Конспект урока алгебры в 9 классе «Арифметическая прогрессия»
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Мутина Елена Харисовна

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

1. Помочь обучающимся сформулировать понятие арифметической прогрессии и научить применять к решению практических задач формулы n-го члена прогрессии, суммы n - первых членов;

2. Закрепление понятий прогрессия, член прогрессии, прогрессии, разность, сумма;

3. Отработать умения и навыки применения формул n-го члена прогрессии, суммы n - первых членов.

Задачи:

  1. обобщить и закрепить теоретические знания обучающихся;
  2. развивать умения и навыки применять формулы прогрессий при решении задач;
  3. расширить кругозор по данной теме, повысить интерес к предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_algebra.docx35.9 КБ
Файл arifmeticheskaya_progressiya.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Боханская средняя общеобразовательная школа № 2

Конспект урока алгебры в 9 классе

«Арифметическая прогрессия»

Автор: Мутина Елена Харисовна

учитель математики 1 КК

п. Бохан

2021


Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

1. Помочь обучающимся сформулировать понятие арифметической прогрессии и научить применять к решению практических задач формулы n-го члена прогрессии, суммы n - первых членов;

2. Закрепление понятий прогрессия, член прогрессии, прогрессии, разность, сумма;

3. Отработать умения и навыки применения формул n-го члена прогрессии, суммы n - первых членов.

Задачи:

  1. обобщить и закрепить теоретические знания обучающихся;
  2. развивать умения и навыки применять формулы прогрессий при решении задач;
  3. расширить кругозор по данной теме, повысить интерес к предмету.

План урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте! Садитесь.

- Сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшой притчи

Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подозвал их всех к огромному замку. "Кто откроет этот замок без ключа, тот и будет первым помощником". Но никто из них даже не притронулся к замку. Лишь один подошёл и дёрнул замок, который тут же открылся, он не был закрыт на ключ. Тогда царь сказал: "Ты будешь первым помощником, потому - что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку".

- Как вы понимаете эту притчу?

 - Какой вывод можно сделать?

  1. Актуализация опорных знаний. Вывод темы и целей урока

- И мы с вами сегодня будем надеяться на свои силы, и не боятся сделать попытку!

- Давайте уже приступим к первому заданию. У Вас на столах лежать листы с заданием «Моя мечта». Ваша задача заполнить приведенную нижу таблицу. Начинаем! Кто первый выполнит, поднимает сигнальную карточку.

(кто первый выполнит, проверить, показать на доске для самопроверки)

- Давайте посмотрим на столбцы нашей таблицы. Что это? (числовые последовательности)

- Какими способами можно задать числовую последовательность? (словесным, аналитическим и рекуррентным)

- Давайте числовую последовательность второго столбца (сумма накоплений каждый день) зададим словесным, аналитическим и рекуррентным способом.

- Словесный? (последовательность натуральных чисел делящихся на 100)

- Кто может написать на доске (маркерной) аналитический и рекуррентный способ? (Аналитический аn=n*100; рекуррентный: а1=100, аn= аn-1+100)

  1. Изучение нового материала

- А о чем Вы мечтаете?

- А я мечтаю о новой машине. Как Вы думаете, через сколько дней я смогу накопить на машину, которая стоить 1 миллион, если в первый месяц я отложу 1 тысячу, а в каждый последующий месяц на 100 рублей больше предыдущего? Примерно, через сколько лет я накоплю на машину?  (5,7 лет)

- Допустим я накопила через семь лет 1 миллион, а машина которую я хотела уже устарела. И теперь машина моей мечты стоить 1,5 миллиона. Какой процесс повлиял на мою мету и ее не исполнение? (прогресс)

- А что такое прогресс и на каком уроке вы встречались с этим понятием.

- Правильно, прогрессио в переводе с латинского переводится Движение вперед.

- А в алгебре тоже встречается прогресс, а точнее прогрессии. Существует два вида прогрессии, а какую мы сегодня с Вами изучать вы узнаете угадав следующий ребус.

(отгадывают ребус).

- Правильно. Сегодня мы будем тему Арифметическая прогрессия. И числовая последовательность, состоящая из количества денег, которые я планировала откладывать на машину – это арифметическая прогрессия, и которые вы в задачи планировали для покупки телефона – это тоже арифметическая прогрессия.

- Я посчитала точное количество месяцев через сколько я накоплю 1 миллион. Представляете через 133 месяца (это 11 лет и 1 месяц). Конечно я не находила все 133 члена числовой последовательности (арифметической прогрессии), и не слаживала их, что бы узнать накопила ли я 1 миллион. Я воспользовалась формулами.

- Тема сегодняшнего урока арифметическая прогрессия. А какие цели нам нужно поставить перед собой?

(сформулировать понятие арифметической прогрессии и научить применять формулы к решению практических задач. применения формул n-го члена прогрессии, суммы n - первых членов.)

- У Вас на столах лежат технологические карты. В течение всего урока Вам нужно заполнить ее. И первые пять строк технологической карты Вы заполните просмотрев следующее видео. (https://www.youtube.com/watch?v=Twn_T9lH2t4)

- Теперь заполняем технологическую карту. Можно воспользоваться Интернетом на телефоне или компьютере или учебником.

  1. Разминка (2 минуты)

-Давайте немного отдохнем и разомнемся. (включить музыку) Поднимите глаза, повернитесь к окну и посмотрите в даль. Встряхните руками, разомните кисти. Покрутите головой.

  1. Закрепление изученного материала

- Ну вот маленько размялись, встряхнулись. Теперь с новыми силами начинаем работать.

- Ребята, а с какой целью Вы учитесь? (получить аттестат)

- А какое условие получения аттестата?

- Конечно же сдать ГИА. И опять я придумала практическую задачу для вас. Посмотрите на доску.

(Попросить прочитать кого-нибудь Задача1. В сборнике по подготовке к экзамену – 3000 задач. Сколько задач нужно решать в день, если ученик планирует решить их в течение учебного года (9 месяцев)? Число задач каждый день одинаковое!

Решение:

Что нам известно? n=270 d=0 a1=an= а  Sn=3000

Sn=n/2*( a1=an)

3000=270/2(а+а)

3000/270=а

а=11,1

Ответ: по 12 задач надо решать каждый день.

- Вот и мы с Вами  практически каждый день стараемся решать по 12 задач в день.

- Сегодня мы будем решать задачи не как всегда. Кто сидит на парте ближе к окну, тот решает традиционным способом в тетради номера 1291, 1293, 1295, 1297, 1299 и ответы заносит в технологическую карту. А сосед по парте создает на компьютере электронную таблицу, которая вычисляет n-ый член и сумму арифметической прогрессии и с помощью нее решает номера  1292, 1294, 1296, 1298, 1300. Ответы тоже не забывает переносить в технологическую карту. Начинаем!

- Меняемся тетрадями и проверяем. Выставляем соответствующую оценку за практическую работу в технологической карте.

  1.  Рефлексия

Вопросы:

  1. Что нового вы узнали на уроке сегодня?

2) Что «открыли» нового?

3) Что научились делать на уроке?

4) Оправдано ли применение компьютера при решение задач арифметической прогрессии? Как легче: письменно в тетради самостоятельно или при помощи компьютера?

- В технологической карте поставьте себе оценку за урок.

Домашнее задание:

Для Ивановой Насти подготовить задание из курса химии, при решении которой применяются знания приобретенные сегодня на уроке

Для Финогенова Никиты практическое задание, связанное с физической культурой

Для Зверевой Виктории из биологии

Для Прошина Ильи из трудового обучения

Для Шулуновой Ани из литературы

Для всех остальных 16.5, 16.7


Приложение 1

Практические задания по теме «Числовая последовательность»

«МОЯ МЕЧТА»

Моя мечта накопить на телефон. Его цена 5999 рублей.

В первый день я отложу 100 рублей, а в каждый последующий день буду отлаживать на 100 рублей больше предыдущего дня

(т.е.1-100р, 2-200р, 3-300р и т.д.).

На какой день я смогу купить себе телефон?

 (Ответ на 11 день)

Для удобства заполните таблицу:

День

Накопления в день

Итого накопилось

1

2


Приложение 2

Практическая работа «Вычисление n-й член и сумму арифметической прогрессии»

Составим таблицу, вычисляющую n-й член и сумму арифметической прогрессии.

Для начала напомним формулу n-го члена арифметической прогрессии:

an=a1+d(n-l)

и формулу суммы п первых членов арифметической прогрессии:Sn= n/2*(a1+an), где a1 - первый член прогрессии, a d — разность арифметической прогрессии.

Примерная таблица для вычисления n-го члена и суммы арифметической прогрессии, первый член которой равен -2, а разность равна 0,725 представлена в следующей таблице:

Вычисление n-го члена и суммы арифметической прогрессии

d

n

an

Sn

0.725

1

-2

-2

2

-1.275

-3.275

3

-0.55

-3.875

4

0.175

-3.65

Начинаем выполнять работу

  1. Выделите ячейку А1 и введите в нее заголовок таблицы "Вычисление n-го члена и суммы арифметической прогрессии". Заголовок будет размещен в одну строчку и займет несколько ячеек правее А1. Для этого выделите 4 ячейки A1:D1 и нажмите кнопку Объединить и поместить в центр
  2. Отформатируйте строку заголовков таблицы. В ячейку A2 введите "d", в ячейку В2 - "n", в С2 - "an". в D2 - "Sn".
  3. В ячейку А3 введите величину разности арифметической прогрессии (в нашем примере это 0,725).
  4. В следующем столбце размещена последовательность чисел от 1 до 20.
  5. В третьем столбце размещаются n-е члены прогрессии. Введите в ячейку С3 значение первого члена арифметической прогрессии.

В ячейку С4 нужно поместить формулу для вычисления n-го члена прогрессии, которая заключается в том, что каждая ячейка столбца отличается от предыдущей прибавлением разности арифметической прогрессии.

Выделите ячейку С4 и наберите в ней формулу =С3+$А$3 нажмите {Enter}.

Выделите ячейку С4 и заполните формулой, "протащив" маркер заполнения вниз.

  1. Аналогично введите в ячейку D3 формулу =($С$3 +С3)*B3/2 для подсчета суммы n первых членов арифметической прогрессии. Выделите ячейку D3 и заполните формулами нижние ячейки, протащив вниз маркер заполнения.
  2. Теперь данными заполнены все ячейки, остается их только оформить: выполнить обрамление таблицы.

Для этого выделите таблицу (без заголовка) и на вкладке Главная в разделе Шрифты выберите свойство Граница ->Все границы. Данная процедура распространяется на каждую из ячеек.

  1. Теперь измените значения d и а1 на значение своей арифметической прогрессии, заданной в задаче.

Приложение 3

Технологическая карта

Ф.И. ______________________

Заполните пропущенное понятие

Числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d, называют …

Запишите рекуррентное соотношение

Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность (an), заданная рекуррентно соотношениями:

Запиши формулу n-ого члена арифметической прогрессии

Запишите формулу, которая вычисляет сумму арифметической прогрессии, если известно a1 и an

Запишите формулу, которая вычисляет сумму арифметической прогрессии, если известно a1 и d

В тетради:

1291

1293

1295

1297

1299

На компьютере

1292

1294

1296

1298

1300

В тетради

На компьютере

Оценка за задачи

Оценка за урок

Оценка учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте!

Слайд 2

Моя мечта накопить на телефон. Его цена 5999 рублей. В первый день я отложу 100 рублей, а в каждый последующий день буду отлаживать на 100 рублей больше предыдущего дня (т.е.1-100р, 2-200р, 3-300р и т.д.). На какой день я смогу купить себе телефон? Задание «Моя мечта» На 11 день

Слайд 3

МОЯ МЕЧТА

Слайд 4

прогресс

Слайд 5

(лат. progressus — движение вперёд) Прогресс

Слайд 6

Арифметическая , К=Ф Р=И ,,, Я

Слайд 7

Тема урока Арифметическая прогрессия

Слайд 8

Арифметическая прогрессия

Слайд 9

Технологическая карта Заполните пропущенное понятие Числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d , называют … Запишите рекуррентное соотношение Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность ( a n ), заданная рекуррентно соотношениями: Запиши формулу n-ого члена арифметической прогрессии Запишите формулу, которая вычисляет сумму арифметической прогрессии, если известно a 1 и a n Запишите формулу, которая вычисляет сумму арифметической прогрессии, если известно a 1 и d

Слайд 11

Задача 1. В сборнике по подготовке к экзамену – 3000 задач. Сколько задач нужно решать в день, если ученик планирует решить их в течение учебного года (9 месяцев)? Число задач каждый день одинаковое! d=0 S n = 3000 a 1 =a n =a Что нам известно из условия задачи? Какая формула нам пригодится? По 12 задач

Слайд 12

Самостоятельная работа в тетради за компьютером 1291 1293 1295 1297 1299 1292 1294 1296 1298 1300 - «3» - «4» - «5»

Слайд 13

В тетради: 1291 1293 1295 1297 1299 На компьютере 1292 1294 1296 1298 1300 В тетради На компьютере Оценка за задачи Оценка за урок Оценка учителя Технологическая карта

Слайд 14

Что «открыли» нового на уроке? Что научились делать на уроке? Оправдано ли применение компьютера при решении задач арифметической прогрессии? Подведем итоги

Слайд 15

Настя: химия Никита: физическая культура Виктория: биология Илья: трудовое обучение Анна: литература Оставшиеся: задачник 16.5, 16.7 Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе "Арифметическая прогрессия"

Урок в 9 классе "Арифметическая прогрессия"...

Урок алгебры 9 класс "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

1) Обобщение и систематизация теоретического материала по данной теме . 2) отработка умений и навыков применения формул п-го члена прогрессий, суммы п первых членов, свойств членов прогрессий. 3) разв...

Конспект урока 2 по теме Арифметическая прогрессия по техноогии личностно-ориентированного обучения.

В данной разработке представлен конспект открытого урока по алгебре по теме «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии» в 9 классе. Это второ...

Урок в 9 классе «Арифметическая прогрессия

Цели урока:1.. Совершенствовать навыки нахождения п-го члена и суммы п  первых  членов арифметической прогрессии с помощью формул.Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, раздаточн...

Презентация к уроку алгебра 9 класс "Арифметическая прогрессия"

Подробное изложение материала с заданиями....

Контрольная работа по алгебре 9 класс "Арифметическая прогрессия"

Контрольная работа по теме "Арифметическая прогрессия"...