Статья на тему "МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ"
статья по алгебре
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Монгуш Ч. А., 4 курс МИ_307 группа ФМФ
Научный руководитель - Троякова Г. А., к.ф-м.н., доцент
Аннотация
Актуальность изучения темы «Квадратные уравнения» заключается в том, что она является одной из важнейших в математике. Они показывают расширенное использование в различных сегментах арифметики, также используются в других науках. По этой причине ученик должен уметь правильно и рационально решать квадратные уравнения.
Ключевые слова
Уравнения, квадратные уравнения, выделение полного квадрата, теорема Виета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mongush_ch._a._metodika.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Монгуш Ч. А., 4 курс МИ_307 группа ФМФ
Научный руководитель - Троякова Г. А., к.ф-м.н., доцент
Аннотация
Актуальность изучения темы «Квадратные уравнения» заключается в том, что она является одной из важнейших в математике. Они показывают расширенное использование в различных сегментах арифметики, также используются в других науках. По этой причине ученик должен уметь правильно и рационально решать квадратные уравнения.
Ключевые слова
Уравнения, квадратные уравнения, выделение полного квадрата, теорема Виета.
Введение
В школе исследуются классические способы изучения квадратных уравнений по формулам корней квадратного уравнения, теореме Виета. Существуют и другие приемы решения квадратных уравнений.
Уделяю особое внимание выделению полного квадрата и теореме Виета как на методы, которые формируют у школьников нестандартное мышление и, как следствие, умение решать задачи лаконично. В свою очередь, логическое мышление - это логический процесс, использующий логические понятия и конструкции, цель которого - получить аргументированный вывод из посылок.
Квадратным уравнением называют уравнение вида , где - переменная,– некоторые числа, причем .[1]
Метод выделения полного квадрата
Для начала нужно вспомнить сокращенные формулы умножения. А именно квадрат суммы и квадрат разности. Чтобы решить квадратное уравнение таким способом, мы должны выделить квадрат двучлена из квадратного трёхчлена в левой части уравнения. Для этого сложим и вычтем одно и то же число, если необходимо, чтобы получился квадрат двучлена.
Рассмотрим квадратное уравнение . Преобразуем левую часть. Мы можем подчеркнуть полный квадрат в этом выражении, при наличии такого комплекта. Сравним его с формулой выделения полного квадрата. Так как перед умножением стоит минус, то выделим квадрат разности. Не трудно заметить, что в этом выражении вместо a выступает . Значит должно быть удвоенным произведением. Найдем . Для этого представим в виде произведения.
Не трудно заменить, что b = 2. Не хватает квадрата b, для выделения полного квадрата. = 2, приплюсуем , и чтобы не поменялось выражение, вычтем . Получаем: .
По сути ничего не поменялось. И благодаря этому, мы можем записать первые три члена в виде суммы квадратов.
-2·2·x+
- 4x + 5=- 4 - 5=-9.
Выражение, можно приравнять к нулю и получить квадратное уравнение. Его можно решить, не используя формул.
Далее решаем квадратное уравнение - 9= 0
= 9
= 3 и
Будем использовать способ выделения полного квадрата для решения квадратного уравнения
Чтобы получить квадрат второго выражения, представим, что первый член - это квадрат первого выражения, второй член - это удвоенное произведение, а квадрат второго выражения мы сможем сложить и вычесть. Учтем, что второй член нечетный, и выделять полный квадрат неудобно. Умножим всё уравнение на , чтобы второй член стал четным:.
Теперь второй член четный, но в первом члене число не будет полным квадратом рационального числа. Умножим уравнение на :
Сейчас удобно выделить полный квадрат, поскольку Таким образом, не хватает слагаемого . Тогда в левой части уравнения добавим и вычтем 25:
Обратим внимание, что квадратный трёхчлен не будет равен квадратному трёхчлену , поскольку второе получается из первого умножением на 12. В случае если перед нами стояла бы цель просто выделить полный квадрат из квадратного трехчлена, а не находить решения квадратного уравнения, в таком случае нам пришлось бы заменить наши действия делением во время умножения и произвести следующие преобразования:
Или же можно выделить полный квадрат, похожим на предыдущий способ, но не домножением, а вынесением из скобки первого коэффициента:
Решение уравнений с использованием теоремы Виета
Приведенным называют квадратное уравнение, если его старший коэффициент равен единице: +bх + c = 0. [2]
Теорема Виета для приведённого квадратного уравнения:
А для не приведенного - сумма корней квадратного уравнения равна -b/а, а их произведение с/а.[3]
Литература
- Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2019. – 258 с. : ил.
- Алгебра. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. Г. Мордкович. – 21-е изд., перераб. – М. : Мнемозина, 2017. – 223 с. : ил.
- Онлайн-школа «Фоксфорд» [https://foxford.ru/]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение темы "Проценты" в школьном курсе математики.
Обобщение личного опыта при изучении темы " Проценты" в школьном курсе математике. Использование темы в жизненных ситуациях....
Содержание и роль уравнений в школьном курсе математики
Материал, связанный с уравнениями, составляет значительную часть школьного курса математики. Это объевляется тем, что уравнения широко используются в различных разделах математики, в решении важных пр...
Иррациональные уравнения в школьном курсе математики. Методы решения.
Материал, связанный с уравнениями, составляет значительную часть школьного курса математики. Однако в школе иррациональным уравнениям уделяется достаточно мало внимания, но задания по теме "Ирр...
Новый взгляд на решение квадратных уравнений в школьном курсе математики
Квадратные уравнения находят широкое применение при решении различных задач: начиная с заданий средней школы и до олимпиад самого высокого уровня. В школьном курсе математики подробно изучаются формул...
Методика изучения темы «Проценты» в школьном курсе математики
Мотивация систематического изучения процентов и ее актуальность...
Диофантовы уравнения в школьном курсе математики.
Работа показывает несколько способов решения линейных диофантовых уравнений....
Статья по теме: "Применение элементов комбинаторики в школьном курсе математики".
Комбинаторика – один из разделов дискретной математики, который приобрел большое значение в связи с использованием его в теории вероятностей, математической логике, теории чисел, вычислительной ...