Конспект урока по алгебре "Решение задач на смеси, сплавы, растворы" (8класс)
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
1.формирование у учащихся умения работать с законом сохранения массы,
2.обобщение полученных знаний при решении задач на %,
3.показать 2 способа решения задач такого типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_algebre_v_8_klasse.docx | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки по алгебре в 8 классе по теме: «Решение задач на смеси, растворы, сплавы».
Учитель: Дмитриева Елена Александровна, школа №962, г. Москва
Урок №1-2 (2-х часовой)
Цель урока:
- усвоение учащимися понятий концентраций вещества, процентного раствора;
- формирование умения работать с законом сохранения массы;
- обобщение полученных знаний при решении задач на %;
- показать разные способы и подходы к решению задач.
Форма урока: комбинированное занятие.
Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Ход урока
- Организационный момент.
- Математический диктант
Цель: повторить основные понятия по теории %.
- Найти 1 % от:
а) 58000 р;
б) 6000 жителей;
в) 12 р;
г) 250 г.
2. Найти:
а) 25% от 10 км;
б) 5% от 5 л;
в) 50% от 30 человек.
3. На сколько %
а) 500 больше 400;
б) 20 кг меньше 60 кг.
Ответы:
задание | 1 | 2 | 3 | ||||||
буквы | а | б | в | г | а | б | в | а | б |
ответ | 580 р | 60 жит | 0,12 р | 2,5 г | 2,5 км | 0,25 л | 15 чел | На 20% | На 66,7% |
- Объяснение нового материала.
Форма: рассказ учителя.
Данный тип задач охватывает большой круг ситуаций – смешение товаров разной цены, жидкостей с различным содержанием соли, кислот различной концентрации, сплавление металлов с различным содержанием некоторого металла и т.д. Связь различных задач между собой станет яснее, если рассматривать типичные ситуации в общем виде. Что используется при решении задач данного типа:
- Всегда выполняется «закон сохранения объема или массы»: если два раствора (сплава) соединяют в «новый» раствор (сплав), то выполняются равенства:
– сохраняется объём;
– закон сохранения массы.
- Данный закон выполняется и для отдельных составляющих частей (компонентов) раствора (сплава).
- При соединении растворов и сплавов не учитываются химические взаимодействия отдельных компонентов.
Эти задачи называют еще задачами на процентное содержание или концентрацию. В этих задачах употребляют термин «смесь» независимо от её вида (твердая, жидкая, газообразная, сыпучая).
Смесь состоит из чистого вещества и примеси.
Долей чистого вещества в смеси называют отношение количества чистого вещества m в смеси к общему количеству M смеси при условии, что они измерены одной и той же единицей массы или объёма.
Доля чистого вещества в смеси равна количеству чистого вещества в смеси, деленному на общее количество смеси.
Процентным содержанием чистого вещества в смеси называют его долю, выраженную процентным отношением: , .
Формула расчёта концентрации смесей (сплавов):
n - концентрация, - масса вещества в растворе (сплаве), – масса всего раствора (сплава).
- Решение задач
- Сколько граммов воды надо добавить к 50 г раствора, содержащего 8% соли, чтобы получить 5% раствор?
Решение
- Пусть x г – количество воды, которое нужно добавить. Новое количество раствора (50+x) г. Найдите количество соли в исходном растворе.
50 ∙ 0,08 г.- количество соли в исходном растворе,
- количество соли в новом растворе 5% от (50+x), поэтому 0,05∙(50+x) г.
- т. к. количество соли от добавления воды не изменилось, то оно одинаково в исходном и новом растворах.
Получим уравнение (которое в химии называют «баланс по соли»):
50 ∙ 0,08 = 0,05(50 + x) | ∙ 100
50 ∙ 8 = 5(50 + x) | : 5
80 = 50 + x
x = 30
Ответ: 30 граммов.
Решим эту задачу другим способом.
Составим схему:
Вода | Раствор | Полученный раствор | |||
m, г | x | + | 50 | = | x + 50 |
% концентрации | 0 | 8 | 5 |
x ∙ 0 + 50 ∙ 8 = 5(x + 50)
400 = 5(x + 50) | : 5
80 = x + 50
x = 80 – 50
x = 30
Ответ: 30 г.
- Сколько граммов 30% раствора надо добавить к 80 г 12%-го раствора этой же соли, чтобы получить 20% раствор соли?
Решение
I способ
Пусть x г надо добавить 30% раствора соли. Получится (80+x) г 20- раствора. В 80 г 12% раствора содержится 80∙0,12 г соли, а 0,3x г – в x г 30% раствора.
0,2(80+x) г соли в (80+x) г 20% -раствора
Составим уравнение
Т. к. количество соли не изменилось, то
0,3x + 0,12∙80 = 0,2(80+x)
0,3x + 9,6 = 16 + 0,2x
0,3x – 0,2x = 16 – 9,6
0,1x = 6,4
x = 64
Ответ: 64 грамма
2 способ – табличный метод.
Составим схему:
I | II | III | |||
m, г | x | + | 80 | = | x + 80 |
% концентрации | 30 | 12 | 20 |
30x + 960 = 20(x+80) | :10
3x + 96 = 2(x+80)
3x + 96 = 2x + 160
3x – 2x = 160 – 96
x = 64
Ответ: 64 г.
- Если смешать 8 кг и 2 кг растворов серной кислоты разной концентрации, то получим 12% раствор кислоты. При смешивании двух одинаковых масс тех же растворов получим 15% раствор. Определить первоначальную концентрацию каждого раствора.
Решение
x % - концентрация 1 раствора;
y % - концентрация 2 раствора.
I | II | III | |||
m, г | 8 | + | 2 | = | 10 |
% концентрации | x | y | 12 |
I | II | III | |||
m, г | 1 | + | 1 | = | 2 |
% концентрации | x | y | 15 |
Составим систему:
Вычтем из второго уравнения первое
Ответ: первоначальная концентрация растворов 10% и 20%.
Следующие задачи решить самостоятельно (с дальнейшей проверкой).
- Даны два куска с различным содержанием олова. Первый массой 300 г содержит 20% олова. Второй массой 200 г содержит 40% олова. Сколько % олова будет содержать сплав, полученный из этих кусков?
I кусок | II кусок | сплав | |||
m, г | 300 | + | 200 | = | 500 |
% концентрации | 200 | 40 | x |
300∙20 + 200∙40 = 500x | :100
60 + 80 = 5x
140 = 5x
x = 28
Ответ: 28%.
- Имеются два куска сплава олова и свинца, содержащие 60% и 40% олова. По сколько граммов от каждого куска надо взять, чтобы получить сплав массой 600 г, содержащий 45% олова.
Пусть I кусок будет массой x г, а II кусок – y г, тогда получим
I кусок | II кусок | сплав | |||
m, г | x | + | y | = | 600 |
% концентрации | 60 | 40 | 45 |
Ответ: 150 г; 450 г.
- Задача из разряда олимпиадных
Имеются два сплава слитка золота с серебром. Процентное содержание золота в первом слитке в 2,5 раза больше, чем процентное содержанием золота во втором слитке. Если сплавить оба слитка вместе, то получится слиток, в котором будет 40% золота. Найдите, во сколько раз первый слиток тяжелее второго, если известно, что при сплаве равных по весу частей первого и второго слитков получается сплав, в котором 35% золота.
Пусть x масса I слитка, y – масса II слитка, k % - процентное содержание золота во II слитке, 2,5k % - процентное содержанием золота в I слитке, получим:
I | II | сплав | |||
m, г | 1 | + | y | = | x+y |
% концентрации | 2,5k | k | 40 |
x ∙ 2,5k + yk = 40(x+y) (I)
Если сплавить слитки равные по весу, то получим:
I | II | сплав | |||
m, г | 1 | + | 1 | = | 2 |
% концентрации | 2,5k | k | 35 |
2,5k + k = 70 (II)
3,5k = 70
k = 20
Подставим найденное значение k в I уравнение:
50x + 20y = 40x + 40y
50x – 40x = 40y – 20y
10x = 20y | :20y
Ответ: в 2 раза.
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
- Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько килограммов олова прибавить к этому куску олова, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди?
Ответ: 1,5 кг.
- Имеется два сплава с разным содержанием меди. Число, выражающее в процентах содержанием меди в I сплаве на 40% меньше числа, выражающего содержание меди во II сплаве. Оба эти сплава сплавили вместе, после чего содержание меди составило 36%. Определите процентное соотношение меди в первом и во втором сплаве, если известно, что в первом сплаве меди было 6 кг, а во втором – 12 кг.
Ответ: 20% и 60%.
- Имеются две смеси апельсинового и ананасового соков. Первая смесь содержит 40% апельсинового сока, а вторая – 80%. Сливаются p л первой смеси и q л второй, в результате получается 20 л смеси, содержащей 70% апельсинового сока. Определить p и q.
Ответ: p = 5л, q = 15л.
Список литературы и интернет-источников
- Аверьянов Д.И., Алтынов П.И., Барвин И.И. Математика. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы М.: Дрофа, 1999. – 864 с.
- Математика: алгебра 8. – М.: Открытый мир, 1998. – 128 с.
- Горнштейн П.И., Мерзляк А.Г. и др. Экзамен по математике и его подводные рифы. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998. – 236 с.
- Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика: интенсивный курс подготовки к экзаменам. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998. – 416 с.
- Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Математика 8-9 классы, выпуск 1. - Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.
- Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов, учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 1993. – 217 с.
- Сайт Дмитрия Гущина «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ». https://oge.sdamgia.ru/
- Севрюков П.Ф. Подготовка к решению олимпиадных задач по математике. – М.: Ставрополь, 2007. – 112 с.
- Шевкин А.В. Текстовые задачи. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1997. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи на смеси, сплавы и растворы
Урок "Задачи на смеси, сплавы и растворы" для 9 класса. При решении задач на данную тему используются:1) закон сохранения массы в задачах о сплавах;2) задачи на концентрацию;3) закон сохранения массы...
решение задач на смеси, сплавы, концентрацию
решение задач с помощью метода Пирсона....
Различные способы решение задач на смеси, сплавы, растворы
Задачи на смеси, сплавы, растворы вызывают у учащихся общеобразовательных классов затруднения. Самостоятельно справиться с ними могут немногие. Задачи данного типа, ранее встречающиеся практически тол...
Презентация по теме: Различные способы решение задач на смеси, сплавы, растворы
Часто при решении задач большую роль играет наглядный материал. Таким материалом и является данная презентация....
Исследовательская работа по теме: "Решение задач на смеси, сплавы и растворы"
Презентация для защиты исследовательсой работы по теме: "Решение задач на смеси, сплавы и растворы"....
Задачи на смеси (сплавы, растворы)
В презентации рассмотрен самый распространённый тип задач, где из двух смесей (сплавов, растворов) получают новую смесь (сплав, раствор). Типовая задача решается в общем виде, выводится формула ...
Решение текстовых задач: задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике. ( рекомендации учащимся)
Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, напри...