Рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа по алгебре

Никонова Ольга Николаевна

Рабочая программа доп.образования по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhok_56_kl.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновская средняя школа №2 «Крутецкая основная школа»

Принято

 Педагогическим советом

Протокол №1 от   28.08 2020г.

Согласовано.

зам. директора МБОУ Сосновская СШ №2

_____________ /О.Н.Никонова/

от 31.08. 2020г.

Утверждено

Директором  МБОУ Сосновская СШ №2

                                         __________

                                         /А.И.Зимина/

Приказ № 136- ФД от 31.08.2020 г.      

дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Занимательная математика»

направленность: естественнонаучная

на 2020-2021 учебный год

срок реализации 1 год

Составитель:
Никонова Ольга Николаевна,

учитель математики

первая квалификационная категория

с. Крутые

2020г.

                           

                                       

                                         1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа (далее программа)  разработана   в рамках курса «Изучение математики образовательной области «Математика» сверх часов и сверх программы, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами».

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

          Программа дополнительного образования «Занимательная математика» для детей 10-12 лет, склонных к занятиям математикой, а также  тех, кто желает повысить уровень своих математических способностей.

    Данная программа направлена на предоставление возможности попробовать себя и оценить свои силы с точки зрения перспективы дальнейшего изучения математики не только в старшей школе, но и в высших учебных заведениях.

Программа «Занимательная математика» является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования. Большое внимание уделяется решению логических, олимпиадных задач, задачам на числа, дроби, проценты, уделяется внимание истории развития математики, математическим играм, фокусам, софизмам. Учащиеся знакомятся с биографиями великих математиков, их высказываниями, решают занимательные задачи.

     2. Цель программы - создание  условий для формирования у обучающихся  творческого мышления,  интереса к предмету и представления о математике как части общечеловеческой культуры.

  3.  Задачи:

   познавательные:

•        обучать  методам и приёмам решения нестандартных задач, требующих  применения высокой логической культуры и развивающих научно- теоретическое и алгоритмическое мышление;

•        обучать школьников применению полученных знаний при решении различных прикладных задач.    

   развивающие:

•        развивать  самостоятельное  и творческое мышление обучающихся, активизацию    мыслительной деятельности в условиях ограниченного времени;        

•        расширять кругозор обучающихся через работу с  дополнительным материалом,   дополнительной литературой и самообразование.                

воспитательные:

•        формировать навыки и интерес к научной и исследовательской деятельности;

•        воспитывать эстетическое  восприятие обучающихся красоте математических преобразований.    

             

Форма занятий: групповая и индивидуальная. Творческий характер заданий и необязательность домашнего задания для всех обучающихся является здоровьесберегающим условием реализации программы.

Описание места учебного  курса в учебном плане:

Программа рассчитана на один год обучения  (36 часов.)                                                                                                                         Для обучающихся 10-12 лет занятия  проходят один раз в неделю по 1 часу.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Курс является открытым. В него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были небольшими по объёму, интересными для обучающихся, соответствовали их возможностям.

4. Актуальность программы: школьники основного общего образования должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 5 - 6 классах начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять удовольствие. Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы. Она позволяет не только углублять  знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность программы по математике возрастает и в связи с государственной итоговой аттестацией в 9 классе.

В основе занятий дополнительного образования лежит принцип добровольности.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования.

Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. Планируемые результаты:

     В результате освоения программы «Занимательная математика» учащиеся:

      должны приобрести навыки решения логических, олимпиадных задач, задач с элементами комбинаторики; овладеть приемами быстрого счета; научиться использовать свой творческий потенциал; оформлять работы; доказывать свою точку зрения, получить представление об истории возникновения математической науки,

 В  личностном направлении:

  • умение  ясно,  точно,  грамотно  излагать  свои  мысли  в  устной  и  письменной речи,  понимать  смысл  поставленной  задачи,  выстраивать  аргументацию,  приводить  примеры и контрпримеры;
  • критичность  мышления,  умение  распознавать  логически  некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление  о  математической  науке  как  сфере  человеческой  деятельности,  об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность  мышления,  инициатива,  находчивость,  активность  при  решении математических задач;

  В метапредметном направлении:

  • умение  видеть  математическую  задачу  в  контексте  проблемной  ситуации  в  других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение  находить  в  различных  источниках  информацию,  необходимую  для  решения математических проблем, представлять ее в понятной форме,
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • умение  применять  индуктивные  и  дедуктивные  способы  рассуждений,  видеть различные стратегии решения задач;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение  планировать  и  осуществлять  деятельность,  направленную  на  решение  задач исследовательского характера;

  В предметном направлении:

  • овладение  базовым  понятийным  аппаратом  по  основным  разделам  содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • овладение  символьным  языком  алгебры,  приемами  выполнения  тождественных преобразований  рациональных  выражений,  решения  уравнений,  систем  уравнений, неравенств  и  систем  неравенств,  умение  использовать  идею  координат  на  плоскости  для интерпретации  уравнений,  неравенств,  систем,  умение  применять  алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
  • овладение  основными  способами  представления  и  анализа  статистических  данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире
  • овладение геометрическим языком
  • умения  измерять  длины  отрезков,  величины  углов,  использовать  формулы  для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение  применять  изученные  понятия,  результаты,  методы  для  решения  задач практического  характера  и  задач  из  смежных  дисциплин  с  использованием  при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

6. Содержание материала

Вводное занятие. Дидактические игры и занимательные задачи.

Устный счет. Свойства чисел. Некоторые приемы быстрого счета: умножение на 25, 75, 11, 111, 50, 125. Числовые ребусы. Головоломки. Задачи-шутки. Отгадывание чисел. Задачи на размещение и разрезание. Задачи со спичками. Четность, делимость чисел.  Логические задачи. Переливание, взвешивание. Задачи на части и отношения. Задачи на проценты. Задачи, решаемые с помощью графов. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры. Комбинаторные задачи. 

       

7. Учебно – тематическое планирование

№ занятия

Содержание материала

Форма занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1  

 Вводное занятие.

Математический кроссворд

1

0,5

0,5

2 – 3

 Устный счет. Свойства чисел.

Устный счет

2

0,5

1,5

4 – 5

 Числовые ребусы. Головоломки.

Игра – соревнование

2

0,5

1,5

6 – 7

Задачи-шутки. Отгадывание чисел.

Математический театр

2

0,5

1,5

8 – 9

Задачи на размещение и разрезание.

Практическое занятие

2

0,5

1,5

10 – 11

Задачи со спичками.

Практическое занятие

2

0,5

1,5

12 – 13

Четность, делимость чисел.

Работа в группах

2

0,5

1,5

14 – 16

Логические задачи.

Инсценировки

3

1

2

17 – 18

Переливание, взвешивание.

Практическое занятие

2

0,5

1,5

19 – 21

Задачи на части и отношения.

Математический бой

3

1

2

22– 24

 Методы решения творческих задач

«Мозговой штурм»

3

1

2

25

Старинные задачи

Игра «Что? Где? Когда?»

1

0,5

0,5

26– 27  

Его сиятельство «Граф».

Урок - конкурс

2

0,5

1,5

 28 – 32

Геометрия вокруг нас.

Проекты

5

2

3

33 – 34

Проценты в современной жизни

 Деловая игра

2

0,5

1,5

35

Заключительное занятие.

Математическая олимпиада

1

0

1

8. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

  1. Продолжительность учебного года

Начало учебного года - 01.09.2020

Начало учебных занятий - 04.09.2020

Продолжительность учебного года-  34 недели

Сроки проведения итоговой аттестации-  21.05

Окончание учебного год – 25 .05.2020г.

Продолжительность и сроки каникул:

 C 28.10.2020 по 03.11.2020

С 28.12.2020 по 11.01.2019

С 22.03.2021 по 29.03.2021

Регламент образовательного процесса

Продолжительность учебной недели 6 дней.

Занимательная математика проводится  1 занятие в неделю.

  1. Режим учебных занятий.

Продолжительность учебных занятий 45 мин.

Начало учебных занятий – 15.05

Окончание учебных занятий – 15.50

  1. Режим работы в период школьных каникул

по графику школьных каникул.

9. Формы подведения итогов реализации программы

Аттестация проводится в форме защиты реферата, проектных работ.

 Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

10. Методическое обеспечение программы

1.    Формы занятий, планируемых по разделам или темам: лекции, мозговой штурм, эвристические беседы, конференции, экскурсии, развивающие игры,  викторины, работа с энциклопедией в Интернете, сообщения учащихся, мини-рефераты.

        2. Формы приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса (способы передачи содержания образования и способы организации детской деятельности).

 а) методы по источнику познания:  

  -словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия );

  -практический (занимательные упражнения: кроссворды, викторины, загадки );

  -наглядный (демонстрация, иллюстрирование);

  -работа с книгой;

  -видеометод.

б)  по характеру познавательной деятельности:

  -объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);

  -репродуктивный (работа по образцам);

  -проблемный (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение);

  -частично-поисковый (выполнение вариантных заданий);

  -исследовательский (самостоятельная творческая работа).

в)  на основе структуры личности:

  -методы формирования сознания, понятий, взглядов (рассказ, беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа );

  -методы формирования опыта общественного поведения (упражнения, тренировки, игра);

  -методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.

11. Календарно-тематический план

Содержание

Всего часов

Дата

проведен

Фактическ дата проведен

1.

Вводное занятие

1

04.09

2

Устный счет. Свойства чисел.

1

11.09

3

Устный счет. Свойства чисел.

18.09

4

Числовые ребусы. Головоломки.

1

25.09

5

Числовые ребусы. Головоломки.

1

02.10

6

Задачи-шутки. Отгадывание чисел.

1

09.10

7

Задачи-шутки. Отгадывание чисел.

1

16.10

8

Задачи на размещение и разрезание.

1

23.10

9

Задачи на размещение и разрезание.

1

30.10

10

Задачи со спичками.

1

06.11

11

Задачи со спичками.

1

13.11

12

Четность, делимость чисел.

1

20.11

13

Четность, делимость чисел.

1

27.11

14

Логические задачи

1

04.12

15

Логические задачи

1

11.12

16

Логические задачи

1

18.12

17

Переливание, взвешивание.

1

25.12

18

Переливание, взвешивание.

1

15.01

19

Задачи на части и отношения.

1

22.01

20

Задачи на части и отношения.

1

29.01

21

Задачи на части и отношения.

1

05.02

22

Методы решения творческих задач

1

12.02

23

Методы решения творческих задач

1

19.02

24

Методы решения творческих задач

1

26.02

25

Старинные задачи

1

05.03

26

Его сиятельство «Граф».

1

12.03

27

Его сиятельство «Граф».

1

19.03

28

Геометрия вокруг нас.

1

26.03

29

Геометрия вокруг нас.

1

02.04

30

Геометрия вокруг нас.

1

09.04

31

Геометрия вокруг нас.

1

16.04

32

Геометрия вокруг нас.

1

23.04

33

Проценты в современной жизни

1

30.04

34

Проценты в современной жизни

1

07.05

35

Заключительное занятие

1

     14.05

36

Итоговая аттестация

1

21.05

Итого

36 час.

12. Ожидаемый результат, реализация программы:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста;
  • усвоят основные приемы мыслительного поиска при решении заданий более сложного уровня.

Выработают умения:

  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов;
  • прием «спирального движения» (по тесту).

13. Литература

1.        А.В. Фарков  Математические кружки в школе 5 – 8 классы М. Айрис – пресс, 2007г.

2.        М.А. Екимова, Г.П. Кукин. Задачи на разрезания. М. МЦНМО, 2002г.

3.  А.В. Мерлин, Н.И. Мерлина. Задачи для внеклассной работы по

математике 5 – 11 классы.  Учебное пособие Чебоксары: Издательство Чуваш, 2002г.

 4.Седьмой турнир юных математиков Чуваши: 5- 11классы. Чебоксары, 2003г.  

5. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных                         ресурсов.

 - «Математика», газета - приложение к газете «Первое сентября»;

- http://www.tomget.info

- http://pedsovet.su

- http://festival.1september.ru

- http://nic-snail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...

Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"

Программа дополнительного образования творческого объединения  «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....

Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.

Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...

Рабочая программа дополнительного образования ( Кружок «Информатика»)

Рабочая программа дополнительного образования: кружок по информатике для 5-7 классов на 2011-2012 учебный год....

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....