Решение задач с помощью систем уравнения
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Мельникова Галина Вениаминовна

Изучить способ решения задач с помощью составления систем уравнений; формировать умение составлять системы уравнений по условию задачи и решать их.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 7 классе

«Решение задач с помощью систем уравнений»

Мельникова Галина Вениаминовна,

учитель математики

ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №38 ИМЕНИ К.Е.ВОРОШИЛОВА»

Цели: изучить способ решения задач с помощью составления систем уравнений; формировать умение составлять системы уравнений по условию задачи и решать их.

Задачи:

Образовательные:

  • усвоить алгоритм решения задач с помощью составления систем уравнений;
  • повторить способы решения систем уравнений;
  • отработать навыки  решения задач с помощью систем уравнений;
  • закрепить умение решать задачи с помощью систем уравнений.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • развивать математическую речь, умение аргументировать свои ответы;
  • совершенствовать математические навыки

Воспитательные:

  • поддерживать интерес к изучению математики;
  • воспитывать дисциплинированность, наблюдательность и самостоятельность, ответственность, дружеское отношение друг к другу.

Тип урока: освоение новых знаний

Оборудование:  компьютер, проектор (телевизор), раздаточный материал (памятка (алгоритм),  карточки с заданием),  доска, учебник Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций; под ред. С.А. Теляковского – М.: Просвещение, 2016.

Методы контроля деятельности: устный опрос,  фронтальный опрос, взаимный контроль.

Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

  • предметные: решать задачи с помощью систем уравнений; усвоить алгоритм решения задач с помощью систем уравнений; применять удобный способ решения задач с помощью систем уравнений.
  • метапредметные

познавательные: развивать умения выделять и формулировать познавательную цель, строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: развивать умения работать в паре, умение строить познавательный диалог по теме урока;

регулятивные: формировать умение планировать учебные действия, ставить учебные задачи, работать по алгоритму, осуществлять контроль по результату и способу действия.

личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

План урока

  1.  Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) (1 мин.)
  2. Актуализация знаний (3 мин.)
  3. Выявление места и причины затруднений (3 мин.)
  4. Построение проекта выхода из создавшейся ситуации (4мин.)
  5. Реализация построенного проекта (4 мин.)
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин)
  7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (10 мин.)
  8. Включение в систему знаний и повторения (9 мин.)
  9. Информация о домашнем задании  и инструктаж по его выполнению (2 мин.)  
  10. Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов) (1 мин.)

Ход урока

1.        Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Добрый день, ребята!

Открыли тетради, записали число, классная работа.

 Девиз нашего урока: «Дорогу осилит идущий, А математику мыслящий».

Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправляемся в поход. Впереди – преодоление  препятствий и новые открытия.

Давайте посмотрим на вашу готовность.

Приветствие.  Запись в тетрадях числа, классной работы.

 2.        Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На прошлых уроках мы рассматривали решение систем уравнений.

Учитель предлагает

  1. Ответить на вопросы:
  • Что называют решением системы уравнений?
  • Каким методом можно решить систему линейных  уравнений с двумя переменными?
  • Сколько решений может иметь система линейных уравнений с двумя переменными?
  1. Выполнить мини-тест:

(условие  и проверка на слайде)

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Весь класс решает мини-тест:

  1. Выразить x через y: х+3у=6

А) х=3у+6;

Б) * х=-3у+6;

В) х=-3у-6.

  1. Какая пара является решением системы?

А) (4;0)    Б)  (2;8)    В) * (7;3)

3)Решить систему уравнений:

А) (0;6)   Б)  (2;4)   В) * (4;2)

3.        Выявление места и причины затруднений

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Внимание! У вас хорошая подготовка. Все ли собрали рюкзаки?

Наш класс в составе 30 учащихся идет в поход. Каждый берет банку мясных или рыбных консервов. Мясных на 6 штук больше, чем рыбных. Сколько консервов каждого вида мы возьмем в поход?

- Это уже задача.

- А как ее будем решать?

Попытаемся решить, усвоив тему нашего урока, которая зашифрована в ребусе:

( ребус на слайде)

Какую тему записываем в тетрадь?

«Решение задач с помощью систем линейных уравнений»

Ученики решают ребус.

Ученики записывают в тетрадь тему урока.

4.        Построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Давайте подумаем, что нужно для решения данной задачи?

- Какими способами можно её решить?

- С помощью уравнения или системы уравнений.

-Для решения задачи с помощью системы уравнений надо ввести переменные и попробовать составить с ними два уравнения.

Ученики предлагают свои варианты ответов.

5.        Реализация построенного проекта

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель показывает образец оформления задачи на доске.

 Пусть ребята взяли в поход х мясных консервов и у – рыбных.

Составим систему уравнений:

- Каким способом можно решить эту систему?

Наиболее рационально решить эту систему способом сложения.

- Учитель обращается к ученикам с предложением  повторения и формулировки каждого этапа решения задачи.

На слайде – алгоритм решения задач с помощью систем уравнений (Приложение 1).

Ученики записывают в тетрадь решение данной задачи.

Ученики предлагают способы решения системы и делают записи в тетрадях.

   

Ответ: 18 мясных и 12 рыбных консервов

Ученики формулируют этапы решения задачи

6.        Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Мы с вами, загрузив рюкзаки,   отправляемся к причалу, где находится 6 лодок, часть из которых двухместные, а часть – трехместные. Всего в эти лодки может поместиться 14 человек. Сколько двухместных и трехместных лодок мы видим у причала?

- Для решения задачи используем алгоритм и составим математическую модель.

( таблица на слайде)

Количество лодок

Количество человек

2-хместн

х

3-хместн

у

всего

6

14

Учитель предлагает ученикам составить систему к данной задаче.

Учитель предлагает выбрать способ решения данной системы. Для этого у доски работают два ученика, которые решают систему способом сложения и способом подстановки.

Ученики составляют математическую модель решения задачи.

Ученики записывают систему :

   

Работа учеников у доски.

Способ подстановки:

 

 

   

 Способ сложения:

Ответ : 4 двухместных и 2 трёхместных лодки.

7.        Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Для закрепления навыков решения задач с помощью систем уравнений выполните самостоятельную работу.

На слайде появляются правильные ответы.

Ученики выполняют  самостоятельную работу  по вариантам (Приложение 2).

1 Вариант

  1. В лесу ребята нашли х белых грибов и у лисичек. Всего 60 грибов. Составить систему, если лисичек на 12 больше, чем белых грибов.
  2. Туристы за два дня прошли 10 км. В первый день на 4 км больше, чем во второй. Сколько км пути прошли туристы в каждый из дней? Составить систему.

2 Вариант

  1. В лесу ребята нашли х орехов  и у шишек. Всего 40 .Составить систему, если шишек нашли на 8 штук больше, чем орехов.
  2. Туристы за два дня прошли 12 км. Во второй  день на 2 км больше, чем в первый. Сколько км пути прошли туристы в каждый из дней? Составить систему.

Ученики  обмениваются тетрадями и проверяют составленные системы друг у друга.

Ученики сверяют полученные ответы.

8.        Включение в систему знаний и повторения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель подводит итоги урока и предлагает восстановить текст.

Ученики восстанавливают текст.

9.        Информация о домашнем задании  и инструктаж по его выполнению

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Вы успешно преодолели все препятствия, наш поход завершён.

Но вы дома путешествуете по страницам учебника алгебры. На странице 219 в пункте 45 повторите алгоритм решения задач с помощью систем уравнений.

Выполните № 1099; № 1103.

Последний № - задача с геометрическим смыслом. Вспомните, как найти периметр треугольника.

Творческое задание: Составить и решить задачу с помощью системы уравнений.

Ученики слушают учителя и записывают домашнее задание в дневники.

10.        Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На слайде появляются фразы, которые  ученикам предлагается закончить.

Учитель подводит итоги урока,  проводит комментированное выставление оценок

Ученики устно  отвечают на поставленные вопросы.


 Приложение 1

Алгоритм решения задач с помощью линейных уравнений

  1. Обозначить неизвестные величины переменными
  2. По условию задачи записать уравнения, связывающие обозначенные переменные
  3. Решить полученную систему
  4. Истолковать результат в соответствие с условием задачи
  5. Записать ответ


Приложение 2

1 вариант

  1. В лесу ребята нашли 🗴 белых грибов и у лисичек. Всего 60 грибов. Составить систему, если лисичек на 12 больше, чем белых грибов.
  2. Туристы за два дня прошли 10 км. В первый день на 4 км больше, чем во второй. Сколько км пути прошли туристы в каждый из дней? Составить систему.

2 вариант

  1. В лесу ребята нашли 🗴 орехов  и у шишек. Всего 40 .Составить систему, если шишек нашли на 8 штук больше, чем орехов.
  2. Туристы за два дня прошли 12 км. Во второй  день на 2 км больше, чем в первый. Сколько км пути прошли туристы в каждый из дней? Составить систему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ Презентация к уроку по алгебре для учеников 7 класса Мельникова Галина Вениаминовна

Слайд 2

Дорогу осилит и дущий, а математику мыслящий

Слайд 3

Мини-тест Выразить x через y : х+3у=6 А ) х=3у+6; Б) х=- 3у+6; В ) х=-3у-6. Какая пара является решением системы? А ) (4;0) Б) (2;8) В) ( 7;3) 3) Решить систему уравнений: А ) (0;6) Б) (2;4) В) ( 4;2)

Слайд 4

Решите задачу Наш класс в составе 30 учащихся идет в поход. Каждый берет банку мясных или рыбных консервов. Мясных на 6 штук больше чем рыбных. Сколько консервов каждого вида мы возьмем в поход ?

Слайд 5

Расшифруйте тему урока

Слайд 6

Тема: Решение задач с помощью систем уравнений

Слайд 7

Алгоритм решения задач с помощью линейных уравнени й Обозначить неизвестные величины переменными По условию задачи записать уравнения, связывающие обозначенные переменные Решить полученную систему Истолковать результат в соответствие с условием задачи Записать ответ

Слайд 8

Решите задачу На причале находится 6 лодок, часть из которых двухместные, а часть трехместные. Всего в эти лодки может поместиться 14 человек. Сколько двухместных и трехместных лодок было у причала? Количество лодок Количество человек Двухместные Трехместные Всего Х У 2Х 3У 6 14

Слайд 9

Самостоятельная работа 1 вариант 2 вариант В лесу ребята нашли Х белых грибов и У лисичек. Всего 60 грибов. Составить систему уравнений, если лисичек на 12 больше, чем белых грибов. Ответ : 2) Туристы за 2 дня прошли 10 км. В первый день на 4 км больше, чем во второй. Составить систему уравнений для решения этой задачи. Ответ: В лесу ребята нашли Х орехов и у шишек. Всего : 40 шт. Составить систему, если шишек нашли на 8 штук больше, чем орехов. Ответ: Туристы за 2 дня прошли 12 км. Во второй день на 2 км больше, чем в первый. Сколько километров пути прошли туристы в каждый день? Ответ:

Слайд 10

Восстановите текст На уроке мы решали______ с помощью уравнений. Для этого ______ обозначили ______ и записываем ______, которые Объединяли в ______. И решали систему способом _______.

Слайд 11

Домашнее задание Р ассмотреть алгоритм решения задач стр. 219 в п. 45 . Выполнить № 1099, № 1103. Творческое задание: составить и решить задачу с помощью системы уравнений

Слайд 12

Продолжите фразу : В походе я: Узнал ……………….. Научился…………… Мне было: Интересно Не очень понятно Стоит еще повторить …………..

Слайд 13

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики (алгебры) по теме: «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени».

Урок математики (алгебры) по теме: «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени». Урок для учащихся 9 класса. Применение индивидуальных карточек на уроке помогает учащимся решать самостоят...

Решение задач с помощью систем уравнений с двумя переменными второй степени.

Презентация к уроку по математике 9 класс. Задачи на совместную работу и на использование  формулы двузначного числа....

Алгоритмы решения задач с помощью систем уравнений

В курсе алгебры 9 класса отводится всего 4 часа на решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Это задачи на движение, совместную работу и задачи с геометрическим содержанием. Для каждого...

Решение задач с помощью систем уравнений

Презентация "Решение задач с помощью систем уравнений", подготовленная по учебнику "Алгебра. 7 класс. Макарычев Ю.Н.". Прекрасно подходит учителям математики для использования на уроках. СКАЧАТЬ...

"Решение задач с помощью систем уравнений и систем неравенств"

Урок математики в 9 классе на тему "Решение задач с помощью систем уравнений и систем неравенств"....

Решение задач с помощью систем уравнений с двумя переменными.

Урок изучения нового материала в 9 классе....

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. 9 класс . план-конспект.

План - конспект "Решение задач с помощью систем уравнений  второй степени" составлен на основе требований ФГОС по математике для 9 класса. Урок познования нового материала  с применением про...