Урок в 9 классе "Арифметическая прогрессия"
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Арифметическая прогрессия».
С использованием компьютерных технологий
Крынина Светлана Ивановна, учитель математики МОУСОШ № 50
Цели урока:
Образовательные:
- формировать навыки прикладного использования аппарата арифметической прогрессии;
- выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по применению формул арифметической прогрессии;
и ликвидировать пробелы в знаниях в соответствии с требованиями к математической подготовке учащихся.
Ø Развивающие:
развивать:
- способности к самостоятельному планированию и организации работы
- навыки коррекции собственной деятельности через применение информационных технологий;
- умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания при роботе с арифметической прогрессией.
- навыки частично-поисковой (исследовательской) деятельности,
Ø Воспитательные:
воспитывать:
- познавательный интерес к математике;
- информационную культуру и культуру общения;
- самостоятельность, способность к коллективной работе.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедиапроектор, интерактивная доска компьютерная презентация по теме (Приложение 1) , индивидуальные задания на компьютере, учебное электронное пособие «Математика 5-11».
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.
Методы: проблемно-поисковый, индуктивный, метод групповой работы, самостоятельной работы.
Ход урока:
Организационный момент.
Мобилизация учебной деятельности учащихся: доброжелательный настрой учителя и учащихся, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся, полная готовность класса и оборудования к работе. Повторение правил техники безопасности работы на компьютере.
Ролевая игра: для подготовки компьютерного класса, загрузки учебного сайта, инсталлирования программ, смены дидактических материалов на компьютерах из числа учащихся выбирается подготовленный системный администратор.
I этап. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
1) Сообщение целей и задач урока.
2) Проверка домашнего задания: выявление факта выполнения домашнего задания у всех учащихся, обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися, устранение типичных ошибок
3) Проводится самостоятельная работа группы учащихся за компьютером, с заполнением таблицы в Excel на расчет n члена и суммы n слагаемых конечной арифметической прогрессии.
а2 | d | n | an | Sn |
-4 | 6 | 12 | ||
3 | 0.5 | 29 | ||
1.6 | -0.9 | 55 |
4) Опрос с последующим применением теоретических знаний при решении задач.
1.Определение арифметической прогрессии.
2.Как найти разность арифметической прогрессии?
3.На экране представлены 4 формулы:
an=a1+(n-1)d; sn=; .
Нужно решить следующие задачи, выбрав нужную формулу.
а) Дано: (аn) – арифметическая прогрессия, а1 = 9, d = 3.
Найти: а11.
б) Дано: (аn) – арифметическая прогрессия, а1 = -6, d = 2.
Найти: S13.
в) Дано: (аn) – арифметическая прогрессия, а1 = 10, а20 = 28.
Найти: S20
II этап. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей.
Работа по формулам арифметической прогрессии.
Метод проведения – групповая ролевая игра
Класс разбивается на группы по три человека: программист (работает за компьютером, заполняя таблицу в Excel), расчётчик(выполняют расчёты стандартным способом) и аналитик (выполняет сравнительный анализ результатов подсчёта на компьютере и стандартным способом и представляет результаты на интерактивной доске.) После выполнения, результаты вычислений заносятся в таблицу:
а1 | d | аn | n | sn |
7 | 4 | 13 | ||
2 | 2 | 80 | ||
56 | 26 | 11 | ||
2 | 87 | 801 |
Ответ:
а1 | d | аn | n | sn |
7 | 4 | 55 | 13 | 403 |
2 | 2 | 80 | 40 | 1640 |
56 | -3 | 26 | 11 | 451 |
2 | 5 | 87 | 18 | 801 |
Решение прикладной задачи на применение формулы суммы членов конечной арифметической прогрессии.
Улитка ползёт по дереву. За первую минуту она проползла 30см, а за каждую следующую минуту – на 5см больше, чем за предыдущую. За какое время достигнет улитка вершины дерева длиной 5,25м, если считать, что движение начато от его основания?
Решение.
Дано: (аn) – арифметическая прогрессия, а1 = 30, d = 5см,
S = 5м 25см = 525см.
Найти: n.
Решение:
.
525=
5n2 + 55n – 1050=0
n2 + 11n – 210 =0
n = 10
n = -21 – не удовлетворяет условию.
Ответ: 10 минут.
III этап. Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
Выполняется интерактивный проверочный тест на компьютерах.
1. Найдите 10-й член арифметической прогрессии: 1,3,5,7,…
2. Дана арифметическая прогрессия (аn). Вычислите: а15, если а1= - 15, d = - 5.
3. Найдите разность арифметической прогрессии (аn), если: а1= 12, а5 = 40.
4. Найдите первый член арифметической прогрессии (аn), если: а26= -71, d = -3.
5. Найдите сумму первых n членов арифметической прогрессии (аn), если: а1= -3, n = 16, d =1,5
Подведение итогов урока
Подвести итоги усвоения материала по уровням понимания учащимися, выделив учащихся со структурным пониманием, т.е. тех, кто работал по алгоритму; тех, кто решал по образцу; и тех, кто может применить свои знания в новых условиях. Выставляется отметка каждому ученику за блиц - опрос, и за практическую работу. Сообщается учащимся, кому и на какие вопросы необходимо обратить внимание, при подготовке к контрольной работе.
Домашнее задание.
§15, Домашняя контрольная работа.
1.Возрастающая последовательность состоит из всех натуральных чисел, которые при делении на 5 дают в остатке 1. Выясните, является ли она арифметической прогрессией. Если да, то укажите первый член и разность прогрессии.
2.Составьте формулу n – го члена арифметической прогрессии (аn) если а3 = 64, а10 = 22.
3.Для прогрессии, приведённой в задании №2, найдите сумму всех её положительных членов.
4.Альпинисты в первый день восхождения поднялись на высоту 1400м, а затем каждый следующий день они проходили на 100м меньше, чем в предыдущий. За сколько дней они покорили высоту в 5000м?
Литература
- Учебное электронное пособие «Математика 5-11», Дрофа
- Учебно-методическое пособие. Взаимосвязь теории с практикой в процессе изучения математики. Возняк Г.М., Маланюк М.П. Киев. «Радянська школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры "Арифметическая прогрессия", 9 класс
Цели урока: Образовательные : - повторить материал по теме «Арифметическая прогрессия»; - подготовка к итоговой...
разработка урока на тему "Прогресс и развитие"
в этой разработке представлен материал к учебник 10 класса М.З.Биболетовой на тему " Прогресс и развитие"...
Открытый урок. “Определение геометрической прогрессии. Формула n–ого члена геометрической прогрессии”
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА с использованием слайд-презентации...
Урок алгебры 9 класс Тема урока: Определение арифметической прогрессии.
Цели: 1. Образовательная: -ознакомить учащихся с понятием арифметической прогрессии, ее элементами и свойствами, формировать умение пользоваться алгоритмом для вычисления членов арифметической пр...
Открытый урок "Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии "
Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии...
Обобщающий урок по теме "Прогрессии" (или как не стать жертвой мошенников)"
Конспект обобщающего урока по теме "Прогрессии" предназначен для учителей, работающих в 9 классах....
Обобщающий урок по теме прогрессия. Презентация и конспект урока.
Обобщающий урок по теме прогрессия. Презентация и конспект урока....