рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Рабочая программа кружка "Постоянные переменные" для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopobr_postperemen_9kl_22-23.docx | 40.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чичеринская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНА на заседании Методического Совета Протокол № ______ от «_____» ________202__ г. | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета школы Протокол № ______ от «_____» _______202__ г. | УТВЕРЖДАЮ. Директор МБОУ Чичеринская ООШ ___________ Дьякова Н.В. Приказ № _____ от «_____» _________202__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Постоянные переменные»
(естественно-научная направленность)
Ознакомительный курс.
Возрастной состав учащихся: 14-15 лет (9 кл.).
Продолжительность образовательного процесса – 1 год.
Педагог дополнительного образования –
Крыжанкова Галина Викторовна
п. Чичерино
2022 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Постоянные переменные» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, Концепции фундаментального ядра содержания общего образования, с Учебным планом МБОУ Чичеринская ООШ на 2021-2022 учебный год, с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждёнными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
Направленность программы: естественно-научная. Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития математической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников.
Образовательная деятельность по данной дополнительной общеразвивающей программе направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- формирование общей культуры обучающихся.
Вид программы: модифицированная, т.е. составленная на основе типовой программы с внесением изменения в отбор содержания, тем, порядка их изучения.
Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует формированию более сознательных мотивов учения, содействует подготовке учащихся к их дальнейшему образованию, ориентирована на развитие личности, способной успешно интегрироваться и быть востребованной в современных условиях жизни. Программа соответствует основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, социальному заказу родителей и детей.
Цель: формирование представления о математике как о фундаментальной области знания, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни; углубление и расширение математических компетенций; развитие интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений; воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности, создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
Задачи:
- расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
- совершенствовать и углублять знания и умения учащихся с учетом индивидуальной траектории обучения;
- учить способам поиска цели деятельности, поиска и обработки информации; учить синтезировать знания;
- способствовать развитию основных процессов мышления: умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
- способствовать формированию осознанных мотивов обучения.
Адресат программы:
обучающиеся 9 класса общеобразовательных учреждений (14-15 лет).
Объем программы: программа рассчитана на 1 год реализации.
Формы организации образовательного процесса планируются как индивидуальные, групповые, так и фронтальные,
виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают лекции, практические и семинарские занятия, тренинги, выполнение самостоятельной работы,
режим занятий: 1 занятие в неделю.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- правильное использование математических формул, решение уравнений и неравенств, их применение для решения математических и практических задач;
- иметь представление, как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- знать методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;
- иметь представление о методах решения логических задач;
- знать технологии решения текстовых задач;
- применять элементарные приемы преобразования графиков функций;
- знать прикладные возможности математики.
Метапредметные:
- осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера);
- применять метод математического моделирования при решении текстовых задач;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата математики; описания зависимостей между физическими и др. величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению:
- осознанная мотивация познания, саморазвития, самосовершенствования,
- активность, настойчивость, ответственность, самостоятельность в деятельности,
- расширение кругозора, знаний, рефлексии деятельности,
- положительная динамика развития процессов мышления, самооценки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: самостоятельные тематические работы, творческие отчеты.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | |||
всего | теория | практика | индивидуаль-ные занятия и консультации | ||
1 | Раздел 1. «Математическая логика. Элементы комбинаторики.» | ||||
1.1 | Переменные и постоянные величины в математике | 1 | 1 | ||
1.2 | «Математическая логика» и «Элементы комбинаторики» - разделы математики. | 1 | 1 | ||
1.3 | Круги Эйлера. Принцип Дирихле | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.4 | Решение логических задач | 2 | 1 | 1 | |
1.5 | Решение комбинаторных задач | 2 | 1 | 1 | |
2 | Раздел 2. «Алгебра модуля» | ||||
2.1 | Определение модуля числа | 1 | 1 | ||
2.2 | Свойства модуля и их применение | 1 | 1 | ||
2.3 | Метод интервалов для решения уравнений, содержащих модуль | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.4 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | 2 | 1 | 1 | |
2.5 | Модуль и преобразование корней | 1 | 1 | ||
2.6 | Графики функций, содержащих модуль | 2 | 1 | 1 | |
3 | Раздел 3. «Текстовые задачи» | ||||
3.1 | Задачи на движение | 2 | 1 | 1 | |
3.2 | Задачи на работу | 1 | 1 | ||
3.3 | Задачи на проценты | 1 | 1 | ||
3.4 | Проценты в нашей жизни | 1 | 1 | ||
3.5 | Задачи на смеси | 1 | 1 | ||
3.6 | Задачи на сплавы | 1 | 1 | ||
4 | Раздел 4. «Геометрия архитектурной гармонии и другие прикладные геометрические задачи» | ||||
4.1 | Символ бессмертия и золотая пропорция | 1 | 1 | ||
4.2 | Одна из величайших математических задач | 1 | 1 | ||
4.3 | Геометрия храма | 1 | 1 | ||
4.4 | Решение задач «Геометрия и архитектура» | 1 | 1 | ||
4.5 | Геометрия и реальная жизнь | 2 | 1 | 1 | |
5 | Раздел 5. «Прикладная математика» | ||||
5.1 | Математика в физических явлениях | 1 | 1 | ||
5.2 | Математика в химии | 1 | 1 | ||
5.3 | Математика в биологии | 1 | |||
5.4 | Математика в быту | 1 | 1 | ||
5.5 | Профессии и математика | 1 | 1 | ||
Итого часов | 33 |
Содержание изучаемого материала
Раздел 1. Математическая логика. Элементы комбинаторики. (7 часов)
На вводном занятии рассматривается роль математики в жизни человека и общества, проводится инструктаж по технике безопасности. Далее рассматриваются основные понятия математической логики, теории множеств, комбинаторики, применение кругов Эйлера. Решение комбинаторных задач, применение принципа Дирихле, решение различных логических и комбинаторных задач.
Раздел 2. Алгебра модуля. (8 часов)
Понятие модуля числа и аспекты его применения. Свойства модуля. Метод интервалов. Решение уравнений. Решение неравенств, содержащих модуль посредством равносильных переходов. Приложение модуля к преобразованиям радикалов. Приемы построения графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.
Раздел 3. Текстовые задачи. (7 часов)
Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры. Задачи на равномерное движение. Задачи на движение по реке. Задачи на работу. Задачи на проценты. Задачи на смеси и сплавы. Задачи на пропорциональные отношения. Арифметические текстовые задачи.
Раздел 4. Геометрия архитектурной гармонии и другие прикладные геометрические задачи. (6 часов)
Рассматривается практическая значимость геометрических знаний. Математические аспекты возведения архитектурных шедевров прошлого. Золотое сечение. Делосская задача. Геометрические задачи, сформированные как следствия решения архитектурных проблем. Решение прикладных геометрических задач.
Раздел 5. Прикладная математика. (5 часа)
Раскрывается применение математики в различных сферах деятельности человека, ее связь с другими предметами. Решение задач с физическим, химическим, биологическим содержанием. Применение математических понятий, формул и преобразований в бытовой практике. Умение пользоваться таблицами и справочниками. Решение различных прикладных задач. Математика в различных профессиях.
Календарный учебный график
№ занятия | Содержание | Кол-во часов | Сроки (дата) | |
план | коррекция | |||
1 | Переменные и постоянные величины в математике | 1 | ||
2 | «Математическая логика» и «Элементы комбинаторики» - разделы математики. | 1 | ||
3 | Круги Эйлера. Принцип Дирихле | 1 | ||
4 | Решение логических задач | 1 | ||
5 | Решение логических задач | 1 | ||
6 | Решение комбинаторных задач | 1 | ||
7 | Решение комбинаторных задач | 1 | ||
8 | Определение модуля числа | 1 | ||
9 | Свойства модуля и их применение | 1 | ||
10 | Метод интервалов для решения уравнений, содержащих модуль | 1 | ||
11 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | 1 | ||
12 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | 1 | ||
13 | Модуль и преобразование корней | 1 | ||
14 | Графики функций, содержащих модуль | 1 | ||
15 | Графики функций, содержащих модуль | 1 | ||
16 | Задачи на движение | 1 | ||
17 | Задачи на движение | 1 | ||
18 | Задачи на работу | 1 | ||
19 | Задачи на проценты | 1 | ||
20 | Проценты в нашей жизни | 1 | ||
21 | Задачи на смеси сплавы | 1 | ||
22 | Задачи на сплавы | 1 | ||
23 | Символ бессмертия и золотая пропорция | 1 | ||
24 | Одна из величайших математических задач | 1 | ||
25 | Геометрия храма | 1 | ||
26 | Решение задач «Геометрия и архитектура» | 1 | ||
27 | Геометрия и реальная жизнь | 1 | ||
28 | Геометрия и реальная жизнь | 1 | ||
29 | Математика в физических явлениях | 1 | ||
30 | Математика в химии | 1 | ||
31 | Математика в биологии | 1 | ||
32 | Математика в быту | 1 | ||
33 | Профессии и математика | 1 |
Методическое обеспечение
дополнительной общеобразовательной программы
Условия, необходимые для реализации программы:
- учебный кабинет: стандартный учебный кабинет общеобразовательного учреждения, отвечающий требованиям, предъявляемым к школьным кабинетам (см. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02);
- материально-техническое обеспечение: компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, школьная доска, инструменты для выполнения геометрических построений;
- организационные условия: количество часов занятий в неделю - 1; количество учащихся в группе – 12-15.
Дидактические материалы:
- наглядные, раздаточные, образовательные материалы по различным темам/разделам программы:
- тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения, образовательная информация и т.д.);
- таблицы, схемы, чертежи, технологические карты, пособия;
- видеопрезентации, электронные презентации.
Список литературы
Литература для учителя:
1. Абросимова Т.В. Математика. Функции и их графики. – Саратов, «Лицей», 2016.
2. Лоповок Л.М. Математика на досуге. – М., «Просвещение», 1981.
3. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника Алгебры. – М., «Просвещение», 1990.
4. Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. – М., «Просвещение», 2005.
5. Фарков А.В. Математические кружки в школе. Москва. Айрис-пресс 2007 год.
6. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. – М., МИРОС, 1992.
7. Широков А. Н. Геометрия вселенной// Математика в школе. 2003. № 8.
Литература для обучающихся:
1. Макарычев Ю. Н. Алгебра: Дополнительные главы к школьному учебнику. 9 класс. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2000.
2. Мордкович А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е. Алгебра. 9 класс. Задачник. М.: Мнемозина, 2004.
3. Нагибин Ф.Ф., Канан Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение 1999 год.
Электронные ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http:school-collection.edu.ru/
2. Математический портал «Математика.ру» http://matematika.ru
3. Фильмы по истории математики http://math4school.ru
4. Айрен: программа тестирования знаний. https://irenproject.ru/index
5. Решу ОГЭ (образовательный портал) https://oge.sdamgia.ru/
6. Задачи по геометрии http://zadachi.mccme.ru/2012/#&page1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...
Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"
Программа дополнительного образования творческого объединения «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...