слагаемых? (слайд 6.) Правильно, используя алгебраический способ умножения многочленов. А теперь попробуйте сами вывести эти же формулы, используя геометрический способ. Учитель предлагает подумать, какую фигуру нужно изобразить (какие измерения должны быть у этой фигуры), чтобы вывести формулу квадрата суммы двух чисел.
Как можно вывести формулу квадрата суммы трех слагаемых, четырех слагаемых? (слайды 7,8)
Сегодня на уроке мы довольно часто говорили о формуле квадрата суммы. Обратимся к ней еще раз (слайд 9)
4.Ребята, давайте подумаем, как возвести сумму двух слагаемых в 3,4,5 и т.д. степени? (слайды 10,11)
5. Теперь каждой группе предстоит выбрать задачу, которая ей показалась наиболее интересной, разобрать ее и представить решение на общее обсуждение.
Каждой группе выдаются листы с контрольным заданием. После подготовки решения один человек из группы, представляет решение на доске. А контрольный лист сдается в комиссию (за решение максимум 10 баллов)
6. После того, как решение квадрата суммы трех и четырех слагаемых появляется на доске, все остальные учащиеся должны записать его себе в тетрадь.
7. На доске постепенно заполняется таблица возведения двух чисел в 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 степень. Учащимся предлагается проанализировать как ведут себя степени каждого слагаемого. А затем проанализировать поведение коэффициентов. На электронной доске появляется треугольник Паскаля.
Итог урока.
Сегодня на уроке мы доказали известные нам формулы сокращённого умножения, используя свойства площадей геометрических фигур, а также рассмотрели много интересного материала, который будет нам полезен при дальнейшем изучении математики. Как говорил Декарт: «Особенно мне нравилась математика верностью и очевидностью своих рассуждений» что и подтвердил наш урок.
Домашнее задание.
- Выполнить практическое задание.
Обязательный уровень: | Дополнительная часть: |
|
|
2. Вывести формулы : (а+в-с)2 ; (а-в+с)2 ; (а-в)3.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. (Анатоль Франс, французский писатель 19 столетия )
Работаем самостоятельно: 1.(a+b) 3 = a 3 + 3 a 2 b +3 a b 2 +b 3 2. (a-b) 2 =a 2 -2ab+b 2 3. (a-b)(a+b)=a 2 -b 2 4. (a-b) 3 = a 3 -3a 2 b+3ab 2 -b 3 5. (a+b) 2 =a 2 +2ab+b 2
543123 Правильный ответ
Разложить на множители Работа в группах 0,25a 2 – 1 1 -12p+36p 2 5b 3 – 15ab a 2 – 10b +25b 2 a 2 – 6ab+9b 2 9z 2 -25 p 2 +36 -12p y 6 +2y 3 +1 2a 5 -4a 3 4x 4 -12x 2 +9 49x 2 – 121a 2 25x 2 -10xy+y 2
в в а а Квадрат суммы двух слагаемых (a + b) 2 = ав ав в 2 a 2 a 2 +2ab+b 2 Формулы сокращённого умножения
Формулы сокращённого умножения Квадрат суммы трех слагаемых (a + b +с ) 2 =
Формулы сокращённого умножения Квадрат суммы четырех слагаемых (a + b +с+ d) 2 =
Формулы сокращённого умножения Квадрат суммы двух слагаемых (a + b) 2 = (а+в)(а+в) = a 2 +2ab+b 2
Формулы сокращённого умножения (a+b) 6 = Четвертая степень двух слагаемых (a + b) 4 = Шестая степень двух слагаемых
Формулы сокращённого умножения (a+b) 3 = Куб суммы двух слагаемых Пятая степень двух слагаемых (a+b) 5 =
Работа в группах 1 . Квадрат суммы трех слагаемых (a+b+с) 2 = 2. Квадрат суммы четырех слагаемых (a+b+с+d) 2 = ( Доказать двумя способами)
Работа в группах 3. Вывести формулы четвертой и шестой степени для двух слагаемых 4. Вывести формулы третьей и пятой степени для двух слагаемых
Треугольник Паскаля 1 1 1 1 2 1 1 3 3 1 1 4 6 4 1
Используя изученные формулы, вычислить: Обязательный уровень: Дополнительная часть: 21 2 =(20+1) 2 = 39 2 =(40-1) 2 = 101 2 10,1 2 9,9 2 19 · 21=(20-1)(20+1)= 35 2 - 34 2 13 2 + 2 ·13 · 7 + 7 (в 2 + 2ав + 6х) 2 132 2 (х 2 + 2а) 4 (5а + 1) 6 82 2 63 2 (х 2 + 2а + 3с + в) 2 (5ав + 7вс) 5 Практическое задание
Домашняя работа: 1. Выполнить практическое задание . 2. Вывести формулы (а+в-с) 2 (а-в+с) 2 (а-в) 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок+презентация"Формулы сокращенного умножения "
Урок изучения нового материала. Сопровождается презентацией....
Обобщающий урок-игра "Формулы сокращенного умножения"
Урок-игра на закрепление формул сокращенного умножения. Представлен ход урока со всеми используемыми материалами....
Урок - исследование "Формулы сокращенного умножения". - 7 класс
В работе представлен конспект урока и презентация....
Урок-проект "Формулы сокращенного умножения"
данный урок был разработан для того, чтобы повысить интерес к занятиям, облегчить восприятие нового материала...
Урок - путешествие "Формулы сокращенного умножения и их применение"
План-конспект открытого урока по математике в седьмом классе на тему "Формулы сокращенного умножения и их применение" позволит учителю провести интересный урок-путешествие в страну "Полиномия". В...
Учебно-методическая разработка по теме "Формулы сокращенного умножения"
Учебное пособие содержит задания для заучивания формул и применения при упрощении выражений, решении уравнений и другие задания на внимание, обдумывание и применение. Для каждой формулы подобран...
Методическая разработка по математике. Формулы сокращенного умножения. Математическое лото.
В игровой форме запоминаем формулы сокращенного умножения, учимся быстро применять их при разложении многочленов на множители....