Разработка урока
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Урок алгебры "Линейная функция" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_7_.docx696 КБ
Файл ssylka_na_videofayl.docx10.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Янгелевская средняя общеобразовательная школа»

Конспект

урока алгебры

по теме «Линейная функция»

7 класс

Дата проведения: #1075;.

Разработала:

Костикова Тамара Владимировна,

учитель математики.

п. Янгель

2023 г.

Пояснительная записка к уроку математики по теме: «Линейная функция»

1.

ФИО (полностью)

Костикова Тамара Владимировна

2.

Место работы

МКОУ «Янгелевская СОШ »

3.

Должность

учитель

4.

Направление

математика

5.

Класс

7

6.

Тема урока

«Линейная функция»

7.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

8.

УМК

Учебник Алгебра 7 класс для общеобразовательных школ авторов Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешкова, С.Б.Суворова. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Под ред. С.А.Теляковского, программы общеобразовательных учреждений Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А.

9.

Раздел

«Функции»

10.

Количество часов

15 ч.

11.

Актуальность материалов

Данная тема – начальный этап в систематическом изучении функции, одного из важных понятий математического анализа. Функциональные понятия конкретизируются при изучении линейной функции, ее частного вида – прямой пропорциональности.

12.

Учебные цели и задачи

Цели урока:

образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Линейная функция» и их применение при решении задач более сложного уровня.

развивающие: способствование формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развитие математического мышления и речи.

воспитательные: воспитание интереса к математике, активности, формирование навыков адекватной самооценки.

Задачи урока:

- проверить усвоение материала по данной теме;

- закрепить навыки выполнения заданий по данной теме;

- развивать умение применять полученные знания в новой ситуации;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки в процессе выполнения заданий.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать понятие линейной функции, условия пересечения и параллельности графиков линейных функций.
  • Уметь записывать формулу линейной функции, строить график, характеризовать отличительные черты, задавать линейную функцию различными способами, распознавать линейную функцию по формуле.
  • Уметь структурировать свои знания.
  • Уметь формировать интерес к теме, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное.

Личностные:

  • Уметь устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
  • Уметь осознавать проблемы, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты.
  • Уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной математической речи.
  • Уметь развивать интеллектуальные способности, логическое мышление в процессе решения задач, сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.
  • Уметь работать самостоятельно.

Метапредметные:

Познавательные умения:

  • Уметь определять цель урока.
  • Уметь аналитически мыслить, искать необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Уметь осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, давать определение понятиям.
  • Уметь переносить новые знания в новые условия.
  • Уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные умения:

  • Уметь участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
  • Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
  • Уметь учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать её с позициями партнеров.
  • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • Уметь работать в паре, уважительно относиться к точке зрения других, нести ответственность за успехи коллектива и свои лично.
  • Уметь слушать, учитывать мнение партнера, вести диалог, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Регулятивные умения:

  • Уметь концентрировать внимание, организовать рабочее место.
  • Уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
  • Уметь преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели.
  • Уметь отвечать на вопросы по плану, анализировать свои достижения, самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
  • Уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности, выделять и осознавать того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результат работы.
  • Уметь оценивать результаты своей и чужой деятельности, контролировать оценку процесса и результат деятельности.

13.

Характеристика класса

В классе обучается 9 человек из них 3 девочки и 6 мальчиков. Психологически класс адаптирован к обучению в общеобразовательном учреждении на уровне основного общего образования, дети малоактивные, но ответственные и дисциплинированные. Имеют средние способности к обучению. Умеют работать в группах, вести диалог, прислушиваться к мнению других. Практически все проявляют интерес к предмету, любят осуществлять творческий поиск.

14.

Формы работы учащихся на уроке

Индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.

15.

Техническое оборудование

Компьютерная презентация, компьютер у учителя, проектор.

16.

Методы и приемы обучения

Частично- поисковый, творческий, наглядно-иллюстративный, проектный метод обучения, коллективной творческой деятельности. Информационные технологии, технология сотрудничества, технология дифференцированного обучения и индивидуального подхода.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с оборудованием, программным обеспечением, интернет-сервисами)

Деятельность ученика

(с указанием действий с оборудованием, программным обеспечением)

Планируемые результаты

(УУД)

1

Организационный этап

Учитель приветствует учеников.

Ребята! Мне очень приятно вас видеть здесь на уроке. Проверьте, всё ли вы приготовили для работы.

Начнем урок со слов Б. Паскаля: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным»

Я прошу вас подумать и в конце урока сказать, на какие мысли наводит вас эта фраза.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.
Садятся на места.

Личностные УУД:

развитие познавательного интереса; формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-На предыдущих уроках мы изучили тему «Линейная функция».

- Какая цель нашего урока сегодня?

- Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим пройденный материал по теме. Повторим и систематизируем основные понятия в устной работе, в процессе выполнения заданий, при выполнении проектной задачи. Что поможет нам выявить уровень овладения знаниями, умениями, навыками и устраним пробелы. Тем самым подготовимся к контрольной работе. Будем решать задачи из жизни.

-Сегодня на уроке мы будем пользоваться оценочным листом. (Приложение1) Результаты своей работы отражаете в них.

Обращает внимание на экран (на экране записана дата 25 октября).

- Чем знаменательна эта дата?

-Наш урок мы свяжем с именем замечательного человека, нашего земляка М.К. Янгеля. Этот человек прожил не простую жизнь, внес огромный вклад в ракетостроение нашей страны. И вы будете выполнять не простые задания по теме «Линейная функция», некоторые задания будут с секретом.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Ученики рассуждают и предполагают название темы урока.

Формулируют цели урока.

Высказывают своё мнение. Соотносят уже известное и что еще неизвестно. Определяют, чему могут научиться на уроке.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулируют тему урока, определяют цель и проблему учебной деятельности. Принимают учебную задачу.

Личностные: осознают свои возможности в учении; проявляют интерес к изучению нового материала.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания, находят и выделяют главное.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Учатся анализировать и обсуждать.

Учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3

Актуализация знаний и умений в форме графического диктанта.

(проверка уровня теоретической подготовки).

- А что вы знаете по данной теме? Предлагаю вам повторить теорию по теме «Линейная функция». Работаете в парах.

Проводит графический диктант (Приложение 2).

Ответы отображаются на экране.

Работают в парах. Выполняют теоретическое задание по теме «Линейная функция». По очереди отвечают на вопросы, обосновывают свои выводы, повторяют определения, свойства, признаки. Оказывают взаимопомощь.

Фиксируют свою проблему, находят неверные ответы.

Определяют, с какой темой связана его ошибка.

Намечают план решения проблемы: поиск нужного правила, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями.

Осуществляют контроль и самоконтроль.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Личностные: осознают свои возможности в учении; проявляют интерес к изучению нового материала.

Познавательные:

Уметь выделить существенную информацию, использовать её для ответа на вопросы.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Учатся анализировать и обсуждать.

Учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4

Выработка умений применять теоретические знания при решении задач.

Для отработки навыков решения задач предлагаю выполнить онлайн тест «Итоговый тест по теме Функции. Линейная функция» с использованием ЭОР.

Задачи проецируются на экран.

Решают задачи в тетради и на доске, проговаривая нужные свойства или признаки. Кто быстрее заносит свой ответ в компьютер. Продолжается взаимопомощь при затруднении. Самопроверка. Заносят баллы в оценочный лист

Регулятивные:

контроль и коррекция в

форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

умение осознанно и

произвольно строить

высказывания.

Коммуникативные:

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

Личностные:

Оформлять свои мысли в устной форме

Физкультминутка.

(сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся).

Организует выполнение гимнастики. «Веселая физкультминутка»

Если верно – то хлопаем, если неверно – топаем. Вопросы по теме урока. (Приложение 3)

Слушают учителя и выполняют вместе с ним гимнастику.

5

Практическая часть. Проверка домашнего задания

Организует проверку выполнения заданий, составленных самостоятельно учащимися дома. (Приложение 4)

Выполнив первые два задания, учитель концентрирует внимание учащихся на полученный результат.

-Выполняя эти задания, у нас получились точки: М(25;10) К(1911;2018). Как вы думаете, что показывают координаты этих точек?

-Координаты точек М и К это дата рождения Михаила Кузьмича Янгеля – главного конструктора ракетно-космических систем, создателя оборонно-ракетного комплекса. А в 2018 году ему исполнилось бы 107 лет.

Организует выполнение задания составленного учащимся на построение графиков функций: объясняет задания; контролирует процесс решения. Задает вопросы.

- Что представляет график каждого уравнения? Каково взаимное расположение этих графиков? Почему? Как построить графики данных функций?

-Все эти линии ограничивают некоторую поверхность, которая имеет форму ракеты. И это не случайно. Ведь всю свою жизнь М.К. Янгель посвятил ракетам.

1. Учащиеся по очереди зачитывают свое задание и сами выбирают, кто пойдет выполнять к доске. Слушают ответы одноклассников. Высказывают, верно, ли выполнено задание.

2. Вызванный учащийся: строит график функции на доске и отвечает на вопросы учителя. Класс слушает объяснения учащихся, сравнивает свое построение с построением на доске.

Взаимодействуют с учителем во время самостоятельного построения графиков функций. Самоконтроль и самоконтроль построения графиков.

Познавательные: Использование изученных алгоритмов для построения графиков. Уметь структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, давать определения понятиям.

Коммуникативные:

Уметь слушать учителя и других учащихся, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи

Вызванные учащиеся строят высказывания в устной форме.

Регулятивные: Выполнять учебные действия в материализованной форме.

Уметь преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели.

Уметь отвечать на вопросы по плану, анализировать свои достижения, самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Принимать и сохранять учебную задачу.

6

Творческая практическая деятельность (Коллективная творческая деятельность).

Организует работу в группах.

- М.К. Янгель – это не только наш земляк, его именем назван наш поселок. Имя М.К. Янгеля известно далеко за приделами нашего района.

- Что еще носит имя Михаила Кузьмича Янгеля мы узнаем, выполняя следующее задание: (Приложение 5)

-Подведем итог вашей работы.

Организует беседу с учащимися о жизни М.К. Янгеля.

Выполняют задания в мини-группах по 3 человека. Делают выводы.

-Имя М.К. Янгеля носит лайнер сухогруз, пик на Памире, кратер на Луне.

Коммуникативные: умеют организовывать сотрудничество с одноклассниками; отстаивают свое мнение.

Регулятивные:

Планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.

Личностные:

Осознают свои интересы и цели на уроке; осваивают практические умения и навыки восприятия; умеют использовать знания для достижения своих творческих замыслов; развивают потребность в общении.

7

Решение проектной задачи.

Проектный метод обучения

Формирует две разноуровневые проектные группы для решения задачи.

(Приложение 6)

Проектирование деятельности по изученной теме. Этапы осуществления проекта. Что такое проект?

Определение темы проекта.

Продумывание этапов работы над проектом.

Ученики представляют результаты своей работы.

Вывод: Работа над проектом дала возможность учащимся самостоятельно «погрузиться» в текст задачи, ощутить интерес к учебному предмету «Математика», почувствовать его красоту, связь с окружающим миром, обнаружить в себе математические способности, творческие задатки, логическое мышление. Выполняя проектную задачу

учащиеся применяют знания, полученные на уроках математики и географии. Видят, что математика окружают нас, не только в повседневной жизни, но и в походе можно оказаться в ситуации, выход из которой помогут знания полученные на уроках. Ответы и решения проецируются на экран

Дифференцированная самостоятельная работа в группе.

Распределяют задания в группе для поиска необходимой информации.

Работа с картой, изучение маршрута.

Формулируют ответы на вопросы учителя, заполняют таблицу.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные:

Понимают значение знаний для человека. Проявляют познавательную активность.

Вырабатывают свои мировоззренческие позиции.

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют этапы работы;

дополняют и расширяют имеющиеся знания. Выделяя существенную информацию из текста задачи.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Принимают учебную задачу, планируют деятельность в учебной ситуации.

8

Самоконтроль (проверка результатов проектной задачи, подсчет баллов, самооценка).

Показывает слайд с правильными ответами.

Сравнивают свои ответы с правильными, подсчитывают баллы. Сообщают учителю свою самооценку. Оценивают результаты своей деятельности.

Коммуникативные: Высказывать свою самооценку.

Регулятивные: Уметь адекватно оценивать правильность выполнения заданий

9

Рефлексия

-Вернемся к эпиграфу нашего урока. Вы согласны со словами Ю. Паскаля, что «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным»? И сегодня мы это сделали.

Объявляет оценки за урок.

Организует обсуждение:

- Что каждый из вас сегодня узнал, понял, открыл?

- Что оказалось самым интересным?

- Что не понравилось?

- Какое задание было самым трудным?

- Что осталось непонятным?

Обсуждают итоги урока. Взаимодействуют с учителем во время подведения итогов урока. Дают оценку своей работы и работы класса.

Личностные:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Осознают значение знаний для человека.

Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные:

контролируют, оценивают процесс и результат своей деятельности;

дают оценку деятельности на уроке; уметь прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Воспринимают информацию.

Осознанно фиксируют информацию для выполнения домашнего задания.

10

Домашнее задание

Сообщает и объясняет домашнее задание

Слушают пояснения к домашнему заданию. Записывают домашнее задание.

Приложение 1

Оценочный лист ____________________________

Ф.И. класс

За каждый этап 5 баллов

Этапы урока

Графический диктант (взаимопроверка)

Онлайн тест (самопроверка за правильное решение 5 баллов)

Проверка домашнего задания (оценивает класс)

Практическая работа (оценивает старший группы)

Проектная задача

(оценивает группа)

Сумма баллов

Оценка за урок

Критерии оценок:

«5» - от 21балла и более,

«4» - 16-20 баллов,

«3» - 12-15 баллов,

«2» - 11 баллов и меньше.

Приложение 2

Графический диктант по алгебре по теме «Линейная функция»

1. Функция вида у=kx+b, где х независимая переменная, k, b некоторые числа, называется линейной функцией?

2. Функция вида у=kx, где х независимая переменная, k не равное нулю число, называется прямой пропорциональностью?

3. График линейной функции проходит через начало координат?

4. Для построения графика прямой пропорциональности достаточно найти координаты какой-нибудь точки графика этой функции, отличной от начала координат?

5. График линейной функции, заданной уравнением у=2х+3 проходит через точку А(0;3)?

6. Графики функций у=-0,5х-1 и у=-0,5х+1 пересекаются?

7. Если угловые коэффициенты прямых, являющихся графиками двух линейных функций, одинаковые, то прямые пересекаются?

8. График функции у=2 проходит через точку с координатами (0;2) параллельно оси абсцисс?

9. График функции у=-2-х проходит через точку с координатами (1;1)?

Ответы: да нет

E:\Конкурс область\5

Приложение 3

Физкультминутка

у = -10 + 5 х

  1. Данная функция является линейной. (да)
  2. Графиком функции является отрезок. (нет)
  3. График функции проходит через начало координат. (нет)
  4. Прямая х = 5 параллельна оси у. (да)

у = 5 х

  1. Данная функция является линейной. (да)
  2. Эта функция задает прямая пропорциональность (да)
  3. Графиком функции является луч. (нет)
  4. График функции проходит через начало координат. (да)

  1. Графиком линейной функции служит прямая линия (да)
  2. Если функция задана формулой у = kx, то она прямая пропорциональность (да)
  3. Если линейная функция задана формулой у = 1,5х + 3, то ее угловой коэффициент равен 3 (нет)
  4. Графики линейных функций у = 2х – 3 и у = 2х + 1 пересекаются (нет)
  5. Графики функций у = 5х – 3 и у = 3х + 1 пересекаются в точке (да)
  6. Если функция задана формулой у = kх + b, то она линейная (да)
  7. Графики линейных функций у = - 2х + 3 и у = 2х - 5 параллельны (нет)

Приложение 4

Домашнее задание

1. Линейная функция задана формулой у = - х + 35. Найдите значение функции, соответствующее значению аргумента, равному 25.

2. Линейная функция задана формулой у = 5х - 7537. При каком значении аргумента значение функции равно 2018?

3. 1. Построить графики функций:

a). y = x + 13, y = - x + 13;

б). y = x + 3, y = - x + 3,

в). y = -2

Построить графики уравнений:

x = 2, x = -2

Отметить точки А(0;4), В(0;7), С(0;10)

Приложение 5

Творческая практическая деятельность

Построить в одной координатной точки и последовательно их соединить.

1 группа (-10;2), (-1;2), (-1;10),(6;4),(5;2),(12;2),(8;-4), (-7;-4),(-10;2)

2 группа (-5;0), (-3;4), (-2;3), (0;9), (3;3), (4;7), (7;0)

3 группа (0;-6), (-1;-2), (-2;-1), (-6;0), (-2;1), (-1;2), (0;6), (1;2), (2;1), (6;0), (2;-1), (1;-2), (0;-6).

Приложение 6

Проектная задача. Заочное путешествие в дом-музей М.К. Янгеля в п. Березняки.

Ежегодно учащиеся нашей школы совершают лыжный переход по льду Усть-Илимского водохранилища по маршруту Янгель – Старая Игирма – Березняки –Старая Игирма – Янгель, чтобы посетить дом- музей М.К. Янгеля. Я предлагаю вам совершить заочное путешествие по этому маршруту. Вам необходимо выполнить следующую задачу.

Дорога состоит из трех участков: от поселка Янгель до Щучки (по лыжне), от Щучки до Старой Игирмы (по льду Усть-Илимского водохранилища), от Старой Игирмы до Березняков (по шоссе). В пути необходимо сделать две остановки по 15 минут и получасовую остановку в Старой Игирме на обед. В связи с тем, что по льду лыжня не проложена, скорость движения максимум 3 км/ч. Определите, в какое время вам надо отправиться в путь, чтобы засветло пройти из п. Янгель до Березняков.

Вы располагаете следующими материалами:

1. Схема маршрута п. Березняки

п. Старая Игирма

Щучка

п. Янгель

2. Карта Карта



Предварительный просмотр:

Ссылка на видеофайл «Урок алгебры «Линейная функция»»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...